Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

НЕВАФИЛЬМ RESEARCH: АНАЛИЗ РЕПЕРТУАРА РОССИЙСКОГО ПРОКАТА-2015. ЧАСТЬ 4


cinemaplex 12.04.2016 / 13:34 0

В четвертой, финальной части публикации, посвященной исследованию кинопроката 2015 года, Ксения Леонтьева подробно изучает статистику проката фильмов регионального производства и подводит общие итоги года.

Автор: Ксения Леонтьева

Региональные релизы

Число региональных релизов в 2015 году снизилось до 23, так же как и сократилось общее количество фильмов в прокате (с 34 до 26). Однако отдельным фильмам удалось выйти за пределы своего региона во всероссийский (хотя и достаточно ограниченный) прокат. Так, около 20 кинотеатров страны демонстрировали фильм «Дети 90-х» (в том числе сеть «Стар Синема»), более 50 кинотеатров — «По небу босиком» (в том числе сети «Пять звезд» и «Стар Синема»), 75 – «Дороги» (включая «Синема парк» и «Стар Синема»), а «Решала-2» взяли в прокат 160 кинотеатров — все эти картины попали в статистику отраслевых изданий.

Рисунок 1. Количество фильмов регионального производства в российском прокате
(2011—2015)
nevafilm-prokat-34

Самым кинематографическим регионом России остается Якутия, при этом занимающая второе место Бурятия в 2015 году резко сократила объемы кинопроизводства, что в итоге и повлияло на общие объемы вышедших региональных фильмов.

Количество региональных фильмов в российском прокате по
регионам производства

Регион 2013 2014 2015
Якутия 19 12 13
Бурятия 7 10 4
Башкортостан   3 2
Новосибирская обл.   2 1
Красноярский край   1 1
Омская об. 2    
Оренбургская обл.   2
Амурская обл.     1
Самарская обл.     1
Тульская обл.     1
Кабардино-Балкария     1
Свердловская обл.   1  
Иркутская обл.   1  
Саратовская обл.   1  

Источник: Невафильм Research 

Рассматривая российский кинопрокат с точки зрения представленных на нем жанров[1], мы проанализировали и региональное производство. Выяснилось, что региональные кинематографии сильны серьезными и комедийными фильмами для взрослой аудитории, а на третьем месте здесь — мужское жанровое кино. Интересно, что в 2015 году спектр региональных производителей расширился: на экраны вышли детские киноленты, документальные фильмы и даже один сериал.

nevafilm-prokat-35
Если сравнить интерес отечественных режиссеров к различным жанрам в региональном кино и в столичном, то в 2015 году можно увидеть близкие значения по доле детских, молодежных и женских фильмов. В то же время в регионах вышло гораздо меньше комедий, хотя это коммерческий жанр, причем недорогой в производстве. При этом тематика региональных фильмов жестче: доли мужских жанровых картин и серьезного взрослого кино здесь вдвое выше. Логично, что в регионах нет средств на съемку попкорн-блокбастеров, но нет здесь и денег на артхаус.

Доли жанров - 2015Иначе говоря, прокатные региональные истории — это коммерческие проекты, нацеленные сегодня на взрослую, мужскую и семейную аудиторию. Тогда как общенациональные отечественные фильмы — это еще и коммерческие молодежные жанры и поиски новых художественных форм выражения режиссеров (артхаус и артмейнстрим), выходящие за счет поддержки Минкульта из федерального бюджета.

Результаты в прокате

Отметим, что закрытость данных ЕАИС, недоступных для широкой аудитории и исследователей, создает сложности в анализе статистики сборов и посещаемости региональных проектов, т. к. этот сегмент рынка в меньшей степени освещается частными компаниями, изучающими рынок кинопроката в России. По данным, которые удалось получить Невафильм Research непосредственно от кинотеатров[2] в 2015 году фильмы регионального производства собрали, 264 тыс. зрителей и почти 59 млн руб. — результат, почти в три раза превосходящий прошлогодний. Во многом этого удалось добиться благодаря прорыву отдельных лент в общероссийский прокат, которые и вошли в тройку лидеров среди фильмов регионального производства.

