Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

КОММЕНТАРИЙ К ИТОГАМ ГОДА ОТ «НЕВАФИЛЬМ RESEARCH»


Бублевский Михаил 01.04.2013 / 15:59 7

6af18cfbeac83f90«Вы всё ещё верите в инвестиционную привлекательность

бизнеса кинопоказа в нашей стране? Тогда, мы идём к вам!»

Девиз на дверях психбольницы города  Н-cка

Свой вариант киноитогов 2012 года, применительно к кинотеатрам Российской Федерации, опубликовала и компания «Невафильм Research» («Синемаскоп» № 41, краткие итоги).

Ну, написали и написали, что из того? Да «мало ли в Бразилии донов Педро», мало ли в России аналитических компаний, публикующих свои собственные варианты итогов года?

Нет, нет и ещё раз нет, при всём «богатстве выбора», у нас нет другой альтернативы аналитике от «Невафильм». Поэтому и я, отвлекаясь от плавного изложения своих итогов 2012 года, выводов и предложений по спасению рынка (если ещё не поздно), вынужден вернуться к рассмотрению интегральных показателей рынка кинопоказа РФ в 2012 году.

Во-первых, «Невафильм Research» — это единственная компания, пытающаяся оценить сборы именно кинотеатров РФ, в то время как у всех прочих, это сборы кинотеатров СНГ без Украины. В условиях отсутствия полной достоверной информации от ЕАИС (ну когда же она заработает?), это единственная и, следовательно, наиболее корректная оценка сборов и посещаемости кинотеатров РФ. И оценка экономических показателей кинотеатров (вала и посещаемости) в расчёте на 1 зал, кои я так люблю анализировать, становится ещё более показательной. Ведь ранее я делил показатели кинотеатров СНГ (опять-таки, без Украины) на число экранов, пусть самой большой, но всё-таки только одной из стран СНГ, что не совсем правильно.

Во-вторых, итоги 2012 года по версии «Невафильм», видимо, неожиданно для самих авторов исследования, оказались поистине сенсационными. Цитата из первоисточника («Синемаскоп» №41):

По данным журнала «Кинобизнес сегодня» и с учетом оценки Невафильм Research [1], кассовые сборы кинопроката-2012 на территории России составили $1,2 млрд (37,4 млрд рублей) — на 4 % больше, чем за 2011 год (на 10 % — в рублевом эквиваленте).

Это пока не сенсация, а только подготовка к ней. Но, истина уже где-то рядом.

В то же время ситуация с кинопосещаемостью в стране не столь однозначна: опрошенные нами в этом году кинопрокатчики утверждают, что в 2012 году выросла доля кинобилетов, купленных жителями стран СНГ.

Поздравляем наших коллег из стран СНГ и, в первую очередь, друзей из Казахстана. Бурные аплодисменты, переходящие в овацию.

Так, у лидера рынка — компании WDSSPR — на Россию пришлось 90,4 % годовой посещаемости фильмов при доле кассовых сборов в 93,7 %. В результате оценки числа кинопосещений в России с учетом этих данных мы наблюдаем падение посещаемости в стране — до 156,3 млн человек по сравнению со 159,5 млн в 2011 году (на 2 %).

А вот это уже долгожданная сенсация, выделенная мной.

Далее, авторы исследования, словно испугавшись своих же собственных выводов, окружают их многочисленными оговорками: не всё так плохо и однозначно, мы всенепременно будем уточнять и уточнять итоговые цифры, это всё-таки какие-то предварительные данные (вообще-то в марте пора иметь окончательные цифры результатов проката фильмов за давно прошедший год). Как-то в предшествующие года  этих же аналитиков ничего из подобного не смущало. Точно также, точно по такому же алгоритму, они рассчитывали ключевые показатели рынка, делали на их основе выводы и определяли тенденции рынка. И ничего. А тут, наконец-то, заглянули за край бездны, увидели начало кризиса и ужаснулись:

Мы намерены привлечь большее число дистрибьюторов для уточнения данных показателей (не все они могут оперативно произвести такую оценку), однако, если данные цифры подтвердятся, можно будет говорить о падении уровня кинопотребления в стране — впервые в современной истории кинорынка, которое происходит на фоне роста цены билета, расширения киносети и стремительной технологической революции (выделено мною).

