Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

КОНСТАНТИН НАФИКОВ (REFLEXION FILMS): «РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТАЛИСТЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ СТАВИТЬ СЕБЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ КАЧЕСТВУ ПРОИЗВОДСТВА»
Дьяков Александр 21.02.2017 / 12:43 0

Год российского кино был богат на проведение различных мероприятий. Заметным событием в индустриальном пространстве стал дебют новой площадки — Kinopoisk Film Marketкоторая поставила перед собой амбициозную цель повышения вовлеченности отечественной киноиндустрии в мировой киноконтекст.

Одним из организаторов кинорынка выступила компания Reflexion Films, которая на протяжении многих лет (2008—2015 гг.) обеспечивала деловую составляющую Московского международного кинофестиваля — проведение форума Moscow Business Square. Но все-таки главным направлением деятельности этой компании в России является дистрибуция, причем в достаточно экзотичном сегменте — на рынке документального кино. Наш собеседник — глава компании Константин Нафиков оценивает возможности развития бизнеса в этом сегменте дистрибуции, а также общее состояние рынка.

Когда вы открывали компанию, то изначально планировали заниматься именно документальными фильмами?

Мы работали и продолжаем работать в разных сегментах киноиндустрии, при этом основным направлением является организация различных кинособытий. Открывая направление дистрибуции несколько лет назад, мы планировали заниматься всем спектром независимого российского контента. Но в процессе работы мы определили для себя, что наиболее интересная для нас сфера связана именно с сегментом документального контента. Тем не менее, иногда мы можем поработать и с игровым кино.

Какой потенциал у проката документального кино на российском рынке вы видите сегодня?

В ответе на этот вопрос мне хотелось бы немного уточнить нишу документального кино, в которой работает наша компания. Рынок условно делится на сегмент высокобюджетных зрелищных проектов, которые производят крупные студии и выпускают в прокат большим количеством копий, в том числе и в формате IMAX. К этому же сегменту можно отнести так называемые фильмы-события, имеющие высокие ожидания, из последних можно выделить ЭМИ или CITIZENFOUR: ПРАВДА СНОУДЕНА.

В нашем же случае мы занимаемся дистрибуцией независимого контента, который производится зачастую небольшими студиями. Здесь потенциал для кинотеатрального проката ограничен — по сути мы находимся в нише авторского фестивального кино, в которой, по большому счету, нет разницы документальное это, или игровое кино. В этой же нише присутствует подавляющее большинство фильмов-участников ведущих международных кинофестивалей, в том числе и главных российских смотров — «Кинотавра», ММКФ и в последнее время набирающего силу «Движения» (фестиваль дебютов). В этом же сегменте есть и свои кассовые рекордсмены, такие, например, как ЗДОРОВО И ВЕЧНО или РУССКИЕ ЕВРЕИ, собравшие более 3 миллионов рублей в прокате. Другими словами, потенциал рынка можно оценивать так же, как и потенциал рынка ограниченного проката в целом.

Единственное, здесь важно понимать, что аудитория, которая целенаправленно идет на документальное кино как жанр, очень мала, на мой взгляд. В большинстве случаев люди идут на определенного культового персонажа, какую-то тематику, реже на режиссера.  У нас были попытки выпустить документальные фильмы, ценные прежде всего авторским взглядом и получивших признание на фестивалях, но большим спросом они не пользовались. Например, при поддержке фестиваля в норвежском Трёмсе выпускали фильм БРАТЬЯ, невероятное личную и теплую картину о взрослении двух братьев, снимавшеюся на протяжении восьми лет.  Фильм посмотрело около 600 человек. На ММКФ, где фильм участвовал в документальной программе, его посмотрели на 2-х сеансах примерно столько же человек. Конечно, мы дали возможность увидеть картину зрителям в регионах, но цифры говорят сами за себя. В целом же сегодня показать фильм на фестивале и собрать 1000 зрителей за раз зачастую намного эффективнее для документального кино, чем выпускать проект в прокат. Не нужно получать прокатное, тратиться на промо и логистику. Но это никак не развивает рынок.

Другими словами, если говорить исключительно об авторском документальном кино, то его прокат существует только в формате фестивальных и киноклубных показов. Но это в целом мировая тенденция, а не какая-то особенность России. Хотя, безусловно, в развитых европейских странах аудитория у подобных проектов на порядок больше, чем у нас.

