Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

IMAX КАК БРЕНД: ЛЕГЕНДА, МИФ ИЛИ ПОДДЕЛКА? ЧАСТЬ 1
Бублевский Михаил 17.03.2013 / 14:33 0

Как автор персонального блога на CINEMAPLEX, попросил коллег сделать перепост со страниц КИНОБИЗОНА своего же материала об IMAX годичной давности. Считаю актуальности он не утратил, а мне бы хотелось в своих будущих публикациях ссылаться на него.

IMAXЧто мы сейчас называем IMAXом? И насколько правомочно? Когда в «эффекте погружения IMAX» разочаруется обычный зритель? Славная история создания и развития бренда переживает странный период. Активность топ-менеджеров компании, рапортующих об успехах в освоении российского рынка, велика как никогда. Но между делом кинотеатры в регионах России тихо да молчком превращаются из IMAX в обычный цифровой 3D-зал, а их директора не особо делятся радостью от успехов своих IMAX-залов.
В первой части публикаций  размышляем  о плюсах / минусах технологий и бренда IMAX для нашего рынка.

 

ПОХВАЛА ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

Какие ассоциации вызывает у вас слово IMAX? Думаю, не ошибусь, если это гигантский экран, уникальное качество изображение и звука. Не случайно и название IMAX не что иное, как аббревиатура от Image Maximum (“максимальное изображение”). Говорят, существует и особый эффект IMAX (The IMAX Experience), когда изображение проникает в периферийную область зрения, что в совокупности с запатентованной цифровой системой звука и уникальной геометрией зала и создают этот эффект. Одним из следствий этого мифа — широкая известность и капитализация самого бренда.

Цитата с официального сайта корпорации: «Бренд IMAX известен во всём мире и является символом высочайшего качества кинофильмов  с эффектом погружения. …растёт узнаваемость бренда IMAX — бренда, название которого является уникальным в индустрии развлечений».  Кроме того,  «залы IMAX, помимо высокой прибыли от продажи билетов, повышают посещаемость, а также выполняют функцию привлечения новых зрителей в мультиплекс». Автор — Джон Шрайнер, вице–президент по развитию бизнеса на территории России и СНГ, Индии и стран Ближнего Востока (в интервью изданию «Бюллетень кинопрокатчика»). «Ожидаемо, что с ростом посещаемости при просмотре фильмов в этом формате,  при одновременном росте цены на билет получаем «отличные сборы, которые превышают показатели обычных кинотеатров в 6 -7 раз» (он же, там же). Логичным выглядит и следующее утверждение г-на Шрайнера: «Срок окупаемости кинотеатров IMAX зависит от уровня налогов и цены на билет в конкретной стране. В России налоги чуть ниже, а цена на билет чуть выше, чем в западных странах, поэтому и срок окупаемости будет сравнительно быстрым: менее 3 лет. У российских инвесторов мало  терпения!». Можно цитировать бесконечно и восхищаться.

Попробуем испытать на прочность все составляющие мифа IMAX:
высочайшее качество изображение, эффект погружения, рост посещаемости и, самое главное для нас, рост доходов от внедрения данной технологии в собственный кинотеатр, после чего и прикинем, прибыльное ли вообще-то это дело — приобретение лицензии IMAX.

 НЕМНОГО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ

История бренда берёт своё начало с уже далекого 1967 г, когда четырем основателям компании Фергюсону, Круато, Керру и Шоу удалось создать новый киноформат и решить многочисленные технические вопросы, с ним связанные. Киноформат был специально разработан под использование в залах с большим (гигантским) экраном. Первый фильм в формате IMAX Tiger Child (реж. Дональд Бриттейн) датируется 1970 г, первый же постоянный кинотеатр системы сферорамы Омнимакс (сейчас это называется IMAX DOME) открылся в 1971 г в Торонто.

