БАЛАНС СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ПРОКАТЕ-2013

  • Автор записи:
  • Запись опубликована:25 февраля 2014

Компания «Невафильм Research»   завершила масштабное исследование аудитории российского кинопроката в 2013 году. Анализу подверглись 24000 анкет!

В течение 2013 года аналитический отдел провел четыре волны мониторингового исследования киноаудитории, по итогам которого из 24 тысяч собранных анкет путем случайной квотированной выборки были выделены 6577, отражающие социально- демографические особенности киноаудитории и населения страны в целом. Эта квотная выборка легла в основу совместного с компанией «UCPR» итогового годового отчета об исследовании киноаудитории, главной целью которого стало выявление отличительных черт четырех групп кинолюбителей, выделенных на основе их опыта просмотра фильмов:

  • поклонники кинотеатрального просмотра (смотревшие три последних фильма именно в кинотеатре) – 31%;
  • активные кинопосетители (смотревшие в кинотеатре два из трех последних фильмов) – 17%;
  • эпизодические посетители (смотревшие в кинотеатре один фильм из трех) – 22%;
  • потенциальные посетители кинотеатра (не смотревшие ни одного из трех последних фильмов в кинотеатре) – 30%.

Доли этих групп в выборочной квотированной совокупности оказались вполне сопоставимы друг с другом, что свидетельствует о том, что ни одну из них нельзя игнорировать ввиду малого ее размера. Хотя это распределение нужно с осторожностью экстраполировать на население страны в целом ввиду особенностей сбора первичных данных и наблюдавшегося перекоса в сторону более активной в плане кинопотребления и владения информационными технологиями части населения.

 

img

 

О методологии

При участии специалистов сайта cinemaplex.ru была произведена классификация трех просмотренных респондентами фильмов с точки зрения их, фильмов, целевой аудитории и художественной ценности. Данная классификация отражает целевую аудиторию картин и их социально-культурную значимость. Названия типов фильмов подобраны так, чтобы интерпретироваться интуитивно; подробное описание каждого типа смотрите в конце этой статьи.

Затем аналогичная классификация была применена к репертуару российских кинотеатров 2013 года. В итоге список всех фильмов, выходивших в прокат в течение года, был сопоставлен с предпочтениями выделенных нами четырех групп кинозрителей. Для корректного сравнения мы исключили из анализа кинопроката программы креативного контента и детские фильмы (т. к. среди опрошенных почти не было детей), а из числа названных респондентами картин домашнего просмотра – классику кино и советские фильмы (не представленные
на киноэкранах).

В целом во всех группах респондентов наиболее схожий уровень спроса с результами проката наблюдается по трем типам фильмов: молодежное, мужское жанровое и комедийное взрослое кино. Два типа картин демонстрируют большую популярность по числу проданных кинобилетов, нежели по результатам опроса – это  попкорн-блокбастеры и семейные фильмы. В то же время артхаус, артмейнстрим, женские жанровые киноленты и серьезное кино оказались гораздо менее популярны в российском кинопрокате 2013 года.

img2

 

 Анализ данных

Для определения баланса спроса и предложения тех или иных фильмов в прокате мы проанализировали их количество и широту выпуска (по числу экранов показа), сопоставив эти данные с общим спросом на фильмы (по посещаемости за год) и со спросом со стороны разных типов зрителей (по результатам опроса).

Баланс спроса и предложения на различные типы фильмов в кинопрокате
России в 2013 году

balans sprosa i predlojeniya

Сопоставление данных в столбцах 2–4 (см. таблицу) позволяет выявить типы фильмов, которых зрителям не хватает как по числу наименований, так и по широте релиза; а также те фильмы, которые присутствуют на киноэкранах в избытке.

Так, попкорн-блокбастеры явно пользуются большим спросом (42% посещаемости) по
сравнению с малым их количеством (6%) и широтой выпуска (20%), что свидетельствует о большой емкости этого рынка и возможности принять большее число фильмов такого рода российскими кинозрителями. Отметим, впрочем, что здесь не учитывается число сеансов, на которых были показаны фильмы, – у попкорн-блокбастеров оно явно больше, чем у остальных картин, что позволяет компенсировать дефицит предложения. Кроме того, увеличение числа таких фильмов маловероятно ввиду высокобюджетности этого типа кинопродукции, поэтому сокращение разрыва между спросом и предложением в данном сегменте маловероятно. 

Комедийные фильмы для взрослой аудитории, напротив, представлены на киноэкранах сбалансированно – как по числу, так и по их широте релиза. А вот в сегменте мужского жанрового и семейного кино наблюдается равновесие в количестве фильмов, но избыток по широте релиза: их росписью дистрибьюторы занимаются
несколько активнее, нежели того требуют зрители.

