Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

«ДАМОКЛОВ МЕЧ» ОТ МИНКУЛЬТА: РЕГУЛИРОВАНИЕ ДАТ СТАРТА
cinema 06.11.2016 / 19:04 7

Формализм — важнейшая характеристика работы государственных департаментов, которая позволяет им имитировать бурную деятельность, а на самом деле — помогает всеми подходящими способами уходить от острых вопросов, которые могут задать журналисты или обычные граждане. По закону о СМИ чиновники и ведомства обязаны отвечать на официальные запросы журналистов — они это делают, но таким образом, что это исключает любую возможность диалога для установления понимания. По крайней мере, именно так это и происходит в Министерстве культуры. 

Если вы хотите получить комментарий от директора Департамента кинематографии Вячеслава Николаевича Тельнова, то будьте готовы к многомесячному ожиданию и получению абстрактных ответов на актуальные и очень конкретные вопросы. Редакцию CINEMAPLEX читатели часто призывают обращаться в Минкульт (что же такое творится?), но наша практика убедительно показывает — с одним отдельно взятым интернет-изданием чиновники беседовать не хотят и не будут.

Хотя бы какая-то реакция возможна, только если все участники индустрии кинопроката совместно выступят против тех нововведений, что планирует внедрить для «поддержки отечественного кинематографа» ведомство Владимира Мединского. Пожалуй, такая ситуация может сложиться исключительно в том случае, если отрасль окажется на грани коллапса, а пока жить можно — можно обойтись и без петиций, тем более что проблемы одного участника могут быть теоретически очень выгодными для другого.

Плохо для кинотеатров и дистрибьюторов, что Минкульт завышает возрастные рейтинги для зарубежных блокбастеров? Впрочем, это хорошо для российских продюсеров: отечественные проекты могут рассчитывать на ограничения 6+ и 12+, там, где Голливуд получает 18+.

Плохо для кинотеатров, что форматы росписи отечественных фильмов-событий устанавливаются традиционным для советских времен методом («А если не будут брать, то отключим газ»)? — Хорошо для отечественных производителей, которые могут не беспокоиться, что зритель уйдет в соседний зал, где мог бы идти другой зрелищный фильм.

Вторая проблема в теме ПРОКАТНЫЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ, которую участники обсудили на панельной дискуссии в рамках KFM — это регулирование дат старта в соответствии с постановлением правительства РФ от 27.02.2016 № 143 «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов».

СОВЕТ НЕ СОБИРАЛСЯ

Если чиновникам предстоит утвердить не очень популярное решение, то политически очень грамотно инициировать какое-то общественное обсуждение острого вопроса («Мы со всеми посоветовались!»), а еще лучше — создать экспертный совет из уважаемых представителей отрасли, которые якобы будут рассматривать все «за и против» в спорных индустриальных ситуациях.

О первом варианте вам может очень много рассказать Алексей Бырдин (Ассоциация «Интернет-Видео»), так как в настоящее время Ассоциация мучительно противостоит Медиа-Коммуникационному Союзу, который максимально лоббирует принятие законопроекта по ограничению доли иностранного капитала в онлайн-кинотеатрах в пользу своих членов (по сути — передел рынка) и другие мнения его мало интересуют. Гораздо эффективнее решать такие вопросы тихо и за кулисами.

Второй вариант непосредственно связан с темой нашего обсуждения — в июле Минкульт объявил состав экспертного совета, который будет заниматься выдачей ПУ по новым правилам. В случае получения заявки на одну и ту же дату от двух и более картин «имеющих схожую тематику, жанр и (или) рассчитанных на одну целевую аудиторию» министерство обязано приостановить выдачу удостоверения и выслать дистрибьюторам письмо с требованием начать переговоры об очередности проката. Экспертный совет будет определять даты выхода в прокат в случае, если заинтересованные стороны не смогут сделать это самостоятельно.

Руководитель компании «ПРОФИТ» Игорь Толстунов, вошедший в число участников экспертного совета, в августе в интервью нашему изданию  говорил:

Для меня это очень спорная постановка вопроса, потому что все-таки мы имеем дело с бизнесом нескольких участников индустрии. Если вы убрали американское кино с даты Х, то оно оказалось на дате Y, а ведь дата, которая была выбрана для картины первоначально — она же не с потолка берется, люди анализируют, смотрят конкурентное окружение. Нельзя, чтобы эта комиссия была «слоном в посудной лавке», надо учитывать все интересы.

