Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "https://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ДАНИИЛ ДОНДУРЕЙ: «ГОД КИНО? МЫ СНОВА БУДЕМ СЕМАФОРИТЬ»


Cinemaplex 10.02.2016 / 13:23 0

dondureidaniil

Государство осуществляет культурную политику в том ключе, как считает это нужным, но при этом регулярно сталкивается с тем, что производные этой самой культуры имеют различные системы координат. О том, как понять и осмыслить взаимоотношения государства и киноотрасли, CINEMAPLEX побеседовал с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом и социологом Даниилом Борисовичем Дондуреем.

Что может сделать Год российского кино значимым, как провести его более осмысленно? Профессионалы киноиндустрии говорят о необходимости серьезных исследовательских работ как в области рынка, так и в отношении науки...

— Одна из драм нашей российской жизни — слабый интерес к аналитике, независимым результатам исследований. Российская система жизни уклоняется от сложности в сторону простых ответов, придавая значение политическим решениям и воспитанию прямого или косвенного чувства лояльности государству. В этом плане сегодня изучение киноиндустрии хуже, чем 15 лет назад. Руководители киноиндустрии практически заранее знают, что в ней происходит.

Это значит, что полномасштабные исследования не проводятся, только фрагментарные, частичные, символические — те, ответы на которые предполагаются. Нет изучения противоречивых культурных мутаций. Например, предположим, какая-то группа интеллектуалов ходит на фестиваль «2morrow», где сидит в зале 170 человек из двенадцатимиллионного города, а что это значит — никто не знает. Лучшие фильмы — призеры Канн, Берлина, Венеции — проваливаются, в то время, как мы видим аншлаги на ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. С третьей стороны, который год чемпионом новогоднего проката является мультфильм студии «Мельница» и Сергея Сельянова, а деньги в прокат приносят богатейшие люди страны — дети возраста 4+, заставляя своих родителей раскошеливаться.

Я хочу сказать, что реальность невероятно сложна и становится сложнее с каждым годом, и Министерство культуры в ней не всегда играет ту роль, которую должно, не до конца знает её, не анализирует новые проблемные вызовы.

Не исследуется такой важнейший фактор, как экономика российского телевидения, её рейтинговая природа. И в кино тоже так. Почему государство должно быть основным игроком на этом рынке? Это чаще всего бывает в тоталитарных или очень социалистических государствах. Как когда-то отчасти Франция. Не зрители по большому счету финансируют наше кино, а Минкульт. Этого добились несколько мейджоров кинопроизводства, которые уговорили политическую власть давать им безвозвратные деньги, чем построили нежизнеспособную экономику российской киноиндустрии.

Мы должны знать, сколько фильмов нам нужно. Почему 100-125 названий в год? Почему только 7 российских фильмов из них попадает в топ-50 года? И еще 7-8 в фестивальный процесс... А где остальные сто? Кому они нужны? Кто и зачем их оплатил?

Это всё можно было бы изучить, если бы было желание, но у нас нет задачи развивать экономику кино. Эта сфера тотально политизирована. Важно не сделать, а хорошо отчитаться: растет материально-техническая база, молодые патриоты идут смотреть такие фильмы, как БАТАЛЬОНЪ, СОЛНЕЧНЫЙ УДАР... Они не только на эти фильмы не идут, они и на другие, замечательные, такие как картина Анны Меликян ПРО ЛЮБОВЬ или новый фильм Сигарева не очень идут. Тогда министерство говорит: «... Ну хорошо, давайте отчитываться по сеансам». Но это смех! Ведь из ста кресел в зале только тринадцать занимается. А почему пустые 87? Зачем нам лишние сеансы? Только для отчетности? Мы это уже проходили в советское время.

Сейчас к шести с лишним миллиардам рублей кинобюджета добавили еще денег на программу реконструкции и строительства кинотеатров в малых городах. При этом нет понимания экономики этой программы, нет представления — для кого все это, кто будет ходить в эти кинотеатры, что смотреть…

А какие идеи предложили бы Вы?

Я бы для начала предложил провести конференцию, посвященную тому, что уже прошло как минимум 5 лет, как существует модель финансирования нескольких компаний-лидеров, которые безвозвратно получают более двух млрд рублей бюджетного финансирования. Что это нам дало? Стали ли люди больше ходить? Какое кино стали смотреть, как они развиваются... и так далее.

Вторая конференция: об устройстве государственной поддержки. То, что сегодня у нас кажется естественным — финансирование коммерческого кинематографа — этого нет ни в одной стране мира! Возьмем лучших в Европе по своему устройству — кинематографию Франции, скандинавских стран, Польши. Они действуют по другим принципам: или поддержка в виде всевозможных льгот, разных налоговых механизмов, других форм поддержки киноискусства. Коммерческое кино должны финансировать зрители. Сам анализ сравнения всех систем принес бы пользу.

