Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ СТАТИСТИКИ: НАЧАЛИ С МЕТОДОЛОГИИ ПОДСЧЕТОВ, ЗАКОНЧИЛИ — НЕДОСТОВЕРНОСТЬЮ ДАННЫХ ПО СБОРАМ


cinemaplex 18.03.2014 / 22:51 0

Антон Малышев и Сергей Сельянов 5 марта 2014В рамках 93-го кинорынка состоялась конференция, которую инициировала экспертно-исследовательская организация «КиноЭкспертиза» и издание «Бюллетень кинопрокатчика». Конференция носила название  «Российская киноиндустрия в цифрах: сверим часы»,  так как главными вопросами, обсуждаемыми на ней стали вопросы методологии подсчетов при подведении итогов кинопроката фильмов на территории России.

Модератором дискуссии выступил  Олег Иванов, генеральный директор независимой исследовательской  компании Movie Research. Спикерами конференции стали

  •  Дмитрий Литвинов, основатель и генеральный директор Коммуникационной Группы «Планета информ»
  • Антон Малышев, исполнительный директор Фонда кино
  • Сергей Сельянов, российский кинопродюсер, режиссёр, сценарист. Руководитель кинокомпании «СТВ».
  • Мария Мухина, главный редактор издания «Бюллетень кинопрокатчика»
  • Олег Березин, Генеральный директор Компании «Невафильм»
  • Роман Исаев, управляющий директор Рентрак  по России и СНГ
  • Елена Комиссарова, начальник отдела учета кинопоказа ГИВЦ

Олег Иванов вынес на повестку дня два вопроса:

  1. Инициатива «Бюллетеня кинопрокатчика» и «Киноэкспертизы» по созданию общественного совета по киностатистике для ежегодного подведения итогов кинопроката фильмов на территории России.
  2. Общая методология, выверка результатов, разрешение спорных вопросов.

 Подводить итоги и определять долю российского кино календарно — с 1 января по 31 декабря 2013 года; или подводить итоги по релизам — брать все релизы и смотреть в том числе, сколько они в 2014 году докатывались, и по совокупной сумме, которая получится, выявлять, какая часть приходится на отечественные фильмы. Вот это первый вопрос, который оказался спорным, и путем каких-то обсуждений мы тем самым пришли к пониманию.

Второй вопрос, который также сейчас составляет неопределенность очень высокую в цифрах –что мы считаем? На самом деле нас интересуют данные о результатах проката на территории РФ, а исторически вся статистика, все цифры относились к территории СНГ без Украины. Поэтому здесь существует определенная проблема, каким образом получать именно эти цифры. Потому что то, что собирается на базе Rentrak’а и каких-то прокатчиков, обычно сообщаются сведения, связанные с большей территорией. Поэтому эти вопросы, они хоть и довольно специфические, но, по большому счету, от того, как это будет определено и как будут работать разные организации в едином понимании в каких цифрах мы живем, зависит очень многое.

Антон Малышев поддержал  инициативу навести порядок в киностатистике: в конце концов,  эффективность деятельности Фонда оценивается по доле проката  отечественного  кино, а чтобы посчитать её, необходимо владеть цифрами.

 Отрасль, которая не может сама себя посчитать, идентифицировать и вообще понять, приносит она прибыль или нет, сложнее привлекает инвестиции. Поэтому, конечно, такая попытка достичь консенсуса и договориться вообще в положительной мы двигаемся динамике или отрицательной, растущий у нас рынок или нет — правильна и, конечно, она должна была быть своевременна еще три года назад.

Поскольку на профессиональном форуме кинобизнеса собрались «все свои», разговор от методологии посчетов быстро перешел на обсуждение недостоверности сведений, которые, собственно, и лежат в основе всех подсчетов. Практически каждый спикер не преминул затронуть этот момент. По сути всю дискуссию можно свести к обсуждению двух тем — методологии анализа сборов и ... воровства кинотеатров. Действительно, какая разница, как именно мы будем измерять крокодила, если вместо него нам подсовывают ящерицу?

«ГРАНАТЫ НЕ ТОЙ СИСТЕМЫ». Обсуждаем методологию

В самом начале конференции Олег Иванов сказал, что по поводу того, как подводить итоги года — календарно или по релизам «путем каких-то обсуждений мы тем самым пришли к пониманию». Это оказалось не совсем так.