Невзирая на то, что стандартом для технологии был принят размер экрана 22 x16.1 м(72 x53 фута), было построено множество кинотеатров с гораздо большими размерами, рекордным размером экрана является 35.73 x29.42 м(117.2 x96.5 футов), высота экрана, примерно 8 этажей, площадь более1 015 кв. м(11 309кв. футов). Для сравнения, наш «самый большой экран Москвы» расположен в кинотеатре Nescafe IMAX и имеет размеры 22 x 17.5 м, а сейчас и вовсе появились залы с гораздо большими экранами: Саратов, Воронеж и 7 звёзд (Краснодар), там порядка 28 на16 м. На размерах экранов и их пропорциях я не случайно акцентирую ваше внимание. Технология IMAX создавалась с единственной целью комфортного для зрителей просмотра фильмов на гигантском экране. Именно с этим требованием и связано, в частности, высочайшее качество изображения технологии IMAX того времени. Чем больше экран, тем выше требования по качеству изображения, и наоборот. Только с  просмотром фильмов на гигантском экране с соотношением сторон 1: 1.43 и связан уже упомянутый эффект IMAX. Свидетели рассказывают, что при просмотре фильмов на гигантском экране 27.3 x 19.7 м, установленном в 1974 г. на выставке Expo, вестибулярный аппарат выдерживал далеко не у каждого зрителя вследствие полной иллюзии движения вместе с картинкой, поле зрения захватывалось полностью. За полгода работы выставки не менее 5 млн человек посетили павильон с кинотеатром IMAX, c единственной целью посмотреть что–либо на таком гигантском экране.

Наши специалисты в области технических средств кинематографа, сотрудники НИКФИ ( Научно–исследовательский кинофотоинститут) писали об этом следующим образом:«В середине 80-х в Америке сложилась сеть кинотеатров так называемого гигантского экрана (Large Format), в которых демонстрируются 70-мм фильмы с нестандартным размером кадра на пленке. Родоначальницей шоу стала компания Iwerks, избравшая стандарт 8/70 (8-перфорационный кадр на 70-мм пленке). Компания IMAX пошла дальше, решив расположить 15-перфорационный кадр вдоль длины пленки. Увеличение размера кадра на пленке позволило значительно увеличить размер экранного изображения (без ущерба для его четкости и яркости) и угол наблюдения изображения не только по ширине, но и по высоте кадра. Из поля зрения ушли границы кадра,  зритель стал видеть мир уже «не через окно», а как бы погружаясь в этот мир, отсюда и возник термин  «эффект присутствия».
Создатели IMAX чутко уловили, что их формат как никакой другой подходит для стереокино, потому что одна из особенностей наблюдения объемного изображения в зале — отсутствие в поле зрения границ изображения. В противном случае наблюдается отжимающий эффект рамы экрана: элементы композиции, обрезанные границей кадра, не могут восприниматься в зальном пространстве».
Очевидно, что дороговизна подобной технологии и в съемке, и в показе была невероятно высока.IMAX изначально не мог быть массовым.

 We don’t think of [IMAX] as the giant screen

Третья международная конференция ассоциации кинематографистов гигантского экрана (GSCA) проходила в Нью-Джерси в сентябре 2008 г и запомнилась неожиданной презентацией корпорации IMAX. Далее цитата из первоисточника, официального сайта НИКФИ:
«Нынешняя конференция стала эпохальной для развития такого вида кинематографа как Гигантский Экран в связи с уходом с рынка данной индустрии компании IMAX.
Несмотря на то, что на рынке существует много компаний, которые производят фильмы в формате 15/70 (15-перфорационный кадр на 70-мм кинопозитиве), этот вид киноиндустрии чаще всего, и справедливо, ассоциировался с брендом компании IMAX. Последние 5 лет, когда  компания в целях стабилизации своего шаткого финансового положения решила внедрить в свой формат кассовые 35-мм фильмы путем  цифровой обработки отсканированного 35-мм изображения и лазерной записи на 65-мм кинонегатив (DMR Technology). В большинстве случаев это были фильмы голливудских компаний, снимаемых с соотношением сторон 1:1,85 или 1:2,35, и все реже и реже использовалась вся площадь гигантского экрана, имеющего соотношение сторон 3:4. Использование формата 15/70, когда изображение занимало лишь 60% всей площади кадра, было безумно нерентабельным. Поэтому следующим логическим ходом  компании IMAX  был отказ от пленочной проекции и переход на цифровую.
Большинство делегатов конференции испытало шок, когда их пригласили в зал первого цифрового кинотеатра IMAX-AMC в Нью Йорке. Не только фигурально выражаясь, но и буквально, залу IMAX «снесло голову». Гигантский экран обычно в пропорциях 4:3 шириной, который в сравнительно небольших залах на 300-400 мест обычно воспринимался больше вертикальным, нежели горизонтальным, вдруг стал усеченным до соотношения сторон 16:9. Демонстрация стереофильмов показала, насколько,  скорее обрезанный в высоту, а не вытянутый в ширину, новый экран стал неприемлемым для восприятия трехмерных изображений в зальном пространстве, чем так гордилась индустрия Гигантского Экрана.