У нас нет мест, где рассматривается и оценивается эстетическое качество продукции (впрочем, и коммерческое тоже). В экспертных советах при Министерстве нет ни одного киноведа — такого не было даже при Брежневе! У нас на федеральном телевидении нигде, кроме канала «Культура» не показывают документальное кино, ну, может иногда где-то что-то... Между тем, их снимают около 400 названий в год. Где они? Кто их смотрит? В кинотеатрах их тоже не показывают, кроме как в Москве, в Центре документального кино. Современное российское кино теперь можно посмотреть только в час ночи на канале ТНТ. Для кого эти фильмы тогда снимают?

Образование — это тоже вопрос технологии для трансляции культуры. Когда киноиндустрия состоит из ...надцати элементов, а вы занимаетесь только двумя-тремя — решаете, сколько денег потратить и кому их выделить –этого мало. Необходимо задаваться вопросами — а что такое эффективные инвестиции, а что такое качество производственной базы? Каково соотнесение фестивального, телевизионного, интернет и других способов показа? Как, что и когда потребляет аудитория 4+ и так далее.

У нас 500 компаний снимает телесериалы, а зрители Российской федерации не различают сериалы и фильмы. Это всё для них кино. Между тем, они в 4-5 раз дешевле, всем выгодно...

Этот «год кино» — нужен. Хорошее дело! Здесь добавим, тут улучшим... Был у нас год культуры — прекрасно тогда отчитались за культурку! Только что закончился год литературы — что, вокруг вас больше стали читать классику или говорить о ней? Что вы можете вспомнить яркого, кроме большого книжного базара на Красной площади и беседы с президентом о литературе?

Чтобы осмысленно провести год кино, надо было за полгода до этого заняться анализом киноиндустрии, выявить слабые моменты, например, договориться через высшую власть, чтобы у нас вернулись в прайм кинопередачи. Только что мы были свидетелями примера того, как президент посетил выставку Серова, сюжет показали по федеральным каналам и пожалуйста (хотя конечно не только по этой причине) — по три часа стояли люди на морозе! А кинопередачи? Даже у Бондарчука программа начинается полпервого ночи! А ведь это стоит копейки по сравнению с тем, что выделяется мейджорам. Без телевидения невозможно сделать вообще ничего — но это политический ресурс, здесь надо договариваться...

Институт Киноискусства объединили с Университетом (ВГУК) и если раньше там было 140 ученых, то теперь — 32. Стоял вопрос о приватизации Ленфильма... Когда говорят о возврате Госкино, мало кто понимает, что для этого нужно восстановить СССР. Ведь сейчас у нас сотни продюсеров, а в СССР был один. И этот один продюсер может быть хорошим только в условиях тоталитаризма. Отменяем рынок — получаем Госкино.

Как Вы оцениваете выделение бюджетных средств на строительство кинотеатров в малых городах, если Вам очевидно, что эффективности ждать не приходится?

Нуу... (улыбается) пройдут нынешние времена, придут чуткие концептуальному осмыслению люди, рынок будет развиваться, потому, что лучшей системы для экономики еще не придумали, Россия выйдет из кризиса и в этих маленьких городах люди увидят, что у них есть неплохие залы... Это зависит от политического контекста. Мы финансируем фильмы,60% которых никто не смотрит. Фильмы, снятые на деньги государства никто не смотрит! А так хоть кинотеатры построим.

А вообще, государственное финансирование отрасли помогает или разрушает её?

Если меня спрашивают — куда лучше потратить — на ракеты СС-400 или на кино, то, конечно, пусть лучше на кино! Вряд ли это пойдет инвалидам или пенсионерам. Второе: государство,прежде, чем принимать правильное решение должно разобраться с тем, где оно навредит, а где поможет. А люди, которые управляют отраслью, думают, что как они при Ермаше действовали, так и сейчас, через 30 лет можно делать то же самое. Невозможно! Люди теперь смотрят кино на планшетах, в компьютерах, телефонах... Другое время, другие технологии, другая экономика. Другое сознание. Финансирование должно быть разумным. Нужно знать, где болит.

Когда кто-то из производителей-лидеров говорит, что надо больше снимать картин, больше давать денег на кино, то упускается из виду то, что телевидение и Эрнст со Златопольским куда более мощные кинопроизводители. Они давно перехватили эту инициативу у Мединского с Малышевым.

«Больше денег!» Так выгодно говорить мейджорам, потому что, забирая себе каждый третий рубль из бюджета кино, они выключают модель и великий механизм конкуренции. А ведь Россия — не Голландия. У нас страна, где живут очень богатые и безмерно бедные люди. И деньги могут дать либо зрители, либо государство, если в фильме будет говориться, что человек должен пойти на войну и умереть за родину.

Поэтому, если сейчас больше половины снятых фильмов никто не смотрит, то зачем же вместо 50 таких картин создавать 200?

КОММЕНТАРИИ »


+ 8 = четырнадать