ГЕОРГИЙ ШАБАНОВ (ALL MEDIA): «САМЫЙ БОЛЬШОЙ РИСК В КИНОБИЗНЕСЕ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»

  • Автор записи:
  • Запись опубликована:4 сентября 2013

Компания All Media уже давно работает на рынке лицензирования аудиовиузального контента, но достаточно долгое время ее проекты выпускали другие дистрибьюторы (в частности, Bazelevs), и поэтому кинотеатрам она была знакома не очень хорошо. Однако, в графике релизов сентября появились фильмы, которые All Media планирует выпустить самостоятельно – документальные ленты БЕРГДОРФ ГУДМАН: БОЛЬШЕ ВЕКА НА ВЕРШИНЕ МОДНОГО ОЛИМПА и СЭЛИНДЖЕР.

Внушительный пакет зарубежных фильмов на ближайшие два года и участие в производстве сразу нескольких отечественных проектов стали весомой причиной, чтобы взять эксклюзивное интервью у генерального директора компании Георгия Шабанова.

CINEMAPLEX: Действительно ли Вы планируете сейчас выпускать фильмы  в прокат самостоятельно? Как Вы пришли к этому решению?

ГЕОРГИЙ ШАБАНОВ: Мы изначально принимали такое решение, что на кинопрокатный рынок лезть не будем, так как на нем очень жесткая конкуренция. По сути, весь кинопрокат делится на две части – это мейджоры и «другие». К сожалению, все дистрибьюторы из второй группы находятся в очень невыгодной для себя позиции. Поэтому в первый год нашей работы мы пробовали сотрудничать с разными дистрибьюторами, пробовали различные схемы и комбинации. В итоге пришли к выводу, что отдавать кому-то проект в ограниченный прокат бессмысленно, потому что это определенный тип площадок, и их не так много. Так что первое важное решение этого года – выпускать фильмы ограниченного проката напрямую через себя.

Что касается больших проектов, то мы пока придерживаемся той же стратегии, потому что не понаслышке знаем, что такое booking power, и понимаем, что без него выходить с фильмом широкого проката в текущих условиях чрезвычайно рискованно. Наша молодая компания не так хорошо известна на рынке, поэтому амбиций «растолкать всех» у нас пока нет, мы в большей степени нацелены на возможности сотрудничества. Любая модель компании должна быть экономически оправдана. Если мы почувствуем, что готовы – пригласим в команду опытных профессионалов для реализации самостоятельных прокатных планов, нет – будем консолидироваться с кем-либо.

Мы успешно сотрудничали со многими компаниями, но большинство самых хитовых проектов связано с именем Bazelevs. Нам очень комфортно вместе работается. Я восхищаюсь маркетинговым талантом Руслана Татаринцева лично и его команды в целом. Победа проекта ЗАМБЕЗИЯ в прошлом году, думаю, произвела впечатление на весь рынок (независимый южно-африканский мультфильм в августе 2012-го заработал 169 млн – прим. ред.). Следующий наш совместный проект, ФИЛОСОФЫ – хорошая «темная лошадка», и мы снова рассчитываем удивить рынок его результатами.

Вы сказали о том, что участники российского рынка сейчас разделены на две неравные по своим возможностям категории – мейджоры и все остальные. Не оттолкнуло ли доминирование блокбастеров от похода в кино очень большой сегмент зрительской аудитории, прежде всего взрослых людей?

Да, потому что чем старше становится человек, тем ему больше хочется видеть на экране интересную, человеческую историю. Америка – это страна победившего энтертеймента, так что нам следует перенимать существующий опыт. Ее киноиндустрия нацелена на то, чтобы зарабатывал каждый блокбастер, но в последнее время количество успешных блокбастеров неуклонно снижается. На это достаточно долго закрывали глаза, пока не случился ДЖОН КАРТЕР. В этом году «приключился» ОДИНОКИЙ РЕЙНДЖЕР.

В то же самое время выигрывают такие проекты, как МАЛЬЧИШНИК В ВЕГАСЕ, МЫ – МИЛЛЕРЫ, удивляет всех СУДНЫЙ ДЕНЬ. Это говорит о том, что зрители хотят видеть интересные истории, и знакомый аттракцион им уже не столь интересен во второй, третий или четвертый раз. Это как с посещением парка Disneyland –  я побывал там во время American Film Market четыре года назад – было здорово, но повторить еще раз как-то не хочется. Энтертеймент предложил зрителю уже практически все возможное и невозможное, на мой взгляд, так что без интересной истории экшн-блокбастер будет обречен. А сама по себе интересная история без каких-либо спецэффектов будет востребована всегда. У нас прекрасно сейчас зарабатывают отдельно стоящие блокбастеры, но состояние рынка не будет неизменным, и мы повторим путь других стран.

