Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

РАЙ (19 ЯНВАРЯ, WDSSPR): ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОЛЬГИ КАМЕНСКОЙ
Раиса Башинская 19.12.2016 / 11:56 0

Фильм, получивший Серебряного льва на Венецианском кинофестивале, недавно попал в шорт-лист премии «Оскар» как «лучший фильм на иностранном языке», обойдя такие картины, как ОНА Пола Верхувена, НЕРУДА Пабло Ларраина, румынская СЬЕРАНЕВАДА Кристи Пую. Картина имеет хорошие шансы получить «Оскар», потому что рассказывает о беспроигрышных темах с точки зрения политкорректных академиков — нацизме и Холокосте.

РАЙ — это холодное, расчетливое, выверенное кино, на трезвую голову рассуждающее об ужасах, на которые способен человек. Никто из героев не вызывает особого сопереживания, и даже «фонтриеровская» эксплуатация темы детей подана рассудком, а не сердцем. Но интересен избранный ракурс — двое из трех персонажей служат на стороне Зла, однако еще не разглядели его полностью. Зло — рядом, вот оно, но для них оно пока — обыденность, и в этом они не отдают себе отчета. Это кино, которое заставляет думать и примерять обстоятельства на себя — не в припадке юношеского максимализма, а из уютной, взрослой жизни: «Что бы делал я, если бы Зло подобралось так близко?»

Трейлер

Трейлер сразу знакомит с тремя главными персонажами, которые в одинаковых робах сидят за столом и рассказывают истории своих жизней. Ролик обещает надрыв и любовную историю — между Хельмутом и Ольгой, которая оказалась в концлагере. Картина интересна с визуальной точки зрения: хладнокровное черно-белое изображение, отстраненная, статичная камера, эффектные сцены — избиение в бараке и Хельмут, закуривающий сигарету в комнате, куда врывается взрывная волна.

Просмотр

Пресловутый «страшный суд», ответ за свою жизнь перед Всевышним держат на том свете француз Жюль, русская княгиня Ольга, немецкий аристократ и эсэсовец Хельмут. Это и допрос, и исповедь, и пытка — состояние героев меняется под пристальным взглядом камеры. По словам Кончаловского, актеры оставались наедине с камерой по шесть часов — говорили и выговаривали жизнь своих персонажей.

Ольга эмигрировала из России во Францию, с началом Второй мировой вступила в Сопротивление, прятала еврейских детей, но была поймана людьми жандарма Жюля. Жюль увлекся ею, но произошел несчастный случай, и она попала в концлагерь. Через некоторое время в концлагере, когда уже от голода почти превратилась в животное, она встретила знакомого из прошлой жизни — Хельмута, теперь уже блестящего немецкого офицера СС .

Три героя представляют собой три уровня существования человека: уровень животного, где все подчинено физиологическим потребностями; идейно-романтический, где совершенно не важны телесные нужды, а только идеи; и промежуточный уровень, где как раз находится человек и где встречаются в битве за его душу ангел и дьявол.

Жандарм-коллаборационист служит власти и просто делает свою работу — только теперь он ловит и пытает не преступников, а евреев. Это самый обычный, бытовой уровень приспособления ко Злу, когда, чтобы сохранить привычный комфорт и уровень жизни, личный буржуазный рай, легче отказаться от трудных, но правильных решений. Однако даже близкие могут выразить неодобрение и презрение выбранному пути: за завтраком жена с осторожностью спрашивает его, не участвовал ли он в облаве на евреев, когда арестовали 80 тысяч человек, и что будет с ними, если немцы не справятся со Сталинградом, а родной сын прямо говорит, что терпеть не может немцев. К чести Жюля, когда приходит расплата за это приспособление, он удивительно мужественно принимает ее.

Молодой немецкий аристократ в СС, как и многие поколения его предков до него, служит Родине, да только Родина приказывает ему сжигать других людей в печах. Притом, немец — красивый и неглупый, тонко чувствующий человек, увлекающийся русской литературой и знающий русский язык, понимающий Брамса и Толстого, — вызывает сочувствие и сопереживание зрителя. Он не садист и не животное, не откровенный злодей, какими зритель приучен видеть немцев, но человек, который романтически и искренне заблуждается в своих взглядах. После проигранной Первой мировой немецкий народ оказался в разрухе и нищете, и Хельмут поверил Гитлеру, обвинявшему в бедствии немцев еврейских толстосумов. Вместе с Гитлером он собирался создать рай для своей нации — и даже то, что для этого придется устроить ад многим другим народам, его не сильно смущало.