После презентации возникла большая дискуссия. Одним из главных вопросов, а скорее даже настоятельным требованием делегатов было, чтобы IMAX ввел бы дифференциацию брендов для цифровых и пленочных залов своей сети. Но IMAX не намерен этого делать.  Другим немаловажным опасением было то, что в отличие от цифрового стандарта DCI, который является открытым и публичным, стандарт цифрового показа у IMAX закрытый. Это означает, что корпорация сама по своему усмотрению будет решать, какой фильм будет переведен в цифровой формат, а, следовательно, попадет в сеть таких кинотеатров.
На вопрос делегата от НИКФИ зав. Сектором цифрового стереокино Александра Мелкумова: если отбросить рассуждения о применяемых технологиях, чем принципиально отличается экран цифрового кинозала DCI от цифрового экрана IMAX, —  вице-президент Larry O’Reilly смог сослаться только на яркость и фотографическое качество картинки.
В тот день вопрос: «Означает ли сегодняшняя презентация, что IMAX возвращается к старому формату «Cinemascope» (в России он известен как «70-мм Широкий формат») и больше не позиционирует себя с Гигантским Экраном», — остался без вразумительного ответа. Но буквально через три дня после завершения конференции вдогонку всем делегатам в их электронные почтовые ящики поступило информационное письмо James Hyder — главного редактора отраслевого журнала “Large Format Examiner”, где заключительным аккордом конференции было заявление “we don’t think of [IMAX] as the giant screen”. — «Мы не считаем IMAX Гигантским Экраном»“.

Xenon_IMAX

 

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Как мы помним, IMAX как раз и создавался как технология для показа фильмов на гигантском экране. И вот в 2008 г. сознательно отказывается от своего преимущества, переходя на цифровые технологии кинопоказа с потерей и эффекта погружения и качества показа. По сути, это означает гибель всем известной технологии с выводом на рынок абсолютно другой технологии, основанной на других принципах и требованиях по качеству (правда, под тем же названием).
Проследим, как компания «уронила» свой бренд.

 

  • Технология высочайшего качества кинопоказа была крайне затратна: построение отдельного помещения (зала) с гигантским экраном,  двухэтажная проекционная, необходимая для размещения проектора весом до 1.8 тонн, высотой до 178 см и 195 см в длину. О серьёзности такого оборудования говорит тот факт, что для замены ксеноновой лампы оператор должен надеть защитную нательную броню, в противном случае возможен смертельный исход при повреждении (например, падении) такой лампы. В среднем, затраты на строительство и закупку оборудования составляли величину не менее $10 млн (!). По большому счету, как и все технологии “Гигантского Экрана”, она была убыточна и представляла собой, в большой степени, аттракцион в парке развлечений или образовательную программу (планетарий).
  • Появление технологии IMAX 3D. Первый фильм в этой технологии (Transitions) вышел в свет в 1986 г., специально под него в том же году в Ванкувере (Британская Колумбия) был построен первый постоянно действующий кинотеатр IMAX 3D.
  • 2002 г. — появление запатентованного процесса преобразования обычных 35мм фильмов в формат IMAX. Процесс получил название DMR (Digital Media Remastestering). Здесь руководители корпорации IMAX впервые вступили на «скользкий путь оппортунизма», когда ради финансовых выгод они пожертвовали одной из основ своего бренда — качеством кинопоказа. Качество таких исходно 35мм фильмов, пусть и растянутых на экран IMAX (не на весь, изображение занимало всего порядка 60%  экрана) было несравнимо ниже обычного.  В общей волне восторгов в связи с появлением теперь в репертуаре IMAX–кинотеатров, кроме собственных фильмов, еще и обработанных по технологии DMR главных голливудских блокбастеров, затерялись одиночные критические замечания известных американских деятелей кинобизнеса — таких, как продюсера и режиссёра Фрэнка Маршалла, режиссёров Рона Ховарда и Джорджа Лукаса. С точки зрения сиюминутного маркетинга опыт можно было признать удачным, корпорация увеличила заказы на строительство, проектирование и поставку оборудования. Обработка кадра с использованием технологии DMR приводила к улучшению качества фильма по сравнению с его 35мм аналогом. По отношению к исходному формату IMAX изображение и звук гораздо хуже, по отношению к обычному показу в соседнем зале или у конкурентов, — лучше. Зритель проголосовал “за”.
  • Весной 2008 г. принимается самое судьбоносное (после решения об образовании корпорации в 1967г.) решение о переходе на цифровые технологии.
    Плюсы для покупателя лицензии:
    — удешевление технологии, сейчас строительство зала IMAX обходится на порядок дешевле, чем раньше, до $1.5 — 2 млн.;
    — резко снижаются требования к помещению. Сейчас зал можно достаточно легко оборудовать в составе классического мультиплекса, более того, требования постоянно снижаются. В уже ранее цитируемом интервью Джона Шрайнера говорится о модернизации существующих залов и строительстве таких залов в малых городах страны. Думается, что там,в провинции, ради удешевления внедрения технологий, от классических требований IMAX вообще мало что останется. Как следствие — бум строительства кинозалов IMAX везде, где только можно (лидеры — США, Китай, Россия). Теряется при этом главный плюс технологии: эффект погружения при высочайшем качестве изображения на гигантском экране. Ведь в основе проекции тот же самый проектор 2K, что и везде (правда, таких проекторов целых два). При этом, по мнению ряда американских критиков, данный подход не может создать качество изображения выше, чем при использовании одного (а не двух, как у IMAX) проектора 4K.