И я верю, что все большее значение будет приобретать российской кино. Я считаю, что наш народ хочет все больше и больше потреблять свое. С одной стороны, это последствия целенаправленной политики государства в области кинематографа. С другой стороны, вопрос самоидентификации зрителя в кино будет волновать всегда. Если говорить о жанровом кино, то я думаю, что смотреть фильм про парня из соседнего двора интересней, чем про парня из Нового Орлеана.

Есть ли у Вас в пакете новые российские фильмы, или Вы планируете работать с таким кино?

Мы еще не говорили об этом широко, но в следующем году нами запланированы к выпуску четыре отечественных фильма. Первый проект – это адаптация успешного российского сериала, который идет сейчас на СТС, для большого экрана, о нем мы сообщим позже. Второй фильм – это МЛАДЕНЕЦ В АЭРОПОРТУ. Основной референс проекта – комедия по сценарию Джона Хьюза МЛАДЕНЕЦ НА ПРОГУЛКЕ. Если смешать эту картину с КРЫСИНЫМИ БЕГАМИ и ТЕРМИНАЛОМ, то получится примерно то, что мы задумали (улыбается). К декабрьскому кинорынку мы распространим пресс-релиз, а сами съемки начнутся в феврале. Режиссер – Дмитрий Киселев (ЕЛКИ; ДЖЕНТЛЬМЕНЫ, УДАЧИ!).

Третий проект – ПРОСТО ЛЮБИ МЕНЯ, девелопмент мы сейчас готовим с Кареном Оганесяном (МАРАФОН, О ЧЕМ МОЛЧАТ ДЕВУШКИ). Четвертый фильм будем снимать совместно с компанией «Небо» Резо Гигинеишвили. Они оба выйдут в прокат весной 2015-го года.

Вы будете выпускать их самостоятельно, или привлечете кого-нибудь  в качестве партнера-дистрибьютора?

Мы планируем договориться с какой-нибудь крупной компанией. При этом у нас достаточно сильный пакет из зарубежных проектов на 2014 год, и если он пройдет успешно, то, возможно, мы задумаемся о том, чтобы организовать прокат самостоятельно. Но пока реалистичным выглядит именно первый вариант.

Как Вы определяете для себя нишу в российском кинопрокате, которую занимает компания «All Media»?

Для более точного определения можно использовать несколько классификаций. С точки зрения жанра мы стараемся быть ближе к семье — в частности, крупные анимационные проекты или фильмы для широкой семейной аудитории. Иногда в пакете оказываются не совсем характерные для нас проекты, но такова специфика закупок на кинорынке. С точки зрения кинопрокатной компании мы не претендуем на лидирующие позиции, но хотели бы занять крепкую нишу жанрового кино для широкой зрительской аудитории.

Можете ли Вы сравнить себя с какой-нибудь компанией, которая появилась на кинорынке раньше? Возможно ли в этой области скопировать чей-то путь успеха?

Мне кажется, что возможно все, но в данном случае лучше брать историю успеха нескольких компаний. Только примеряя кальку с них и обнаруживая сходства и различия, самостоятельно оценивая те или иные шаги, можно правильно ориентироваться в конкурентной среде. В итоге у компании все равно получится свой собственный путь для достижения цели, как бы вы ни копировали чью-то формулу успеха.         

Вы сказали, что конкуренция среди дистрибьюторов сейчас чрезвычайно высока. Количество релизов, выпускаемых в прокат, постоянно увеличивается, как и регулярно появляются новые компании, заявляющие свои амбиции. Не кажется ли Вам, что предложение со стороны прокатчиков сейчас превышает зрительский спрос?

Однозначно, это так. Но любой экономический цикл для любого продукта проходит несколько этапов, и зачастую он перемещается из области спроса в область предложения (существует и обратный процесс). Сейчас спрос имеет большее влияние на рынок предложений. Зритель располагает очень большим выбором для потребления контента. Плюс к этому у нас существует еще такой фильтр, как кинотеатры – зачастую они принимают решения вместо аудитории, что и как ей смотреть. Правильно или неправильно – не мне судить, потому что вокруг одной отдельно взятой ситуации всегда существует множество разных мнений. В любом случае, чтобы попасть на киноэкран – ты должен обаять этот фильтр, а потом только получишь шанс дойти до своего зрителя. А до зрителя уже стучишься рекламой и используешь разные возможности маркетинга.

Кинопрокат – это просто один из высококонкурентных рынков, зачем его пугаться? У меня был опыт работы в пищевой отрасли – поверьте, конкуренции в области кинопроката очень далеко до конкуренции среди колбас или алкоголя. У них только один сорт колбасы предлагают 18 компаний, и там тоже есть свой фильтр -закупщики.