Хельмуту нужна Идея, недаром он упоминает, что, если бы родился в СССР, то был бы коммунистом. Какое-то сомнение в Идее возникает только со встречей Ольги в концлагере, когда женщина, которую он когда-то боготворил и преклонялся перед ней, оказывается опрощена до животного уровня. И когда его прежний товарищ Фогель, тоже эсэсовец, который воевал, а теперь застрял в концлагере, уже не способный принимать Идею и топящий свое отвращение в бутылке, рассказывает ему, что тут недавно сожгли шестидесятилетнюю Дуню Эфрос, в которую был когда-то влюблен горячо обожаемый Хельмутом Чехов. «Что сказал бы обо всем об этом Чехов, а?» — риторически восклицает Фогель. И это, конечно, не та связь, которую хотел бы иметь Хельмут со своим любимым писателем.

Персонаж Ольги представляет третий уровень личности — и самый интересный. Ольга — не реальная историческая личность, но собирательный образ, вдохновленный героинями Сопротивления, русскими эмигрантками — в частности, княгиней Викой Оболенской, помогавшей бежать британским и советским военнопленным и погибшей на гильотине. Подвиг, который совершает под конец Ольга, не поддается никакому здравому осмыслению современным рациональным человеком — можно было по-другому, не обязательно было поступать так. Но, наверное, таким и должен быть подвиг — спонтанным, импульсивным, исключительным; мощной силой, толкающей человека на что-то, что больше его самого.

Аудитория

Ядро аудитории — взрослые ценители интеллектуального кино 25+, поклонники фестивальных картин, знакомые с творчеством Кончаловского и знающие о наградах картины и попадании в шорт-лист «Оскара». 

Аналоги

ФРАНЦ (2016, Cinema Prestige, 6,3 млн. руб. на 109 копиях) Франсуа Озона. Тоже черно-белая историческая драма о последствиях Первой мировой войны — но монохром здесь сближает со временем, а не дистанциирует.

ФРАНКОФОНИЯ (2016, Cinema Prestige, 3,3 млн. руб. на 103 копиях). Документальная драма Александра Сокурова об искусстве, нацизме, коллаборационизме и сохранении коллекции Лувра в оккупированном Париже. Получила несколько наград на Венецианском кинофестивале в 2015 году.

СЫН САУЛА (2016, Russian World Vision, 1,7 млн. руб. на 65 копиях ). Венгерская драма о кромешном аде в концлагере, получившая гран-при жюри Каннского кинофестиваля, «Золотой глобус» и «Оскар» как «лучший фильм на иностранном языке».

Прокатное окружение

Картина выходит в прокат в расчете на определенный сегмент аудитории, и потому дата старта для этого релиза не так важна. Впрочем, стратегический расчет дистрибьютора просматривается — за неделю до вручения «Золотого глобуса» и до объявления номинантов на «Оскар». Медийный шум позволит поддержать интерес ЦА к ленте.

Краткое резюме

Это сложное кино на важную тему, о которой в России почти ничего не снимали, но без напрашивающихся эмоциональных спекуляций и откровенных ужасов лагерей смерти. Псевдодокументальное — половину картины занимают загробные комментарии героев, — и продолжающее развитие нового киноязыка Кончаловского, который он когда-то начал в ИСТОРИИ АСИ КЛЯЧИНОЙ и продолжил два года назад в БЕЛЫХ НОЧАХ ПОЧТАЛЬОНА АЛЕКСЕЯ ТРЯПИЦЫНА. Кино в строгом монохроме, выдержанное в классическом стиле, которое не просто дает возможность зрителю смотреть и сочувствовать, но заставляет работать вместе с режиссером и размышлять — о природе Зла, о человеческих отношениях, о самопожертвовании. Недаром во всех своих интервью Кончаловский, когда его просят уточнить и рассказать подробнее о чем бы то ни было в фильме, тут же спрашивает в ответ: «А как это поняли вы? Значит, так и верно».

 

КОММЕНТАРИИ »


× восемь = 56