Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА КИНОТЕАТРОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВАФИЛЬМ RESEARCH


cinemaplex 07.07.2016 / 12:43 0

Невафильм Research впервые публикует карты кинотеатров Московского региона и Санкт-Петербурга со средней ценой билета, числом залов и другой информацией о каждом кинотеатре. Карты составлены по результатам проведенного в декабре 2015 года мониторинга цен на билеты в столицах. 

текст: Валерий Кустов, Айдар Мирзиев

Методика

В период с 17 по 23 декабря 2015 года специалисты Невафильм Research провели традиционный мониторинг цен предложения на билеты в кинотеатрах городов Московского региона и Санкт-Петербурга. Всего было исследовано 62 кинотеатра (347 кинозалов) в Санкт-Петербурге и 122 кинотеатра (715 кинозалов) в Москве.

При наличии нескольких типов билетов с разной стоимостью на один сеанс рассматривалось среднее арифметическое стоимостей. Все сеансы, попавшие в выборку, были классифицированы по формату, в результате чего были образованы следующие группы:

  • 2D: общие 2D и VIP 2D, детские 2D и VIP 2D, Dolby Atmos и VIP Dolby Atmos;
  • 3D: общие 3D и VIP 3D, детские 3D и VIP 3D, Dolby Atmos 3D и VIP Dolby Atmos 3D, HFR 3D и VIP HFR 3D;
  • 4D: 4DX и D-Box;
  • PLF (Premium Large Format): IMAX и IMAX 3D, LUXE: A RealD Experience и LUXE: A RealD Experience 3D.

Цена предложения и разбивка по форматам в столицах1

Средняя цена кинобилета в Москве в рассматриваемый период составила 402 руб., а в Санкт-Петербурге — 314 руб. При этом распределение цен на форматы 2D и 3D весьма похоже: 2D дешевле средней на 11-13%, а 3D дороже на 16-19%. Сеансы 4D и PLF форматов сильно разнятся по цене билета. В Петербурге наценка для 4D относительно 3D составила всего 28 руб., в то время как в Москве такая наценка оказалась на уровне 121 руб. Билеты на PLF сеансы же, напротив, стоят в Петербурге даже дороже, чем в Москве. Однако это объясняется разнородностью форматов, относимых к PLF: билеты на сеансы IMAX стоят намного больше сеансов LUXE: A RealD Experience; при этом в Петербурге из шести PLF залов пять работают под брендом IMAX, а в Московском регионе — 9 из 19. При этом средняя цена билета в зал IMAX в Петербурге составила 865 руб., а в Москве — 858 руб.

Для сопоставимости данных разных периодов форматы 4D и PLF (целиком, т.е., например, включая IMAX 2D) были отнесены к группе 3D.

В декабре 2015 года в Санкт-Петербурге зафиксирован первый существенный рост средних цен за последние четыре года (17,4%). Цены на сеансы в 3D-формате выросли на 19,0%, а рост цен на билеты в 2D оказался равен 11,2%.

В Москве цена на сеансы в формате 2D изменилась крайне незначительно (прирост составил меньше 1 руб.). Можно заметить, что в предыдущие периоды цена билетов в 2D также отличалась постоянством: с 2011 по 2013 год цена выросла всего на 7 руб. и только в 2014 году произошел скачок, составивший 50 руб. Рост цен на 3D-формат оказался заметнее и обеспечил общее удорожание билетов на 6,4%.

Цена спроса, потребительские цены и средняя зарплата в России

Номинальная цена спроса в нашей стране практически прекратила рост после 2012 года: за последний период прирост составил 3,0%, что гораздо ниже индекса потребительских цен (12,9% по данным Росстата). Таким образом, реальная средняя стоимость кинобилета снижается уже три года подряд, и в 2015 году это падение составило 11%, хотя предыдущие два года этот показатель не падал более, чем на 4,4%.

Количество кинобилетов, которое можно купить на среднюю заработную плату, в 2015 году изменилось незначительно. В Московском регионе показатель сократился на 2 единицы, а в Санкт-Петербурге — на 4. Однако в целом по России показатель увеличился на 2 единицы. Таким образом, изменения не превышали 1,2% по отношению к предыдущему периоду.

Разброс цен в Московском регионе и Санкт-Петербурге

Разброс московских цен больше, чем в Санкт-Петербурге. Цена одного билета в Московском регионе может варьироваться от 30 до 4000 руб., а в Санкт-Петербурге — от 50 до 2000 руб. Самые низкие цены устанавливаются детскими кинотеатрами: в Санкт-Петербурге это «Заневский», «Дружба» и «Восход»; в Москве — «Салют».

