Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

МАТРИЦА ПРОСИТ ПЕРЕЗАГРУЗКИ
Юрий Кириллов 03.02.2016 / 14:32 13

matrix

В начале недели вручали профессиональные премии «Блокбастер» журнала «Кинобизнес сегодня» за самые кассовые фильмы года. Очень рад за коллег получивших заслуженную награду. Олег Березин, в частности, опять отличился. Наше вам с кисточкой, маэстро! И безусловно хочу отметить своих старых друзей-журналистов, которые организуют у нас такие награды.

Вот ведь, в чем штука... Все-таки в нашей стране пока до конца не определились, куда относить кинематограф. То ли это искусство в чистом виде (Тарковский, Феллини, Антониони)? Или же это чисто бизнес и ничего личного (боксофис, зрители, наработка на экран)?
Быть в числе искусствоведов всегда почетно и прибыльно. Приятно чуть приподняться над серостью бытия рассуждая о художественном и духовном контексте фильма «Андрей Рублев», и что на этот счет сказал Солженицын. А если при этом что-нибудь ввернуть про доминанту экзестенциального подхода к миру у Феллини (по-актерски вскинув голову и шевеля усами), то внимание аудитории будет обеспеченно, особенно среди слабого пола и чиновников. Первые будут любить самозабвенно, а последние подкинут деньжат на искусство.

О кино, как о бизнесе, говорят, в основном, стыдливо пряча лицо в воротник, ибо в нашей стране быть бизнесменом считается неприличным. Кому ты интересен, барыга? Чтобы быть уважаемым бизнесменом, нужно качать нефть, лить металл или рулить банком из первой сотни. А со своим кинотеатром ты кто? Мелкий жулик, продавшийся заокеанским хозяевам! Многие признанные столпы отечественного кинематографа неоднократно намекали, что ты тыришь по карманам корешки билетов, которые толпы поклонников скупили в надежде посмотреть последний шедевр мэтра. И не надо тут оправдываться про почасовую отчетность, прозрачность бизнеса, камеры в кинозале, уплаченные налоги и 18 проверяющих в месяц. Не отмоешься! Кому поверят, тебе или любимому режиссеру?

Поэтому то, что делают последние два десятка лет Саша и Ада Семеновы из «Кинобизнеса» — это, на мой взгляд, маленький подвиг. Говорю это не потому, что однажды и мне вручили статуэтку за самый кассовый фильм года. А потому что кино, на мой взгляд — это бизнес в первую очередь. И то, как пытаются разговаривать о кино создатели Синемаплекса — тоже подвиг. До этого о проблемах кинотеатров, особенно в регионах, вообще никто не заикался.
Казалось бы, владельцы и управляющие кинотеатров должны всячески развивать и поддерживать инициативу журналистов, делиться мыслями на предоставленной тут площадке, искать решение проблем, объединять усилия... Но нет! Бизнесмены у нас нынче сплошь стеснительные пошли. Если и вставят слово, то только под анонимным ником, или того больше, подведут итог, мол, «от нас ничего не зависит, толку ноль это обсуждать». Мне такой подход вообще непонятен. А зачем ты вообще в бизнес пришел?

Иногда на сайте Синемаплекса появляются действительно журналистские удачи. Последнее интервью с управляющим омского кинотеатра — просто бомба! Молодец парень. Все сказал четко, по делу. И журналисты тоже молодцы со своими вопросами. Однако есть среди поднятых тем одна, на которую я уже неоднократно обращал внимание в своих статьях, но видимо еще раз придется вернуться с разъяснениями.
Речь идет о кинотеатрах, которые получили или получат государственные субсидии, и обязаны в обмен отдать 50% сеансов нашему кино. Тут вопрос выеденного яйца не стоит. Скажу наперед, на практике это никак не возможно без ущерба для кинотеатра. Далее, для обоснования этого тезиса, немного статистики.