Да уж, конечно, ситуация складывается патовая. Инвестиции в отрасль растут, открываются все новые и новые кинотеатры, бурно идёт процесс цифровизации существующих кинотеатров, появляются и получают широкое распространение новые форматы кинопоказа (IMAX, 3D звук, 4DX, D-Box и т.д. и т.п.), а один из ключевых показателей, характеризующих состояние рынка — можно сказать, его «здоровье» — падает. Этакий оксюморон — падение на растущем рынке. Скажу более: дальше будет ещё хуже, вслед за падением посещаемости мы увидим и падение кассовых сборов (вспомним знаменитую загогулину Бублевского).

В отличие от уважаемых коллег, я не удивлён и не испуган открывшимися перспективами. Я, как Буревестник, рея смело и свободно над седым от наносной пены морем отечественной аналитики, давно пророчил Бурю.

Кстати, о «Песне о Буревестнике». Горький, создал произведение на века. Всё, что он описывает, можно легко перенести и на день сегодняшний, на нашу ситуацию на рынке отечественного кинопоказа. Я позволил себе перевести ряд предвидений Алексея Максимовича на современный язык, применительно к нашим проблемам.

Вариант Горького Интерпретация Бублевского
Над седой равниной моря ветер тучи собирает Назревает кризис на рынке услуг кинопоказа (см. Синемаскоп №41).
Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. Под «чёрной молнией» поэт метафорически подразумевает остроту ума и глубину анализа Буревестника нашего рынка.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. «Чайки» рынка — это наши законодатели, которые не понимают причин кризиса, и в ужасе перед ним начинают лихорадочно метаться по Государственной Думе, пряча ужас перед кризисом (Бурей в интерпретации Поэта) на дно, т.е. в законотворчество.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. «Гагары»- сотрудники кинотеатров, которые потеряют работу, в случае разрастания кризисных явлений в отрасли. Естественно, что это их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... «Глупый пингвин» — это инвестор, вложивший деньги в строительство кинотеатра. «Тело жирное» — его кошелёк, счёт в банке. «Робко прячет в утёсах» — тихо, без шума и пыли, т.е. в понимании Поэта робко, выводит (прячет) деньги в утёсах (оффшорах), пока Буря не грянула.
Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Не скромно звучит, но прав Поэт, у нас есть только один Буревестник, и мы все его знаем
Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. То ли ещё будет, мы в самом начале пути, все основные проблемы ещё впереди. Мы же помним про «загогулину» нашего Буревестника?
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Кричу, кричу про кризис, а караван всё идёт и идёт к своей гибели и даже то, что периодически удаётся «стрелой пронзить тучи» не очень-то и помогает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает! Как метко подмечено Алексеем Максимовичем, действительно испытываю, какое-то чувство когнитивного диссонанса. Можно сказать, радостной печали или, что ещё точнее, печальной радости (экак меня на оксюмороны пробило). Радостно, потому что с потрясающей точностью и быстротой сбываются мои прогнозы, грустно, потому что рынок жалко и людей, на нём работающих.
Буря! Скоро грянет буря! Грянет, неизбежно грянет мощный кризис.
то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!..
Чем сильнее кризис, тем лучше. Лучше ужасный конец, после которого, с учётом всех допущенных отраслью ошибок, мы начнём восстановление рынка, чем ужас кризиса без конца!

 

Но что это я, всё о себе и о себе, пора вернуться и к «Неве» (первый раз в жизни получилась какая–никакая, но всё-таки рифма):

Кинопотребление по России в целом составляет 1,09 раза в год на душу населения (1,12 в 2011-м) и 1,87 раза в год по городам, оснащенным современным кинопоказом (1,97 раза в прошлом году).

Обратите внимание, что и городах, где есть (и в большом количестве) современные кинотеатры, число проданных билетов на 1 жителя, как говорится, оставляет желать лучшего (1,87). Кинотеатры явно проигрывают другим способам времяпрепровождения, уровень кинопотребления (и так-то низкий) непрерывно падает. Мы не способны адекватно отреагировать на вызовы времени, как делал это (и неоднократно) рынок ранее. Когда ответом на появление телевидения явилась концепция мультиплекса, а на появление VHS — мегаплекса. А чем мы ответили на широчайшее развитие интернета? Ничем!

Рынок окончательно погибнет, если мы не сменим ныне существующую и считающуюся единственно возможной экстенсивную форму развития рынка на интенсивную. Когда во главу угла мы поставим задачу не бездумного штампования (строительства) однотипных и все менее и менее рентабельных кинотеатров, а строительство немногочисленных (а много нам и не надо!) качественно новых по своей концепции и инновационных кинотеатральных комплексов.