Когда два года назад мы выходили на рынок, то многие – как друзья, так и недруги – крутили пальцем у виска и предупреждали: «Поляна уже переполнена, куда вам еще?». Но мы нашли свое место – живем, зарабатываем, кино покупаем и выпускаем, иногда попадаем (улыбается). Все, как у всех.

Были ли у Вас какие-то иллюзии при вхождении в кинопрокатный бизнес, с которыми Вы расстались в процессе работы?

По сути, никаких иллюзий не было, но я все-таки полагал, что интернет-рынок будет расти быстрее. Точнее сказать – растет он сам по себе быстро, но денег там пока еще больших нет. Так как я сам пришел с рынка DVD, то ввиду постепенного умирания этого сегмента рассчитывал, что значительные средства появятся в интернете. Действительно, рынок поднялся, но его объемы пока не так высоки.

Такая ситуация с моментальным крахом DVD-направления создала серьезные затруднения не только у независимых компаний, но и крупных мейджоров – многие из них сейчас просто не занимаются выпуском DVD. Вся индустрия сейчас потеряла серьезный источник дохода от кино и альтернативного контента, выходившего на физических носителях. Так что некоторые надежды на развитие не оправдались, но это понятная, рабочая ситуация.

Сейчас вступил в силу «антипиратский закон» — естественно эффект от его принятия последует далеко не сразу, хотя стратегически это правильное решение. Сам закон очень сильно недоработан, к нему огромное количество вопросов, но это определенный этап эволюции. Вы можете вспомнить, насколько непонятными выглядели схемы с финансированием отечественных проектов Фондом Кино в самом начале его деятельности. Сегодня ситуация абсолютно прозрачна, и ты знаешь алгоритм, при котором проект может получить необходимую поддержку, понимаешь, кто и какие принимает решения в экспертном совете. Вот и сейчас должно пройти года три, чтобы «антипиратский закон» превратился в эффективный рабочий механизм.

Какую долю дохода компании-правообладателя сейчас составляет сегмент цифровой дистрибуции, в частности VoD? Будет ли он приносить компаниям больше прибыли, чем театральный прокат?

Уже сейчас есть большое количество позиций, которые не доходят до театрального проката и приносят прибыль правообладателям исключительно за счет цифровой дистрибуции. Если же говорить о театральных релизах, которые потом легально размещаются в сети, то я пока не знаю, когда цифровая дистрибуция будет приносить сопоставимые доходы. То, что происходит сейчас – это фрагментация, сегментация, нахождение своей ниши, но я пока не вижу за этим денег. Все проекты VoD-сервисов на нашем рынке сделаны правильно, грамотно, но не ясно, на чем зарабатывать правообладателям. Сейчас цифровой сегмент приносит совсем небольшой доход, в экономике компании это «плюшками балуемся», как говорил любимый герой из детства.

Какие проблемы для российского кинопроката являются сегодня наиболее актуальными? Чего индустрии не хватает большего всего – зрителя, кинотеатров, поддержки государства?

Мне кажется, что в индустрии наиболее острая проблема – это с кадрами, профессионалами своего дела. Мы — компания растущая, и когда у нас периодически возникает необходимость в человеческом ресурсе, то оказывается, что все хорошие специалисты уже пристроены и занимаются делом.

На сегодняшний день у нас более 3000 экранов – хорошая цифра. Если будет больше – где гарантия, что следующая тысяча экранов будет экономически целесообразна? Есть ли в регионах не только потребность, но и финансовые возможности у зрителя регулярно ходить в кино? Мне кажется, что все крупные города уже охвачены. Заполняемость – это очень важный фактор, который всегда необходимо учитывать. Хозяин кинотеатра не может позволить себе иметь пустующие залы.

Какие планы у All Media на предстоящий «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге? В каких крупных форумах Вы примите участие в ближайшее время?  

На «Кино Экспо» мы будем пока представлены 2-3 своими проектами, которые будет прокатывать компания Bazelevs. Есть еще нишевые проекты, тот же СЭЛИНДЖЕР, для специализированных площадок, которые не требуют полномасштабного представления. Те кинотеатры, с которыми мы планируем работать по их прокату, уже получили всю информацию, а мы получили представление, насколько востребован наш продукт. У нас появился очень хороший партнер – Центр документального кино, который берет на себя часть мероприятий по продвижению нашего контента.

У нас большие планы по расширению каталога. Наши агенты очень внимательно читают сейчас синопсисы, сценарии. Обычно фестиваль в Торонто (пройдет в этом году с 5 по 15 сентября – прим. ред.) бывает наименее хлебным, но в этом году за счет «пустых» Берлина и Канн нас завалили проектами достаточно сильно. Думаю, что очень богатым по качеству и количеству проектов будет American Film Market.