Любой предприниматель в любой отрасли, прежде чем начать дело, старается определить размеры рынка, то есть размер всего пирога. Потом пытается определить свою долю, какой кусок ему удастся отхватить. Потом определяет свои инвестиции, считает операционные расходы, кредиты, амортизацию и прочее. Вычитает все это из своего куска, и получает предполагаемую прибыль. А дальше решает, идти ему в этот проект или нет. Теперь давайте проделаем весь этот путь, закладывая в модель бизнеса 50% долю российского кино в кинотеатре.

Итак, сначала об общем пироге, крупными мазками с допустимыми погрешностями. В последнее время бокс-офис российского кинопроката составлял порядка 45 млрд рублей в год. При этом на экран попадало почти 450 названий. Такое количество не должно смущать непосвященных. На самом деле (и я об этом писал полтора года назад в статье "Служебный роман. Продолжение") заслуживают внимания лишь 150 названий, которые делают 99% кассы. Общий бокс-офис остальных 300 фильмов, вышедших в прошлом году в так называемом «ограниченном прокате», не дотягивает до 1 млрд. На общем фоне это вовсе не фильмы, а «математическая погрешность».

Скажу любопытную вещь. Первые 4 фильма собрали 15% боксофиса, первые 12 фильмов делают более трети всех денег, первые 50 названий составляют 80% кассы, а боксофис первой сотни картин — это более 90% проката. Иными словами, любой фильм за пределами первых пятидесяти не играет никакой существенной роли в общей кассе. Фильмы не попавшие в первую сотню оказались не интересны зрителю, и лишь создавали видимость разнообразия репертуара. Без них вообще можно было легко обойтись, так как они вряд ли принесли выгоду кинотеатру или дистрибутору. Исключение из правил спец сеансы оперы или балета, на которые зритель сметает билеты. Но это штучный товар, искусство в чистом виде.

Такая матрица распределения денег имеет под собой весьма логические объяснения. Средне статистически раз в сезон/квартал появляется мегахит со сборами 1.5 млрд рублей или выше. Раз в месяц можно ожидать блокбастер с кассой 1 млрд рублей. Раз в неделю выходит фильм, на который идет публика, соответственно его боксофис от 300 млн. Еще один фильм в неделю составляет ему конкуренцию, и собирает от 80 млн рублей. Точка, лимит исчерпан. Остальные остаются за бортом. И как бы мы не тасовали колоду фильмов, каждый год результат получается пропорционально одинаковым.
Завершая аналитику, остается подсчитать долю российских фильмов, коих в 2015 году набралось аж 126 названий.

Тут, конечно, уместен риторический вопрос... На кой ляд снимали такое количество мусора, и кто оплачивал банкет? Итак, формально отечественная доля составила около 15%. Углубимся немного в цифры. Среди первой дюжины рекордсменов нет ни одной российской ленты. Кое как, справедливости ради, сюда можно подтянуть «Богатырей», занявших почетное 13 место. В числе пятидесяти рекордсменов есть 7 отечественных названий, на долю которых пришлось 3.7 млрд рублей боксофиса. Не густо, это около 8% боксофиса. А в первой сотне найдем еще 16 названий. Получается, что весь российский кинематограф за прошлый год — это 23 фильма, которые более менее пользовались спросом. И самое любопытное, что 8 фильмов из них стартовали на новогодние праздники, плюс-минус неделя, и еще 3 фильма катались на майские. Итого выходит, что приличных отечественных картин с горем пополам наскребется по одной штуке в месяц.

А теперь представим себе небольшой кинотеатр в районном центре, которому с барского плеча государство отвалило денег на цифру и прочие кинематографические излишки. Город, видимо, совсем не большой, иначе туда давно залезли бы коммерсанты, и построили бы все за свой счет. Всего населения городка едва хватит на один уикенд просмотра. Где брать российский репертуар, если наше кино в лучшем случае будет появляться раз в месяц, а даты выхода не известны даже самим продюсерам? Чиновники, между тем, за своими субсидиями будут следить строго. Попробуй нарушить 50% квоту, и завтра же пожалуют с проверкой вежливые люди из счетной палаты, налоговой, прокуратуры: «Деньги брал? Где наши фильмы? Или ты не патриот совсем?» Ты им отвечаешь: «Дык нетути совсем рассейского кина, вот те хрест! Я в столицу с самогоном ездил, просил на коленях. Не дають. Говорят, жди только к Рождеству, не раньше.»

