АНДРЕЙ ЖИРЮТИН: «ПОЛНОЦЕННЫЙ КИНОТЕАТР МОЖЕТ СТАТЬ ЦЕНТРОМ ПРИТЯЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ВСЕГО ГОРОДА»

  • Автор записи:
  • Запись опубликована:19 февраля 2017

История о том, как готовится к открытию модернизированный по программе Фонда кино кинозал в Калаче-на-Дону пришла к нам в редакцию практически одновременно со стороны директора районного дома культуры Михаила Романовского и  со стороны коммерческого директора сети кинотеатров Мувиз/Киноплекс Андрея Жирютина.

Интервью Михаила Романовского о том, как сложно получить фильм для осуществления кинопоказа получило широкий читательский резонанс. Его точка зрения, что «все МБУКи, МУКи, сознательно обрекли на муки»,  что муниципальные «учреждения культуры поставлены в неприятную позу на рынке коммерческих отношений»,  показывает, что  Программа модернизации действительно обладает теми слабыми местами, о которых еще год назад говорили многие опытные кинопоказчики и кинопрокатчики.

Наш сегодняшний собеседник — коммерческий директор сети кинотеатров Мувиз/Киноплекс Андрей Жирютин, который также сотрудничает с площадками, получившими субсидии государства. Как агент-посредник он вел переговоры с Михаилом Романовским, когда решался вопрос об организации кинопоказа на площадке в Калаче-на-Дону.

В чем, на твой взгляд, заключается основная трудность работы с модернизированными по линии Фонда кино кинотеатрами? При этом некоторые площадки, как оказывается, быть полноценными кинотеатрами вовсе не стремятся…

Трудностей хватает. Но самая большая сложность, с который мы столкнулись, заключается в том, что участники программы не представляют, каким образом они будут выполнять условия договора с Фондом кино. Первое сравнение, что приходит на ум: получили в подарок шикарное авто (BMV X6, например), а на следующий день понимают, что водить не умеют вообще, права не получали… А покататься ой как хочется!

Либо участники программы заблуждаются в том, что ответственность за выделенные денежные средства нести не нужно. «Цифру» поставили, и все, далее уже как получится, никто же ругать не будет! Сами дали. Я лично сталкивался с тем, что в договор с Фондом Кино они особо-то и не вникали, когда его подписывали. И уже при мне, перечитав соответствующие пункты, узнают, что в случае неудачи будут возвращать не оборудование (которое из-за ситуации на рынке потеряло в ликвидности сильно), а деньги. Да еще и с процентами за пользование.

Периодически вижу/слышу обвинения в сторону «малых городов»: мол, зачем брали, если не понимаете, для чего. В том-то и дело, они знали «для чего»! Показывать кино. А вот «как это делать» — не знают. Где-то кино «умерло» с уходом пленки, где-то еще раньше – лет 10—15 назад. Пытаются показывать фильмы с мультимедийных видеопроекторов, сократив штат до минимума, а оставшимся зарплату начисляют по минималке. И тут на тебе – свалилось счастье!

Если снова обратиться к примеру про авто. Хотели покататься – получили машину. Но оказалось, что бензин — залей, техобслуживание – проводи, ПДД – выполняй! А возвращать — не вариант, потому что в нашем случае может хорошо прилететь «сверху». Придется, либо самому разбираться, либо нанимать водителя.

Что касается цели, то она формулируется достаточно просто: я хочу, чтобы жители моего ДК в районном центре имели возможность на выходных посмотреть кино на большом экране.

Лично у меня есть сомнения в том, что жители города подтвердили руководству намерения иметь возможность смотреть кино не каждый день и не более пары фильмов в репертуаре. Современный кинопоказ – это не разовые концерты. Михаил Андреевич хорошо сравнил его с фасфудом. Я сравню с бензоколонкой – когда захотел, приехал и заправился. И тем октановым числом, которым хочется, а не тем, что предлагают. «У меня тачка вообще на дизеле!»

В малых городах противоречие здравого смысла и коммерции ярче выражено. Особенно на первом этапе запуска. Я вот что имею в виду: большинство кинотеатров основой вал выручки получают за два с половиной дня (пятница вечер и выходные). Лишним днем может стать четверг благодаря громкой премьере, праздники, какое-то превью, каникулы. И мне, как коммерсанту, было бы удобней работать (нести расходы) в период максимального получения выручки. Но как на это посмотрят прочие участники безнес-процесса – зрители, дистрибьюторы, особенно арендодатель?! Днем в будни работаем фактически в холостую.

В ДК такие вопросы не возникают. Выражаясь сухим капиталистическим языком, у них другая финансовая модель. Аренду платить не нужно. Персонала минимум. Кредит или лизинг не довлеет. Зрители в предвкушении, но их пока немного (но очень ждут!), то есть можно начинать работать тремя днями в неделю, плюс праздники и все такое. В случае, когда кинопоказ раскочегарится, стоит двигаться дальше – увеличивать число сеансов и дней работы.