Мария Мухина: 

...есть краеугольные камни в методологических выкладках.«БК» уже как минимум три года придерживается решения считать итоги по календарному году. Нам это кажется очевидным и естественным для того, чтобы интегрироваться в международную систему и сравнивать, насколько наш рынок выглядит хорошо или плохо относительно других рынков, которые все считают по календарному году.

Что касается составления некоторых топов по итогам года, например «Топ самых кассовых фильмов», то здесь мы берем цифры с докатом в начале следующего года.

То есть проблема состоит в том, что в конце декабря выходят очень кассовые фильмы, которые, по идее, если мы считаем по календарному году, должны относиться к заканчивающемуся году. Вот, к примеру, в конце прошлого года вышел фильм ЕЛКИ-3, который мы относим к релизам 2013 года. В первом номере «БК» за этот год, подводя итоги 2013 года, уже в топах мы добрали цифры по состоянию на 2 февраля. Мы считаем важным давать цифры с докатом, и это, мне кажется, как раз то, что интересует Фонд кино и прочие организации, которые заинтересованы в том, чтобы увидеть всю картину в целостности по итогам года.

Вопрос подсчета данных по территориям Мария назвала  вопросом, который вызывает наибольшие сложности. При подготовке публикации в своем издании по рынку Казахстана редакция «БК» запрашивала данные у дистрибьюторов-мейджоров и заметила, что это было непросто. «Для того, чтобы это стало системным подходом, нужно еще года два и нужны поддержка, как со стороны дистрибьюторов, так и со стороны систем отчетности » — резюмировала Мария.

Олег Березин поддержал стремление аналитиков считать цифры отдельно по территориям:

 ... наши подсчеты по соотношению кассовых сборов и посещаемости России и в СНГ минус Украина показали, что в этом году по посещаемости Россия составила — 92%, то есть минус 8% от общих цифр, и по кассе — 94,5%. Цифра посещаемости, которая фигурирует по СНГ минус Украина, — 190 млн, то из них Россия по нашим подсчетам — 176. То есть это цифры России от СНГ.

Я как раз в качестве примера хочу привести — разница в 8% очень существенна для аналитики. В прошлом году была такая история, что посещаемость СНГ минус Украина выросла, а по России она упала на 2%, то есть тут возникают разные выводы о том, что происходит на рынке: растет посещаемость или падает. Это к вопросу о том, что методология и точность обозначения цифры, которой мы озвучиваем и которой считаем, очень важна.

По методологии которой пользуется статистика и аналитика высказался и Сергей Сельянов:

С моей точки зрения статистики и аналитики должно быть много. Это зависит от целеполагания — что вы считаете и для чего вы считаете. С одной стороны — финансовый год есть финансовый год, размер рынка, размер индустрии и прочее, конечно, с 1 января по 31 декабря. С другой стороны физическая жизнь, вот такая естественная, продюсерская, конечно, связана с релизами — выпустили вы фильмы в этом году — бесспорно, это фильмы этого года. Я, например, свою деятельность только так оцениваю, я не могу внутренне разорвать ребенка — фильм пополам, жизнь пополам: одна четверть здесь, три четверти там — это какой-то абсурд и безумие.

Нужно ли ограничение, о котором справедливо говорили коллеги? Наверное, нужно, например, первый квартал, следующий за выходом, чтобы не ввязываться в истории, когда фильмы идут и идут, хотя это интересно в контексте аналитических исследований.

Сергей Сельянов  говорил о том, как важно в аналитике учитывать не только суммы сборов, но и количество зрителей, ведь у детских, семейных релизов при относительно невысокой цене утренних и дневных билетов  показатель посещаемости зачастую превышает аналогичный показатель взрослых кассовых рекордсменов.

Я приведу простой пример. Мы выпускали скромный мультфильм Как ПОЙМАТЬ ПЕРО ЖАР-ПТИЦЫ на осенних каникулах. Фильм шел строго по прогнозам — 2 миллиона долларов. Я другие фильмы просматриваю, вижу ГРАВИТАЦИЮ, и вдруг понимаю, что на второй или третьей неделе посещений столько же, а по кассе она выше стоит, в три раза: билет на ГРАВИТАЦИЮ стоил в три раза дороже, чем на российский детский мультфильм в утренние часы. Если бы цена на этот мультфильм была такой же, как на ГРАВИТАЦИЮ, было бы 6 миллионов. Значимость зрителя — особенно это касается детского кино — должна повышаться в общественном сознании, в аналитике и статистике.

