Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

«ИНДУСТРИЯ КИНО. ИГРА ЗА КАДРОМ». ЧАСТЬ 1: ТРЕБУЕТСЯ — КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ, А НЕ ПРО ДЕТЕЙ


cinema 27.04.2016 / 03:44 2

Если попросить зрителя или самого безжалостного критика отечественного кино сравнить состояние дел в индустрии и ее участников с героями какого-либо литературного произведения, то многим на ум придет знаменитая басня Ивана Андреевича Крылова «Квартет»: «А вы, друзья, как ни садитесь...»  

Продюсеры и кинематографисты на критику, порой обоснованную, а порой голословную, обижаются («Не стреляйте в пианиста...»), но им также нельзя отказать в поиске новых путей для разработки коммерческих жанров. И понимания, что государство как главный продюсер рассчитывает на повышение рентабельности российского кино: по словам главы Фонда кино Антона Малышева, в настоящий момент окупается не более десяти отечественных проектов в год.

Кинематографисты регулярно садятся вместе на разнообразных конференциях, чтобы «сверить часы» и объясниться с «электоратом». В прошлом году газета «Ведомости» уже провела аналогичное мероприятие с внушительным составом участников, причем в отдельное заседание было выделено обсуждение проблем  профессионального образования.

В этом году конференция состоялась 20 апреля, и рабочих секций было уже четыре, причем третья  и четвертая из них оказались «частными». Иван Кудрявцев провел подиумное интервью с генеральным директором студии «Тритэ Никиты Михалкова» Леонидом Верещагиным и с режиссером, сценаристом и продюсером Николаем Лебедевым, которые очень подробно и эмоционально рассказали о съемках ЭКИПАЖА. А в заключение деловой программы состоялся практический мастер-класс от оператора Кирилла Клепалова на тему: «Как снять кино в условиях ограниченного бюджета».

Мы же постараемся выделить наиболее интересные детали первых двух частей конференции. Модератором первой, «Кинопроизводство в деталях», выступил Сергей Сельянов, чьи взгляды на отрасль хорошо известны нашим читателям.

Спикерами выступили генеральный директор Disney в России Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор Киностудии им. Горького Сергей Зернов, первый заместитель Союза кинематографистов РФ Олег Иванов, генеральный продюсер Yellow, Black and White Эдуард Илоян, режиссер и художественный руководитель киностудии «Рок» Алексей Учитель. Безусловно, каждый участник конференции говорил о том, что ему ближе всего, и это очень верно заметила наш блогер Юлия Макарова.

Присутствие на сцене сразу двух спикеров, непосредственно связанных с брендом Disney (семейную комедию СУПЕРБОБРОВЫ прокатывал дистрибьютор WDSSPR) актуализировало тему детского кинематографа, которая  в последнее время регулярно становится предметом для решительных высказываний.

КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ, А НЕ ПРО ДЕТЕЙ

Спустя 7 лет после выхода в прокат КНИГИ МАСТЕРОВ российский офис Disney планирует запустить в производство сказку ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ совместного производства со студией Yellow, Black & White, и ее создатели хотят использовать опыт, наработанный зарубежными коллегами, чтобы сделать актуальное кино для семейного просмотра, которое будет интересно современным детям и их родителям. В качестве наиболее яркого примера последних лет здесь можно назвать ПРИЗРАКА Александра Войтинского.

Как верно заметил Сергей Сельянов, давая определение понятию «детское кино», нужно четко понимать, что это «кино для детей», а не «кино про детей», иначе оно обречено на игнорирование со стороны самой целевой аудитории. Детям сегодня не интересны школьные истории про пионеров или отношения с родителями или сверстниками — на эти вопросы они скорее найдут ответы в реальной жизни. Вместе с тем, есть целый ряд кинематографистов, которые пытаются создавать «кино про детей» и при этом постоянно апеллирует к прекрасному прошлому советских времен, когда детский кинематограф занимал видное место в производственных планах кинематографистов.

Благая цель рассчитывает на получение государственных субсидий, но коммерческих перспектив у таких лент просто нет — УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ (2,7 млн), БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ (28 тыс), ДНЕВНИК МАМЫ ПЕРВОКЛАССНИКА (2,6 млн), ТАЙНА ТЕМНОЙ КОМНАТЫ (2,6 млн), ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ ИТАЛЬЯНЦЕВ (1,5 млн), ЧАСТНОЕ ПИОНЕРСКОЕ (865 тыс) и так далее. Нужно ли искусственно создавать фильмы, которые не будут востребованы зрителем? И не нужно проклинать Голливуд, который захватил российский рынок своим ЗВЕРОПОЛИСОМ и «насаживает бездуховность». Здесь в российских авторах говорит исключительно ревность, потому что ничего подобного создать не получается (конечно, вас будут убеждать, что все дело только в деньгах, но это не так).