Либо другой вариант. Народ наш на выдумки хитер, особенно когда дело касается законов. Приходит проверка, и видит на афише ровно 50% сеансов отдано под «Броненосец Потемкин» (хронометраж 1ч.15мин). Ночью и рано утром в аккурат 7 сеансов встает. А то, что зритель почему-то не пришел и все сеансы отменили, тут уж не взыщите. Закон-то никто не нарушал.

Теперь возникает резонный вопрос. Неужели ничего нельзя поменять в кинопрокате в сторону более благоприятного положения нашей продукции? Открою секрет. Пару лет назад предпринималась попытка наладить прокат российских фильмов не административным, а вполне себе коммерческим способом. Как все помнят, была создана дистрибьюторская компания «Дрим Тим» с приличными акционерами и вполне профессиональными сотрудниками. Ребята грамотно и по-студийному подошли к росписи. Все как положено: интересный пакет исключительно отечественных фильмов на год, четкая периодичность выходов, маркетинговый план и.т.д. Планы на кинорынках озвучивались заоблачные, и им все поверили. Топ менеджером в эту компанию ушел мой коллега, Андрей Терешок, бывший гендиректор нашей сети. Сильный, опытный специалист, о котором у меня самое хорошее мнение. Соответственно к фильмам этого дистрибьютора у нас изначально было доверие, и они по старой дружбе получали самую широкую из возможных роспись по сети.

Проработали первый квартал... и... прослезились. В недельных отчетах наше кино показывало наименьшую наработку на копию. В первой десятке репертуара каждый раз российский фильм оказывался последним по сборам на сеанс. Все пять или шесть релизов подряд. То есть мы без всякого административного нажима сверху, по доброй воле давали нашему кино зеленый свет, а оно не ехало! Изначально причина была не в росписи, не в количестве сеансов или доле экранного времени. Причина только в самих фильмах. В их качестве. И сколько бы чиновники ни пытались сейчас продавливать квоты, переносить и чистить даты, подписывать меморандумы с сетями, грозить пальцем в сторону нерадивых кинотеатров... пока не будет качества, не будет сборов. Плохое кино, как не пытайся его завести, без качества не поедет.

Итог всей этой возни с квотированием тоже будет очевиден: если чиновники введут квоты, то либо в течении года их отменят, либо никто не будет соблюдать. «Дрим Тим» ведь тоже не продержалась и года. К концу работы погрязли в долгах и склоках, хотя ребята вполне себе белые-пушистые, и далеко не глупые. И я склонен полагать, что они были правы в этой истории. Время показало, что те продюсеры, которые тянули одеяло на себя, оказались балаболами, и фильмы у них получились отстойными.

Исправлять нужно всю цепочку производства, а не дистрибуцию. Пока производство нацелено на того, кто дает деньги, то есть на чиновника (я об этом много писал). Качество получается соответствующим. Порядок действий, чтобы исправить ситуацию тоже очевидный — отстать от кинотеатров и заниматься качеством снимаемых фильмов. Качество появится тогда, когда будет персональная ответственность за результат. А результат появится только тогда, когда кино будут снимать для зрителя. У нас в стране, кстати, лет пять назад приблизительно такая система работала. Не было халявных денег от государства, снималось в два раза меньше фильмов, но их доля никогда не опускалась ниже 20%. И главное, кино получалось лихое, с выдумкой! На мировых фестивалях призы брали. Сейчас о таком только мечтать. Про бюджеты вообще молчу. Я лично понимаю зрителей, которые перестали ходить на наши названия.