О том, насколько сложно даже небольшой группе аналитиков прийти к общему решению — как именно считать? — заметил Александр Семенов, издание «Кинобизнес сегодня»:

Я бы хотел сказать о долларах, о рублях, о посещениях и так далее. Мы начали собирать кассу в 1995 году, мы делали это в долларах — так было принято по всей стране. В 1998 году все рухнуло, в рублях считать невозможно было, и вся статистика шла в долларах. Мы не могли перейти на рубли, потому что рубль был нестабилен. Потом он стал стабильным, все стали ратовать за рубли. Но уже нельзя отказываться от долларов по той причине, что у нас есть релизы, которые мы считали в долларах раньше, и для того, чтобы их сравнить, нужно иметь какую-то единую цифру.

...Если сейчас стоит вопрос о том, чтобы выделить Беларусь, выделить Казахстан, то прекрасно, все нормально. Но как мы будем сравнивать, как мы будем вести статистику с прошлым? Значит, надо прошлые годы вычленять. Надо, чтобы дистрибьюторы предоставили отдельные данные по Азербайджану, Казахстану, отдельно по всем этим территориям, для того, чтобы можно было сравнить, прибавилось ли у нас, убавилось ли у нас.

По мнению Романа Исаева, Рентрак готов к Rentrak готов разделению сборов по территориям:

Теперь об актуальном, наболевшем вопросе о разделении — может быть, уже даже подзапоздали с поиском решений — о разделении рынков РФ от СНГ. Это, конечно, актуальная проблема и разница в 8% — большая разница, это не 1-2%. Вполне возможно, что цифры будут и дальше увеличиваться с более быстрыми темпами роста рынка Казахстана.

У нас база данных скооперирована таким образом, что цифры пока идут вместе, но путем несложных манипуляция — буквально нажатием двух кнопок, можно вычленить все страны СНГ, которые у нас, естественно, учитываются отдельно как некие территории. Они пока стоят структурированно под Россией, но их можно спокойно сминусовать. Сейчас ведем переговоры с моими американскими коллегами, чтобы, действительно, выделить Казахстан как отдельную территорию. Раз уж такое пожелание было озвучено, мы прекрасно понимаем, что время для этого уже настало. Думаю, что в ближайшее время мы выведем Казахстан как отдельную территорию, оставив пользователям возможность видеть данные как с включенным Казахстаном, так и выключенным. Если мы будем делать какие-то сравнения с прошлыми периодами, то для корректности сравнения, конечно, Казахстан туда надо включать. Поэтому с точки зрения структурирования нашей базы никакой проблемы нет, думаю, что со временем мы выделим всех — и Молдавию, и Кавказские республики и т.д.

В этом месте следует заметить, что ЕАИС — система сборов информации только от российских кинотеатров!

Итак, вопросы методики подсчетов — это вопрос договоренности аналитиков между собой. Не случайно практически все собравшиеся высказались «за» создание общественного совета по киностатистике. Как сказал Антон Малышев: «...если получится прийти к некой единой методологии и цифрам, которые мы будем принимать на веру всей отраслью, это будет замечательно. Надеюсь, что дальше инициатива будет подкреплена стопроцентной работой ЕАИС, мы со своей стороны постараемся для этого сделать все возможное».

А В ПОПУГАЯХ СБОРЫ ГОРАЗДО ДЛИННЕЕ!

Вопрос достоверности данных которые впоследствии приходится систематизировать поставил ребром еще в самом начале обсуждений Дмитрий Литвинов:

Мы все четко понимаем, что есть недостоверная информация, которая поступает от некоторых кинотеатров по количеству проданных билетов. Это связано с так называемой «оптимизацией» их деятельности и недобросовестными отношениями с партнерами. Мы с этой проблемой всегда сталкивались в течение всего времени работы. Проводились проверки но, тем не менее, в массиве данных от некоторых кинотеатров есть недостоверная информация по количеству проданных билетов.