Продолжу цитату, так как приведённая информация очень интересна и ещё не раз нам пригодится в дальнейшем анализе:

По данным на 1 января 2013 года, в России насчитывается 3142 современных кинозала в 1060 кинотеатрах (среднее число экранов на кинокомплекс — 3). В 67 % современных российских кинозалов установлено цифровое оборудование — 2098 экранов (в 875 кинотеатрах — 83 %); из них в 1967 — с возможностью 3D-показа.

В 2012 году рынок поставил посткризисный рекорд по числу появления современных кинотеатров и залов: в 148 кинотеатрах были открыты 469 зала. Закрылись 26 кинотеатров (56 залов). В целом по стране рост общего числа современных экранов составил за год 14,9 % (в 2011-м — 12,9 %). Что касается динамики оборудования цифровых кинозалов, то здесь число открытий с 2010 года держится на уровне около 600 (в 2012 году было открыто 625), при этом число новых кинотеатров с цифровыми залами незначительно сокращается в связи с постепенным насыщением рынка. Рост числа цифровых экранов в 2012 году составил 40 % (в 2011-м — 59%).

[...]

Число населенных пунктов, оснащенных современными кинотеатрами, растет и, по итогам 2012 года, достигло 451 (в начале 2012 года их было 369). Обеспеченность городского населения России современными услугами кинопоказа составила 3,2 кинозала на 100 000 жителей. Современные кинотеатры (включая кинотеатры с цифровыми залами) есть во всех городах с населением более 250 000 человек, а также в 90 % городов с населением от 100 000 до 250 000 человек. Доля малых городов без современных кинотеатров медленно, но верно сокращается, составляя в настоящее время 68 %. При этом число городов данной группы, где есть кинотеатры с цифровыми залами, увеличилось за год в два раза.

В целом по России средний уровень обеспеченности современными кинозалами достиг 2,2 экрана на 100 000 жителей (в 2011 году — 1,9), а в пересчете на число жителей городов, где есть современные кинотеатры, — 3,8 (по итогам 2011-го — 3,3).

Таким образом, развитие российского кинорынка перешло на новую технологическую кривую, которая добавила возможности расширения киносети России.

На мой взгляд, оптимистический вывод авторов исследования о новых возможностях по расширению киносети России надо оставить целиком и полностью на их совести, так как, исходя из их же аналитических данных по итогам 2012 года, явно напрашивается прямо противоположный вывод. Раз значительный рост числа кинотеатров в нашей стране сопровождается падением посещаемости, то дальнейший рост их количества приведет только к дальнейшему снижению рентабельности бизнеса. Надо не увеличивать, а сокращать число кинотеатров.

Для пущей наглядности, сведём вышеприведённые данные аналитиков «Невафильм» в одну таблицу:

Таблица

Видим, уже давно привычную нам картину падения посещаемости кинотеатров в расчёте на 1 зал, аж на 15 %. Впервые упали и сборы в среднем зале, на 4 % в рублях и на 10 % в долларах США. За год, мы потеряли более трёх миллионов зрителей или 2 % от посещаемости за предшествующий год.

Но при этом, за 2012 год открыто 7 залов IMAX, 3 зала формата 4DX, 1 зал D-Box и , наконец, 469 новых залов в 127 кинотеатрах (рост числа новых залов составил 15 % , прибавка по новым кинотеатрам составила 13 %), «отцифровали» 625 залов. Ориентировочно, только эти затраты составили от $350 до $400 млн.

Ну что тут скажешь, комментарии излишни.

Кинотеатры, вложив в развитие отрасли и модернизацию существующих кинотеатров, практически все заработанные ими за год деньги (напомню, что у кинотеатров осталось 50 % от всех сборов в $1,2 млрд, т.е. порядка $600 млн), получили в итоге значительное падение посещаемости. Дальнейший сценарий так же давно известен — продолжение накачивания рынка деньгами, бурное и ненужное строительство новых кинотеатров, поголовная, 100% цифровизация всей страны и ПАДЕНИЕ не только посещаемости, но уже и кассовых сборов. Цикл Китчина в действии. Наш рынок на всех порах несется к своей гибели, а наши «машинисты» отрасли,  вместо того, чтобы попытаться притормозить, только подбрасывают в топку новые порции уголька, строя все новые и новые кинотеатры.

