Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ИТОГИ КИНОГОДА 2013: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАСТУПАЕТ, СРЕДНИЙ КЛАСС ОТСТУПАЕТ?
cinema 20.12.2013 / 15:33 0

Яркие кассовые успехи отечественных фильмов этого года дали повод некоторым продюсерам и экспертам говорить о том, что в отношении российского зрителя к национальному продукту ситуация наконец-то сдвинулась «с мертвой точки». 

Так ли это? Адресуем этот непростой вопрос некоторым творцам этого успеха — продюсеру фильма МЕТРО Игорю Толстунову и продюсерам фильма ГОРЬКО!  Дмитрию Нелидову и Илье Бурцу.

Однако вначале  - несколько слов о факторах, которые сопутствовали  успеху лидеров.

СТАЛИНГРАД 

Благодаря усилиям создателей и прокатчиков, «звезды сошлись»:

1. Конкуренты разошлись. В конце мая мы писали о перспективе столкновения в октябре СТАЛИНГРАДА и ВИЯ. Продюсер ВИЯ Алексей А. Петрухин в своем интервью нашему изданию говорил о конкуренции между отечественными проектами так: «...в индустрии надо прекратить друг в друга плевать, друг с другом конкурировать, потому что у нас в России еще не может быть конкуренции в кино. У нас пока должна быть объединяющая история — помогать друг другу во всем, начиная от подклейки роликов, и радоваться за успех других». Как итог — ВИЙ переехал на дату 30 января. В июле продюсеры СТАЛИНГРАДА Александр Роднянский и ГОРЬКО! Тимур Бекмамбетов объявили, что в интересах российских зрителей два блокбастера разошлись по датам. И это обернулось большим благом для индустрии в целом.   

2. Маркетинговая компания проявила себя хорошо: "сдержанная" по словам Сергея Сельянова, но мощная непосредственно перед стартом, она переломила первоначальное недоверие части кинотеатров к успеху фильма.  Последнее для СТАЛИНГРАДА было особенно важно, чтобы прокат получился максимально длинным, и его посмотрело как можно больше зрителей.

3. «Сарафан» был неоднозначным (восторженные отзывы соседствовали с негативными) и посмотреть фильм, чтобы составить обственное мнение, посчитало нужным более 6 млн зрителей. Предварительные валовые сборы картины составили рекордные для отечественных проектов 1,7 млрд, а касса первого уик-энда составила «лишь» 524 млн. Таким образом, на старте фильм заработал 31% кассы — значит, статус События в отечественном прокате фильм оправдал в полной мере.

ЛЕГЕНДА №17 

Очень многие продюсеры жалуются на то, что в случае неудачи в стартовый уик-энд у фильма остаются минимальные возможности проявить себя в прокате — слишком плотный график релизов, насыщенный голливудскими блокбастерами, слишком высока конкуренция. Это утверждение верно отчасти, потому что зрительский «сарафан» способен творить настоящие чудеса, что доказал прокат ЛЕГЕНДЫ №17.

1. Сдерживающие факторы: советская история, спорт, позднее начало маркетинговой кампании — мягко говоря, не самые очевидные приметы будущего кассового хита. Всего лишь за год до этого в аналогичный стартовый период  неудачно отработал МАТЧ (65 млн), прокатом которого также занималась компания «Централ Партнершип».  

2. Качество фильма Николая Лебедева превзошло все ожидания: сначала на кинорынке ему аплодировали букеры и расписали картину очень хорошо, а затем довольные зрители сделали так, что ЛЕГЕНДА №17 оставалась первым выбором для старшей аудитории в майские праздники, и на четвертой (!) неделе проката уверенно сохраняла за собой второе место в бокс-офисе. На этот раз цифры первого уик-энда составили лишь 27% от итоговых сборов.

3. «Сарафан» сильнее конкуренции. Выход в прокат ЖЕЛЕЗНОГО ЧЕЛОВЕКА 3 не пошатнул позиции спортивной драмы в глазах потенциальной аудитории. ЛЕГЕНДА №17, возможно, впервые дала возможность руководителям кинотеатров почувствовать сожаление, когда они вынуждены были на четвертой неделе снимать картину с проката, чтобы  дать место в залах другим релизам. Потом это же случилось со СТАЛИНГРАДОМ. 

ГОРЬКО! 

1. Фильм принадлежит к самому кассовому жанру на российском рынке. Производственный бюджет в $1,5 млн — кассовые сборы составили $25,5 млн, что является фантастическим результатом.

2. Объединение разных групп аудитории. На этом проекте продюсерам  удалось выполнить сверхзадачу: заставить аплодировать не только  зрителей развлекательного мейнстрима, которые делают кассу проектам Enjoy Movies, но и «продвинутых» зрителей и критиков, которые обычно весьма резко отзываются о качестве отечественных комедий. Сборы первого уик-энда составили 27,4% от итоговых сборов фильма. Реакция зрителей максимально удачно совпала с длинным уик-эндом в честь Дня народного единства.  