Между тем три типа фильмов были представлены в российском прокате 2013 года в избытке по всем параметрам: молодежное, серьезное взрослое – и особенно женское жанровое кино. Однако из этого нельзя сделать однозначный вывод о том, что подобных фильмов нужно снимать меньше и выпускать их более узкими тиражами. Нельзя забывать о воспитательной и образовательной функции кинематографа: на наш взгляд, молодежные жанры (комедии и ужастики), преследующие только развлекательные цели, могут ориентироваться на спрос (т. е. их число и широту выпуска можно сокращать вслед за поведением киноаудитории). Тогда как более серьезные картины призваны заставлять зрителя задуматься, воспитывать его вкус, развивать интеллект, а потому сокращение их числа в кинопрокате может повлечь нежелательные последствия в виде снижения общей культуры населения. В данном случае спрос должен следовать за предложением, а не наоборот.

Аналогичная ситуация наблюдается с артмейнстримом и особенно с артхаусом. По числу наименований данного типа картин наблюдается явное «затоваривание» рынка. Однако именно такие фильмы отвечают за развитие как кинематографического искусства, так и зрительского восприятия и культуры в целом. При этом по широте выпуска данных картин наблюдается близость к балансу между спросом и предложением. С другой стороны, именно предложение качественных художественных фильмов должно инспирировать спрос со стороны аудитории. Поэтому расширение проката артфильмов в России должно быть целенаправленным, но вот над форматом этого проката стоит задуматься – он должен быть более точечным. Поскольку основной
аудиторией таких фильмов являются не те, кто ходит в кинотеатры постоянно (хотя даже со стороны поклонников кинотеатров спрос на артхаус в 10 раз выше, чем посещаемость данного типа фильмов в кинотеатрах в 2013 году), то прокат артфильмов должен быть длительным, но не шаблонным, – возможно, их стоит демонстрировать в течение долгого времени (до полугода), но не каждый день, а раз в неделю-две. Такие
формы проката уже появляются в России на отдельных проектах, но расширение данной практики позволило бы привлечь в кинозалы гораздо большее число эпизодических и потенциальных зрителей, что существенно повысило бы сборы артхаусных проектов в целом.

О целевой аудитории

Из данных таблицы мы также можем сделать вывод относительно того, какая группа кинозрителей составила основную кассу тех или иных типов фильмов (т. е. являлась целевой аудиторией данных проектов), а также для какого способа просмотра наилучшим образом подходит каждый тип фильма и могут ли определенные кинокартины способствовать увеличению посещаемости кинотеатров.

Так, оказалось, что большинство типов фильмов в равной степени интересно всем группам зрителей: попкорн-блокбастеры (у всех категорий зрителей доля просмотров этого типа фильмов не выше, чем доля числа проданных билетов, т. е. все выделенные нами группы посетителей кинотеатров могли составить кассу данных проектов), взрослое кино (комедийное и серьезное), мужские и молодежные жанры. Также почти универсальной оказалась любовь зрителей к артмейнстриму (с некоторым перевесом в сторону эпизодических и потенциальных посетителей кинотеатров) – однако в этом случае спрос у всех категорий респондентов оказался выше, чем кинопосещаемость, что свидетельствует о домашнем просмотре этих картин. Женские жанры и семейные фильмы оказались более близки менее активным посетителям кинотеатров, а артхаус в полной мере оценили лишь потенциальные кинопосетители.

Отклонения уровня спроса в различных зрительских группах от реальной посещаемости фильмов того или иного типа свидетельствуют о том, какой способ просмотра картин потребители считают наиболее комфортным. Блокбастеры в этом ряду являются безусловными лидерами по кинотеатральному просмотру: они способны «вытащить» в кинозалы абсолютно все категории зрителей. Семейные картины также
хорошо работают для привлечения аудитории в кинозалы, но при этом вполне приемлемы для домашнего просмотра. Универсальными оказались такие типы фильмов, как молодежное кино, комедийное взрослое и мужское жанровое – их с одинаковым энтузиазмом смотрят и дома и в кино все группы зрителей. Для домашнего просмотра больше подходят женские картины, артмейнстрим и серьезное взрослое кино. Что
касается артхауса, то можно сделать однозначный вывод: зрители смотрят его чаще дома, чем в кино (что может быть связано и с острым дефицитом такого рода фильмов в российских кинотеатрах).