Вторая существующая проблема — с российскими продюсерами, которые в своих маркетинговых целях, особенно в несистемных проектах, стараются завысить кассовые сборы в своих картинах. Естественно, они не считаются ни Rentrak’ом, ни ЕАИС, которые, к сожалению, не полностью охватывают информацию от кинотеатров. Мы понимаем, что данные по некоторым русским картинам специально завышены для того, чтобы кинотеатры не сбавляли роспись второго уик-энда — к примеру, как одна из мотиваций, хотя сейчас это работает не так.  Тем не менее, проблема есть и существует. То есть существует искажение данных: в случае с кинотеатрами — в сторону уменьшения, в случае с российскими продюсерами — в сторону увеличения, причем значительного. Не буду называть примеры картин — все, кто работает на рынке, их знает, не буду называть конкретных компаний, которые на это идут, — но проблема существует.

Третья проблема связана с неполной отчетностью некоторых независимых дистрибьюторов о результатах кассовых сборов. Это мотивировано тем, что многие из них, чтобы не выплачивать определенные роялти своим зарубежным правообладателям, идут на занижение кассовых сборов для оптимизации расходов.

Все это очень сильно искажает конечную картину рынка, именно поэтому мы призываем все-таки получать первичную отчетность непосредственно от кинотеатров.

Надо сказать, что сейчас информация в ЕАИС поступает из кинотеатров через программные модули,которые формируют онлайн отчеты. В Rentrak же информация поступает не только таким способом, но и по телефону, электронной почте, от дистрибьюторов и т.д.

Мария Мухина эту проблему описала так:

Мы, в первую очередь, работаем с первичной обработкой данных от правообладателей, дистрибьюторов и продюсеров, но при этом мы регулярно общаемся с кинотеатрами и дистрибьюторами и, в общем, есть ощущение понимания, как фильм идет на рынке. В ситуации, когда мы получаем цифры, которые вызывают у нас сомнение, мы более пристально к ней присматриваемся и пытаемся понять, насколько она правдива. Собственно, в этом нам помогают Rentrak и ЕАИС. Речь идет не о простой экстраполяции, а о сравнении цифр, заявленных дистрибьютором, и данными от уик-энда. Проблема непрозрачности существовала всегда, но по итогам февраля есть ощущение, что ситуация усугубилась. Каждую неделю мы сталкивались с подобной ситуацией, нам приходилось перепроверять, и мы обнаруживали не совсем корректную информацию.  Вплоть до того, что в в течение одного четверга нам была предоставлена информация от двух правообладателей, которая не имела никакого отношения к действительности. Собственно, какова риторика: берем два фильма и сравниваем их цифры сборов в ЕАИС, если это правдивые цифры, то разница между ними и заявленной цифрой должна быть, как и в ЕАИС. Мы понимаем, что там не до конца полные данные, но, тем не менее, процент их соотношения должен быть соответствующим. Но когда у нас разница между двумя релизами в полтора раза, а заявлена — в четыре, то у нас эти результаты вызывают сомнение. Но эти системы не всегда могут нам помочь. Есть альтернативные примеры, когда, обращаясь к данным Rentrak’а, мы по итогам четверга видим цифры в 400 000 рублей, а по итогам выходных приходят данные о том, что фильм умудрился собрать 30 миллионов.

Видимо сейчас, когда отчетность в ЕАИС стала более-менее похожа что-то близкое к реальности, выявилось, как существенно искажают отчетность сами дистрибьюторы. Впрочем, Сергей Сельянов считает, что «отдельные уловки дистрибьюторов, это уже сегодня мелочи, их осталось не так много.» Тем не менее, эти «уловки» влияют на закупочные цены. По мнению Сельянова, «единые билеты помогут с этим бороться, я имею в виду не отчетность, а снятые с сервера кассы билеты, что гарантирует прозрачность. Те, кто занижают сборы от зарубежных фильмов, чтобы не платить роялти, уже не смогут так делать — хочешь не хочешь, а все твои цифры на виду. Через какое-то время, как только наши американские коллеги поверят, что у нас прозрачный, чистый рынок, то, возможно, некоторое влияние это окажет на цены, по которым они продают нам кино. То есть прозрачность  оказывает на всех качественных игроков рынка такое стабилизирующее воздействие.»