 Результаты фильмов регионального производства в российском прокате (2011—2015)

Год Посещаемость (тыс.) Кассовые сборы (млн руб.)
2011 70,4 12,2
2012 55,0 10,6
2013 131,8 27,1
2014 96,5 19,5
2015 263,8 58,7

Источник: Кинобизнес сегодня, Бюллетень кинопрокатчика, ЕАИС (2014 г.), Невафильм Research

Если взглянуть на долю посмотревших эти фильмы жителей городов, где они были показаны (без учета посещений в Москве и Петербурге и числа жителей столиц), то две региональных картины 2015 года приблизились к фильмам-событиям местного масштаба: в Якутии «Муммуттар» собрал 4,4% жителей городов, а «Сибэкки» — 3,4%; еще три якутских фильма посмотрели от 1 до 3% жителей: « «Уон биэс кун» («15 дней») — 1,7%, «Чысхаан» — 1,4% и «Маннайгы таптал» («Первая любовь») — 1%. Это подтверждает звание республики Саха (Якутия) как самого кинематографически развитого региона Россия, где не только активнее всего снимают фильмы, но и по-настоящему любят свое кино, обеспечивая его самоокупаемость и возобновление производства. К сожалению, результаты других региональных картин на местном рынке не столь впечатляющие.

Топ 10 фильмов регионального производства в 2015 году в российском прокате по числу посещений

Проект Дистрибьютор Год пр-ва Дата релиза Регион пр-ва Пос-ть (тыс.) Кассовые сборы (млн руб.) Доля посмотревших жителей городов, где шел фильм*
Решала-2 Арена/ Байкал Кино 2015 06.08.15 Бурятия 123,8 27,1 0,7%
По небу босиком Storm Cinema 2015 17.12.15 Кабардино-Балкария 48,0 11,4 0,01%
Дороги Мечта 2015 03.12.15 Красноярскийкрай 23,3 4,8 н/д
Муммуттар (Заблудившиеся) н/д 2015 05.11.15 Якутия 15,0 3,6 4,4%
Дети 90-х Chaka Production 2015 12.11.15 Забайкальскийкрай 11,7 2,5 0,04%
Сибэкки Студия Detsat & Сахафильм 2015 05.03.15 Якутия 11,2 2,6 3,4%
Уон биэс кун (15 дней) Студия Detsat & Сахафильм 2015 19.11.15 Якутия 5,2 1,3 1,7%
Байкальские каникулы н/д 2015 05.11.15 Бурятия 5,1 1,0 0,4%
Чысхаан студия Toyton 2015 17.01.15 Якутия 4,6 1,3 1,4%
Маннайгы таптал (Первая любовь) Сайдам Барыл 2015 19.02.15 Якутия 3,3 0,7 1,0%

*без данных Москвы и Санкт-ПетербургаИсточники: Невафильм Research, Кинобизнес сегодня, Бюллетень кинопрокатчика

В целом же, региональные фильмы пока составляют незначительную долю российского рынка: если добавить их результаты в прокате к анализу по странам производства, то отечественные картины не слишком поднимаются в рейтинге:

Доля отечественных фильмов в прокате с учетом регионального кино (РК) и без него

Год Посещения Кассовые сборы
без РК с учетом РК без РК с учетом РК
2011 17,9% 18,0% 16,9% 16,9%
2012 16,1% 16,1% 15,4% 15,4%
2013 18,8% 18,9% 18,7% 18,8%
2014 18,7% 18,7% 17,9% 18,0%
2015 17,3% 17,5% 16,1% 16,2%

 Источники: Кинобизнес сегодня, Бюллетень кинопрокатчика

Выводы:

Итак, подведем итоги анализа репертуара российских кинотеатров 2015 года. В связи с кризисом независимой дистрибьюции на рынке сократилось число релизов; освободившееся экранное время пытаются заполнить представители мейджоров, выпуская больше фильмов и более широкими тиражами, однако достичь разнообразия уровня 2012—2014 гг. в прокате им пока не удалось.

На фоне падения числа импортных фильмов в прокате, количество отечественных картин растет, хотя их посещаемость в абсолютном и относительном выражении падает. При этом попытки продюсеров выпускать свои фильмы самостоятельно без помощи опытных прокатных компаний, как правило, не увенчиваются успехом, если только речь не идет о фильмах региональных — имея поклонников в своих регионах, они прокатываются весьма успешно, и в 2015 году четыре местных фильма вышли на общенациональный уровень, в том числе в федеральных киносетях, что существенно увеличило их сборы.

