Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЗАКОН О 5 МИЛЛИОНАХ ИЛИ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
Коняева Ольга 04.10.2017 / 23:11 2

Закон о 5 млн

Для тех инсайдеров российской киноиндустрии, кого планируемые изменения условий проката фильмов, заставили поразмышлять о перспективах завтрашнего дня с калькулятором в руках.

Идея поменять правила российского кинопроката впервые была озвучена министром культуры  Владимиром Мединским в январе 2017 года и мотивировалась благим намерением защитить национальное кино.

В качестве задач декларировалась необходимость:

  • создать специальный фонд из внебюджетных средств, чтобы направлять их на поддержку национальных фильмов
  • расчистить российский рынок проката от некачественных зарубежных фильмов

После публикации проекта нового закона на государственном сайте правовой информации стало очевидно, что жесткая мера предполагает обязательный фиксированный сбор в 5 млн рублей со всех фильмов, которые претендуют на демонстрацию в кинотеатрах.

Если изначально предполагалось, что 5 миллионов будут возвращаться российским картинам, то в опубликованном проекте механизм возврата никак не отражен.

Идея борьбы с нежелательным контентом, заложенная в огромный сбор (подчас превышающий сам бокс-офис некоего независимого фильма), совершенно очевидно, бьет по легальному российскому бизнесу дистрибьюции. Самый большой риск проект закона представляет для малых и средних дистрибьюторских компаний. Которые, заметьте, также являются российскими и продвигают, в том числе, российское кино.

Дополнительная мера для защиты высокохудожественного и фестивального кино в виде исключения для фильмов с количеством сеансов менее 100, вызывала, как минимум, удивление и вначале воспринималась досадной ошибкой. Ведь 100 сеансов и 100 копий, о которых говорилось ранее, имеют кардинальное отличие. Но заместитель министра культуры Сергей Обрывалин заверил, что 100 сеансов, прописанные в проекте закона, не являются ошибкой.

КОГО КОСНЕТСЯ ЗАКОН О 5 МИЛЛИОНАХ?

С позиции целостного взгляда, предложенного генеральным директором компании «Невафильм Research» Олегом Березиным, российская киноиндустрия состоит из ряда «стейкхолдеров» или проще говоря — «держателей пирога» — это госструктуры, производители, кинотеатры, киноработники и, наконец, дистрибьюторы (прокатчики).

Закон о пяти миллионах, в той или иной мере, безусловно, коснется всех. Но первым звеном в цепочке станут дистрибьюторы или прокатчики (как их называют в России). Именно они должны будут внести по 5 млн за каждый фильм в течение 30 дней с момента превышения 100 сеансов в прокате.

Вслед за дистрибьюторами последствия данного закона отразятся на кинотеатрах, которые не досчитаются ряда фильмов и чей репертуар явно оскудеет. Студии-производители смогут получить поддержку, если докажут статус национального фильма. Но им же придется задуматься откуда взять 5 миллионов для обеспечения проката и, возможно, придется  изъять их из производственного бюджета фильмов. Некоторые работники дистрибьюторских компаний могут оказаться безработными, так как не все дистрибьюторы пройдут порог окупаемости. И не забудем о главном потребителе кинопродукта — зрителе. Поборы, в конечном итоге, могут привести к увеличению цены билета, а значит, потере некоторой части аудитории. Государственные структуры, возможно, окажутся в самой выигрышной ситуации, так как получат внебюджетные средства и будут контролировать их распределение, а также получат 1% этих средств (согласно закону) на административно-управленческие нужды.

ПОРОГ ВЫЖИВАЕМОСТИ — 20 МИЛЛИОНОВ

Работники творческих профессий не очень любят разного рода вычисления, но ситуация заставила многих взяться за калькуляторы и заняться прикладной математикой.

Первое, что бросается в глаза — это то, что предлагаемая цифра фиксированного платежа в 5 млн ничем не обоснована (разве что только желанием Министерства культуры получить определенную сумму внебюджетных средств). В качестве анализа международного опыта в тексте закона приводится не очень корректное сопоставление фиксированного платежа в 5 млн с системой налогообложения во Франции  и Польше. В этих странах налог начисляется в процентном соотношении и пропорционален  реально полученным доходам от релиза фильма, а его максимальная величина во Франции, например, не превышает 10,7 %, а в Польше и того меньше — всего 1,5%.

Второй вывод, к которому независимым образом пришли многие дотошные работники киноиндустрии с калькуляторами в руках, следующий: для покрытия обязательного платежа в 5 млн рублей, кассовые сборы фильма должны превысить 20 млн рублей (без учета затрат на  лицензию от правообладателя).