Олег Березин:

Я хотел сказать два слова о той идеальной, на мой взгляд, модели, которая в ближайшие годы могла бы быть реализована на рынке, и о которой я бы мечтал как аналитик и маленький дистрибьютор того самого альтернативного контента. Тотальная отчетность всех кинотеатров через ЕАИС и Rentrak, причем, здесь должен быть единый стандарт, единый универсальный протокол передачи данных, совместимый с Rentrak и ЕАИС, чтобы кинотеатр не обрастал чрезмерным количеством программного обеспечения, и который бы подходил к любой системе подсчета, включая канцелярские счеты и калькулятор, чтобы кинотеатр не зависел от установщика программного обеспечения. То есть это был бы какой-нибудь драйвер или набор драйверов, который подходил бы любому компьютеру.
Кинотеатры должны отчитываться через ЕАИС или Rentrak, если нужно, может, у нас появится еще кто-нибудь, кто захочет эти данные получать, включая дистрибьюторов и т.д. Дистрибьюторы в идеале должны получать данные о прокате кинотеатров не от каждого кинотеатра, а через эти системы — Rentrak и ЕАИС. Это будет повышать заинтересованность дистрибьюторов в том, чтобы кинотеатры пользовались этой системой и, соответственно, это будут одни те же цифры. Потому что то, что кинотеатры сдают в Rentrak и ЕАИС — это одна цифра; то, что опубликовывают не только российские, но и дистрибьюторы зарубежных фильмов — это другая цифра. Естественно, они не совпадают. В идеале это должна быть такая универсальная система.

На тот момент, пока мы двигаемся к этим ценностям, есть еще одна проблема — надо собраться кинотеатрам и дистрибьюторам и договориться о едином формате отчетности, этого файла excel, который пока все заполняют, как могут, и которым пользуются в итоге все дистрибьюторы и кинотеатры. Вот это получилась бы идеальная система — мы бы собирали первичную информацию через Rentrak и ЕАИС, дистрибьюторы бы пользовались этой информацией, государство в своих интересах тоже бы использовало. Мне кажется, нужно это делать достаточно быстро, потому что, вы знаете, что в недрах государственной власти ходят разные инициативы: до сих пор обсуждается идея контроля над кассовыми аппаратами, централизованной печати билетов и т.д. Эти идеи никуда не ушли, если все стихло, это еще не значит, что ничего не происходит. Я имею в виду возврат к НДС, как  к одному из видов контроля за выручкой кинотеатров. Многие понимают, что отсутствие НДС в цене билета приводит к потере интереса к кинотеатрам со стороны налоговых органов. Это факт, действительно, есть люди, которые уверены, что если вернуть НДС на билеты, даже если только на зарубежные фильмы, то придется проверять всю выручку кинотеатра. В этом случае кинотеатр уже будет говорить не с дистрибьютором, а с налоговой инспекцией, а это уже нечто другое. И ответственность за сокрытие выручки тут уже будет тоже другая, нежели за неподключение к ЕАИС. Поэтому привести систему в цивилизованный вид в интересах всех игроков.

Очевидно, что проблемы существуют. (...) Что угодно мне говорите, но я абсолютно уверен, что половину роста посещаемости прошлого года дали эти августовские «расстрельные» законы о подключении к ЕАИС. Потому что на рынке не произошло каких-то таких колоссальных сдвигов, чтобы на 10% выросла посещаемость. Мы понимаем, что часть кинотеатров перешла на «светлую» сторону, начали давать более тщательные отчеты, даже не говорю, что на 100%. Существует еще проблема в том, что часть, большинство и даже, наверное, все крупные сети в силу структуры бизнеса уже давно этим не занимаются — с 20 кассирами уже сложнее договориться, куда какие деньги положить, там проще уже все считать, потому что хозяева — крупные корпорации, руководители кинотеатров — уже не собственники бизнеса, а наемные менеджеры, поэтому тут уже нет личного интереса в корректировке кассовых сборов. Получается, что те кинотеатры, которые продолжают этим заниматься в ручном режиме, они подставляют весь рынок и дают нашим оппонентам такой аргумент, что кинотеатры отчитываются нечестно, что-то утаивают, поэтому всех нужно засунуть под колпак.

Мне кажется, мы еще должны сдвинуться в этой истории вообще глобально. Я до сих пор не понимаю, почему дистрибьюторы не могут требовать от какого-то кинотеатра отчетности через ЕАИС, если он заинтересован в точных и быстрых отчетах, но мы знаем, что не все дистрибьюторы в этом заинтересованы. Вот и получается, что у нас рынок ±15% туда-сюда.

