История о том, как готовится к открытию модернизированный по программе Фонда кино кинозал в Калаче-на-Дону пришла к нам в редакцию практически одновременно со стороны директора районного дома культуры Михаила Романовского и со стороны коммерческого директора сети кинотеатров Мувиз/Киноплекс Андрея Жирютина.
Интервью Михаила Романовского о том, как сложно получить фильм для осуществления кинопоказа получило широкий читательский резонанс. Его точка зрения, что «все МБУКи, МУКи, сознательно обрекли на муки», что муниципальные «учреждения культуры поставлены в неприятную позу на рынке коммерческих отношений», показывает, что Программа модернизации действительно обладает теми слабыми местами, о которых еще год назад говорили многие опытные кинопоказчики и кинопрокатчики.
Наш сегодняшний собеседник — коммерческий директор сети кинотеатров Мувиз/Киноплекс Андрей Жирютин, который также сотрудничает с площадками, получившими субсидии государства. Как агент-посредник он вел переговоры с Михаилом Романовским, когда решался вопрос об организации кинопоказа на площадке в Калаче-на-Дону.
В чем, на твой взгляд, заключается основная трудность работы с модернизированными по линии Фонда кино кинотеатрами? При этом некоторые площадки, как оказывается, быть полноценными кинотеатрами вовсе не стремятся…
Трудностей хватает. Но самая большая сложность, с который мы столкнулись, заключается в том, что участники программы не представляют, каким образом они будут выполнять условия договора с Фондом кино. Первое сравнение, что приходит на ум: получили в подарок шикарное авто (BMV X6, например), а на следующий день понимают, что водить не умеют вообще, права не получали… А покататься ой как хочется!
Либо участники программы заблуждаются в том, что ответственность за выделенные денежные средства нести не нужно. «Цифру» поставили, и все, далее уже как получится, никто же ругать не будет! Сами дали. Я лично сталкивался с тем, что в договор с Фондом Кино они особо-то и не вникали, когда его подписывали. И уже при мне, перечитав соответствующие пункты, узнают, что в случае неудачи будут возвращать не оборудование (которое из-за ситуации на рынке потеряло в ликвидности сильно), а деньги. Да еще и с процентами за пользование.
Периодически вижу/слышу обвинения в сторону «малых городов»: мол, зачем брали, если не понимаете, для чего. В том-то и дело, они знали «для чего»! Показывать кино. А вот «как это делать» — не знают. Где-то кино «умерло» с уходом пленки, где-то еще раньше – лет 10—15 назад. Пытаются показывать фильмы с мультимедийных видеопроекторов, сократив штат до минимума, а оставшимся зарплату начисляют по минималке. И тут на тебе – свалилось счастье!
Если снова обратиться к примеру про авто. Хотели покататься – получили машину. Но оказалось, что бензин — залей, техобслуживание – проводи, ПДД – выполняй! А возвращать — не вариант, потому что в нашем случае может хорошо прилететь «сверху». Придется, либо самому разбираться, либо нанимать водителя.
Что касается цели, то она формулируется достаточно просто: я хочу, чтобы жители моего ДК в районном центре имели возможность на выходных посмотреть кино на большом экране.
Лично у меня есть сомнения в том, что жители города подтвердили руководству намерения иметь возможность смотреть кино не каждый день и не более пары фильмов в репертуаре. Современный кинопоказ – это не разовые концерты. Михаил Андреевич хорошо сравнил его с фасфудом. Я сравню с бензоколонкой – когда захотел, приехал и заправился. И тем октановым числом, которым хочется, а не тем, что предлагают. «У меня тачка вообще на дизеле!»
В малых городах противоречие здравого смысла и коммерции ярче выражено. Особенно на первом этапе запуска. Я вот что имею в виду: большинство кинотеатров основой вал выручки получают за два с половиной дня (пятница вечер и выходные). Лишним днем может стать четверг благодаря громкой премьере, праздники, какое-то превью, каникулы. И мне, как коммерсанту, было бы удобней работать (нести расходы) в период максимального получения выручки. Но как на это посмотрят прочие участники безнес-процесса – зрители, дистрибьюторы, особенно арендодатель?! Днем в будни работаем фактически в холостую.
В ДК такие вопросы не возникают. Выражаясь сухим капиталистическим языком, у них другая финансовая модель. Аренду платить не нужно. Персонала минимум. Кредит или лизинг не довлеет. Зрители в предвкушении, но их пока немного (но очень ждут!), то есть можно начинать работать тремя днями в неделю, плюс праздники и все такое. В случае, когда кинопоказ раскочегарится, стоит двигаться дальше – увеличивать число сеансов и дней работы.
