Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ ГОДА РОССИЙСКОГО КИНО: РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ ДОЛЖЕН ЛЕТАТЬ


cinemaplex 07.07.2016 / 20:02 3

В самом кассовом отечественном фильме первой половины 2016 года, ЭКИПАЖЕ Николая Лебедева, мне видятся аллюзии, которые связывают эту работу с общим положением дел в отечественной киноиндустрии. Нет, речь не о жанре фильма-катастрофы, а о том, что жизнь пассажиров (читай аудитория в зале) важнее личных амбиций создателей, которые держат в руках штурвал самолета (индустрия в целом). Когда так происходит — проекту с большей долей вероятности будет сопутствовать зрительский успех.

ЭКИПАЖ к настоящему моменту заработал 1,5 млрд рублей и стал вторым самым кассовым отечественным фильмом в новейшей истории после СТАЛИНГРАДА (1,7 млрд). С точки зрения посещаемости — это 5-й результат (5,4 млн) после ИРОНИИ СУДЬБЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ (8,8 млн), ДНЕВНОГО ДОЗОРА (7,4 млн), 9 РОТЫ (6,7 млн) и СТАЛИНГРАДА (6,2 млн).

Вот только российские реалии таковы, что сегодня многие желают отечественным фильмам катастроф. В «Театре реплик», который, по сути, является индикатором настроений участников отрасли (важные темы обсуждаются гораздо реже, чем на волю выпускаются эмоции), мы регулярно сталкиваемся с резко негативным отношением к российским проектам и их производителям.

Дали ли они для этого повод? Да, регулярно выпускается коммерческий по замыслу продукт посредственного качества, который негативно влияет на отношение зрителей к российскому кино в целом. Продюсеры получают на производство этих фильмов государственные средства (в этом году — на безвозмездной основе) — очевидный повод для недовольства, особенно если «твой» сегмент киноиндустрии незаслуженно оказывается на периферии субсидирования. Наконец, производителей мало заботят итоговые показатели фильма в прокате, так как они уже успели заработать на этапе производства. Так выглядят основные обвинения, которые выдвигаются сегодня в адрес отечественных продюсеров.

Мы не собираемся сводить обсуждение темы российского кино к зависти, недоверию и самое главное — обидам. Нам хочется подчеркнуть другое: без сильного национального кинематографа фундамент системы отечественного кинопроката всегда будет шатким. Голливуд не придет и не спасет всех — об этом свидетельствует тот факт, что продолжения зрелищных блокбастеров в течение весны и первого летнего месяца заработали для прокатчиков меньше, чем их прямые предшественники.

Зрителям надоели коммерческие шаблоны, и у российских фильмов появляется неплохой шанс отвоевать себе часть рынка — но только в том случае, если отечественные продюсеры сами не будут повторять ошибок заокеанских коллег. У оригинальных проектов, определенно, есть шансы на успех. Созданные жанровые клоны наверняка будут зарабатывать меньше, чем аналогичные ленты в 2013-15 гг. Постараемся найти этому подтверждение, как и другим трендам, в цифрах проката первого полугодия 2016 года.

О ЛИДЕРАХ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 

РОССИЙСКИЙ ПРОКАТ
2016  сборы, млн / зрители, млн 2015  сборы, млн / зрители, млн    2014  сборы, млн / зрители, млн
1 ЭКИПАЖ — 1 502 / 5,4 1. ТРИ БОГАТЫРЯ: ХОД КОНЕМ — 963 / 4,2 1. ВИЙ  - 1 200 / 4,4
2. ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 3 —  750 /  3,3 2. ДУХLESS 2  - 490 /1,8 2. ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 3 — 520 / 2,1
3. МАФИЯ: ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ  - 318  / 1,1 3. БАТАЛЬОНЪ — 481  / 2,1 3. КУХНЯ В ПАРИЖЕ — 502 / 2,3
4. ДЕНЬ ВЫБОРОВ 2  - 315 / 1,1 4. БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ — 435 / 2,0 4. ДРУЗЬЯ ДРУЗЕЙ — 270 / 1,1
5. СТРАНА ЧУДЕС — 313 /  1,2 5. 8 НОВЫХ СВИДАНИЙ — 419 / 1,6 5. В СПОРТЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ — 251 / 1,2

 

По данным независимой исследовательской компании Movie Research, посещаемость отечественных фильмов немного «просела» в первом полугодии текущего года. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года, количество зрителей российских фильмов уменьшилось на 0,5%, по сравнению с первой половиной 2014 года — сократилось на 4,5%. Кассовые сборы отечественных лент за рассматриваемый период 2016 года, наоборот, возросли по сравнению с прошлым годом — на 5,1%, опередив также показатель сборов 2014 года на 1,5%.