Буря! Скоро грянет буря!

И после этого, вы всё ещё верите в инвестиционную привлекательность существующей модели кинобизнеса? Тогда мы идём к вам!

В ТЕМУ: 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КИНОТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОКАТ В 2012 ГОДУ (ИТОГИ, СБОРЫ, ПОСЕЩАЕМОСТЬ, ЦЕНА БИЛЕТА) 

РОССИЙСКИЙ КИНОРЫНОК. ИТОГИ 2012 ГОДА

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК? МИФ О БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛИ СОВЕТСКОГО КИНО


[1]  кассовые сборы в России в 2012 году оценены как 95,5 % от данных отраслевых изданий по СНГ, посещаемость — 91 % (на основании данных компаний WDSSPR, «Централ Партнершип», «20 Век Фокс — СНГ», UPI, «Вольга» и «Kаскад»). В 2011 году российские кассовые сборы рассчитаны как 94,7 % от СНГ, посещаемость — 92,4 % (на основании данных компаний WDSSPR, «20 Век Фокс — СНГ», «Kаро», UPI, «Вест», «Kаскад» и «Вольга»). «Синемаскоп» №37.

 

7 комментариев »

  1. Дмитрий 2 апреля 2013 в 0:33 - Ответить

    Упорно продвигается идея сокращать кинотеатры, что равнозначно сокращению той части населения. которой доступно кино. сократив кинотеатр в райцентре, особенно отдаленном от областного центра, Вы улучшите показатели, но оставите без кино массу народа — на это наплевать — хотят смотреть кино — пусть живут в столицах.

  2. Владислав Пастернак 2 апреля 2013 в 1:55 - Ответить

    И все-таки, по-моему, единственный выход из ситуации — радикальное снижение цены билета. Раза в два (и мы получим полные залы, охотно жующие попкорн, а не как сейчас, когда семья раз в месяц наскребает на сиквел мультфильма, а на попкорн уже нет). И вырастет кинопотребление... ориентироваться надо на рынок мобильной связи — на рынок массовых услуг, а не на рынок ночных клубов и коктейль-баров, услуг, претендующих на элитарность. ЕДИНСТВЕННАЯ причина падения кинопотребления (легального, конечно — нелегальное нас не интересует, т.к. экономический эффект из него извлекают только поставщики интернет-услуг) — высокая цена билета. Спрос на данную услугу по данной цене начал падать -> надо снижать цену.

  3. Макс 2 апреля 2013 в 2:33 - Ответить

    М.Л., ты пока нимб святого не примерил к светлому лику, напиши уж список из нескольких сотен кинотеатров, которые надо закрыть, дабы оздоровить индустрию...

  4. mss73 2 апреля 2013 в 3:48 - Ответить

    у нас население 300 тыщ, а наш кинотеатр (один из трёх в городе) в том году продал 700 тыщ билетов... но и цены у нас явно ниже среднего

  5. Евгений 2 апреля 2013 в 10:41 - Ответить

    Согласен с автором.Дальнейшее развитие киносети за счет открытия новых залов в крупных(более 300 тыс.жителей) городах бесперспективно.Улучшение кинообслуживания населения возможно за счет снижения цены билета на кинопосещение и за счет организации кинопоказа в «малых» городах,где коммерческая структура свой кинобизнес никогда не организует.Мне кажется,выход здесь один — открытие «межпоселенческих» киноцентров , кинозалов.Например, на базе Дома культуры,клуба санатория или курорта, сеть которых в каждом регионе обширна и , как правило, в окружении поселений.

  6. Ветеран 3 апреля 2013 в 11:52 - Ответить

    mss73 Какой-то у вас богатый город и народ видать кино очень любит — если верить вашим цифрам, с учетом еще двух кинотеатров, то посещение одним жителем в год = 3 и более, тем самым у вас самая высокая посещаемость в РФ на одного жителя.

    Евгений — «открытие «межпоселенческих» киноцентров , кинозалов.Например, на базе Дома культуры,клуба санатория или курорта, сеть которых в каждом регионе обширна и , как правило, в окружении поселений.» — эта мысль еще как-то осуществима для европейской части РФ, на севере, Сибири и ДВ не прокатит

  7. Евгений 4 апреля 2013 в 18:44 - Ответить

    Согласен.Но на Урале(челябинская область) такой опыт уже есть

КОММЕНТАРИИ »


один × 7 =