Самые дорогие билеты в Москве продаются в кинотеатрах «Времена года» и «Романов Синема» (без учета VIP-мегаплекса «Москва»). В Санкт-Петербурге рекордные цены принадлежат кинотеатрам «Великан-парк» и «Grand Palace».

Стоит отметить, что в Северной столице пограничные значения за год абсолютно не изменились. В Москве, напротив, диапазон цен оказался более низким, чем в прошлом году: в 2014-м цены разнились от 50 до 5500 руб. Наиболее дорогие билеты в прошлом году также предлагал кинотеатр «Времена года», а самые дешевые — кинотеатры «Галакс», «Иллюзион», «Люксор в Отрадном» и «Тула».

Несмотря на это, разброс цен на билеты в Москве оказался шире (так же как в 2013 и в 2014 годах): в этом можно убедиться, взглянув на диаграмму типа «ящик с усами»2

Помимо этого диапазон московских цен расположен существенно выше, нежели петербургский: если в последнем цена на 75% сеансов была ниже 350 руб., то в Москве билет дешевле 340 руб. стоит лишь на половине сеансов. Перцентили в некотором смысле устойчивее к аномально высоким ценам в VIP-кинотеатрах города, чем средние цены: если бы максимальные цены на билет в Москве были не 4000 рублей, а 2000, как в Санкт-Петербурге, то медиана так осталась бы прежней, поскольку цена на 50% билетов так и осталась не выше 340 рублей, а средняя цена предложения существенно снизилась бы.

Ценовая политика столичных киносетей

По состоянию на период мониторинга цен на рынках обеих столиц имели свое представительство семь компаний — на одну больше, чем в прошлом году: в Москве открылся первый кинотеатр сети «Мираж синема». В Санкт-Петербурге самые дорогие билеты среди сетей, представленных в обоих городах, как и год назад, предлагает «Синема парк», хотя в этом году рост цены в кинотеатрах этой сети оказался гораздо ниже рыночного. Быстрее всего цена увеличилась в Петербурге у трех сетей: «Формулы кино» (+25%),  «КАРО» (+21%) и «Мираж синема» (+33%). В Москве высокие цены устанавливают тот же «Синема парк» и «Формула кино», а максимальный рост — у «Mori cinema» (+29%, хотя у этой сети цены все равно оказались ниже средней по городу).

 Что касается сетей, представленных только на одном из столичных рынков, среди них, в отличие от уже рассмотренных, есть такие, кто снизил среднюю цену на билет относительно прошлого года. В Московском регионе больше всего снизился ценник у одного из последних кинотеатров сети «Киноэксперт» в Мытищах (-31,8%), но этот шаг не спас кинотеатр от закрытия после новогодних каникул. Также снизились цены в кинотеатрах «Московского кино» (-25%), «Киномакса» (-24%) и «Часа кино» (-18%). Наибольший рост среди московских операторов показал Госфильмофонд, увеличивший среднюю цену за год на 113%. Также выросли цены у «Киносферы» и кинотеатров Департамента культуры г. Москвы (+21% у обеих сетей).

В Петербурге операторы, не представленные в Московском регионе, практически не меняли свою ценовую политику: максимальное изменение зафиксировано в кинотеатре сети «Кинополис»: там ценник поднялся на 17%.

Кластерный анализ кинотеатров

Для того чтобы рассмотреть взаимосвязь конкурентного положения каждого кинотеатра, расположения его на карте города и его ценовой политики, мы провели кластерный анализ по параметрам цены, расстояния до центральной площади города (в Москве — Красная, в Санкт-Петербурге — Дворцовая) и конкуренции. Для этого была использована интегрированная оценка конкурентной силы каждого кинотеатра двух городов, равная доле его кинозалов в общем их количестве по округе. Нужно понимать, что уровень конкурентной силы может быть высоким (на графиках — большая площадь круга) в трех случаях: когда много залов в самом кинотеатре, мало — в близлежащих или когда все конкуренты находятся на значительном расстоянии. В обоих городах было выделено по шесть кластеров. Информация по кинотеатрам, входящим в каждый кластер, включая их месторасположение, среднюю цену билета и расстояние до центра города, размещена на картах в свободном доступе.3

В первую очередь были рассмотрены кинотеатры, находящиеся за пределами города (отдаленные): в Москве это кинотеатры Лесного Городка и Зеленограда, а Петербурге — Колпино, Петродворца, Сестрорецка и Пушкина. Для этих кинотеатров характерен очень высокий уровень конкурентной силы, близкий к единице, поскольку соперничать им не с кем. Исключение составил лишь «Киноград» в Лесном Городке: у него этот показатель равен 0,5, что также очень много (хотя и меньше, чем у других отдаленных кинотеатров). При этом, несмотря на схожесть определения этого кластера, московские отдаленные кинотеатры кардинальным образом отличаются от петербургских: если первые — это семи- и четырехзальники с ценой, высокой даже по московским меркам, то в пригородах Санкт-Петербурга расположились одно- и двухзальники, чьи скромные размеры не позволяют использовать отсутствие конкурентного окружения для установления хотя бы средних для Петербурга цен.