Прошло достаточно много времени с момента, когда Совет был сформирован, но складывается впечатление, что его деятельность (точнее, бездействие) — это очередная ширма для красивого отчета, потому что экспертный совет, по словам Леонида Демченко на панельной дискуссии Кинопоиск Film Market, еще ни разу не собирался. Практика кулуарных переносов по-прежнему остается самой эффективной на рынке — так стоило ли создавать специальный совет и прописывать такое регулирование на законодательном уровне?

С другой стороны, экспертный совет должен был собираться, только если заявители не могли прийти к какому-либо решению об очередности выхода фильмов в прокат, что определялось в пунктах 13-16 постановления правительства. Получается, все недавние договоренности достигались внутри индустрии...

Но здесь есть один интересный нюанс: если представители киноиндустрии между собой договариваются о взаимовыгодных переносах, то, как правило, они любят об этом сообщать участникам отрасли, как, например, СТАЛИНГРАД и ВИЙ в октябре 2013-го, или как в недавней  ситуации — МЕХАНИК и НОЧНЫЕ СТРАЖИ. Но такие случаи — редкость, гораздо чаще все происходит в тишине.

ДОЖИВЕМ ДО НОВОГО ГОДА

Легко и без скандала ДОКТОР СТРЭНДЖ стартовал в понедельник 31 октября, ПАССАЖИРЫ переместились на дату 22 декабря (дата мировой премьеры), оставив в соседях у ВИКИНГА 29 декабря исключительно два отечественных мультфильма (СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА 3 и ТРИ БОГАТЫРЯ И МОРСКОЙ ЦАРЬ). В итоге демонстраторы уже несколько недель в чате выражают свое разочарование требованиями дистрибьютора «Централ Партнершип» по форматам росписи и горюют, что возможный отказ от проката ВИКИНГА приведет в будущем к отказу в росписи ТРАНСФОРМЕРОВ 5, которые стартуют 22 июня 2017 года.

При этом присутствие ПАССАЖИРОВ на дате 22 декабря не может не расстраивать еще два отечественных проекта — ЁЛКИ 5 и ДЕД МОРОЗ. БИТВА МАГОВ (оба релиза прокатывает Fox), которым также требуется «зеленый свет», чтобы получить свою аудиторию. Естественно, космический триллер будет работать с рейтингом 16+, как и ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ИЗГОЙ-ОДИН (старт — 15 декабря), но остановит ли это зрителей-подростков?

Год назад российские продюсеры просили, чтобы голливудские блокбастеры не выбирали лучшую для себя дату, а стартовали одновременно со всем миром. Но если судить по перспективам Новогоднего проката, этого уже может оказаться мало. Общаясь с российскими производителями, мы неоднократно слышали от них желание получить свободные от зарубежного присутствия календарные даты (например, Новый год или Первомайские праздники), по аналогии с китайским рынком, где государство не допускает конкуренции своих картин с голливудской продукцией (в Китайский новый год, в Праздник образования КНР и так далее).

Ситуация в вопросе принятия того или иного решения о переносе даты релиза остается «за кулисами», так что нам приходится только догадываться об истинных мотивах правообладателей и дистрибьюторов и надеяться, что столкновение нескольких отечественных проектов и отсутствие выбора у зрителя не приведет к «эффекту домино». Новогодний прокат 2016-17 станет определенным показателем того, как постановление правительства может работать в новой трактовке.

Приводя в качестве примера перенос старта ПАССАЖИРОВ (WDSSPR), мы предполагали наличие политических мотивов, обусловленных стартом ВИКИНГА. Но однозначной оценки здесь быть не может, и с нашей позицией не согласился продюсер Илья Бачурин, который призвал к «логике здравого смысла»:

В случае с датами 22 и 29 декабря никакого конфликта не случилось. Релизы, которые отступили на 1 неделю, таким образом себе просто продлили новогодние каникулы для успешной работы, и они вряд ли будут чувствовать себя ущемленными. ВИКИНГ играет в другой коммерческой категории, его «каникулы» не закончатся и в середине января. Так что лучше апеллировать фактами, а не строить теории из разряда «если бы...»