Приведем цифры, хоть и приблизительные, но точные по существу вопроса. Например, если в результате проката фильма независимым дистрибьютором, кассовые сборы составили 20 млн рублей, то обязательный сбор в 5 млн рублей достигнет 25 % от этой суммы! 50 % кассовых сборов заберет кинотеатр в качестве компенсации за показ; логистика и изготовление цифровых копий может составить порядка  2%, маркетинг 5-10%, посреднические услуги дистрибьютора 8-15%, что в сумме может составить все 100% и более от сборов. Но надо же еще заплатить правообладателю за лицензию на право проката фильма, покрыть офисные затраты и аренду, а также не забыть выплатить зарплату сотрудникам и налоги государству… Затраты на выкуп лицензионных прав и покрытие производственного бюджета фильма здесь вообще не рассматриваются.

Отсюда следует вывод — практически все малые независимые дистрибьюторы российского рынка, окажутся на грани закрытия, а средние дистрибьюторы столкнуться с существенными трудностями. Ведь согласно обсуждаемому закону, прокатное удостоверение компаний, не выплативших 5 млн рублей, будет отозвано, а  на последующие фильмы не будет выдаваться до полной оплаты долга. Согласно проекту закона штрафные санкции за каждый день просрочки обязательного платежа составят 1%  или 50 тысяч рублей в день, что соизмеримо с хорошей месячной зарплатой одного работника.

Даже крепкие в финансовом смысле и выпускающие 10-20 фильмов в год независимые дистрибьюторы столкнутся с трудностями, так как придется изыскать дополнительные 50 — 100 млн рублей, которые ранее использовались на закупку фильмов и маркетинг.

К примеру, за прошедший период 2017 года компания «Вольга» выпустила 20 фильмов, из которых только 2 перешагнули планку сборов 100 млн, у 6 фильмов сборы составили от 40 до 100 млн. Сборы оставшихся 12 фильмов не превысили 22 млн. (среди них российский фильм БЛОКБАСТЕР, собравший всего 11 млн). При условии обязательного пятимиллионного сбора, 12 фильмов либо принесли бы убытки, либо не вышли вообще.

Компания «Парадиз» в 2017 выпустила 19 фильмов: 1 фильм (КРЫМ) собрал более 100 млн, 4 фильма от  37 до 45 млн,  остальные 14 — не превысили сборы в 25 млн.

Компания «Наше кино» может похвастаться тем, что в её копилке 2017 года есть два лидера со сборами более 800 млн (это ВАЛЕРИАН и ТРИ БОГАТЫРЯ) и только два со сборами ниже 100 млн — ТАНЦЫ НАСМЕРТЬ (10 млн) и ОДНОКЛАССНИЦЫ-2 (31 млн). Но в прокатанном пакете «Нашего кино» в 2017 году пока только 7 фильмов — будь их больше, возможно, и для этой компании ситуация была бы сложнее.

К тому же нет полной ясности, получат ли обещанные возвраты российские национальные фильмы, если условия и сроки их выплат в проекте закона не определены? Учитывая существующую скорость прохождения государственных инстанций и сложности оформления документов, сроки возврата будут скорее всего длительными.

Ряд небольших дистрибьюторских компаний уже заявили о плачевных последствиях принятия такого закона. Генеральный директор независимой компании-дистрибьютора «Экспонента Фильм» Юлия Муравова в беседе с «Интерфакс» ранее уже сообщала, что принятие такого законопроекта приведет к закрытию «Экспонента Фильм». У компании нет 100 миллионов рублей, которые надо будет заплатить за релизы иностранных фильмов, права на которые уже приобретены на международных кинорынках  на этот и следующий год. По словам Юлии, вынужденное расторжение сделок приведет к судебным искам со стороны зарубежных компаний-правообладателей и последствия для компании будут самыми негативными.

Даниила Горошко, руководитель дистрибьюторской компании «A-One Films», специализирующейся на ввозе фестивальных фильмов, кроме того, что ему придется закрыть компанию, высказался еще более кардинально:

Если решение по 5 миллионам рублей будет принято, то весь независимый сектор кинодистрибуции, а это более 20 компаний сейчас, перестанет существовать. Это приведет к тому, что у нас не останется независимых российских кинопрокатных компаний. Представители малого и среднего бизнеса от киноиндустрии исчезнут как класс. Это произойдет меньше, чем за год.

Среди кандидатов на закрытие он также назвал другие дистрибьюторские компании, также занимающиеся фестивальным кино, такие как  "Russian World Vision", «Cinema Prestige», «Capella film», «Русский репортаж». На самом деле, компаний, находящихся в группе риска значительно больше.

Малые студии-производители, хоть им и обещана помощь для производства национальных фильмов, также ничего не выигрывают в плане проката. Не секрет, что многие российские фильмы, даже приглашенные на фестивали и отмеченные ими, в российском прокате собирают мизерные 2 — 15 млн рублей — почти ничего. В ситуации отсутствия средств на продвижение, фильмы выходят в прокат без маркетингового и рекламного сопровождения, что естественно, влияет на их сборы. Сейчас ситуация усугубляется еще и необходимостью выплаты дополнительных 5 млн рублей на стадии выхода в прокат.