Необходимо отметить, что качество изображения и звука в залах IMAX всё ещё несколько отличается от аналогичных показателей в уже обычных для нас залах 3D проекции. На этот факт обращают внимание во всех своих интервью топ–менеджеры корпорации IMAX как заведенные. Мне так нравится читать и слушать выступления топов и лицензиатов корпорации, всегда так красиво рассказывают одно и то же: «Эффект присутствия создается в комбинации трех факторов. Во-первых, специальное преобразование фильмов под IMAX (некоторые режиссеры снимают отдельные сцены специально для возможностей IMAX).Во-вторых, мы используем два проектора для качественной картинки. В-третьих, IMAX выстраивает звук специально для каждого кинотеатра. Колонки «выбрасывают» звук таким образом, что каждое место в кинозале идеально для просмотра кино» (Генеральный менеджер департамента развития бизнеса IMAX Corporation Джулиан Стенфорд). Умри, но лучше не скажешь! Прямо научная фантастика: колонки «выбрасывают» в зал звук, а два проектора создают уникальное, эксклюзивное, «кристально чистое» качество проекции.

На мой взгляд (рядового зрителя), качество изображения в цифровых форматах IMAX всё — таки принципиально не отличается от качества 3D показа в прочих, не оснащённых таковой технологией залах, качество носителей примерно одинаковое, при ремастеринге IMAX улучшения не носят кардинальный характер, качество проекции определяется качеством проектора, разрешение которого в технологии IMAX сейчас всего 2K. Цель такой обработки совсем другая. Если корпорация IMAX перестанет поставлять свой, особый, эксклюзивный контент, зачем она нужна? Кто будет покупать их технологии? Получается ведь, что поставляемое ими оборудование такое же, как и у прочих компаний (только в разы дороже!), так что без своего контента вся идея потерпит крах.

Единственный настоящий плюс технологии IMAX по состоянию на конец 2011 г. это известнейший бренд, который должен быть привлекательным для потенциального зрителя, служа дополнительным доводом как для похода в кино, так и для выбора зала IMAX. Важно, что именно на сегодняшний день: завтра их инженеры, наконец-то, сделают рывок и предложат что- то поистине уникальное, а технология, возможно, опять станет коммерчески интересной для внедрения. Но не сейчас.