***           

Итак, чтобы фильм был максимально успешен в прокате, ему необходимо стать Событием. При этом «формула успеха» для разных проектов будет совершенно разной — всем им приходится преодолевать собственное «сопротивление материала». Например, МЕТРО  был первым современным отечественным фильмом-катастрофой. Это высокобюджетный жанр; российский зритель, благодаря Голливуду, привык к катастрофам с бюджетом в сотни миллионов долларов. На этой территории конкурировать сложно  и кассовый успех МЕТРО был совсем не очевиден. Однако и здесь сборы первого уик-энда составили 37% от общих сборов картины (365 млн), падение посещаемости было небольшим.

Так все же, насколько вышеперечисленные факторы успеха укрепили веру зрителя в наше кино?

Состоялся ли поворот в отношении зрителя к российским проектам в этом году, о чем говорили некоторые продюсеры и эксперты? Стал ли зритель более доброжелателен к отечественному продукту, и какие перспективы ждут отрасль в 2014-м году?

Продюсер фильма МЕТРО Игорь Толстунов: 

«Я полагаю, что некоторое предубеждение российского зрителя к отечественному продукту вряд ли может быть преодолено за один год. Нам нужно таким образом построить кинопроизводство, чтобы хорошие зрительские фильмы выходили в потоке на протяжении нескольких лет. Только тогда можно будет говорить об изменениях и о том, что зритель готов смотреть фильмы, не обращая внимания на страну-производителя. На каждый удачный проект в этом году приходилось два коммерчески  неудачных. Поэтому очень важно, чтобы хотя бы раз в месяц (а еще лучше два раза) в прокат выходили бы хорошие зрительские фильмы. Конечно, не всем им собирать по $50, $20 или $10 млн, но если нашим картинам в достаточном количестве удастся зарабатывать по $5-8 млн, то это будет очень неплохо.

Кстати, планка в $5 млн покоряется далеко не всем американским фильмам. Из 250-300 американских релизов, выпущенных в течение года, только 20% преодолевают ее. Нам нужно подтянуться к этому показателю. О кассовых перспективах 2014 года, росте или падении пока говорить рано, потому что еще не сложилась полностью линейка отечественных фильмов, которые будут выходить в течение года».             

Продюсеры фильма ГОРЬКО! 

Дмитрий Нелидов: "Скажем так, наметилась некая положительная тенденция. Зритель, действительно, более-менее положительно реагирует на отечественные проекты, но по-прежнему это зависит от качества самих проектов — в этом году, пожалуй, стало окончательно понятно, что зрителя не проведешь, и действительно качественные фильмы собирают свою аудиторию и в итоге большую кассу, что выводит фильм в ранг события. Что нас ждет в 2014 году, будет зависеть от степени погруженности производителей в качество производимого контента. 

Илья Бурец: Если мы наконец начнем относиться к тому, что мы делаем, с ответственностью перед зрителем, перед партнерами в лице кинотеатров, избегая вторичных идей, поворачиваясь к зрителю лицом, то и аудитория среагирует, и мы наконец-то увидим глаза людей, а не ж...у. Мы надеемся, что эти глаза будут наполнены добротой и любовью. Нам всем важно сосредоточиться на качестве, а не количестве фильмов. Пусть их будет не много, но они будут хорошими и как следствие — достойными зрительского внимания. 

ПРОБЛЕМЫ «СРЕДНЕГО КЛАССА»

Успех отечественного кинематографа с точки зрения цифр можно назвать безусловным — рост кассовых сборов на треть, увеличение доли российского кино в общем бокс-офисе. Впрочем, благосостояние нации и экономики в целом не определяется тем, сколько в стране зарабатывают олигархи. Мы искренне поздравляем продюсеров и создателей кассовых хитов, но не забываем о пресловутом «среднем классе»  - жанровых проектах, которые составляют линейку российских фильмов на протяжении всего года. 

В 2013 году они проявили себя не так уверенно, как в предыдущем. Количество фильмов с кассовыми сборами от 200 млн рублей в настоящий момент составляет всего лишь 7: к уже упомянутым блокбастерам добавим ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ! (304 млн), БИЛЕТ НА VEGAS (204 млн) и ДУБЛЕР (200 млн). Совершенно очевидно, что к этому списку добавятся ЕЛКИ 3 и ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 2, в непосредственной близости остановится КУРЬЕР ИЗ «РАЯ» (за три уик-энда фильм заработал 177,5 млн). В любом случае, количество таких фильмов не превысит 9.  

В то же самое время в  2012 году количеств таких «фильмов-середняков» составило 12: от ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ НА ДАЛЬНИХ БЕРЕГАХ (950 млн) до 8 ПЕРВЫХ СВИДАНИЙ (222 млн). 