Такая полярная картина объясняется достаточно просто — премиальным форматом выпуска отечественного блокбастера ЭКИПАЖ (доля сборов в топ-5 самых кассовых фильмов первого полугодия составила 47%) и более дорогими ценами на билеты. Закономерно, что читатели CINEMAPLEX жалуются на то, что основная масса российских фильмов по-прежнему неинтересна аудитории. В список самых кассовых попали сразу 3 проекта, которые были участниками «Новогодней битвы 2015-16», после чего на протяжении 6 месяцев деятелей отечественного кинематографа и кинотеатры порадовали сборами, пожалуй, только три релиза — вышеупомянутый ЭКИПАЖ, ДЕНЬ ВЫБОРОВ 2 и СУПЕРБОБРОВЫ (287 млн).

Разрыв между ЭКИПАЖЕМ и остальными проектами в первом полугодии 2016-го, действительно, выглядит колоссальным. Обращает на себя внимание, что сразу 3 сиквела заработали меньше релизов-предшественников — СМЕШАРИКИ. ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ ДРАКОНЕ, ЧЕМПИОНЫ: БЫСТРЕЕ. ВЫШЕ. СИЛЬНЕЕ и особенно 8 ЛУЧШИХ СВИДАНИЙ (-56,5% по сравнению с 8 НОВЫМИ СВИДАНИЯМИ). А если не работают, казалось бы, проверенные схемы, то доминирующим настроением становится разочарование.

Еще одно любопытное наблюдение — в последние 2 года для российских релизов более коммерчески успешным становилось именно первое полугодие. В 2015-м в топ-10 самых кассовых отечественных лент вошли только 2 работы, выпущенные во втором полугодии — это САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ и ВОИН. В 2014-м распределение было более равномерным: 6 — в первом и 4 — во втором. Так будут ли оправданы надежды участников индустрии, что после «летних каникул» осенью потенциальные фильмы-события не дадут упасть «русской доле»?

На первый взгляд, шансы есть — ДУЭЛЯНТ, ЛЕДОКОЛ, ВИКИНГ могут принести кинотеатрам хорошие сборы, но огромная роль в конечном успехе будет зависеть от «сарафана» и качества продукта. Для ЭКИПАЖА, чьи сборы в стартовый уик-энд составили 33% от итоговой кассы, также была создана атмосфера максимального благоприятствования — ни одного заметного конкурента в репертуаре в течение 2 недель.

Потребует ли результат жертв этой осенью, ведь Минкульт получил в свое распоряжение сильный инструмент — новый формат выдачи Прокатных удостоверений, регулирующий даты выхода фильмов в прокат? Очень хочется надеяться, что ситуация не будет разрешаться за счет кинотеатров, которые по доброй воле обязались выделять российским релизам 20% сеансов.

В прошлом году конъюнктура потребовала выпуска на экран большого количества военных драм — страна праздновала 70-летний юбилей победы в Великой отечественной войне — они задавали тон в кинопрокате (история выпуска ремейка А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ... хорошо запомнилась рынку). В этом году отрасль собирает «урожай», который посеял три года назад успешный фильм-катастрофа МЕТРО компании «ПРОФИТ» Игоря Толстунова — ЭКИПАЖ уже прошел, впереди — ЛЕДОКОЛ. Так же заокеанская ГРАВИТАЦИЯ дала толчок для ВРЕМЕНИ ПЕРВЫХ и САЛЮТА 7.

Учитывая, какое количество времени тратится на разработку проекта, съемки и выпуск в прокат (это как раз 3 года, а для анимационных лент период даже больше), можно сказать, что российские продюсеры очень внимательно следят за успехами коллег и оперативно реагируют на них. Когда-то все поняли, что коммерческий успех гарантируют малобюджетные комедии, напоминающие ТВ-формат, сейчас в производстве находится множество хорроров после удачной ПИКОВОЙ ДАМЫ. Амбиций в индустрии достаточно, и победит тот, кто сумеет сработать на опережение, угадать намечающийся тренд.