Но сфера наших интересов несколько шире. Так как мы компания, которая занимается лицензированием контента, то мы будет представлены на Kiev Media Week (пройдет в этом году с 10 по 13 сентября – прим. ред.), где у нас будет собственный стенд. Это одно из крупнейших событий телевизионного рынка на постсоветском пространстве. Мы обязательно едем на MIPCOM (мировой рынок аудиовизуального контента пройдет в Канне с 7 по 10 октября – прим. ред.), где у нас был собственный стенд. Мы представили не только бренд компании All Media, но и сериал КУХНЯ для международного рынка.

На мой взгляд, у нас не всегда оправданно разделяют рынки для кинотеатрального и телевизионного контента. Они должны существовать в тесной взаимосвязи. Посмотрите сейчас на Америку и то, какие знаменитые режиссеры работают там для телевидения, как это влияет на сегодняшнее кинопроизводство. Так что эти рынки пересекаются в значительной степени, и мы стараемся преуспеть в обеих областях.

Также мы занимаемся лицензированием образов – пока наш рынок исключительно пиратский, но благодаря усилиям Disney эта сфера все-таки начала развиваться. В Америке и Европе корпорации зарабатывают на образах даже больше, чем на выпуске новых фильмов или анимационных лент. Я считаю, что потенциал мерчендайзинга на российском рынке огромен. Пока нам не хватает информационных каналов для донесения образов целевой аудитории. Без популяризации брендов рынок не сделает шаг в своем развитии.

У меня два сына, и обоих можно назвать «брендоголиками» (улыбается). Старшему подавай ЧЕЛОВЕКА ПАУКА, а младший – фанат ТАЧЕК. Дома у нас есть все – от фирменных ложек до рюкзака и футболок. Нашему рынку просто потребуется больше времени. Конечно, хочется, чтобы успеха добивались и российские бренды. Пока это удалось в полной мере СМЕШАРИКАМ – деньги приходят даже из-за рубежа (США, Германия, Китай), где зрители познакомились с этим продуктом. Дети имеют такую особенность – они не очень избирательны в качестве продукта и воспринимают и потребляют его так, как не способен ни один взрослый.

Мы планируем заниматься производством анимационных сериалов, и вообще – у нас много идей по развитию бизнеса, но пока их рано озвучивать. 

Многие предприниматели, работающие в киноиндустрии, говорят, что этот сегмент бизнеса (не только производство, но и прокат) является одним из самых рискованных.  Разделяете ли Вы эту точку зрения, и можно ли эти риски уменьшить?

 Это невозможно. Ведь что такое уменьшение рисков? Еще со времен Генри Форда стало известно, что это автоматизация процессов. А самый большой риск в нашем бизнесе – это человеческий фактор. Чем его меньше, тем меньше риска для любого бизнеса. Мы же занимаемся творческим бизнесом, и здесь невозможно все предусмотреть. Я – продюсер и вижу, что на каждом этапе производственного процесса могут возникнуть «человеческие неполадки». Возьмите сценариста – он может заболеть, у него случился творческий кризис; режиссер – ты подбираешь его, исходя из качества предыдущих работ, и вдруг оказывается, что в твоем проекте он решил больше выразить себя, отодвинув на второй план стоящие перед продюсером задачи. Я сталкивался с такими ситуациями многократно.

Люди в кинобизнесе играю первостепенную роль, именно поэтому, связавшись с порядочными и нужными людьми, ты, таким образом, уменьшаешь свои риски.

В завершение темы рискованных вложений: сколько времени потребуется All Media, чтобы закрепиться на этом рынке? Насколько долгосрочны Ваши вложения?

Перед нами стояла задача за два года закрепиться на рынке лицензирования и дистрибуции контента. Мы ее с успехом выполнили – у нас есть каталог, где более 100 наименований, который позволяет осуществлять текущую оперативную деятельность, арендовать офис, выплачивать людям зарплаты и продолжать закупаться. Но для дальнейшего роста компании необходимо закрепиться на рынке кинотеатрального проката, где мы только начинаем. Вероятно, этот процесс более длительный, но, по моим расчетам, к концу 2014-го года мы сможем оценить итоги этой работы.

В следующем году у нас в планах намного более амбициозный пакет: мы выпустим 6-7 крупных зарубежных проектов, среди них – новые работы Дженнифер Энистон и Тима Бертона, также выйдут в прокат два отечественных фильма. Таким образом, 2014-й станет для нас очень показательным годом – если мы правильно выстроим маркетинговую политику и верно оценим потенциал наших проектов, то тогда сможем сказать: кинопрокатная компания состоялась. Мы стараемся быть максимально вовлеченными в маркетинг, активно работаем с сетями и очень тесно сотрудничаем с партнерами-прокатчиками – маркетинг проектов становится только сильнее.

В ТЕМУ

ГЕОРГИЙ МАЛКОВ (ENJOY MOVIES): «СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ — ЭТО КИНО, КОТОРОЕ УВИДЕЛ ЗРИТЕЛЬ» 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии