Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

НЕВАФИЛЬМ RESEARCH. ПОДДЕРЖКА КИНОТЕАТРОВ: ОПЫТ ФРАНЦИИ


cinemaplex 13.12.2015 / 11:47 1

Статья Ксении Леонтьевой о французском опыте государственной поддержки кинотеатров продолжает цикл публикаций в блоге компании «Невафильм Research». Особенно актуальным изучение зарубежной практики становится при проецировании на проходящий сейчас конкурс для получения гос. субсидий российским кинотеатрам в малых городах. Будет с чем сравнить!

________________________________________________________________________________________

ПОДДЕРЖКА КИНОТЕАТРОВ: ОПЫТ ФРАНЦИИ

текст: Ксения Леонтьева

В 2015 году темпы роста коммерческих кинозалов в России резко снизились — за первое полугодие их количество увеличилось лишь на 1,5%. Это обусловлено двумя факторами: экономическим кризисом и естественным насыщением рынка кинопоказа. Поскольку практически все более или менее крупные города уже кинофицированы, новыми точками роста могут стать малые населенные пункты, однако здесь без финансовой поддержки властей развитие кинобизнеса практически невозможно.

В связи с этим индустрия с воодушевлением встретила объявленную в октябре Фондом кино программу поддержки строительства кинотеатров в населенных пунктах со 100 тыс. жителей и менее. И хотя общая сумма, которая будет выделена из федерального бюджета на эти цели, пока не определена, Фонд кино уже ведет активную работу по разработке условий программы и надеется объявить прием заявок до конца 2015-го. Предполагается, что на строительство кинотеатра в малом городе можно будет получить субсидию в 5 млн руб., при этом новый кинокомплекс должен будет отвести под показы отечественных фильмов не менее 50% сеансов. Таким образом, проект будет преследовать две цели — повышение уровня кинофикации в регионах и стимулирование предложения российских картин, а значит, и улучшение их прокатных показателей.

В 2016 году Фонд кино хотел бы профинансировать строительство порядка 100 кинотеатров, что действительно может стать катализатором для замедлившегося развития киносети. Хотя не стоит ожидать, что рост посещений в стране будет соответствующим: в малых городах уровень кинопотребления обычно ниже, да и ограничения по репертуару могут сократить доходы новых залов.

Поскольку тема поддержки кинотеатров со стороны государства стала актуальной, мы решили обратиться к опыту Франции, которую традиционно мы, россияне, любим приводить в пример, когда речь идет о кино.

Виды поддержки кинотеатров во Франции

Как и все виды поддержки аудиовизуальной сферы в Пятой республике, поддержка кинопоказа имеет две основные бюджетные статьи: автоматическую (из фонда налога на билеты) и выборочную (здесь действуют три направления).

  • Автоматическая поддержка

Заключается в налоговых вычетах от 30% до 85% налога на кинобилеты: размер зависит от уплаченной суммы налога, а также от числа залов в кинотеатре. Эти деньги можно потратить на модернизацию существующих и строительство новых объектов кинопоказа, в т. ч. компенсировать затраты, понесенные в течение последних пяти лет. Для получения средств необходимо подавать заявку в CNC, который контролирует их целевое использование;

  • Помощь в строительстве и модернизации кинозалов в районах с низким уровнем кинофикации

Основана в 1983 году и призвана повысить обеспеченность населения услугами кинопоказа по всей стране. Субвенцию можно получить, если средств автоматической поддержки недостаточно для проведения работ по развитию или ремонту киносети. Решение о выделение средств принимается с привлечением представителей власти, кинематографистов и банковских специалистов. Во внимание принимаются культурная и рыночная ценность проекта, общественная польза и важность для района, качество оснащения, объем инвестиций и их целесообразность, финансовая обоснованность, специализация и ориентиры проекта, участие местных компаний в его осуществлении.

  • Помощь залам при переходе на цифровой кинопоказ

Эта форма поддержки действовала до 30.07.2013; к концу 2013-го все кинозалы Франции перешли на цифровой показ.На нее могли рассчитывать кинотеатры, которые демонстрировали фильмы вторым экраном и потому получали от дистрибьюторов в виде обязательных компенсаций VPF менее 75% от стоимости цифрового оборудования. Для получения поддержки кинотеатр должен был иметь от одного до трех залов и быть независимым или входить в сеть размером до 50 кинозалов; в течение последнего года он должен был показывать не менее пяти сеансов в неделю. Положение было принято в 2010 году, но действовало задним числом — обратиться за помощью могли кинотеатры, установившие цифровую проекцию не ранее 1 октября 2009 года. В результате действия программы за 4 года поддержку получили 1194 кинотеатра (1634 зала).

  • Поддержка залов со сложным репертуаром на конкурентных рынках

Предназначена для кинотеатров, расположенных в крупных городах и показывающих фильмы для подготовленной аудитории. Для получения поддержки кинотеатры должны соответствовать установленным критериям и соблюдать ряд требований: они должны быть независимыми или входить в сеть с 50 или менее залами, привлекать не менее 300 тыс. зрителей в год, а также набрать определенное число баллов в зависимости от репертуара, комфортабельности, киноклубной деятельности и рекламной активности. При этом, если кинотеатр набирает больше минимального числа баллов или имеет несколько залов, для него предусмотрены надбавки к базовой субвенции (для разных категорий кинотеатров ее размер колеблется от 13 до 28 тыс. евро). Интересно, что поддержка имеет и верхний предел: не более двух евро за каждого зрителя, что также стимулирует кинотеатры бороться за посещаемость (в случае малого числа проданных билетов можно не получить расчетной суммы субвенции).

  • Поддержка артхаусных кинотеатров

Этот вид помощи самый замысловатый. Он базируется на рекомендованном списке фильмов, которые могут быть отнесены к трем категориям: экспериментального кино, кинолент для детей и юношества, а также архивных картин и киноклассики. Поскольку этот список — краеугольный камень системы, то порядок его составления имеет особое значение. Он формируется демократичным методом с участием профессионалов: отбором занимается комиссия из ста членов Французской ассоциации артхаусных кинотеатров (AFCAE); окончательное решение принимает президент CNC, а список вывешивается на сайте www.art-et-essai.org и является образцом для подсчета сеансов арт-фильмов.

Для получения поддержки кинотеатр должен пройти процедуру классификации, которая была реформирована в 2002 году при участии отраслевых общественных организаций. Решение о присвоение того или иного класса принимает независимая комиссия, состоящая из 20 членов (представителей власти, отраслевых профессионалов и кинокритиков).

Классификация кинозалов базируется, во-первых, на доле арт-фильмов — среди всех сеансов, состоявшихся в кинотеатре за полтора–полгода до подачи заявки (например, для классификации в 2015 году рассматривается деятельность кинотеатра в период 03.07.2013–01.07.2014); а во-вторых, корректируется с учетом двух весовых коэффициентов. Повышающий учитывает общее число фильмов в репертуаре кинотеатра, киноклубную деятельность (обсуждения фильмов, приглашение режиссеров и т.п. — подробное ее описание обязательно прилагается к заявке), социальное положение региона и конкурентное окружение. Понижающий коэффициент принимает во внимание состояние зала, разнообразие арт-фильмов на его афише, особенности графика работы (неполный рабочий день или неделя), поздний срок подачи заявки, отсутствие клубной работы, культурные особенности края, где расположен кинотеатр, усилия самого показчика в продвижении фильмов, существующие финансовые возможности для проведения рекламных кампаний.

В ходе классификации кинотеатр может быть отнесен к одному из трех типов (или сразу к нескольким):

  • экспериментальный кинематограф (Recherche et Découverte — RD) — рассматривается число арт-фильмов в репертуаре кинотеатра;
  • кинопоказ для детей и юношества (Jeune Public — JP) — количество детских фильмов в репертуаре (к рассмотрению принимаются сеансы, идущие после окончания школьных уроков), учитывается также соответствующая ценовая политика;
  • архивный кинотеатр (Patrimoine et Répertoire — PR) — арт-фильмы, вышедшие в прокат более 20 лет назад, а также отнесенные к этой категории решением CNC и Французской ассоциации артхаусных кинотеатров.

Таким образом, под названием «артхаусный кинотеатр» во Франции подразумевают и специализированные детские площадки, и синематеки. Все они могут получать поддержку CNC, размер которой зависит от числа набранных баллов в каждой группе и категории киноплощадки. Групп всего две; внутри них насчитываются еще 5 категорий.

Первая группа (категории А и В): к ней относятся кинотеатры, расположенные в городских поселениях с числом жителей не менее 100 тыс. Для классификации здесь применяются процентные коэффициенты. Вторая группа (категории С, D, E): другие населенные пункты; здесь для классификации используются индексы.

В итоге применения сложной и тщательно продуманной процедуры классификации залов, доля французских кинотеатров, относящихся к категории артхаусных и получающих поддержку CNC, превышает 50% всех киноплощадок Франции, а география их распространения чрезвычайно широка:

France_full_pravka1

Условия получения и расчет сумм поддержки кинопоказа

  • Автоматическая поддержка.

Расчет суммы автоматической поддержки на строительство кинозалов и их модернизацию производится на основе суммы уплаченного показчиком налога с билета и размера кинотеатра. Для этого используются следующие таблицы.

Расчет базового уровня возврата налога с кинобилета

France_full_pravka2

Повышающий коэффициент (применяется к базовому уровню суммы налогового возврата*)

France_full_pravka3

*при этом сумма возврата не может быть меньше 30% уплаченного налога

 В случае, если сумма уплаченного налога недостаточна, чтобы покрыть требуемую для модернизации, по просьбе заявителя может быть рассмотрен вопрос его кредитования в счет будущих налоговых билетных выплат. Для этого кинопоказчик должен иметь безупречную налоговую историю, а в случае наличия задолженности он обязан незамедлительно ее погасить.

Размер авансовой выплаты по автоматической поддержке рассчитывается с применением мультипликатора на основе уплаченных кинотеатром налогов за предшествующие 12 месяцев.

 Расчет суммы авансовых выплат

France_full_pravka4

В случае необходимости серьезной реконструкции, подтвержденной заключением технической комиссии, генеральный директор CNC может разрешить применение повышенного мультипликатора (до 6) для увеличения суммы аванса. Такая возможность предусмотрена для небольших компаний (не более 50 залов).

Если за автоматической поддержкой обращается киносеть, то суммы налоговых вычетов одних кинотеатров могут быть использованы как для модернизации других, так и для открытия новых площадок в рамках той же сети или же при условии дальнейшего вхождения в нее проинвестированного кинотеатра. Согласование таких вложений должно происходить заранее.

Счет за выполненные работы по строительству или модернизации кинотеатра должен быть выставлен CNC для погашения за счет автоматической поддержки не позднее пяти лет после выполнения работ.

Если кинотеатр получал другие субвенции помимо автоматической поддержки на модернизацию (например, выборочную поддержку CNC, муниципальную субсидию, помощь со стороны Генерального или Регионального совета или Евросоюза), эти суммы должны быть вычтены из затрат, подаваемых на компенсацию в рамках автоматической поддержки.

Если же кинотеатр прекращает существование, он также может претендовать на получение возврата по налоговым выплатам. Для этого в течение 5 лет, предшествующих закрытию, его еженедельная средняя посещаемость не должна превышать 2,2 тыс. Размер суммы возврата рассчитывается по общим правилам, но не может превышать 7600 евро. Заявление о возврате можно подать в течение 6 месяцев со дня закрытия кинотеатра. При этом существует право передачи этого вычета другому кинопоказчику.

  • Помощь в строительстве и модернизации кинозалов в районах с низким уровнем кинофикации.

Как и в случае с рядом других форм поддержки, этот предназначен для независимых площадок и небольших сетей (не более 50 залов); в больших городах приоритет отдается артхаусным кинотеатрам. Претенденты должны демонстрировать не менее 5 сеансов в неделю, но иногда поддержка оказывается даже сезонным площадкам и кинопередвижкам.

Заявка на получение субвенций включает в себя:

  • обязательное исследование рынка, на котором планируется открытие кинотеатра или дополнительных залов;
  • заключение региональной комиссии по зданиям и сооружениям кинопоказа (CDAC), которая проверяет соблюдение инженерных правил архитектуры и кинопоказа в проекте;
  • подтверждение соответствия проекта техническим требованиям кинопоказа и разрешение на осуществление данной деятельности.

Поддержка может покрыть следующие виды расходов инвестора:

  • покупка и установка кинопроекционного оборудования;
  • улучшение технических условий проекции, включая установку новой проекционной техники;
  • повышение доступности здания для людей с ограниченными возможностями;
  • технические изыскания и контроль над работой кинозалов;
  • постройка, улучшение, перепланировка и реконструкция здания;
  • покупка, замена и установка деталей, необходимых для продолжения кинопоказа;
  • ремонт кинопроекционного и звукового оборудования, компьютеров, а также лифтов и эскалаторов, системы вентиляции и отопления;
  • поддержка и технические средства для продвижения киноафиши;
  • приведение помещений в соответствие с требованиями гигиенических условий и системы безопасности;
  • ремонт и содержание площади перед кинотеатром и улучшение доступности здания для зрителей.

Передвижные киноустановки могут запрашивать субвенции на покупку экрана, кассового аппарата, звукового оборудования, транспортного средства и т. п.

Помимо получения сугубо денежной помощи кинотеатры могут также рассчитывать на финансовую гарантию со стороны Института финансирования кино- и культурной индустрии (IFCIC), которая может покрыть до 50% требуемого кредита и используется при обращении заявителя в банк.

Заявки на субвенцию подаются за три месяца до заседания комиссии. При положительном решении деньги перечисляются, как правило, тремя траншами после утверждения соответствия всех параметров проекта требованиям. Они должны быть потрачены кинопоказчиком по назначению в течение четырех лет после принятия решения комиссии CNC.

Добавим, что размер этого вида поддержки регулируется на общеевропейском уровне — в целях сохранения равноправного положения конкурентов во всех странах. Поэтому объемы, выделяемые на оборудование залов в мало обеспеченных кинопоказом районах Франции, невелики по сравнению с возможностями страны.

  • Поддержка залов со сложным репертуаром на конкурентных рынках.

Кинотеатр-претендент не может входить в состав сети, которая имеет 50 и более залов, и должен привлекать не менее 300 тыс. зрителей в год (рассматривается среднее значение за последние три года). Кроме того, он должен быть расположен в Париже или другом городе с населением более 200 тыс. чел.; число жителей в городе может быть и меньшим, но оно должно быть активным (общая кинопосещаемость за последний год должна быть не меньше 1,5 млн).

Претенденты на поддержку должны отвечать четырем критериям, которые в совокупности могут дать им 100 баллов:

  1. сложный репертуар с редкими фильмами — 50 баллов;
  2. комфортабельные залы и кресла — 20 баллов;
  3. киноклубная деятельность (обсуждения фильмов, выступления режиссеров, проведение премьер и т. п.) — 15 баллов;
  4. баланс масштабов деятельности и финансовой ситуации — 15 баллов.

Все кандидаты делятся на две группы: 1) парижские; 2) провинциальные залы. Для каждой группы установлены минимальные объемы субвенций.

Так, в группе 1 существуют 3 категории:

  • категория А = киноведческие залы (базовая субвенция — 28 тыс. евро);
  • категория В = архивные кинозалы (базовая субвенция — 28 тыс. евро);
  • категория С = квартальные и иные кинозалы (базовая субвенция — 13 тыс. евро).

В группе 2 (провинциальные залы) базовая субвенция равна 18 тыс. евро.

Для получения помощи кинотеатр должен набрать не менее 50 баллов; при превышении этого уровня размер базовой выплаты возрастает на процент, соответствующий этому превышению, умноженному на два (например, если кинотеатр набирает 55 баллов, сумма субвенции увеличивается на 10% от базовой). Кроме того, база увеличивается в зависимости от числа залов в кинотеатре: первый зал получает на 15% больше, второй — на 20%, третий — на 25%, а каждый следующий — снова на 15%. Однако общий размер субвенции не может превышать 2 евро за каждого зрителя.

  • Поддержка артхаусных кинотеатров.

Классификация кинотеатров в качестве артхаусных поручена специальной комиссии из 20 членов, в том числе трем представителям власти (Министерству экономики и финансов, Министерству культуры и массовых коммуникаций, Министерству молодежи), девяти бизнесменам (четырем кинопоказчикам, двум прокатчикам — и по одному продюсеру, режиссеру и региональному представителю), одному кинокритику и семи сотрудникам администрации CNC. Заседание комиссии проходит в начале года, при этом рассматриваются результаты работы кинотеатров-заявителей за  0,5–1,5 года до текущего момента (например, для классификации в 2015 году рассматривается деятельность кинотеатра в период 03.07.2013–01.07.2014).

 Расчетная таблица для классификации артхаусных кинотеатров по группам и категориям

France_full_pravka5

При отнесении кинотеатров к тому или иному типу принимается во внимание и число релизов экспериментальных и детских фильмов в рассматриваемом году, а также количество фильмов на кинотеатр, сеансов, среднее число сеансов на фильм, количество залов, размер города и агломерации, выпуск фильмов на языке оригинала, регулярность показа такого типа (большинство сеансов не должно проходить в рамках фестивалей), загрузка залов, качество информирования публики о специализации кинотеатра и уровень проведения специфических сеансов (дополнительные программы для зрителей).

 Таблица для классификации кинотеатров по типам (число сеансов/фильмов  = среднее число сеансов на фильм)

France_full_pravka6

Отдельно стоит сказать про весовые коэффициенты, которые пересматриваются каждый год на заседании комиссии по классификации арт-кинотеатров.

Повышающие коэффициенты формируются с учетом:

  • демографических факторов (включая социологические особенности, такие как характер местности — сельская или городская);
  • конкурентного окружения (наличия мультиплексов в зоне обслуживания);
  • киноклубную деятельность;
  • деятельность в рамках сети в небольших городах;
  • социальную работу со школами и пенсионерами;
  • кооперацию с местными культурными заведениями;
  • качество информационной работы;
  • проведение тематических вечеров, фестивалей;
  • количество сеансов на языке оригинала (в группе 2);
  • количество арт-фильмов в репертуаре;
  • количество фильмов и сеансов категории «экспериментальное кино»;
  • количество фильмов и сеансов для юного зрителя;
  • количество фильмов и сеансов киноклассики и архивного кино;
  • участие в программе показа короткометражных фильмов перед полнометражным сеансом RADi (Réseau Alternatif de Diffusion — альтернативная сеть дистрибьюции) — http://www.agencecm.com/pages/radi.php;
  • разнообразие афиши: доля арт-фильмов в общем числе фильмов на афише кинотеатра.

Понижающие коэффициенты учитывают следующие факторы (проценты для категорий  А, В/индексы для C, D, E):

  • количество недель работы кинотеатра за период:
    • менее 32 недель — кинотеатр не допускается к программе;
    • 32–36 недель = -30/0,3 баллов;
    • 36–40 недель = — 15/0,15 баллов;
    • 40–44 недели = — 10/0,1 баллов;
    • 44–47 недель = — 5/0,05 баллов;
  • количество сеансов в год на экран:
    • категории А и В — минимум 300 (понижающий коэффициент применяется в случае показа 300–400);
    • категории С и D — минимум 200 (понижение при показе 200–300);
    • категория Е — минимум 150 (понижение при показе 150–200);
    • также может учитываться малое число сеансов в масштабах города, где расположен кинотеатр;
  • разнообразие репертуара определяется по таблице, в которой указано число фильмов, позволяющее претендовать на участие в программе, и число фильмов, превосходя которое кинотеатр не штрафуется посредством применения понижающего коэффициента. При этом в крупных городах (Париже, Лионе и Марселе) требования к кинотеатрам мягче, поскольку здесь считается первостепенным долгий прокат (что сокращает возможное общее количество фильмов на афише за год); принимается во внимание также конкурентное окружение площадок, социальное положение региона, наличие в прокате особенно ценных и редких арт-картин и показы фильмов на языке оригинала.

 Таблица оценки разнообразия репертуара по количеству фильмов в кинотеатре в год (минимум, при котором понижающий коэффициент не применяется/порог допустимости к программе)

France_full_pravka7
* далее с каждым залом требования увеличиваются на 10 фильмов

  • Техническое состояние кинозалов и проекции (за очень плохое кинотеатр лишается 25 или 0,25 баллов; за посредственное — 10 или 0,1; за среднее — 5/0,5).
  • Учитывается также качество заполнения анкеты, прилагаемой к заявке на классификацию (отсутствие или неполнота информации о финансовом состоянии влечет за собой минус 5/0,05 баллов; краткая анкета — минус 2/0,02 балла, а если такие данные кинотеатр предоставляет уже не первый год — минус 10/0,1 баллов).
  • Количество зрителей: это общее ограничение, которое предусматривает, что субвенция не может превышать 1,5 евро за одного зрителя арт-фильмов в категориях А, В, С и D; в категории Е — 2,5 евро за арт-зрителя, но не более 1,5 евро за зрителей всех фильмов в кинотеатре в целом.
  • Поздняя подача заявки также влечет за собой применение понижающего коэффициента, как и отсутствие в кинотеатре клубной деятельности по обсуждению и представлению фильмов или наличие платной демонстрации кинотеатром рекламных роликов перед фильмами.
  • Кроме того, если 2/3 членов национальной комиссии сочтут, что работа кинотеатра, оцениваемая с учетом местных условий и культурной среды, а также спроса на арт-фильмы в регионе, является неэффективной, кинотеатр может получить общий штраф.

Общие принципы оказания поддержки кинопоказчикам Франции

Исходя из анализа условий получения разного рода поддержки можно сформулировать основные принципы ее оказания:

  • основными получателями являются небольшие и средние игроки рынка: большинство видов помощи не распространяется на сетевые компании, в руках которых находится более 50 экранов; а наибольшие повышающие коэффициенты установлены для среднезальных кинотеатров (4–6 экранов);
  • к рассмотрению принимаются заявки только добросовестных плательщиков налога на кинобилеты; приоритет отдается подробно заполненным анкетам, описывающим проект или деятельность кинотеатра;
  • поддержка направлена на сохранение высокого уровня качества кинопоказа и комфорта зрителей: заявки на субсидии по репертуарному признаку более современных кинотеатров имеют преимущество над устаревшими форматами залов;
  • система нацелена на стимулирование кинотеатров к активной деятельности по привлечению аудитории: этому способствуют повышающие коэффициенты за клубную деятельность и загрузку залов, а также ограничения выплат в случае недостаточной посещаемости;
  • CNC требует обоснования предполагаемых затрат в случае новых проектов (получить субсидию без предварительного маркетингового исследования нельзя) и строго контролирует целевое расходование средств (все траты по модернизации и строительству четко прописаны);
  • критерии отбора кинотеатров и суммы субсидий регламентированы, известны и понятны всем игрокам рынка: расчет базовых сумм, повышающих и понижающих коэффициентов и ограничений, очевидно, произведен на основе реальных данных и имеет под собой практическое обоснование;
  • наконец, процедура отбора кинотеатров для получения субвенций абсолютно демократична: участие в ней принимает широкий круг профессионалов, в том числе на этапе выбора артхаусных фильмов, которые лежат в основе ежегодной поддержки более половины кинотеатров Франции.

 Размеры поддержки

Общая сумма субсидий, выданных кинопоказчикам во Франции, за последние 5 лет составила более полумиллиарда евро (в среднем по 106 млн в год).

Затраты CNC на поддержку кинопоказа по направлениям (млн евро)

France_full_pravka8

Источник: CNCDossiers; results 2010–2014

В среднем на один кинотеатр в течение последних пяти лет по четырем программам (без учета автоматической поддержки, по которой число кинотеатров-реципиентов неизвестно) CNC тратит около 27 тыс. евро в год. Если перевести эти суммы в рубли по среднегодовому курсу, то получится сумма от 1,3 (в 2011–2013 годах) до 1 млн руб. (в 2014-м).

Интересно распределение по конкретным направлениям: так, средняя поддержка артхаусных кинотеатров на одну площадку в год составила 543 тыс. в рублевом эквиваленте; субвенция за показ сложного репертуара в условиях конкуренции — 1,93 млн руб.; оплата расходов по установке цифрового оборудования — 2,54 млн руб., а расходы на строительство и модернизацию одного кинотеатра — 7,4 млн руб. (и это без учета автоматической поддержки, которая составляет порядка 65% всех затрат CNC на кинопоказ!).

France_full_pravka9

Что должна учесть Россия

Тип поддержки, предлагаемый Фондом кино для реализации в России, идеологически имеет больше всего сходств с двумя французскими программами: поддержкой кинофикации в малообеспеченных кинопоказом районах и субсидированием арт-кинотеатров (к которым, напомним, относятся не только арт-залы, но и детские и архивные площадки).

Предполагаемые суммы субсидий Фонда кино, конечно, меньше тех, что выдает CNC на строительство: у нас нет целевого налога на кинобилеты, из сумм которого кинотеатры могли бы получать как автоматическую, так и выборочную помощь. Господдержка при этом дисциплинирует кинотеатры: только аккуратные налогоплательщики могут подавать заявки на нее во Франции. В то же время в России имеется ЕАИС, в функционировании которой все еще наблюдаются проблемы: регулярная и правильная отчетность кинотеатров в систему должна стать обязательным условием обращения за помощью. Кроме того, сбор анкет-заявителей, претендующих на субсидию, поможет расширить базу данных о кинотеатрах, дополнить ее ценной информацией о направлениях деятельности площадок, их усилиях по привлечению аудитории, пропаганде отечественных фильмов и т. п.

На наш взгляд, главной сложностью, стоящей перед Фондом кино, является идея профинансировать сегодня открытие новых площадок, которые завтра должны будут выполнять обязательства по репертуарному планированию. Французские формы поддержки так или иначе строятся на прошлом опыте работы кинотеатра. Выходом в этой ситуации может стать компенсация затрат на строительство/модернизацию уже действующих кинотеатров с наибольшей долей российских сеансов (причем Фонд сам может разослать им приглашения к участию в конкурсе, основываясь на данных ЕАИС) — полученные средства кинопоказчики смогут реинвестировать в новые залы. Кроме того, можно рассмотреть вариант субсидирования деятельности не новых, но активно поддерживающих отечественные картины кинотеатров — и не только в малых городах.

Главное же, что должно быть в новой системе господдержки кинотеатров, — это четкие и понятные критерии отбора, причем они должны базироваться на реальном опыте кинотеатров страны и ставить реалистичные для выполнения цели (просчитывал ли кто-то возможность и рентабельность целевого показателя в 50% сеансов отечественных фильмов?). Процедура отбора кинотеатров должна быть открытой, демократичной и проводиться с привлечением профессионалов из различных сфер кинематографии, прежде всего кинопоказа.

Наконец, требуется разработка прозрачной системы контроля соблюдения выставляемых Фондом кино требований, в которой в том числе должны быть прописаны сроки выполнения кинотеатром этих условий (к примеру, до достижения окупаемости проекта), а также случаи форс-мажора и т. д. Должны быть предусмотрены реалистичные штрафные санкции за несоблюдение регламента и т. д. Если система подобной поддержки будет разработана грамотно, а процедуры выбора проектов понятны и открыты, то эффект от ее внедрения в России может быть существенным. И она может способствовать не только замедлившемуся расширению киносети, но и увеличению доли отечественных фильмов в прокате.

 Статья подготовлена по материалам Национального центра кинематографии и анимации Франции (CNC) — www.cnc.fr

© 2015, НЕВАФИЛЬМ RESEARCH

В ТЕМУ:

ИНДЕКС НАСТРОЕНИЙ КИНОПОКАЗЧИКОВ ОТ НЕВАФИЛЬМ RESEARCH: ОСЕНЬ 2015 ГОДА

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ: КАК ПОДДЕРЖИВАЮТ НАЦИОНАЛЬНОЕ КИНО. ЧАСТЬ 1 — ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ И ФРАНЦИЯ

1 комментарий »

  1. Гражданин 14 декабря 2015 в 14:25 - Ответить

    Очень интересная статья!

    Кинематография без поддержки государства не будет развиваться. Об этом говорит опыт многих стран.

    Благодарность автору от работников кино Кубани.

КОММЕНТАРИИ »


8 − = шесть