Остается надеяться, что синергия творческих усилий российских авторов и зарубежного опыта поможет ПОСЛЕДНЕМУ БОГАТЫРЮ. Продюсеры понимают, что «кино для детей» в ближайшие годы будет максимально востребовано, так что высокобюджетные и качественные проекты в этом сегменте обязательно будут появляться. Ждем новый фильм Александра Войтинского ДЕД МОРОЗ. БИТВА МАГОВ (29 декабря), и Эдуард Илоян также подтвердил запуск в разработку продолжения СУПЕРБОБРОВЫ 2.

Сергей Сельянов: «Министерство культуры выделяет небольшие деньги на детское кино, но они не сделают погоды, потому что производство по-настоящему интересного, востребованного на рынке фильма для детей обойдется продюсерам около 300 млн рублей, и в этом случае потребуется государственная поддержка в 150 млн рублей минимум на один проект. „Ручная работа“ в данном случае должна поспособствовать качеству фильма».

Наличие не только большого бюджета, но и умение кинематографистов работать с таким материалом — вот две важнейшие составляющие проблемы «кино для детей».

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КИНОСТУДИЙ — ПРЕЖДЕВРЕМЕННА    

О состоянии системы государственно-частного партнерства и насущных проблемах говорил Сергей Зернов, генеральный директор Киностудии им. Горького. Все ведущие киностудии страны, такие как «Мосфильм», «Ленфильм» и «Киностудия им. Горького» имеют свои концепции и планы развития, которые необходимо учитывать (срок окупаемости инвестиций составляет от 10 до 20 лет). Преждевременная приватизация опасна и может превратить их в очередной «бизнес-центр», как это произошло с Красноярской киностудией.

В настоящий момент, помимо услуг по предоставлению производственных площадей, киностудии имеют возможность зарабатывать средства за счет непрофильных активов. Часть территорий, прилегающих к киностудии Горького, контролируют структуры холдинга «Газпром-медиа» — ОАО «Телебазис» (студия Горького владеет 32% в компании). У студии есть земельные участки, которые она никак не использует в своих целях, но за их счет появляется ресурс для модернизации производства и технической базы — без привлечения государственных инвестиций.

Интересно, как сами киностудии, зарабатывающие в сфере предоставления производственных услуг, сегодня оценивают конкуренцию в этом сегменте? Действует ли она исключительно во благо или может служить препятствием для интенсификации процесса модернизации отдельно взятой студии, если не удается зарабатывать достаточно? А в случае с «Ленфильмом», который также выпускает в прокат собственные ленты, речь может идти о серьезных потерях.

СПРОС НА РОССИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ-СОБЫТИЯ

Безусловно, это тренд не только 2016-го года, когда в прокат выйдут ДУЭЛЯНТ, ЛЕДОКОЛ, ВИКИНГ (а сейчас радует кинотеатры ЭКИПАЖ), но уже и 2017-го, так как сразу несколько больших проектов переехали на новыT даты из-за затянувшегося производства — это и космические драмы ВРЕМЯ ПЕРВЫХ и САЛЮТ-7. ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОДВИГА, и, как оказалось — МАТИЛЬДА Алексея Учителя, которая претендует на выпуск в формате IMAX, и проекту придется подстраиваться по график релизов «большого экрана», но на 90% кино следует ожидать весной 2017 года.

Таким образом, удастся избежать непосредственного столкновения больших отечественных проектов в борьбе за зрителя. На вопрос о том, какой «корридор» требуется для выпуска в прокат их фильмам, и Алексей Учитель, и Леонид Верещагин (в рамках интервью) назвали 2 уик-энда. При этом продюсер ЭКИПАЖА подчеркнул, что он категорически против искусственного регулирования рынка и лишних переносов в графике релизов. Собственно, у ЭКИПАЖА как раз есть два полноценных уик-энда (плюс дополнительные выходные), чтобы в полной мере проявить себя.

Благодаря успеху одного фильма-события тем благосклоннее зрители будут относиться к другим подобным проектам.

В связи с падением курса рубля заметно обострилась ситуация с тем, как собрать необходимый бюджет на производство потенциального блокбастера. 1 млрд рублей — такая цифра производит впечатление, пока ее не перевести в $, и окажется, что это лишь $15 млн — бюджет среднего жанрового проекта на Западе. Но даже после успешного решения первой проблемы возникает вторая — как донести это кино до зрителя, потому что большой проект требует к себе особого отношения.

Сергей Сельянов: «Голливуд — это настоящее цунами, которое добивается выдающихся маркетинговых результатов, даже не затрачивая очень больших средств — все СМИ будут рады написать, все пользователи интернета будут готовы распространить нужную информацию. Нам же приходится прикладывать колоссальные усилия и тратить средства, чтобы на нас в этом потоке обратили внимание. Мы ложимся спать и просыпаемся с вопросами маркетинга».

О НЕОБХОДИМОСТИ «ДЛИННОГО ХВОСТА»

Олег Иванов подчеркнул важность количества выпускаемого контента на российские экраны, что является традиционным замечанием на индустриальных собраниях — «как в России, так и в Голливуде коммерчески успешным в кинопрокате оказывается ограниченное число картин». Если отказаться от поддержки и производства обычных жанровых проектов исключительно в пользу больших фильмов-событий, то тогда из этих 10 релизов успеха добьется только 1. Такая же пропорция 10 к 1 сохраняется и в отношении голливудских релизов — это «закон жизни», по мнению первого заместителя председателя Союза кинематографистов.