Елена Хажинская («Оптима кино») не согласилась с продюсером и вступила в обсуждение острого вопроса, так как, по ее словами, статистику во второй половине декабря (непосредственно перед Новым годом) нельзя относить к полноценному праздничному прокату:

Фильмы, которые стартуют в прокате 15, 22 или 24 декабря, зарабатывают плохо. Они начинают проявлять себя только с наступлением Нового года. И эти релизы попросту уйдут из многих кинотеатров, отработав там 2 полноценных уик-энда, еще до праздников. А в первый уик-энд января заходят новые релизы, и там, кстати, тоже все в порядке!

Здесь можно спорить и обсуждать, но в одном с Ильей Бачуриным мы согласимся на все 100% — редакции CINEMAPLEX тоже не интересно строить «теории заговора» и предположения, которые всегда уступят любым фактам. И тем больше мы разочаровываемся, когда ежедневно в своей работе сталкиваемся с непрозрачностью принимаемых решений, которые прямо влияют на положение отрасли.

ЗАКОН, КОТОРЫЙ НАРУШАЕТ

Юридический советник Ассоциации Продюсеров Кино и Телевидения Сергей Семенов отметил, что расплывчатые формулировки — это значительная проблема вышеупомянутого Постановление Правительства, которое вступило в силу  2 июня 2016 года. Он и его коллеги находились в контакте с юридическими службами Минкульта, и некоторые проблемные моменты в Постановлении были сняты, но пункты 13-16 (где как раз речь шла о регулировании дат выхода фильмов в прокат) были приняты уже на заключительном этапе, практически без обсуждения.

С нашей точки зрения, такая попытка регулирования является неудачной, мягко говоря. Мы от имени АПКиТ и Гильдии продюсеров писали письма в Министерство экономического развития (МЭР), Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Министерство культуры, где приводили свои доводы. С нашей юридической точки зрения, как минимум 3 (три) Федеральных закона это постановление нарушает, не говоря уже о прямом вмешательстве в бизнес.

Во-первых, есть противоречие с Гражданским кодексом РФ — только правообладатель может определять, где, когда и как будет использоваться данное произведение. Во-вторых, это противоречит закону о конкуренции, поскольку прямо предписывает конкурирующим на рынке субъектам согласовывать свои действия, что ведет к ограничению конкуренции. В-третьих, в законодательстве запрещается предусматривать условия, которые позволяют более широко толковать всевозможные положения того или иного документа, что может привести к коррупционным последствиям.

К сожалению, наше указание на то, что были нарушены три закона, не возымело воздействия. Воля министерства переломила ситуацию. Полагаю, что это было сделано на волне тех усилий, что Министерство культуры предпринимает по созданию более благоприятных условий для российских кинематографистов при выходе в прокат. При этом большинство продюсеров понимают опасности такого директивного вмешательства.

Есть трудности логистического порядка, проблемы при подготовке и реализации долгосрочных рекламных кампаний, если в силу вступит неожиданное предписание Минкульта, которое может сломать любую экономику по выпуску фильма и нарушить финансовую политику компании".

Можно ли внести изменения в данное постановление по выдаче ПУ, например, относительно пунктов 13-16, и кто это может инициировать?

Сергей Семенов:

Слава Богу, что это не Федеральный закон, изменение которого требует участия парламентской процедуры. Как правительство приняло, так оно может и изменить формулировки данного постановления. Пока наверху доминирует точка зрения: «Давайте посмотрим, что получится». Так что ничего невозможного для общественности и профессиональных гильдий и объединений нет. Я полагаю, что этим могут более активно заниматься сегменты кинопоказчиков и дистрибьюторов, потому что пострадавшие в первую очередь будут именно там.

Мое глубокое убеждение, что государство не должно оказывать влияния на коммерческую деятельность. Бизнес — это живой процесс, в котором есть место договоренностям, диалогу и принятию оптимального решения (когда и как выпустить фильм в кинотеатрах). Стороннее вмешательство и предписание со стороны правительства не даст хороший результат.

Данное постановление о выдаче ПУ содержит в себе недостатки, которые в итоге могут привести к «накладкам», коммерческим убыткам и общественному резонансу вокруг данной проблемы. Тогда индустрия сможет объединиться, чтобы внести изменения. А если это постановление будет висеть «Дамокловым мечом», чтобы участники рынка между собой лучше договаривались, и проблем не возникнет — значит, желательный эффект был достигнут.

Зачем Министерство культуры должно регулировать даты релизов?  

(Аудитория встретила этот риторический вопрос Сергея Семенова аплодисментами).