К VIP-кластеру были отнесены кинотеатры, выделяющиеся своей ценовой политикой: в Москве такими оказались три кинотеатра со средними ценами от 2000 до 4000 руб.; в Петербурге определение VIP-кинотеатров скромнее: таковых оказалось два со средними ценами в 700 и 1300 руб. При этом в Москве также выделяются кинотеатры пускай не с таким высоким, как у VIP, но все же ощутимым ценником — их мы назвали премиальными. Эти шесть кинотеатров, располагайся они в Петербурге, составили бы конкуренцию местным VIP-кинотеатрам: средняя цена в них колеблется от 600 до 1200 руб. за билет.

Еще один общий для Москвы и Петербурга кластер – периферийные кинотеатры. Он уже более многочислен: в Петербурге в него попали 9 киноцентров, в Москве — 33. Эти кинотеатры объединяет значительное удаление от центра города и большое число залов (в Москве в среднем — 8, в Петербурге — 9,1). Как следствие — высокая конкурентная сила (на окраинах городов плотность кинотеатров меньше; конкурентная сила выше только у отдаленных кинотеатров) и более высокая средняя цена в сравнении с кинотеатрами в центре города, не относящимися к VIP или премиальному кластерам.

В целом по городам, за исключением VIP, премиального и отдаленного кластеров, конкурентоспособность зависит в большей степени от числа залов в кинотеатре, чем от расстояния от центра города. Так, в Москве периферийным кинотеатрам расположение за МКАДом вовсе не гарантирует отсутствия конкуренции — им надо иметь больше залов, чтобы быть привлекательнее. В Петербурге же окраины насыщены не так плотно, и даже среди периферийных кинотеатров наблюдается рост конкурентоспособности с увеличением расстояния от центра города, а вот число залов перестает играть роль.

Остальные кинотеатры в Москве более или менее однородны в описанных нами признаках, но часть из них выделяется оригинальностью своего репертуара. Мы выделили восемь из них, в том числе два с нетипично высокой для количества залов в них ценой билета (двухзальник «Пионер» и однозальный киноклуб «Фитиль») и один с нетипично низкой («Киноцентр Соловей на Красной Пресне»: единственный в стране 23-зальник продает билеты всего за 305 руб. в среднем, хотя, следуя общему тренду, можно было бы ожидать цену не менее 370 руб.). Кроме того, все эти кинотеатры, кроме киноклуба «Эльдар» и «Факела», располагаются внутри Третьего кольца.

В Петербурге также выделяются своим репертуаром восемь кинотеатров, и они тоже, за исключением «Фильмофонда», расположены в центре города.

Детские площадки, вместе с пятью кинотеатрами, оказавшимися в сложной конкурентной обстановке, сформировали еще один кластер в Петербурге: мы назвали его – обычные недорогие кинотеатры.

Все остальные кинотеатры Москвы и Петербурга были отнесены к кластерам обычных кинотеатров: в Петербурге таких оказалось 31;  в Москве — целых 70. Надо сказать, что в Санкт-Петербурге обычным кинотеатрам живется проще, чем в Москве, — там средний уровень конкурентной силы для них составил 0,17, в то время как в столице — всего 0,04. Это, впрочем, объясняется большим числом залов в обычных кинотеатрах Петербурга.

Таким образом, сравнивая две столицы, можно отметить большую диверсификацию кинотеатров Москвы по цене при наличии такого же количества кинотеатров с особым репертуаром, что и в Петербурге. При этом в последнем существует незаполненная ниша VIP-кинотеатров в центре города с, возможно, более высоким ценником, чем в существующих VIP-залах, а также менее насыщены окраины, хотя это, скорее всего, связано с меньшим размахом маятниковой миграции из Ленобласти. В Москве кластеры заполнены более гармонично, и единственная возможная точка роста –  открытие кинотеатров с особым репертуаром.

Исследование проведено при участии Татьяны Горской, Сергея Билибина, Алексея
Дроздова, Тимофея Журавского, Елены Исаевой, Даниила Князева, Дмитрия Мымрина,
Юлии Овчинниковой, Майи Репиной, Анны Рыбаковой, Кристины Синяпкиной, Кристины
Сорокиной, Михаила Филберта и Веры Шавель

КОММЕНТАРИИ »


два × 2 =