Постоянно приходится объяснять чиновникам очевидные для нас вещи. Замечу, что к планированию работы кинотеатра активно подключаются местные главы администраций – районов и городов. Понятно, для их небольших населённых пунктов получение субсидии – событие городского масштаба. Им интересно, они имеют свои взгляды на все… И слышишь примерно одно и то же: «Все на огородах! Жителей мало! Никому это не надо! Двух сеансов в день хватит даже в выходной! А давай так: два дня одну новинку показываем по одному сеансу в день, два дня другую, потом третью!» Кстати, последнее замечание – это тоже решение.

Был такой перл: на предложенную роспись, которую утверждал глава района лично, я получил ответ, что «данные фильмы не соответствуют аудио и визуальному качеству нашего оборудования». Это цитата. До второго АВАТАРА, видимо, ждать собрались. Причем, «не соответствуют качеству» — это про фильмы, созданные при финансовой поддержке Фонда кино! 🙂 Параллельно приходится объяснять вышеописанное букеру дистрибуционной компании, чтобы получить поддержку.

И ведь есть примеры государственных кинотеатров, работающих в малых городах результативней коммерческих многозальников. У них заполняемость выше, чем у мультиплекса, они в смысле затрат/расходов более эффективны. Конечно, такой результат достигается не сразу.

Возвращаясь к началу ответа на вопрос. За зрителей в городе уже решили, что им показывать и сколько. Считаю, что это неправильно.

Если организовать ежедневный полноценный кинопоказ, то как быть с творческими коллективами и самодеятельностью, которые также претендуют на помещение? С организацией и проведением государственных праздников, с детскими мероприятиями?

Конечно, это тоже надо, и кинопоказ не должен заставлять Дворец культуры отказаться от широкой культурной программы. Как говорил, выше, начинать показ в уикенд, а далее по обстоятельствам.

Большое спасибо Михаилу Андреевичу, что он поднял данный вопрос на широкое обсуждение. Погрузился в него, попытался разобраться. Но ведь рядом с Михаилом Андреевичем есть другой город, в котором кинопоказы по данной инициативе Фонда кино идут с осени. Это тоже ДК. У них есть опыт! Там тоже на расширение кинопоказа смотрели скептически. Но уже в новый год партию билетов, которую рассчитывали на месяц-полтора, выработали до окончания праздников. Не ждали.

Даже если ДК расписало примерно 50-60 событий в год, то время для 15 сеансов в неделю найти можно. А далее, уверен, при достаточном приложении сил качественный кинопоказ в разы повысит привлекательность культурного центра/кинотеатра. В маленьком городе кинопоказ за короткое время станет востребован, потому что в большинстве случаев сходить-то в таких городках больше некуда. А ехать «в центр» в выходные для обычного жителя накладно. Везде называют одинаковый бюджет подобной поездки семьи из 4-х человек в областной центр, где есть многозальники – от 5 до 6 тыс рублей.

Организовать полноценный кинопоказ – значить сделать шаг в сторону раскрытия коммерческого потенциала площадки не только потому, что в зале показывают кино. Культурный центр в городе будет таковым не только на бумаге. Все детские праздники, утренники могут прекрасно вписаться в программу работы кинозала, которые способен стать градообразующим предприятием по предоставлению услуг населению!

Видимо, участники программы рассматривали ее внедрение как культурное явление, а не как коммерческое. Главное – «принести культуру в массы», а не заработать на этом.  

Заниматься просто культурой на бюджетные средства – так меньше ответственности. И у руководства однозальников первая негативная реакция – дали и бросили. Но Фонд кино не скрывал, что после установки оборудования объект отправляется в самостоятельный коммерческий тур по негостеприимным волнам российского кинопроката.

Что тут скрывать, авантюрно-романтический настрой, с которым мы взялись за помощь малым городам, угас довольно быстро. Я ведь точно знаю, что на кинопоказе можно заработать деньги! А деньги нужны всем: государству, сотрудникам можно повысить з/п, отремонтировать паркет в танцевальном зале… Но, как оказалось, «та сторона» смотрит на процесс со своей колокольни.

К слову, романтика, энтузиазм и здоровый авантюризм никуда не пропали. Правильно настроенный кинопоказ в маленьком городе – это же бизнес-утопия благодаря низким затратам. Довольны все: дистрибьюторы получают деньги, муниципальное учреждение зарабатывает (хватит и на индексацию зарплаты, и на ремонт, и на другие нужды), государство получает налоги, агенты получают деньги, администрация и городская культура рапортует о достижениях. И главное – зритель доволен!

Как отнеслись к появлению новых площадок дистрибьюторы, если исходить из твоего опыта? Со всеми удается договориться на приемлемых условиях?

По разному. Например, один букер объяснял мне необходимость применения МГ (минимальной гарантии) к новому объекту, а в пример ставил соседний малый город, где государственный кинотеатр, оцифрованный дальновидной местной администрацией года три назад, зарабатывает отлично. «Вот когда будешь как они, зарабатывать – тогда и уберем МГ!»