Постоянно приходится объяснять чиновникам очевидные для нас вещи. Замечу, что к планированию работы кинотеатра активно подключаются местные главы администраций – районов и городов. Понятно, для их небольших населённых пунктов получение субсидии – событие городского масштаба. Им интересно, они имеют свои взгляды на все… И слышишь примерно одно и то же: «Все на огородах! Жителей мало! Никому это не надо! Двух сеансов в день хватит даже в выходной! А давай так: два дня одну новинку показываем по одному сеансу в день, два дня другую, потом третью!» Кстати, последнее замечание – это тоже решение.
Был такой перл: на предложенную роспись, которую утверждал глава района лично, я получил ответ, что «данные фильмы не соответствуют аудио и визуальному качеству нашего оборудования». Это цитата. До второго АВАТАРА, видимо, ждать собрались. Причем, «не соответствуют качеству» — это про фильмы, созданные при финансовой поддержке Фонда кино! 🙂 Параллельно приходится объяснять вышеописанное букеру дистрибуционной компании, чтобы получить поддержку.
И ведь есть примеры государственных кинотеатров, работающих в малых городах результативней коммерческих многозальников. У них заполняемость выше, чем у мультиплекса, они в смысле затрат/расходов более эффективны. Конечно, такой результат достигается не сразу.
Возвращаясь к началу ответа на вопрос. За зрителей в городе уже решили, что им показывать и сколько. Считаю, что это неправильно.
Если организовать ежедневный полноценный кинопоказ, то как быть с творческими коллективами и самодеятельностью, которые также претендуют на помещение? С организацией и проведением государственных праздников, с детскими мероприятиями?
Конечно, это тоже надо, и кинопоказ не должен заставлять Дворец культуры отказаться от широкой культурной программы. Как говорил, выше, начинать показ в уикенд, а далее по обстоятельствам.
Большое спасибо Михаилу Андреевичу, что он поднял данный вопрос на широкое обсуждение. Погрузился в него, попытался разобраться. Но ведь рядом с Михаилом Андреевичем есть другой город, в котором кинопоказы по данной инициативе Фонда кино идут с осени. Это тоже ДК. У них есть опыт! Там тоже на расширение кинопоказа смотрели скептически. Но уже в новый год партию билетов, которую рассчитывали на месяц-полтора, выработали до окончания праздников. Не ждали.
Даже если ДК расписало примерно 50-60 событий в год, то время для 15 сеансов в неделю найти можно. А далее, уверен, при достаточном приложении сил качественный кинопоказ в разы повысит привлекательность культурного центра/кинотеатра. В маленьком городе кинопоказ за короткое время станет востребован, потому что в большинстве случаев сходить-то в таких городках больше некуда. А ехать «в центр» в выходные для обычного жителя накладно. Везде называют одинаковый бюджет подобной поездки семьи из 4-х человек в областной центр, где есть многозальники – от 5 до 6 тыс рублей.
Организовать полноценный кинопоказ – значить сделать шаг в сторону раскрытия коммерческого потенциала площадки не только потому, что в зале показывают кино. Культурный центр в городе будет таковым не только на бумаге. Все детские праздники, утренники могут прекрасно вписаться в программу работы кинозала, которые способен стать градообразующим предприятием по предоставлению услуг населению!
Видимо, участники программы рассматривали ее внедрение как культурное явление, а не как коммерческое. Главное – «принести культуру в массы», а не заработать на этом.
Заниматься просто культурой на бюджетные средства – так меньше ответственности. И у руководства однозальников первая негативная реакция – дали и бросили. Но Фонд кино не скрывал, что после установки оборудования объект отправляется в самостоятельный коммерческий тур по негостеприимным волнам российского кинопроката.
Что тут скрывать, авантюрно-романтический настрой, с которым мы взялись за помощь малым городам, угас довольно быстро. Я ведь точно знаю, что на кинопоказе можно заработать деньги! А деньги нужны всем: государству, сотрудникам можно повысить з/п, отремонтировать паркет в танцевальном зале… Но, как оказалось, «та сторона» смотрит на процесс со своей колокольни.
К слову, романтика, энтузиазм и здоровый авантюризм никуда не пропали. Правильно настроенный кинопоказ в маленьком городе – это же бизнес-утопия благодаря низким затратам. Довольны все: дистрибьюторы получают деньги, муниципальное учреждение зарабатывает (хватит и на индексацию зарплаты, и на ремонт, и на другие нужды), государство получает налоги, агенты получают деньги, администрация и городская культура рапортует о достижениях. И главное – зритель доволен!
Как отнеслись к появлению новых площадок дистрибьюторы, если исходить из твоего опыта? Со всеми удается договориться на приемлемых условиях?
По разному. Например, один букер объяснял мне необходимость применения МГ (минимальной гарантии) к новому объекту, а в пример ставил соседний малый город, где государственный кинотеатр, оцифрованный дальновидной местной администрацией года три назад, зарабатывает отлично. «Вот когда будешь как они, зарабатывать – тогда и уберем МГ!»