А что происходит с прокатом российского документального кино?

В последние несколько лет выходит все больше и больше российских релизов. Потенциал имеют фильмы про знаковых для России людей, писателей, музыкантов, художников, артистов балета, некоторых политиков. Есть интерес к теме 90-х. Уверен, что на фильм СЛИШКОМ СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК про Бориса Немцова в кинотеатры пойдёт много людей. Снимите любой фильм про Цоя или Пелевина и минимум 10 000 зрителей получите на показах. Из авторов почти никто не способен завлечь зрителя в кинотеатры, исключение составляют Парфенов, Сокуров, Манский.

Глобально же российские режиссеры и продюсеры документальных фильмов не воспринимают кинопрокат и другие сегменты дистрибуции как источник дохода. И в этом, на мой взгляд, самая большая проблема российской индустрии документального кино. Для авторов пределом мечтаний становится возможность попасть со своим фильмом на пару отечественных фестивалей, ну и, скажем, в сетку вещания телеканала «Культура» или «ОТР». Никто не задумывается о том, что производство документальных фильмов можно окупить в прокате, продать кино за рубеж. Отсюда и отношение к финальному материалу, монтаж делают быстро с некачественным пост-продакшеном. На западе нормально, если фильм делают 3-4 года. В России же стараются получить государственное финансирование, за год закончить фильм и поскорее приступить к следующему проекту.

Очень хочется эту ситуацию изменить. У нас сейчас очень мало продюсеров, которые целенаправленно работают с документальным контентом, нет скрипт-докторов, которые бы правили сценарии. Требуются грамотные редакторы, которые смогли бы подготовить ТВ-версию фильма. При существующей системе производства эти структурные элементы не нужны.

В итоге российские документалисты в последние годы практически не попадают в число участников самых престижных международных фестивалей, где представлены документальные программы. В мире рынок документального кино очень развит, и цены на топовый контент высокие, но мы пока находимся в стороне от глобального процесса. Если начинать ставить себе коммерческие задачи, то это постепенно изменит ситуацию и мышление создателей.

Как создать из документального проекта фильм-событие?

Так же, как из игрового фильма! Единственное условие: фильм должен быть на актуальную тему или про какую-то культовую личность. Конечно, хорошо, если есть бюджет на промо. Почему возник ажиотаж вокруг фильма про Эдварда Сноудена? Потому что была мощная поддержка холдинга ВГТРК. В итоге в кинотеатры на фильм пришло более 30 тысяч человек.

Мы на своем уровне также пробуем сделать из фильма не большие, но события. Например, 21 марта в Международный день Земли предлагаем кинотеатрам организовать специальные показы фильма РОЖДЕННЫЕ СВОБОДНЫМИ. Это актуальное кино посвящено черному рынку торговли морскими млекопитающими для океанариумов. Фильм уже имеет скандальную историю за рубежом, и мы будем стараться с помощью разнообразных фондов и организаций привлечь к нему внимание общественности. Обязательно задействуем СМИ. Покажем неприглядную сторону этого бизнеса, будем устраивать дискуссии, привлекать профессионалов в этой области.

Правильно ли я понимаю, что у вас сложился небольшой круг постоянных партнеров, в том числе кинотеатров, с которыми вы сотрудничаете, и каждый из них для вас исключительно ценен и важен?

Да, у нас есть около 15 постоянных партнеров-площадок, с которыми мы работаем. В Москве я могу назвать Центр документального кино, «Пионер», «5 Звезд на Новокузнецкой», сеть кинотеатров «Московское кино». В последнее время все чаще сотрудничаем с сетью «КАРО», а любимые площадки в регионах — это «Родина» в Санкт-Петербурге, «Победа» в Новосибирске, «Нефть» в Ярославле, «Дом кино» в Красноярске, Саратове  и Ростове на дону, «Рекорд» в Нижнем Новгороде, к/т им. Пушкина в Челябинске которые на постоянной основе работают с арт-кино.

Все эти кинотеатры умеют вдумчиво и внимательно работать с документальными проектами, которые мы выпускаем, и используют проверенные методы для привлечения целевой аудитории.

Как вы оцениваете итоги первого Kinopoisk Film Market? Последует ли продолжение?