Есть еще ряд вопросов, которые требуют дискуссий на уровне правил кинообслуживания то, о чем я говорил вчера. Все понимают, что есть большая проблема с возвратом билетов. На мой взгляд, нужно убирать это право на возврат билетов как в театре, когда купили билеты без возможности вернуть. Другое дело, если сеанс не состоялся, мы знаем, что это один из способов корректировки данных через возврат билетов. Нужно вообще решать тотально проблему одна из проблем подключения к ЕАИС — давление дистрибьюторов по количеству сеансов, которое кинотеатр должен ставить, что приводит к появлению фантомных сеансов, к искажению данных, к ручному управлению внутри кинотеатра. Думаю, точно так же, как в свое время ФАС убедил дистрибьюторов не включать в договор цену билетов, то есть на сегодняшний день установление цены билета в договоре незаконно. Я думаю, хоть часть дистрибьюторов на меня ополчится, все-таки из договоров надо убирать это обязательство по количеству сеансов, потому что тем самым мы толкаем кинотеатры на ситуацию, когда три дистрибьютора в один зал ставят полным экраном в один и тот же день — все довольны, все собирают, но все прекрасно понимают, что это на самом деле эмоции.

Насчет унификации отчетности в Rentrak и ЕАИС Роман Исаев возразил Березину, так как две эти системы созданы для разных целей. Одна — «прокатчикоориентированная», для нужд дистрибьюторов, а другая — для контроля государства над рынком. «Это совершенно разные структуры, разные оболочки, разные системы выгрузки данных». При этом, Роман Исаев подтвердил готовность сотрудничать с ЕАИС в любых вопросах, где это потребуется. Мысль о тотальной отчетности кинотеатров он активно поддержал:

Есть еще какой-то процент непрозрачности рынка и желание определенной части игроков искажать свои цифры. Год от года эта ситуация нивелируется, но, к сожалению, довольно большой процент искажений присутствует. Хорошим решением в данном направлении, пусть и не очень быстрым, скорее, поступательно растянутым во времени — тем не менее, динамика есть — является наш перевод отчетности кинотеатров в автоматический режим. В принципе, на данный момент все федеральные сети в  Rentrak отчитываются в автоматическом режиме по своей электронной линии, которая ставится в билетно-кассовые системы.

Соответственно, с ростом массива информации, получаемой через электронный интерфейс без задействования каких-то «шаловливых ручек», чисто и без пресловутого файла excel, о котором говорил Березин, это все помогает двигаться нам в сторону прозрачности. (...) у нас на рынке присутствует в отношениях между дистрибьюторами и кинопоказчиками до сих пор в довольно большом объеме пресловутые фиксации, о которых представители прокатного сообщества прекрасно знают. К сожалению, поле для игр остается довольно большое, потому что это то, что на нашем внутреннем сленге называется SRG (Studio Reported Grosses), когда данные, которые заявляет дистрибьютор, наш клиент. Я их не могу подвергать сомнению — я могу удивиться, могу улыбнуться, но я не могу не сказать, что фильм X был продан в Азербайджан за пять миллионов рублей, хотя понятно, что он не мог быть туда продан. Подобные вещи на рынке, к сожалению, присутствуют. И наше движение к увеличению процента электронно отчитывающихся кинотеатров — это решение, которое в данном смысле нам очень поможет, потому что, когда останется 10% неохваченных кинотеатров, понятно, что прирост в 50% в бокс-офисе они дать в принципе не могут. Притом, что мы понимаем, что автоматическая отчетность у крупнейших игроков рынка уже есть, а они, естественно, дают самый большой процент сборов и погрешность за счет тех, кто не отчитался, автоматически не может быть очень большой.

От лица ГИВЦ выступила Елена Комиссарова, которая подчеркнула, что этот Центр обработки данных учитывает все кинотеатры, какими бы маленькими они не были, но не все отчитываются:

По поводу отставания данных ЕАИС от того же Rentraka, того, что собирает «Бюллетень»: на текущий момент кинотеатры ведут себя очень по-разному. Кто-то просто не наблюдает за данными, но таких очень мало, с ними практически легко и просто разобраться, донести до них, что они что-то не так делают. Но есть кинотеатры, которые «уперлись рогом» и не хотят отчитываться — мы знаем, что у них стоит оборудование, даже закуплены модули, но они не передают данные! Что это? Они хотят что-то скрыть или так выделиться?