Его также очень радует большое количество региональных фильмов, которые пользуются успехом на местных рынках. Например, в Якутске, столице республики Саха, в 2015 году было выпущено 13 полнометражных игровых картин. Союз в настоящий момент занимается детальным изучением данного феномена ( с помощью анкетирования), тем более что эти фильмы хорошо зарабатывают в региональном прокате! В этом году в Якутске планируется провести форум регионального кино.

Насколько хорошо сегодня отечественные продюсеры чувствуют вкусы и потребности современных зрителей? Не является ли бум регионального кинематографа косвенным доказательством того, что аудитория не видит на больших экранах то кино, которое хочет?

Олег Иванов:

Мне кажется, что продюсеры стали стремиться чувствовать, что хочет видеть зритель. Правда, с точностью чувств здесь возникает проблема из-за временного промежутка, потому что фильм находится в производстве минимум 2 года. То, что ты почувствовал сегодня, может быть правильно, но как изменится все спустя некоторое время? Потребительское поведение меняется быстрее, чем снимается кино. Продюсеры пытаются угадать, как будут меняться вкусы зрителей в ближайшее время, и за это их стоит скорее похвалить, чем поругать.

Развитие же регионального кинематографа позволяет поддерживать культурное разнообразие в стране, что также является одной из доктрин ЮНЕСКО. В отношении кино — это тематическое и жанровое многообразие. Совсем не обязательно, чтобы снимаемые в регионах фильмы отвечали всем критериям высокохудожественного фильма — они просто решают другие культурные задачи.

КИНОКЛУБЫ МОГУТ ВОЗРОДИТЬСЯ? 

Безусловно, в процессе обсуждения на конференции была затронута тема артхауса и показа авторских фильмов в кинотеатрах. В качестве стандартной прокатной схемы показ таких лент не оправдывает себя с коммерческой точки зрения (и строительство артхаусного кинотеатра также вряд ли оправдает себя экономически), но в качестве возможного выхода из сложной ситуации Олег Иванов назвал ситуацию с развитием системы киноклубов, которым, возможно, требуется облегченная схема по получению фильмокопий.

Развитие киноклубного дела в России — очень любопытная инициатива, которая может оказаться эффективной для показа «кино не для всех» в существующей системе, которая обязательно требует коммерческой отдачи. Надеемся, что в Год российского кино при поддержке СК РФ или Фонда кино она может получить свое развитие.

Алексей Учитель отметил, что возможным решением проблемы показа авторского кино мог бы стать «университетский прокат» — такая практика успешно функционирует в разных странах, и в вузах есть заметный спрос на совместный просмотр и обсуждение такого кино.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

О важности государственной поддержки и системности в ее реализации Сергей Сельянов очень подробно рассказал в интервью в печатном номере CINEMAPLEX, так что здесь мы бы хотели просто перечислить критерии ее эффективности, которые выделил Олег Иванов:

1. Средства расходуются эффективно в том случае, если повышаются конкурентоспособность и качество российских фильмов;

2. Деньги расходуются правильно, если поддерживается расширение культурного многообразия (тематическое и жанровое);

3. Должен осуществляться рост доступности услуг кинопоказа для населения — расширение возможностей смотреть кино на территории РФ;

4. Должна расти инвестиционная привлекательность киноотрасли для привлечения частных средств.

Поэтому завершить наш обзор главных событий первой части конференции «Индустрия кино. Игра за кадром» мы хотели бы опросом для вас, уважаемые читатели CINEMAPLEX:

В ТЕМУ

ЮЛИЯ МАКАРОВА: ПО СЛЕДАМ РОССИЙСКОГО КИНОПРОИЗВОДСТВА

2 комментария »

  1. Антон Погодин 28 апреля 2016 в 18:04 - Ответить

    В прошлом году окупилось лишь 6 российских релизов из 132. А наших киноделов это и не интересует, они зарабатывают на производстве, а кинотеатры эту кинохрень должны показывать.

    «Викинг», скорее всего, тоже будет перенесён на 2017 год.

    У О. Иванова, как и у Сельянова, очередное враньё об окупаемости в Голливуде. Там 50% фильмов приносят прибыль в местном прокате, 40-45% — за рубежом. Остальные 5-10% — на VOD и DVD. У нас 2% фильмов, созданных при господдержке, окупились в прокате. Остальные платформы, приносившие деньги, у нас уже давно «умерли».

  2. Сергей Лавров 29 апреля 2016 в 18:08 - Ответить

    Окупается менее 1% — такова официальная статистика. «Экипаж», возможно, даже принесёт прибыль в рублях. Про «Викинг» не знаю, но могут не успеть к декабрю. Про «навязанный» 50%-показ российского кино в кинотеатрах Юра Кириллов и Олег Березин здесь много писали, мне добавить нечего.

КОММЕНТАРИИ »


три − 3 =