Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ В РОССИЙСКОМ ПРОКАТЕ 2014: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
cinema 03.07.2014 / 22:50 4

Июнь — это настоящий разгул кинематографической стихии, который лично я всегда ожидаю с некоторым трепетом — ОРКФ «Кинотавр» и кинорынок в Сочи, CineEurope в Барселоне, ММКФ и Moscow Business Square. Деловых встреч и мероприятий столько, что хватит на несколько дюжин публикаций — после каждого форума требуется как минимум неделя, чтобы разобраться со всеми делами и разложить впечатления по полочкам.

Наступившая неделя — первая неделя второго полугодия 2014-го, поэтому пришло самое время поговорить о событиях января — июня и о возможных последствиях для отечественного проката.

В своей публикации мы постарались выделить 10 наиболее значимых событий первой половины 2014-го и подумать о том, к каким последствиям для индустрии они могут привести. Если у вас есть другие «главные события», которые мы не назвали — ждем ваши комментарии к этому посту. События расположены произвольно, и последовательность не указывает на степень их значимости.

1. РУГАТЬСЯ, ПИТЬ И КУРИТЬ — ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Российские власти максимально обеспокоились нравственным и физическим состоянием общества, поэтому продолжают увеличивать количество законов, направленных на искоренение пагубных привычек. С 1 июля вступил в силу Закон о запрете на публичное использование обсценной лексики — соответствующее распоряжение Владимир Путин подписал 5 мая.

Документ предполагает, что нельзя использовать мат в театральных постановках, при показах фильмов в кинозалах, во время проведения развлекательных мероприятий и при чтении книг перед аудиторией. Нарушителям грозят крупные штрафы: до 2,5 тысяч рублей для физических лиц, до 5 тысяч для должностных и до 50 тысяч для юридических лиц. Если законом пренебречь повторно, то размер штрафов возрастает в несколько раз, а предпринимателям грозит приостановка деятельности сроком на 3 месяца. Без специальной упаковки с соответствующей маркировкой нельзя продавать книги, аудио- и видеозаписи. Если в фильме присутствует мат, ему нельзя выдавать прокатное удостоверение, а за показ картины без такого удостоверения вводятся штрафы. 

Проблема в том, какие именно слова считать нецензурной бранью — это вопрос не регламентирован, и обсуждается даже в Институте русского языка. Конкретных примеров или отсылок к другим нормативным актам документ не содержит. Предполагается лишь, что спорные ситуации будут разрешаться с привлечением независимых экспертов.

В декабре прошлого года ясность постарался внести Роскомнадзор. В ведомстве подчеркнули, что «к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова, начинающихся на «х», «п», «е», «б», а также образованные от них слова». Все остальное матом не является — это грубые, просторечные выражения.

Последствия. Начиная со вчерашнего дня, все российское общество находится в ожидании первого судебного прецедента. Если с дублированием зарубежных фильмов проблем возникнуть не должно, то российским кинематографистам буквально прикусили язык. Первая жертва «вырубки леса» — лауреат Каннского фестиваля, фильм Андрея Звягинцева ЛЕВИАФАН, в котором в достаточном количестве присутствует ненормативная лексика.

Прекрасно известно, что антикоррупционный и очень актуальный фильм, отмеченный призом за сценарий в Канне, не понравился Министру культуры Владимиру Мединскому, который является рупором государственной идеологии. Очевидно, что власть не борется с матом — она просто пытается пресечь попытки для актуальных художественных высказываний либеральной интеллигенции и деятелей культуры, которые не входят в «кремлевский пул». Запретить все с декларированием благих целей и не делать исключений — тактика классическая и примитивная одновременно.

В России нет цензуры, это правда. Зато здесь есть «Мединское ложе». Собственно, поэтому мы переходим к п.2

2. ПРОКАТНЫЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ НА ВСЕ, ЧТО ДВИЖЕТСЯ

Зачем принимали закон о запрете мата — уже «секрет Полишинеля», и об этом было многократно сказано внимательными людьми, но повторим самое главное.

В новом законе прописан запрет на демонстрацию любых фильмов (аудиовизуальных произведений) без прокатного удостоверения. С 1 июля любая демонстрация вами фильма публично (не только в кинотеатре) регулируется Федеральным Законом и Административным Кодексом, а не простыми правилами по киновидеообслуживанию населения.

Вы сняли любительское кино и показали его в кафе? — Вы нарушили закон, готовьтесь к тому, что за вами придут.

Последствия. Новый закон также ставит на грань катастрофы фестивальную жизнь в стране и возможность свободно показывать кино, которое власти может не нравится. Новый закон убивает независимое и экспериментальное кино и возможность свободного высказывания — зритель его просто не увидит.

Как известно, американские фильмы зарабатывают на российском рынке деньги, которые могла бы зарабатывать отечественная киноиндустрия, а европейские фильмы занимаются пропагандой не тех ценностей. С новым подходом даже вводить квотирование не нужно — Минкульт получает возможность играть с прокатными удостоверениями по своим неопределенным правилам так, чтобы исключить негативные последствия. И это также увеличивает потенциал для коррупции.

Если обратить внимание на реакцию руководителей департаментов и чиновников, которые будут следить за исполнением этого закона, то они стараются «смягчить негативную реакцию в обществе» и говорят, что пока еще не знают, как закон будет действовать на практике. Кто-то высказывается о возможном внесении поправок, Никита Михалков публично защищает русский мат...так или иначе, власть получила в свое распоряжение законный инструмент, чтобы применить его действие на практике. Предполагаю, что первый прецедент в медиа-сфере будет обставлен безупречно, чтобы население приняло заботу государства о себе на три великие буквы — УРА.

3. КРИЗИС НЕЗАВИСИМОГО СЕКТОРА — «КИНО БЕЗ ГРАНИЦ», «КАРАВЕЛЛА DDC»

Пионер проката арт-кино под руководством Сэма Клебанова приостановил выпуск фильмов после РАЗОМКНУТОГО КРУГА (16 января), чему мы посвятили специальную статью. 29 мая состоялся релиз документальной ленты СОБЛАЗНЕННЫЕ И БРОШЕННЫЕ, но при этом на локализованном постере не был указан логотип «Кино без границ».

Слова о том, что «просто закрылась еще одна компания, выживут сильнейшие», не получается принять как данность или случайность, потому что летом последовало продолжение — свою работу реорганизует еще один независимый дистрибьютор — «Каравелла DDC» (входит в ГК «Кармен»).

Большинство независимых российских дистрибьюторов, скорее всего, испытывают значительные финансовые трудности. Многие проекты, купленные по завышенным ценам (еще на стадии сценария, когда проект только находится в разработке) в условиях максимально жесткой конкуренции, в итоге не отрабатывали даже половину затрат. Кинобизнес — развлечение очень дорогое и рискованное, что подтверждают последние события.

Последствия. Кто следующий? На первый взгляд, для всего кинорынка ситуация с «исчезновением» одной-двух независимых компаний не сыграет существенной роли. Но при ближайшем рассмотрении окажется, что фундамент системы кинопроката значительно менее прочен, чем казалось раньше. Конечно, некоторые мейджоры смогут подхватить наиболее значимые проекты независимого кино, но сумеют ли они дать им столько же любви и внимания, как проектам из студийной линейки? На этот счет есть большие сомнения.

Существует риск, что в скором времени кинотеатры будут заполнены исключительно высокобюджетными проектами, для которых будет находиться все меньше зрителей. А потенциальная аудитория старшего возраста в мультиплексы просто не придет, потому что ей там нечего будет смотреть. Невозможно всю жизнь смотреть ТРАНСФОРМЕРЫ, при всей любви к Майклу Бэю.

Учитывая возможные проблемы с получением прокатных удостоверений, незаинтересованностью телеканалов в показе арт-кино и нового зарубежного кино в целом, смертью DVD, а также высоким уровнем пиратства, дилемма для правообладателя оказывается наисложнейшей — где заработать деньги, которые уже успел потратить?

4. КРУГОВОРОТ СЕТЕЙ В КИНОБИЗНЕСЕ: НОВЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ, НЕСОСТОЯВШИЕСЯ (пока) СДЕЛКИ

2014-й год начался с ухода Сергея Китина с поста генерального директора «Синема Парка» — на его место заступил топ-менеджер “Вымпелкома” Андрей Сафронюк. В самой компании замену связали с переходом киносети на другой этап развития — от активной экспансии к повышению качества существующей системы.

Сегодня кажется, что это событие совершенно неожиданно дало толчок к глобальным изменениям, которые наметились на рынке. Холдинги и корпорации стали "жонглировать" федеральными киносетями, рассчитывая продать что-то одно и купить другое.

Инвестиционная гуппа А1 объявила о своей готовности продать киносеть «Формула кино». В конце апреля свой интерес проявили как совладелец «Каро» Пол Хет, так и «Интеррос» Владимира Потанина. Источники внутри «Интерроса» утверждали, что холдинг действительно может приобрести «Формулу кино», причем для того, чтобы продать её «Газпром-медиа» в едином пакете с «Синема Парк». Впрочем, в начале июня деловая газета «Ведомости» сообщила, что переговоры «Газпром-медиа» по приобретению «Синема Парк» прекращены.

Последствия. Рынок кинопоказа переживает стагнацию, так что все ключевые игроки рассматривают возможность как продажи, так и укрупнения бизнеса. То, что сделки не состоялись, на самом деле свидетельствует только об одном — наступила небольшая передышка, которая может обернуться глобальными переменами.

В этом плане российский рынок кинопоказа действует в соответствии с мировыми трендами — происходит укрупнение сетей под 2-3 глобальными брендами. Думаем, что до конца года будет объявлено об очередном слиянии и продаже / покупке.

А что, если частный кинотеатральный бизнес зайдет в тупик, и государство однажды захочет его национализировать? Китайская модель ближе, чем кажется.

5. РОССИЙСКИЕ БЛОКБАСТЕРЫ — ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

После СТАЛИНГРАДА пришел ВИЙ. Масштабный фильм по мотивам произведения Н.В. Гоголя понравился далеко не всем — об этом свидетельствует масса как хвалебных, так и резко негативных отзывов. Вместе с тем проект добился главного — стал настоящим событием в кинотеатральной жизни и горячо обсуждался зрителями.

Трудно понять участников рынка, которые после просмотра отечественного фильма (если он им категорически не понравился) желают ему коммерческого провала. Очевидно, что индустрия не стала бы жить и работать лучше, если бы не оправдали надежд продюсеров те же СТАЛИНГРАД и ВИЙ (оба отечественных рекордсмена получили от критиков по полной программе). Наоборот — продюсеры просто отказались бы от производства больших проектов, и интерес зрителей к просмотру российского кино постепенно снова стал бы угасать, сосредоточившись на малобюджетных комедиях.

Последствия. Характер многих событий не обязательно раскрывается в ближайшей перспективе. В долгосрочной — индустрия получила шанс как на улучшение качества российских блокбастеров, так и их положительного влияния на рынок в целом. Стало известно, что готовится к запуску проект ВИЙ 2. ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ, Николай Лебедев снимает второй российский фильм в формате IMAX — по мотивам картины Александра Митты ЭКИПАЖ, а продюсер Анатолий Максимов занимается ВИКИНГОМ с бюджетом $30 млн. Для российского кинобизнеса такое стремление продюсеров можно только приветствовать.

6. ЕСТЬ СОБЫТИЕ — БУДЕТ ЗРИТЕЛЬ

В динамично поглощающем технологии современном мире потребитель стал объектом особого внимания со стороны индустрии развлечений. Если раньше кинематограф был монополистом, то теперь его атакуют со всех сторон ТВ, VOD-сервисы, прогрессивные гаджеты и так далее.

При этом времени у современного человека становится все меньше, в том числе и на поход в кино. Просмотр рядового жанрового фильма — это то, от чего зритель отказывается все чаще, но он готов прийти в кинозал, если медийное пространство сформировало у него представление о проекте как о Большом событии, которое он обязан увидеть в кино.

ВИЙ, КУХНЯ В ПАРИЖЕ, ВОЛК С УОЛЛ-СТРИТ, ЧЕМПИОНЫ, ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ — все эти проекты (по разным причинам и критериям) получали статус фильма-события, который весьма благотворно сказывался на итогах проката.

Последствия. Значение стратегического маркетинга в процессе производства и дистрибуции проекта будет стремительно расти, потому что убеждать зрителя прийти в кино и именно на ваше кино будет все труднее. Беглый анализ плана отечественных релизов на вторую половину 2014 года свидетельствует: у прокатчиков и маркетологов будет много работы по креативу. Стандартные ходы или попытка скопировать прошлый успех, скорее всего, не сработают.

Вопрос полугодия: сможет ли дистрибьютор DreamTeam Media сделать из нового фильма Никиты Сергеевича Михалкова СОЛНЕЧНЫЙ УДАР (бюджет — $24 млн, релиз — 9 октября) коммерчески успешное событие? Архисложная и увлекательная задача.

7. СКОРЫЙ ПОЕЗД «МОСКВА — РОССИЯ» ПРИБЫЛ НА ЗАПАСНОЙ ПУТЬ

Фильм с участием Сергея Светлакова должен был повторить прокатную судьбу ГОРЬКО!, но вместо этого потерпел серьезную коммерческую неудачу. Несмотря на все усилия дистрибьютора «Наше кино», в первый уик-энд фильм заработал только 82 млн (у ГОРЬКО! было 222 млн), а затем негативный «сарафан» не дал комедии совершить еще одно комедийное чудо.

Последствия. Для отечественных комедиографов осень этого года может стать переломной. КОРПОРАТИВ (WDSSPR) — СМЕШАННЫЕ ЧУВСТВА (Каропрокат) — ВЫПУСКНОЙ («Централ Партнершип») — ГОРЬКО 2! и ДЕНЬ ДУРАКА (Bazelevs). Ставки очень высоки, а риски и не думают снижаться. Был ли успех фильма Жоры Крыжовникова уникальным явлением?

8. КОНФЛИКТЫ ПРОДЮСЕРОВ И СОЗДАТЕЛЕЙ — ПРЕДВЕСТНИК КОММЕРЧЕСКОГО ПРОВАЛА 

В первой половине 2014-го в прокат вышли сразу два проекта, чье производство обернулось конфликтами между продюсерами и создателями фильма. Режиссер Роман Каримов снял свое имя с титров СТАРТАПА, а продюсер Алексей Сидоров и творческая группа фильма 22 МИНУТЫ писали открытые письма, в том числе и в адрес Владимира Мединского, с просьбой защитить их творение от вмешательства дистрибьютора «Централ Партнершип».

В итоге обе ленты вышли в прокат и разочаровали — как с художественной, так и коммерческой точки зрения.

Последствия. Для индустрии в целом и кинотеатров — без каких-либо последствий. 

9. РОССИЙСКИЙ ЖАНР — КОМЕДИЯ

Если посмотреть на рейтинг самых кассовых отечественных фильмов первой половины 2014 года, то можно обнаружить там тотальное доминирование жанра комедии. Исключения: ВИЙ — №1, ЧЕМПИОНЫ — №9, ГАЗГОЛЬДЕР: ФИЛЬМ — №14, ДУБРОВСКИЙ — №15, СПИРАЛЬ — №16. При этом ЧЕМПИОНЫ не сумели преодолеть планку в 200 млн кассовых сборов, а все остальные — 65 млн.

Российские зрители очень любят фильмы ужасов, но не видят хорроры отечественного производства, у нас так и не появился свой герой боевика (извините, Александр Невский), нет мелодрам для аудитории 30+, а семьи уже давно отвыкли от просмотра детского кино (все только мультфильмы и экранизации комиксов).

Последствия. Такая узкая специализация отечественного кинематографа вряд ли может радовать кинотеатры, потому что она никак не позволяет увеличивать зрительскую аудиторию и тем более сохранять ее на длительный период времени. Редкое предложение ведет к понижению спроса.

10. ДЕЛО «ВОЛКА С УОЛЛ-СТРИТ» — КИНОТЕАТРЫ В СУДЕ

Для нашего издания это было самое настоящее журналистское расследование  , в котором мы привлекли к обсуждению «обвинителей», «обвиняемых», «свидетелей» и экспертов.

Замечательно, что все в итоге завершилось для кинотеатров хорошо, и апелляция была удовлетворена. Наш постоянный читатель и один из фигурантов «ДЕЛА ВОЛКА С УОЛЛ-СТРИТ» Александр Асмус позднее прислал ссылку на публикацию, в которой сообщалось, что в июне президент России Владимир Путин подписал указ об увольнении главы новосибирского Управления Госнаркоконтроля. Не думаем, что эти события связаны абсолютно напрямую, но факт есть факт.

Последствия. Неприятный осадок, тем не менее, остался. Складывается ощущение, что общественные активисты и организации будут находить все больше «проблемных» зарубежных фильмов и просить государство принять решительные меры в борьбе с тлетворными западными ценностями. Кинотеатры в этом процессе, следует признать, будут находиться на передовой идеологической атаки. Не ругаться, не курить, не пить, не употреблять наркотики, не ошибаться с маркировкой возрастного рейтинга, не показывать рекламу перед началом сеанса, не показывать фильмы, «пропагандирующие насилие» — количество запретов зашкаливает все мыслимые пределы. Бороться с ними или согласиться на все — ближайший выбор индустрии.

В ТЕМУ

ПЕРВЫЕ ПОЛГОДА 2014: В ПОИСКАХ ЗРИТЕЛЯ, ИЛИ ДЕЛА ИДУТ «НЕ АВАТАР»  

4 комментария »

  1. КАЛОВРОТ ЕВЛАМПИЙ 4 июля 2014 в 12:39 - Ответить

    Спасибо за статью и внятную аналитику!

  2. Семен Семеныч 4 июля 2014 в 22:06 - Ответить

    Фильмы Дрим Тим стабильно показывают худшую наработку на копию, даже на премьерных неделях заметно уступая другим картинам, которые идут 2-3 неделю. Такого кошмара даже трудно представить! Очередной патриотический шедевр Михалкова не будет исключением. Будет очередная катастрофа, сколько бы не раздували щеки дримтимовцы. К концу года они лавочку прикроют.

  3. Анастасия 6 июля 2014 в 0:40 - Ответить

    Бюджет Викинга уже $40 млн и продолжает расти...

  4. Яника 11 июля 2014 в 11:53 - Ответить

    Спасибо за интересную статью, прекрасный и максимально объективный анализ первого полугодия в мире отечественной киноиндустрии. Будет интересно почитать о том, что ждет нас во втором полугодии. О крупных (и на очень) нашумевших(по разным причинам) проектах.

КОММЕНТАРИИ »


− 4 = пять