Прокатные удостоверения в соответствии с Федеральным законом выпускаются для защиты публичных интересов. Здесь же в Постановлении правительства на ПУ навесили такие обязательства и вопросы, которые должны решаться частно-правовым образом. По большому счету практику выдачи ПУ нужно отменять, потому что она содержит в себе элемент цензуры, хотя я не могу не учитывать и его положительную охранную функцию для общества и государства. Есть еще один позитивный момент в случае с выдачей ПУ — это создание регистра и справочной информации по фильмам — какие картины разрешены, кому они принадлежат и так далее.

Еще до проведения  данного мероприятия Олег Березин дал в комментариях интересные предложения о практике выдачи ПУ, и они были вполне созвучны с мнением уважаемого эксперта:

1. Отменить институт выдачи «прокатных удостоверений» и передать функции за соблюдением действующего законодательства при публичной демонстрации аудиовизуальных произведений на Роскомнадзор (аналогично порядку, действующему для телевизионных каналов и онлайн-сервисов, в том числе и в части контроля за соблюдением действующего законодательства при демонстрации фильмов категории 18+).

2. Дата выхода фильма в широкий прокат в кинотеатрах, установленная правообладателем не менее чем за 3 месяца до начала проката, может быть изменена только самим правообладателем в добровольном порядке.

Отличные идеи требуют реализации, но для этого мало лоббирования одного человека — отрасли нужно не просто сказать Минкульту, что, мол, это «нам не нравится», но сформулировать свои «пункты 13-16». И здесь может выручить только более активная и консолидированная позиция кинематографического сообщества  - ничто меньшее не поможет.

_______________________________________

Вопрос регулирования дат старта самым непосредственным образом влияет на коммерческую деятельность кинотеатров, так как дистрибьюторы могут менять свою стратегию выпуска фильмов в прокат. Ситуация с ДОКТОРОМ СТРЭНДЖЕМ, который стартовал в премиальных форматах (IMAX, 4DX, XBox, Atmos) 28 октября, а в обычных кинотеатрах — с 31 октября, подводит нас к третьей проблеме Прокатных удостоверений — росписи и постановки фильмов в кинотеатры. Можно и нужно ли демонстраторам обращаться в ФАС, если, как они считают, подверглись воздействию недобросовестной конкуренции?

Окончание следует.

В ТЕМУ

«ВО ВСЕ ТЯЖКИЕ» ОТ МИНКУЛЬТА: ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ 

СФОРМИРОВАН СОВЕТ ПО ВЫДАЧЕ ПРОКАТНЫХ УДОСТОВЕРЕНИЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРАВИЛАХ ВЫДАЧИ ПРОКАТНЫХ УДОСТОВЕРЕНИЙ ВСТУПИЛО В СИЛУ

 

7 комментариев »

  1. Аноним 6 ноября 2016 в 22:59 - Ответить

    Бред, ЦПШ в Трансформерах не откажет.

  2. Алексей 6 ноября 2016 в 23:01 - Ответить

    Хороший текст, но кто его читает из тех, кто может повлиять на принятие решений.

  3. Сергей 7 ноября 2016 в 13:58 - Ответить

    Аноним: «...ЦПШ в Трансформерах не откажет»

    Откажет или нет, но пригрозит обязательно. Хотите проверить, как будет? ;)

  4. Александр 7 ноября 2016 в 18:27 - Ответить

    Роскомнадзор пусть для начала с торрентами разберется, а вы на них хотите еще ПУ повесить. Если отменить институт выдачи ПУ, то пиратствовать будут все кому не лень и в первую очередь кинотеатры. Прокатное удостоверение — это еще подтверждение прав собственности.

    • Я тоже решил поучаствовать 8 ноября 2016 в 10:20 - Ответить

      Без ключей — никто ничего не покажет, при чем тут п/у?

  5. Сергеев 4 января 2017 в 20:08 - Ответить

    Вий был не готов в октябре — никаких договоренностей со Сталинградом не было. Это так на всякий случай.

  6. Еще один 4 января 2017 в 20:14 - Ответить

    А Вы знаете, что сейчас можно заплатить 15 000 рублей в Минкульт и получить прокатное удостоверение с меньшими проблемами, чем у тех, кто делает сам не занося денежку. Их ждет куча крючкотворства, бюрократических препон, постоянного усложнения по принятию документов, диалоговых листов и тп)

КОММЕНТАРИИ »


четыре + = 13