Так исторически сложилось, что уже на протяжении 8 лет мы работали в области организации мероприятий для участников киноиндустрии. Самое известное из них — это Moscow Business Square в рамках ММКФ, и все они, так или иначе, были направлены на развитие копродукции и международной интеграции нашей страны в мировой кинопроцесс. Нам всегда было интересно это направление, тем более что оно совпадало с нашими собственными амбициями по реализации совместных проектов.

Участие в организации Kinopoisk Film Market стало логичным продолжением наших инициатив в сфере кинобизнеса.  Хотелось не просто сделать большой кинорынок, но и привлечь к нему обычных зрителей, а также представителей ТВ-индустрии. В целом мы довольны результатами. Конечно, не все получилось с первого раза, но мы видим в этой идее большой потенциал, и общение с зарубежными участниками нам также дало понимание, что такой формат для них представляется наиболее комфортным и удобным с точки зрения взаимодействия с российской индустрией.

Сейчас мы заняты поиском партнеров на этот год и планируем провести второе мероприятие в те же сроки — в конце октября.

Как строится ваше сотрудничество с проектом Каро EventHall, который заметно разнообразил культурную киножизнь столицы?

Мы начали активно сотрудничать с «КАРО», когда занялись организацией Kinopoisk Film Market. Этот рынок стал первым мероприятием, которое представило площадку киноцентра «Октябрь» в новом для нее ракурсе — как многофункциональный центр, способный организовывать масштабные отраслевые мероприятия. У нас есть желание создать в будущем некий кинокластер, а пока стараемся привлечь на площадку максимальное количество кинособытий — фестивалей, пресс-конференций, лекций, специальных показов, выставок, рынков.

На официальном сайте ReflexionFilms представлены проекты компании, которые она выпускает, а также основные направления ее деятельности. Но при этом совсем нет информации о людях, которые здесь работают. Кто остается за кадром, и как ваша компания появилась на свет?

Команда у нас не такая большая, как можно подумать, судя по объему представленных на сайте направлений деятельности. Можно сказать, что сейчас это группа единомышленников из четырех человек, которые работают в нескольких направлениях — все они так или иначе связаны с документальным кино. Безусловно в период организации мероприятий мы привлекаем дополнительные человеческие ресурсы.

Сделали ли вы приобретения на Европейском кинорынке в Берлине в этом году?

Мы сейчас стараемся концентрироваться на выпуске российских релизов. Это для нас более приоритетное направление. На EFM мы, в первую очередь, фокусировались на международных продажах. На российских контент существует спрос — культура, история, космос, балет — все эти темы вызывают большой интерес у зарубежных покупателей.

Но здесь важно оговориться, что требования к таким проектам (не в техническом плане, а скорее в подаче материала) достаточно высоки. Российские авторы должны учитывать, что любой продукт необходимо подготовить к продаже на рынке. Есть определенные требования к тому, как рассказать историю, каким должен быть хронометраж.

Какие стратегические планы для Reflexion Films вы ставите в этом году?

 Мы планируем выпускать больше российских фильмов. Также для нас приоритетным является направление производства собственных проектов. Например, 30 марта мы выпускаем в прокат фильм ЭПОХА ТАНЦЕВ и будем уделять ему максимальное внимание с точки зрения продвижения. Этот фильм рассказывает историю становления новой музыкальной культуры в период перестройки и после развала СССР. Это история первых российских диджеев и первых рейвов. У проекта высокие ожидания среди молодой аудитории. А в июле этого года мы вновь будем организовывать фестиваль фильмов об искусстве PERFORM.

В каких бизнес-мероприятиях Reflexion Films планирует участвовать в этом году?  

В основном это выставки и форумы за рубежом. В апреле в Канне для нас пройдет один из самых важных рынков — международная выставка вещательного контента MipTV. Мы уже активно готовимся к нему. На российском рынке активизировать свою деятельность пока не планируем — мы прекрасно понимаем востребованность нашего контента и возможности расписать в ограниченном прокате 15-20 копий под каждый релиз.

В ТЕМУ

В прокат выходит фильм РОЖДЕННЫЕ СВОБОДНЫМИ (21 марта, «Reflexion Films»)

КОММЕНТАРИИ »


× семь = 14