Не окажется ли так, что в ближайшее время индустрия окончательно потеряет «золотую жанровую середину» отечественного кинематографа? Зритель будет смотреть 2-3 фильма-блокбастера в год, плюс 4-5 комедий для аудитории мейнстрима, которые будут обеспечивать львиную долю кассовых сборов для российских фильмов. Ситуация в 2014-м году не упростится хотя бы потому, что летом дистрибьюторы пока не обозначили ни одного большого отечественного проекта. Мнение о том, что в июне-августе в кинотеатрах ловить нечего (зритель ходит точечно на голливудские блокбастеры) разделяют многие уважаемые продюсеры.

Жанровая колея для коммерчески успешного фильма на российском рынке очень узкая, в ее основании лежат только большие проекты, претендующие на статус события, и комедии. Российская индустрия не производит на постоянной основе кассовые триллеры / мелодрамы / боевики и фильмы других жанров. Самая кассовая мелодрама 2013-го? Возможно, 12 МЕСЯЦЕВ (48 млн). Триллер? — кроме МЕТРО, есть только российско-американская ТАЙНА ПЕРЕВАЛА ДЯТЛОВА (151 млн). А боевиков в этом году Россия вообще не производила...

Нет ли опасности, что отечественная индустрия потеряет «золотую жанровую середину», что колея для коммерчески успешных жанров оказалась слишком узкой?   

Игорь Толстунов:  "Мне кажется, что это определенная проблема. В основном сейчас работают два формата фильмов — это либо большие событийные проекты разных жанров, либо комедии. Конечно, хотелось бы, чтобы в разряд фаворитов у зрителей вернулись и романтические мелодрамы и, может быть, спортивные фильмы. На первый взгляд, ЛЕГЕНДА №17 — это фильм на спортивную тематику, но, в то же время,  он больше, чем отдельный жанр. Будем считать, что отечественный зритель относится благосклонно к тем проектам, которые сегодня у нас получаются. Если другие не получаются, то нужно стараться и делать выводы, чтобы получалось (улыбается).

Но с фильмом МЕТРО в этом году нам удалось преодолеть некоторое недоверие со стороны зрителей и кинотеатров. Конечно, результаты проката никогда не могут удовлетворить продюсера полностью. Если он видит, что «зритель пошел», то хочется, чтобы тот не останавливался. Безусловно, мы могли бы собрать больше, если бы не существовавшее, как мне кажется, внутреннее сопротивление кинотеатров. Конечно, ни о какой конфронтации речь не идет, но на второй неделе проката было снято достаточно большое количество сеансов у фильма, который доказал свой коммерческий потенциал на старте. И это мнение не только наше — его высказывало большое количество экспертов рынка. Это вопрос недоверия и некоего барьера, который передается от зрителей кинотеатрам, которые пытаются всячески страховаться.

Причем это выражается не только в уменьшении количества сеансов, но и в таких важных деталях, как размещение театральной рекламы. Роль кинотеатра во внутреннем маркетинге очень высока. Сборы МЕТРО могли бы быть значительно выше, но что делать? Результатом мы все-таки довольны, потому что сборы позволили окупить затраты частных инвесторов. Картина с бюджетом в $10 млн (и еще $3 млн на выпуск) оказалась в небольшом, но все-таки в плюсе, и это, я уверен, достойный результат".    

Дмитрий Нелидов: "Ну, это не повод для расстройства. Жанровое разнообразие с каждым годом растет, а любой середнячок благодаря, в первую очередь, качеству, может стать событием". 

Илья Бурец: "И пусть лучше это будет происходить в этой последовательности, чем когда большие ожидания разбиваются о зрительское безразличие".

___________________________________

 До конца года в российских бизнес-изданиях появится множество аналитических публикаций, которые засвидетельствуют свежие рекорды российского кинематографа на российском же рынке. В 2013-м доля кассовых сборов отечественных фильмов выросла впервые с 2008 года.

Что тут говорить — на определенном этапе индустрия заслужила внушительную оплеуху, чтобы задуматься и повернуться к зрителю лицом.  

Кого же продюсеры и партийные функционеры должны благодарить за достижение необходимых цифр? СТАЛИНГРАД и ГОРЬКО! в октябре повернули плачевную  до тех пор ситуацию в необходимое русло.

Итоги проката СТАЛИНГРАДА и ЛЕГЕНДЫ №17 — главный феномен 2013 года по мнению наших читателей. Количество проголосовавших на главной странице пока не так велико, но их отрыв от событий-конкурентов впечатляет. 

 Российский кинематограф прожил 2013-й год хорошо, но говорить о «завоеванном плацдарме», с которого начнется полномасштабное наступление, пока нельзя.

Судя по всему, 2014-й год станет временем жестокой битвы российских проектов между собой. Но об этом речь пойдет в следующей публикации по итогам года.

 

В ТЕМУ

ИТОГИ КИНОГОДА 2013: ПОНЯТИЕ «ПРОКАТЧИК АРТХАУСНОГО КИНО» УХОДИТ В ПРОШЛОЕ? 

 

КОММЕНТАРИИ »


четыре − = 3