Но простите: мой объект с 1982 года не ремонтировался, там температура зимой в зале такая же, как на улице, только ветра нет. Стоит отдать должное администрации города, ремонт начали (а куда им деваться, губернатор в середине весны будет лично ленточку перерезать!). И это будет хороший кинотеатр с достаточным количеством потенциальных зрителей. Но не сразу. А оплата большего количества МГ в период раскрутки –значительное бремя. Мы подобное уже проходили в период оцифровки кинотеатров, затраты на которую полностью легли на плечи кинотеатров. Не все, кстати, этот период пережили (кто понимает, о чем я!). Так хоть здесь поддержите! Хотим в будущем получать деньги, но риски, пожалуйста, все на вас! Хотя, какие там риски…
И повторяется, как мантра: «Мы — коммерсанты, наша задача — деньги!» И я коммерсант, замечу. И знаю еще другие слова: «Инвестиции», «Перспектива», «Люди».
Но такая риторика не у всех! Проблему работы с малыми городами из-за их количества теперь на замолчать, от нее не отмахнуться. Не проигнорируешь, тем более – за «маленькими» спинами маячит целый Фонд кино. Придется выстраивать схему работы. Более того, Фонд кино анонсировал продолжение праздника кинощедрости.
Один букер прямым текстом сказал, что компания не знает, как работать с таким городами – нет опыта. Дали карт-бланш – работай в любом формате, а мы посмотрим на результат. Все бы так!
Спасибо «Каро» – поддержали начинание! Спасибо Диснею за невероятную оперативность на старте. Спасибо «Централ Партнершип», их содействие, например, в одном конкретном городе доказало упомянутым выше чиновникам, что люди хотят разнообразия. И 2 сеанса в день для полноценного кинотеатра (не ДК) – это печально. Остальных пока не благодарю просто потому что, еще не начали работать по релизам. Но все впереди, очень рассчитываем на поддержку «монстров кинобизнеса».
Не знаю, брали ли коллеги-дистрибьюторы такой момент в расчет: не получая доступ к легальному контенту, как думаете, каким образом жители малых городов удовлетворяют информационный голод? Мягко говоря, сомневаюсь, что они покупают фильмы в сети, а не скачивают «оттуда, откуда вы знаете»! Посмотрев, скажем, МОНСТР-ТРАКИ на большом экране даже на третьей неделе, желание скачать пиратку резко снижается. Тоже плюс, как не крути.
Олег Березин точно заметил, что с точки зрения вала, объем малых городов не увеличит общую кассу кинопоказа более чем на 5%. Но это все-таки деньги, которых сейчас так не хватает практически всему бизнесу в нашей стране. Точнее, даже — всему, кроме банков. И в наших силах получить эти деньги в оборот максимально быстро.
Также не стоит забывать про ответственность перед людьми. Главная цель нашей работы – удовлетворенные зрители! Их число должно расти, или в противном случае мы плохо делаем свою работу. Если их не станет больше, значит мы где-то ошиблись.
В ТЕМУ
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ КИНОТЕАТРЫ — НОВАЯ ЖИЗНЬ: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Андрей, удалось уйти от МГ от Диснея на старте?
только по русскому кино
Дисней просто беснуется….
Отчего? Как говорил, идет процесс интегрирования схемы работы по малым городам у всех игроков рынка. «Ломка» происходит не только в самих малых городах.
извиняюсь, уточняю — идет процесс выработки схемы работы по малым города…
Андрей, я правильно понял, вам удалось уйти от МГ от Диснея на старте, пусть и «только по русскому кино»? Фамилию букера не подскажите, у которого такое «прокатило»?
89120513764
Утро началось бодро.
Звонит час назад одни из руководитель культуры малого города и говорит, что мэр был в областной центре и почему у нас не идет то, то и это? Надо больше фильмов.
— Без проблем. Платите МГ и все будет. Мэр же сам вам согласовал не более двух сеансов в день! Вы же сами сказали, МГ платить не можете.
— И зачем нам столько Защитников?
— Вы не читали договор, когда подписывали, но мы же с вами его перечитали. по слогам. вы условия видели! Я вам уже несколько раз рассказывал в личной беседе, как работает кинопрокат (могли бы уже после лекций сами быть агентами!).
— Ничего не могу объяснить мэру, объясни сам!
— Так мы с ним два раза уже о встречах договаривались. Я приезжал, а он сливался. А путь не близкий…
— Ни чего не знаю, выручай…
Кто такой Михаил Андреевич?
https://cinemaplex.ru/2017/02/16/mihail-romanovskij-kalach-na-donu.html — Михаил Андреевич Романовский