Минусов для покупателя лицензии я вижу больше:

  • дороговизна технологии (да, уже не $10 млн., но и $1.5 млн долларов — все равно неплохие деньги, но гораздо дороже установки обычного цифрового оборудования);
  • ограничения в репертуарном планировании: далеко не все фильмы выпускаются в данном формате.
  • за поставленный контент кинотеатр обязан платить из своей доли роялти поставщику контента (3 -5% от кинотеатра).
  • эффект погружения отсутствует;
  • качество кинопроекции почти ничем не отличается от того что есть у конкурентов в зале 3D, а вполне возможно, что и хуже, в случае установки у себя, например, 4K-проектора.

krysolovЦЕНА УПАКОВКИ

Понимая, что единственный их товар — это бренд, корпорация IMAX очень трепетно относится к любой информации о современном цифровом формате показа. Она пытается рассказать о «плюсах» цифровизации, сохранив при этом ощущение у зрителя, что им предлагается старый, добрый формат со всеми его прелестями. Начинка полностью сменилась, продаётся старая упаковка. В принципе такая уловка срабатывает и не только у зрителя, но даже в профессиональной среде. Мне, в частности, пришлось активно порыскать по Интернету, чтобы собрать вышеприведённую информацию. Везде по ссылкам идет информация о плёночной технологии IMAX. О цифре говорится вскользь.  И это парадоксальная ситуация: практически все залы IMAX сейчас цифровые, а в наших умах живут описание, особенности и преимущества несуществующей более 3-х лет технологии (!). Отличная работа маркетологов и PR-щиков корпорации.

Естественно, корпорация против изменения бренда, иначе пропадет путаница понятий: мы строим одно, а зритель приходит совсем на другое и на самом деле не знает, что его реально вводят в заблуждение, думая, что это и есть знаменитый IMAX. После чего пишет на форумах, что ожидал большего. А на кого-то действует эффект плацебо и, посмотрев фильм в зале с размерами экрана как у соседей и с аналогичным качеством проекции, рассказывает о потрясающих впечатлениях от просмотра.

К большой досаде корпорации IMAX, вопрос подмены бренда, когда под старым, добрым названием нам (зрителям) продаётся другой продукт, очень громко, настойчиво и регулярно поднимается активистами США.

Знающие английский язык могут почитать по нижеприведенным ссылкам, для остальных  - очень кратко в моём изложении.

Неизвестный мне афроамериканский телевизионный комик Азиз Ансари решил сходить в кино на STAR TREK. Экран его разочаровал, он был меньше обычного и привычного ему размера. Задав резонный вопрос “за что я переплатил 5 баксов”, он получил предложение в порядке компенсации поесть бесплатный попкорн и выпить колу.

Возмутившись, Азиз изложил это в грубой форме (сплошной мат–перемат!) в своем блоге. И, как часто бывает, с того момента и началась шумиха национального масштаба. Права потребителя там чтут более трепетно, чем у нас, и учитывая тот факт, что новый формат имеет несколько другое название (IMAX MPX), разгневанная публика называет это “великим мошенничеством IMAX,” создает блог под красивым названием ”Уничтожь поддельные IMAX” с нанесёнными на картах Google адресами подлинных и поддельных кинотеатров и добивается того, что этот вопрос обсуждается даже (под давлением блогосферы) на собрании инвесторов корпорации. Зрители призывают корпорацию дать все-таки новому формату другое название, отличное от IMAX. Вот это активность! Вот лишь некоторые из ссылок:

http://www.bigscreen.com/journal.php?id=1869
http://www.bigscreen.com/journal.php?id=1505
http://www.lfexaminer.com/20081016.htm
http://www.reelviews.net/reelthoughts.php?identifier=580
http://www.movieline.com/2009/05/aziz-ansari-blows-lid-off-the-great-imax-swindle.php

Зато у нас никто даже вопрос правомерности названия мини-зальчиков IMAXами не поднимает. И кинотеатрам спокойнее поддерживать легенду, что их 50-местный зал и есть классический IMAX с гигантским экраном и «эффектом присутствия», и самой корпорации.

***

Все ответы на вопрос о прибыльности (рентабельности) технологии даст нам анализ реального проката фильмов в реальных кинотеатрах страны.
В следующей публикации проанализируем экономическую эффективность залов с цифровой технологией IMAX, используя единственно доступный мне источник информации по сборам — данные о посещаемости, регулярно публикуемые на сайте сети кинотеатров «Синема Парк».

В ТЕМУ:

РУССКАЯ СТРАНИЦА IMAX 

«СТАЛИНГРАД»: ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ОПЫТ В IMAX КАК ПОВОД ДЛЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ NESCAFE IMAX В РОССИИ 

 

 

 

КОММЕНТАРИИ »


− 2 = два