Хотя в минувшем году вновь расширилось число региональных производителей (первые местные картины вышли в прокат в Амурской, Самарской и Тульской области, в Кабардино-Балкарии), серьезно просели объемы производства во второй наиболее кинематографической республике — Бурятии, что отрицательно сказалось на общих объемах регионального производства. Зато в 2015—2016 гг. местные продюсеры и режиссеры задумались об участии в конкурсах на господдержку со стороны Министерства культуры и Фонда кино, а значит, их бюджеты и объемы производства могут существенно вырасти.

Региональные продюсеры в минувшем году также расширили свой репертуар, шагнув в сферу креативного контента (в кинотеатрах вышли сериалы и документальные фильмы), а также выпустили первые детские картины, продемонстрировав оперативность реакции: как и весь рынок в целом, они ринулись удовлетворять нарастающую потребность аудитории в семейных киносеансах, где пока преимущество остается за зарубежными производителями.

Столичные же продюсеры в 2015 году заострили свое внимание на фильмах о войне (в связи с 70-летним юбилеем Победы в Великой Отечественной), но ни их результаты в прокате, ни экранное воплощение (по мнению экспертов сайта Cinemaplex) не дотянули до уровня попкорн-блокбастеров, хотя они и стали довольно успешными фильмами категории «серьезное взрослое кино».

На экранах сокращается выбор молодежных фильмов и арт-мейнстрима, но растут их тиражи и, значит, доступность в большем числе городов. Тогда как арт-хаус, несмотря на кризис независимого кино, уверенно удерживает свои позиции как по числу фильмов, так и по посещаемости — благодаря лояльной аудитории. При этом это один из жанров, любимых российскими режиссерами, который к тому же до сих пор являлся главным направлением экспорта отечественных картин за рубеж.

Наконец, в российском прокате повысился уровень блокбастеризации, но причины этого не до конца ясны: является ли это следствием изменений в структуре спроса (со стороны зрителей) или предложения (из-за давления мейджоров в вопросах росписи). Анализу этой проблематики мешают очередные проблемы отраслевой статистики, связанные с упадком понятия «прокатной копии» и недоступностью более интересных данных из базы ЕАИС — о числе киносеансов.


[1] Классификация региональных фильмов — Александр Дьяков, Cinemaplex.ru
[2] Информацию предоставили:  «People`scinema» (Улан-Удэ),  «RGB Cinema» (Улан-Удэ),  «Азбука кино» (Тюмень),  «Айви Синема» (Санкт-Петербург),  «Айыллаан» (Чурапча),  «Гигант» (Хабаровск),  «Дархан» (Сунтар),  «Еврозона» (Улан-Уде),  «Лена» (Якутск),  «Мир кино» (Амурская обл.),  «Победа» (Новосибирск), «Пять звезд» (Волгоград, Самара, Пенза, Москва),  «Россия» (Гусиноозерск),  «Сinema Park» (Селенгинск),  «Синема парк» (Воронеж, Уфа, Красноярск, Челябинск, Тюмень, Вологда, Санкт-Петербург, Москва),  «Синемацентр» (Якутск),  «Слава» (Омск),  «Сокол» (Оренбург),  «Стар Синема» (Альметьевск, Сочи),  «Темп» (Кяхта),  «Художественный» (Самара),  «Центральный» (Якутск),  «Шахтер» (Сангар),  «Эпицентр» (Красноярск), «Юнион» (Нюрба),  Якутская республиканская киносеть.

© 2016, НЕВАФИЛЬМ RESEARCH

Запрещено использование материалов данной статьи, статистических данных и /или фрагментов текста данной статьи в коммерческих целях без письменного разрешения ЗАО «Невафильм».

Итоговый отчет о развитии кинорынка России в 2015 году можно заказать в компании «Невафильм».

В ТЕМУ:

НЕВАФИЛЬМ RESEARCH: АНАЛИЗ РЕПЕРТУАРА РОССИЙСКОГО ПРОКАТА-2015. ЧАСТЬ 3

НЕВАФИЛЬМ RESEARCH: АНАЛИЗ РЕПЕРТУАРА РОССИЙСКОГО ПРОКАТА-2015. ЧАСТЬ 2

НЕВАФИЛЬМ RESEARCH: АНАЛИЗ РЕПЕРТУАРА РОССИЙСКОГО ПРОКАТА-2015. ЧАСТЬ 1

 

КОММЕНТАРИИ »


× 3 = двадцать семь