С точки зрения коммерции в ближайшие годы намного более уязвимыми  будут средне- и малобюджетные проекты, в том числе комедии.

«ОБРЕЧЕННЫЙ» ЖАНР 

Разговоров о том, что российской индустрии отчаянно не хватает качественного жанрового кино, в последние 3-4 года велось очень много. Проблема заключается в том, что если бы сегодня произошло чудо, и если бы все жанровые картины внезапно стали качественными и сильными с художественной точки зрения,  то даже качественные жанровые отечественные фильмы имели бы сопоставимые кассовые сборы с теми проектами, что нещадно  и справедливо критикуются. Конечно, «сарафан» добавил бы немного кассы, но не решил бы проблему окупаемости / неокупаемости этих лент.

Продюсеры, снимающие продукт исключительно для национального рынка, вынуждены ограничиваться доходами от кинопроката, потому что телеканалы не покупают их полнометражный контент, а VoD приносит очень небольшие деньги. По причине очень маленького объема рынка нет возможности проводить четкую градацию, как на Западе — это кино снимается для театрального проката, другое — для кабельных каналов по подписке, третье — с премьерой на VoD... В российский кинопрокат попадают ленты, которые просто не должны там быть, но выхода нет — нужно показать хоть какие-то цифры сборов, особенно если были получены государственные субсидии на производство.

То, что российские жанровые фильмы сегодня зарабатывают мало — это не повод для вопросов или удивления («Где зритель в объявленный Год российского кино»). Эта ситуация закономерна, как закономерно и то, что зарубежные жанровые релизы, выпускаемые независимыми дистрибьюторами, тоже стали зарабатывать значительно меньше. Зато заметно стало больше проектов, приобретаемых буквально «за копейки», чтобы при минимальных затратах на выпуск обязательно заработать.

Покупательная способность зрителей ограничена финансово-экономическим кризисом в стране, и аудитория в ближайшие год-два не будет ходить на обычные комедии, обычные хорроры, обычные триллеры и обычные боевики. Все, что снимается по знакомым шаблонам, зритель, скорее всего, будет этой осенью игнорировать.

До конца 2016 года дистрибьютор «Каропрокат» должен выпустить 8 отечественных проектов (СПАРТА, ВСЕ О МУЖЧИНАХ, ЖЕНИХ, ДЕРЖИ УДАР, ДЕТКА! и так далее), и большинство из них покажут сборы, которые будут значительно ниже производственного бюджета. У дистрибьютора «Централ Партнершип» — 5 российских релизов, в том числе один фильм-событие ВИКИНГ с производственным бюджетом 1,25 млрд, из которых около 750 млн приходится на государственное финансирование (неофициальная информация).

Можно ли будет считать коммерческим успехом результат, если проект заработает 1,8 млрд и станет самым кассовым отечественным фильмом в новейшей истории российского проката? Чистая математика скажет, что нет. Объективная оценка мощности рынка в текущих условиях — что это большой успех.

ДИЛЕММА ПИАНИСТА

В советские времена никто из граждан не считал те средства, которые выделяются на кинопроизводство. Демократические времена позволяют задавать острые вопросы, на что, вообще, тратятся деньги налогоплательщиков, если все эти фильмы проваливаются в прокате? Резонное замечание в отношении проектов, которые получили государственное финансирование, а вот все остальные фильмы, которые снимаются на собственные и инвестиционные средства, этого «упрека» точно не заслуживают.

Если поменять сегодня всех лидеров отечественного кинопроизводства и продюсеров, их представляющих, то светлое будущее завтра не наступит. Систему государственного финансирования кинематографа можно улучшить, но по большей части сейчас это инвестиции в будущее индустрии, которой нужны большие проекты и подтвержденные расчетами амбиции создателей. В пианиста не надо стрелять, но с него нужно больше спрашивать с каждым новым проектом, а еще — обязательно воспитывать ответственность перед зрителем, который приходит в зал. Иначе получится еще одна сборная Россия по футболу.