Так может вернуться к истокам, а? Оставить заслуженным творцам бесплатные поликлиники, о которых так торжественно объявили на «Золотом Орле» (вот место, где одни «искусствоведы» собираются), и начать снимать по давно отработанной схеме финансирования. А кинотеатры упрашивать не надо. Мы всегда рады отечественное кино поддержать, если хорошее.

13 комментариев »

  1. Антон Погодин 3 февраля 2016 в 19:48 - Ответить

    Тогда, Юра, некуда будет девать ФК и Минкульт — чем они будут заниматься? А какой сейчас безумный инвестор даст деньги на кино? Пока государство не будет отвечать за качество конечного продукта (а оно сейчас — единственный инвестор), никаких сборов у нас не будет.

    Чиновники с помпой проведут Год российского кино, а потом... Скажут, что сборам нашего кино опять мешает Голливуд. Ату его из России! Не они же виноваты...

  2. Ого 4 февраля 2016 в 1:57 - Ответить

    Не дай бог чтобы чиновники принимали конечный продукт и выносили вердикт качественно или нет. Не дай бог!

  3. Антон Погодин 4 февраля 2016 в 13:00 - Ответить

    Я имел в виду МАТЕРИАЛЬНО отвечать за снимаемую сейчас государством и «продюсерами» кинохалтуру, которая в большинстве своём напоминает тв-продукт.

  4. Doom 4 февраля 2016 в 13:24 - Ответить

    Почему же кинотеатры на подобных примерах не показывают чиновникам, что их «инициативы» — чушь?

  5. Юрий Кириллов 4 февраля 2016 в 14:50 - Ответить

    Ребята, как я указал в начале статьи, основная проблема в том, чем считать наше кино. Это краеугольный вопрос. Искусство или бизнес? Продюсеры идут в министерство культуры просить деньги на искусство, а искусство вещь нематериальная. Я тебе сниму шедевр, говорят продюсеры. Шедевры, разумеется, дорого стоят в производстве, и они бесценны. Потом эти же продюсеры оценивают сами себя, вешая на грудь «Золотых Орлов», «Кинотавров» итд.

    Как фильм собирает, никого не волнует. Изначально о бизнесе (о боксофисе, о зрителях) никто не думает. Там же все по искусству специалисты, а не по бизнесу. Для бизнеса существует премия «Блокбастер», а у них «Орел». Чувствуете разницу? Мы же с нашими творцами в параллельных мирах живем, и хоть вроде разговариваем на одном наречии, но ни грамма друг друга не понимаем. Они про духовное, про скрепы. А мы про материальное, нам аренду и зарплату платить.

    Поэтому исцеление наступит не раньше того момента, когда в казне закончатся деньги. Вот когда продюсер лично будет отвечать за потраченные на съемках бабки, вот тогда они вспомнят о кинопрокате и зрителях. Либо когда министерство культуры превратится в министерство финансов и заговорит о кино на языке денег. «Тебе, Вася, сколько денег дали? 100 млн. А собрал сколько? 100 тыс. Хреновое кино. Больше не приходи. Петя снял за 100, а собрал 200, классное кино, ему еще дадим».

    Вот это и есть контроль качества.

  6. Антон Погодин 4 февраля 2016 в 19:56 - Ответить

    Кинотеатры вынуждены брать росс. шлак, так как у прокатчиков есть «пакетная роспись». В результате пустые залы на отечественное, и уже полупустые — на Голливуд. 15 премьер — на этой неделе! А зрители будут?

    А чиновники никогда не слушают, что им говорят кинотеатры. Стройте свои сети и показывайте росс. до посинения. Два раза из бюджета им выделяли деньги на это, и, как обычно, ни денег, ни сетей. И сейчас они добивают частный кинопоказ...