Но простите: мой объект с 1982 года не ремонтировался, там температура зимой в зале такая же, как на улице, только ветра нет. Стоит отдать должное администрации города, ремонт начали (а куда им деваться, губернатор в середине весны будет лично ленточку перерезать!). И это будет хороший кинотеатр с достаточным количеством потенциальных зрителей. Но не сразу. А оплата большего количества МГ в период раскрутки –значительное бремя. Мы подобное уже проходили в период оцифровки кинотеатров, затраты на которую полностью легли на плечи кинотеатров. Не все, кстати, этот период пережили (кто понимает, о чем я!). Так хоть здесь поддержите! Хотим в будущем получать деньги, но риски, пожалуйста, все на вас! Хотя, какие там риски…

И повторяется, как мантра: «Мы — коммерсанты, наша задача — деньги!» И я коммерсант, замечу. И знаю еще другие слова: «Инвестиции», «Перспектива», «Люди».

Но такая риторика не у всех! Проблему работы с малыми городами из-за их количества теперь на замолчать, от нее не отмахнуться. Не проигнорируешь, тем более – за «маленькими» спинами маячит целый Фонд кино. Придется выстраивать схему работы. Более того, Фонд кино анонсировал продолжение праздника кинощедрости.

Один букер прямым текстом сказал, что компания не знает, как работать с таким городами – нет опыта. Дали карт-бланш – работай в любом формате, а мы посмотрим на результат. Все бы так!

Спасибо «Каро» – поддержали начинание! Спасибо Диснею за невероятную оперативность на старте. Спасибо «Централ Партнершип», их содействие, например, в одном конкретном городе доказало упомянутым выше чиновникам, что люди хотят разнообразия. И 2 сеанса в день для полноценного кинотеатра (не ДК) – это печально. Остальных пока не благодарю просто потому что, еще не начали работать по релизам. Но все впереди, очень рассчитываем на поддержку «монстров кинобизнеса».

Не знаю, брали ли коллеги-дистрибьюторы такой момент в расчет: не получая доступ к легальному контенту, как думаете, каким образом жители малых городов удовлетворяют информационный голод? Мягко говоря, сомневаюсь, что они покупают фильмы в сети, а не скачивают «оттуда, откуда вы знаете»! Посмотрев, скажем, МОНСТР-ТРАКИ на большом экране даже на третьей неделе, желание скачать пиратку резко снижается. Тоже плюс, как не крути.

Олег Березин точно заметил, что с точки зрения вала, объем малых городов не увеличит общую кассу кинопоказа более чем на 5%. Но это все-таки деньги, которых сейчас так не хватает практически всему бизнесу в нашей стране. Точнее, даже — всему, кроме банков. И в наших силах получить эти деньги в оборот максимально быстро.

Также не стоит забывать про ответственность перед людьми. Главная цель нашей работы – удовлетворенные зрители! Их число должно расти, или в противном случае мы плохо делаем свою работу. Если их не станет больше, значит мы где-то ошиблись.

В ТЕМУ

МИХАИЛ РОМАНОВСКИЙ (КАЛАЧ-НА-ДОНУ, ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ): «ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ВОПЛОЩЁН ДО СЕРЕДИНЫ»

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ КИНОТЕАТРЫ — НОВАЯ ЖИЗНЬ: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Подписаться
Уведомить о
guest
10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дмитрий
Дмитрий

Андрей, удалось уйти от МГ от Диснея на старте?

Андрей Жирютин
Андрей Жирютин

только по русскому кино

Антон
Антон

Дисней просто беснуется….

Андрей Жирютин
Андрей Жирютин
Ответить на  Антон

Отчего? Как говорил, идет процесс интегрирования схемы работы по малым городам у всех игроков рынка. «Ломка» происходит не только в самих малых городах.

Андрей Жирютин
Андрей Жирютин
Ответить на  Андрей Жирютин

извиняюсь, уточняю — идет процесс выработки схемы работы по малым города…

Сергей
Сергей

Андрей, я правильно понял, вам удалось уйти от МГ от Диснея на старте, пусть и «только по русскому кино»? Фамилию букера не подскажите, у которого такое «прокатило»?

Андрей Жирютин
Андрей Жирютин
Ответить на  Сергей

89120513764

Андрей Жирютин
Андрей Жирютин

Утро началось бодро.
Звонит час назад одни из руководитель культуры малого города и говорит, что мэр был в областной центре и почему у нас не идет то, то и это? Надо больше фильмов.
— Без проблем. Платите МГ и все будет. Мэр же сам вам согласовал не более двух сеансов в день! Вы же сами сказали, МГ платить не можете.
— И зачем нам столько Защитников?
— Вы не читали договор, когда подписывали, но мы же с вами его перечитали. по слогам. вы условия видели! Я вам уже несколько раз рассказывал в личной беседе, как работает кинопрокат (могли бы уже после лекций сами быть агентами!).
— Ничего не могу объяснить мэру, объясни сам!
— Так мы с ним два раза уже о встречах договаривались. Я приезжал, а он сливался. А путь не близкий…
— Ни чего не знаю, выручай…

Иван
Иван

Кто такой Михаил Андреевич?

Андрей Жирютин
Андрей Жирютин
Ответить на  Иван

https://cinemaplex.ru/2017/02/16/mihail-romanovskij-kalach-na-donu.html — Михаил Андреевич Романовский