Дьяков Александр

_______________________________________________________________________________________

Татьяна Лещинская

Пока не подведены более точные итоги за полугодие в цифрах, можно писать много буков и спорных суждений о том, что происходит в киноиндустрии, делая выводы.

Тренд на падение сборов от среднебюджетного и малобюджетного кино, безусловно, заметен, но это отнюдь не значит, что надо делать ставку исключительно на так называемые «фильмы-события». Малобюджетные фильмы как раз куда менее уязвимы в силу малобюджетности. То есть, они, может, и меньше собирают, но им проще окупиться и это более разумное вложение, чем в мега-проекты.

Если ЭКИПАЖ собрал $23,5 млн, но не окупился, а жанровая комедия собрала мало, но окупилась, то жанровая больше сделала для «становления отрасли», пафосно выражаясь. А называть успехом рекордные сборы при рекордных же затратах — это вне нормальной логики. Это, скорее, свидетельство экстенсивного развития, понты, закос под Голливуд  и распил, в конечном итоге. А надо, чтобы отрасль была умной, эффективной и снимала максимально качественный продукт за минимальные деньги.

Если мы оправдываем неэффективность тем, что «ну, зато рекордные сборы», то с каждым годом затрат будет больше, а результат всё плачевней. Смешно, но на сайте «Кинопоиск» пересчитали бюджет ЭКИПАЖА по старому курсу. А на «Кинобизнес сегодня» — по прежнему $21 млн. И все молчат о том, что  сборы $23,5 млн  при бюджете в $21 млн — это не очень-то хорошо. ЛЕГЕНДА 17 собрала $29 млн.

На $21 млн можно было бы снять десяток хороших фильмов, которые бы не соревновались с Голливудом (и, кстати, увеличился бы рынок труда для кинематографистов).

Фильм, которому в этом полугодии хочется аплодировать — ДЕНЬ ВЫБОРОВ 2, собравший 315 млн рублей и снятый без господдержки. Так значит — можно, всё-таки?

А разговоры, что надо с чиновников жестче спрашивать, и у художников воспитывать ответственность перед зрителем — это разговоры «в пользу бедных». Инвестиции в будущее — это когда выстраиваются хорошие институты и создаются правильные стимулы. И 95% задачи здесь — сделать так, чтобы никто не мешал.

Какие могут быть «инвестиции в будущее отрасли» при государственном выращивании нескольких лидеров отрасли, которые без поддержки ничего (уже) не могут и не хотят?

Большинство классических шедевров из золотого фонда Голливуда — это фильмы со скромным бюджетом. КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО было снято за $8 млн ($8 млн, Карл!). И есть основания предполагать, что такой фильм, как КОЛЛЕКТОР, участник конкурса «Кинотавр» в этом году,  вполне может окупиться в прокате с лихвой, ибо это талантливая, яркая, изобретательно сделанная картина. Дисней, не подведи!

А, вообще, пришло не только время новаторского, изобретательного кино, но время по-новому взглянуть на пути возмещения затрат на производство в прокате. Ёмкость рынка можно развивать не только ремонтируя и переоснащая старые ДК в провинции, но и вкладываясь в различные каналы демонстрации фильмов. Отдельные примеры окупаемости фильмов в интернете есть, международные продажи тоже возможны, телевизор, в конце-концов, еще не умер... Хочется буквально процитировать Жоэля Шапрона: «Лишь 15 французских фильмов примерно из 250-ти окупаются в театральном прокате каждый год. Но в отличие от России, у нас есть вторичные рынки. Есть DVD, есть VoD, есть телеканалы. Есть экспорт. Фильм у нас живет примерно пять лет. Поэтому, когда у нас фильм не окупается в театральном прокате — нас это не пугает».

 

В ТЕМУ:

ГОСУДАРСТВО И КИНООТРАСЛЬ 2015-16

 

3 комментария »

  1. Сергей Лавров 8 июля 2016 в 12:01 - Ответить

    Отличные материалы, Александр и Татьяна! Мои поздравления... Так держать! Остаётся только надеяться, что их прочтут те, кто российское кино «производит».

  2. Олег Б 11 июля 2016 в 12:37 - Ответить

    Отличный текст!

  3. Alex 14 июля 2016 в 13:20 - Ответить

    Спасибо!

КОММЕНТАРИИ »


2 × = два