  7. Евгений Буслейко 5 февраля 2016 в 11:25 - Ответить

    Юрий! Ну про «Васю и Петю» просто в десятку! =)))) Но тут дело вот какое — на рынке по идее, тот кто снимает кино, которое себя оправдывает, может снимать еще. Взял деньги — снял — заработал — вернул. И так до бесконечности. А если не заработал? Естественно «прогорел» и с рынка ушел. А если инвестор государство? Если оно прогорит, боюсь нам тогда уже не до кино будет...

  8. Антон Погодин 5 февраля 2016 в 13:08 - Ответить

    Когда оно прогорит, а это рано или поздно произойдёт, ничего страшного не случится. Голливуд и европейские релизы прокат вытащат, что было уже не раз. А вот если Голливуд нас покинет... Пусть отечественных лент будет мало, но они будут событиями и кассовыми хитами, как они были в начале века.

    Государство должно создать УСЛОВИЯ для инвестиций в российское кино, а не самим быть инвестором (этого нигде в мире нет). Пока оно — главный инвестор, ничего хорошего в прокате не будет. Третий год подряд доля росс. кино уменьшается как в нашей стране, так и за рубежом. А денег в него вливается всё больше, и всё больше они безвозвратные. И за качество производимых фильмов НИКТО не отвечает до сих пор. К чему всё это приведёт? Росс. кино уже практически «уничтожило» арт-хаус и независимое зарубежное, очередь за Голливудом?

    • Евгений Буслейко 5 февраля 2016 в 14:36 - Ответить

      Антон, я говорю не о ситуации, когда оно поймет, что это не выгодно. А когда на это не будет денег. Как и на многое другое.

  9. Тоже Дмитрий 11 февраля 2016 в 11:45 - Ответить

    Юрий, здравствуйте. На практике, для подавляющего большинства кинотеатров, которым государство выделит деньги на переоборудование, не будет абсолютно никакого ущерба от пятидесятипроцентного российского кино в репертуаре. Почти 80% кинотеатров из этого списка (fond-kino.ru/news/6/1054/) — учреждения. Все свои расходы они покрывали, покрывают и будут покрывать финансированием из местного бюджета. С новой аппаратурой у них появится приятный «бонус» в виде бОльших доходов от оказываемых платных услуг (верю, что от показа именно российских фильмов). Им, по большому счету, все равно что показывать. Им все равно, придёт ли зритель и заплатит деньги или сеансы будут стоять пустыми. У них есть и останется бюджетное финансирование. В идеале, конечно, не плохо будет, если местная власть сможет административно заставить кинотеатр «зарабатывать», так как тогда какую-то часть расходов на свое содержание учреждение сможет покрыть самостоятельно и, как следствие, уменьшить расходы местного бюджета.

  10. Тоже Дмитрий 11 февраля 2016 в 12:03 - Ответить

    я на 100% уверен, что в этих учреждениях даже аппаратов для производства поп-корна нет... им еще и поэтому все равно, что показывать... ))

  11. Юрий Кириллов 11 февраля 2016 в 12:52 - Ответить

    Тоже Дмитрий, спасибо за комментарий. Я лишь рассматривал вопрос с точки зрения бизнеса. И по бизнесу получается, что модель с 50% российского репертуара никак не летает.

    Вы правы. Бюджетным кинотеатрам (и я добавлю, бюджетным творцам) все равно. Как впрочем и нам на них тоже наплевать. Бюджет и бизнес давно живут в параллельных реальностях, с редкими набегами бюджета на территорию бизнеса с целью разорить или отжать кусочек :)

  12. Тоже Дмитрий 12 февраля 2016 в 3:03 - Ответить

    Юрий, вот и появится у бюджетных творцов возможность показывать свои бюджетные творения в бюджетных учреждениях. И все при деле...! ) С точки зрения бизнеса, согласен с Вами абсолютно, модель «не летает». Но в данной ситуации у государства мысли запустить «бизнес модель» в полет, по моему, и не было.

КОММЕНТАРИИ »


− два = 3