Больше всего претензий к кинотеатрам высказали продюсеры. По их мнению, если бы кинотеатры могли, они бы «украли 95% сборов».

Сергей Сельянов:

В ЕАИС есть то, что  кинотеатры дают. Не то количество билетов, которые они реально продали, а то, которое они хотят и вам, и нам сообщить.  Кинопроизводители уже думают: а стоит ли бороться в этой индустрии с тем, чтобы не вводить для кинотеатров НДС? Вообще, представителей кинотеатров не видно на других полях сражений там, в верхах. Отчасти потому что их туда не приглашают, что неверно. Мы говорим, почему нет кинотеатров на наших совещаниях? Отчасти потому, что не считают этих игроков зрелыми и серьезными, потому что воспринимают их вроде ларька, где нарезают бумагу, нарезают деньги, штампуют эти доллары. Есть такое ощущение в правительстве, им абсолютно не жалко кинотеатров, а это не правильно — это то место, храм, где таинство происходит. Такая репутация существует, им абсолютно не жалко рвать их на мелкие части, ввести НДС на все, что можно, чтобы иметь возможность жестко контролировать. К счастью, благодаря усилиям и Фонда кино в частности, придумываются более мягкие схемы взаимодействия, не такие травматичные для кинотеатров. Мы все хорошо понимаем, что кинотеатры вовсе не сладко живут, даже воруя. Мы хотим сбалансировать индустрию, тем не менее, это боль. Но, если этого не будет, в какой-то момент и мы махнем рукой — далеко не  все от нас зависит: черт с ним, НДС так НДС, пусть. Повысится ли от этого цена билета, давайте, мочите, давайте налоговую, тогда мы уже сами включимся на неформальном уровне: у ФНС будем просить особого внимания к кинотеатрам, проверять их почаще. Не стоит этого недооценивать.

Гевонд Андреасян:

Я работал в кинотеатре пять лет и был одним из участников этой цепи, по которой воруется. Я сидел в системе, когда деньги надо было в Алма-Ату отправлять. Давайте я вам сейчас четко объясню, как воруются деньги из кинотеатров. Но вообще, никто не говорит об основных сетях, речь идет о регионах. Есть погрешности у некоторых сетей, но оставим их в покое, они дают нам столько денег, что можно промолчать. В глобальном смысле проблема в том, что дистрибьюторы не могут договориться. Я знаю город, где шесть мелких кинотеатров не работают с «Каро». Я говорю: «Почему?» — «Потому что мы поймали их один раз на воровстве». Зато с ними работают все остальные. Давайте все дистрибьюторы хоть раз соберутся и составят список из 55 кинотеатров, которые воруют, разом превратят их в мебельные фабрики и магазины, и закончим на этом. Глобальная проблема в том, что мы сами между собой враги — Fox, Disney, «Каро», «Наше кино». Мы же можем здесь собраться, поговорить? У всех есть эти кинотеатры, я сам вам их список предоставлю. А то правильно — они не работают с «Каро», так Fox сейчас туда все фильмы свои поставит и заставит подписать на четыре недели. Получается, мы сами себе враги. Никто у нас не ворует, мы сами у себя воруем, друзья.

В конце дискуссии высказывались и другие заинтересованные лица — Елена Шнеерсон (UPI) говорила о значимости выделении территорий в отчетности, Майя Манерова («Формула Кино») — о важности статистики для того, чтобы «сопоставить, где находимся конкретно мы, «Формула Кино», относительно рынка». Александр Лужин обратил внимание присутствующих на то, что существует еще и государственная статистика. И в ней, в частности собираются данные по кинопроизводству. Государство их собирает, но они не публикуются и «уходят неизвестно куда».

_____________________________________________________________

Вопрос об отчетности, сборе и анализе данных поднимается не первый раз, но, пожалуй первый — так масштабно. Спасибо  «КиноЭкспертизе» и «Бюллетеню кинопрокатчика»! А поскольку болезненных и «провисающих» вопросов было затронуто немало, мы наверняка еще не раз вернемся к этой теме.

Ждем ваших комментариев.

Конференция по статистике 5 марта 2014 стенограмма

В ТЕМУ

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ О 93-М КИНОРЫНКЕ

КОММЕНТАРИИ »


3 + два =