Таким образом, репертуар российского кинопроката в 2013 году нельзя назвать в полной мере сбалансрованным: доминирование небольшого числа блокбастеров на киноэкранах импонирует вкусам поклонников кинотеатров, но при этом привлекает в залы даже самых пассивных кинопосетителей. Однако это сужает выбор на афише большинства кинотеатров страны, вытесняя в зону домашнего просмотра сложные
жанры и артхаус, интересные большинству групп зрителей. При этом на российских киноэкранах наблюдается избыток молодежных фильмов, размывающих культуру кинопросмотра, а также женских жанровых картин (которые лучше смотрятся дома). На наш взгляд, резерв повышения кинопосещаемости в России кроется в увеличении предложения семейных фильмов. Кроме того, в стране есть потребность в расширении проката арткартин, посмотреть которые сейчас можно лишь в крайне ограниченном числе залов или дома; и лучшей формой такого расширения может стать изменение формата проката артхауса, приближенного к прокату проектов креативного контента.

© 2014 НЕВАФИЛЬМ RESEARCH

Классификация фильмов:

  •  попкорн-блокбастер – фильм, при съемках которого были задействованы все силы Голливуда (или крупных киностудий других стран, в том числе России); демонстрация массовых батальных сцен, участие кинозвезд, наличие головокружительных спецэффектов, рассчитанных, соответственно, на привлечение максимального числа зрителей;
  • семейное – кино, предназначенное для просмотра родителей с детьми, причем доставляющее всем равное удовольствие;
  • молодежное – пародии, комедии, ужасы, подходящие для просмотра в шумной молодежной компании;
  • женское жанровое – мелодрамы и ромкомы, рассчитанные на женскую аудиторию от 12 лет и старше;
  • мужское жанровое – боевики, триллеры со сценами жестокости, привлекающие в первую очередь мужскую половину населения;
  • комедийное взрослое кино – комедии и трагикомедии, ориентированные на привлечение зрителей как среднего и старшего возраста, так и «продвинутой», интеллектуальной молодежи;
  • серьезное взрослое кино – широкий спектр кинофильмов, заставляющих зрителя задуматься, интересных главным образом зрелому зрителю, а также интеллигентной молодежи;
  • детское – мультфильмы, сказки для детей младшего возраста, на которые большинство родителей ходят исключительно из-за ребенка;
  • артхаус – картины для подготовленного зрителя, кино для киноманов и киногурманов;
  • артмейнстрим – картины, интересные в первую очередь синефилам, но способные привлечь и широкую аудиторию;
  • классика кино – отечественные и зарубежные фильмы, которые составляют «золотой фонд» мирового кинематографа и, как правило, входят в обязательные программы обучения киношкол;
  • советское – отечественные фильмы, снятые для широкой публики во времена СССР, популярность которых до сих пор не ослабевает.

Статья подготовлена  Ксенией Леонтьевой (при участии Анны Круковской и Александра Дьякова)

 В ТЕМУ

«НЕВАФИЛЬМ»: ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЗРИТЕЛЯ

 ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СМОТРЯТ КИНО. УЗНАЕМ О НИХ БОЛЬШЕ — ВМЕСТЕ С КОМПАНИЕЙ НЕВАФИЛЬМ RESEARCH

 

Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
им
им

голливуд уже в курсе?

Светлана
Светлана

У вас комментарии к диаграмме рейтинги предпочтений по типам фильмов не соответствуют картинке. Где ошибка? В тексте или в подписи на диаграмме?

Ксения Леонтьева
Ксения Леонтьева

Светлана, ошибки нет. Комментарий перед графиком касается не общего рейтинга картин (мол, блокбастеры на первом месте, а за ними следует артмейнстрим), а соотношения между тем, какова была посещаемость того или иного типа картин в кинотеатре, и частотой их просмотра участниками нашего опроса. И превосходство в прокате блокбастеров и семейных лент над частотой их упоминания респондентами достигает двукратного размера! Это можно заметить и по таблице ниже. Выводы из этого наблюдения приводятся ниже — в разделе про целевую аудиторию.

Светлана
Светлана

Ксения, спасибо за развернутое пояснение. Конечно, догадаться, что абзац над графиком никак не относится по смыслу к таковому, при этом сам график не имеет никакой текстовой интерпретации, сложновато для восприятия. Тем более, что где-то ниже есть текст. Может и картинку переместить?
Комментирую исключительно для пользы дела, а не из желания придраться 🙂

Ксения Леонтьева
Ксения Леонтьева

Светлана, он касается графика 🙂 Просто немного непривычно интерпретирует его. Мне кажется, нет смысла просто описывать расположение столбиков на картинке 🙂
Но большое Вам спасибо за высказанное мнение и вопрос: надеюсь, наша с Вами переписка в комментариях поможет другим читателям.