100 СЕАНСОВ — МНОГО ЭТО ИЛИ МАЛО, И КОГО ОНИ СПАСУТ?

В проекте закона предусмотрена защита для высокохудожественных фильмов. В пояснительной записке читаем:

Ряд высокохудожественных фильмов, выходящих в прокат в России, носит «некассовый» характер и для данных фильмов уплата обязательного платежа является непосильной, так как сборы от проката подобного кино крайне невелики. В целях решения указанной проблемы законопроектом предлагается установить, что обязательное отчисление (неналоговый платёж) не уплачивается в отношении фильма, общее число сеансов которого на территории Российской Федерации не превышает 100 сеансов.

Если ранее в обсуждениях звучало 100 копий  фильма, то появление трактовки  — 100 сеансов,  не на шутку всполошило многих инсайдеров. В киноиндустрии только новичок не понимает, что между 100 копиями и 100 сеансами большая разница.

Если 20 копий фильма за  5 дней в каждом кинотеатре покажут всего один раз в день, то уже набирается 100 сеансов (20×5=100). Если билет стоит 300 рублей и на каждом сеансе присутствует 20 зрителей в среднем, то кассовые сборы составят 600 тыс. рублей (100×300х20= 600 тысяч рублей). Да! Именно в эту нишу Министерство культуры поместило высокохудожественные российские фильмы, якобы защищаемые министерством. Обидно!

С другой стороны — прокат в 100 копий — это уже неплохой результат для небольшой дистрибьюторской компании, так как 100 копий могут получить хорошую роспись в кинотеатре по нескольку сеансов в день. Считаем: 100 копий фильма, с 2 сеансами  в день в каждом кинотеатре, и если фильм продержался в прокате две недели уже набирают 2800 сеансов (100×2х14 =2800). И если билет стоит  300 рублей, а на сеанс придут в среднем 20 зрителей, то такой фильм может собрать порядка 16,8 миллиона рублей. (2800×300х20=16 800 000). 600 тысяч и 16 миллионов — разница заметна.

Итак, 100 сеансов — много это или мало и кого они могут спасти? Правильный ответ — никого!

КТО В НЕМИЛОСТИ И КТО ФАВОРИТЫ?

В пояснительной записке  отмечаются блага от принятия закона и объясняется, что обязательный платеж предлагается ввести:

<…> в целях осуществления протекционистских мер в отношении отечественной кинематографии, изыскания дополнительных внебюджетных средств…

В законе это тоже акцентируется:

В целях поддержки производства и проката национальных фильмов, в том числе в целях финансового обеспечения и (или ) возмещения расходов, связанных с производством и прокатом национальных фильмов, формируется специальный резерв кинематографии.

В пояснительной записке дополнительно можно найти планируемые суммы сборов:

По итогам 2016 года в российский прокат вышли 487 фильмов (331 — иностранного производства и 156 — отечественного). Общие кассовые сборы составили 48,2 млрд. рублей. Введение данного механизма позволит: ежегодно собирать с выходящих в прокат фильмов порядка 2,2 млрд. рублей дополнительных средств  (в т.ч. 1,4 млрд. рублей с иностранных фильмов).

Дотошный деятель отечественной кинематографии с калькулятором в руках и здесь может найти подвох. Предполагается, что с проката российских фильмов соберут оставшиеся 800 млн рублей. Но соберут ли?

Из 156 фильмов отечественного производства только 15 перешагнули планку сборов 200 млн, и всего лишь 40 фильмов превысили планку в 25 млн рублей. Тоесть 116 российских фильмов в 2016 году собрали менее 25 млн рублей. С этой группы фильмов обязательные сборы в 5 млн составили бы 20% от общих кассовых сборов. Может быть большая часть этих фильмов вообще не вышла бы в прокат в силу неподъемности сбора? Это от этих картин Министерство культуры собирается расчистить рынок?

Таким образом с проката российских фильмов в 2016 году, в случае принятия данного закона, внебюджетный фонд пополнился бы всего на 40*5=200 млн рублей, а никак не на 800 млн.

Теперь посмотрим на «голубые фишки». Планируется, что большую часть из 2,2 млрд рублей (1,4 млрд) заплатят компании-мейджоры — представители голливудских студий и крупные российские дистрибьюторские компании, так  как именно они выпускают в прокат большую часть коммерчески успешных иностранных фильмов.

Компания UPI в 2016 году выпустила на экраны 23 релиза, из которых два собрали в совокупности 3,6 миллиардов, 9 фильмов собрали от 100 до 400 млн, а 12 — не более 80 миллионов. И среди них были  такие как ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЦЕЗАРЬ! (69 млн), КУБО. ЛЕГЕНДА О САМУРАЕ (61 млн), СТИВ ДЖОБС (29 млн), ставшие украшением нашего проката — фильмами, о которых говорили. Возможно, лондонский офис UPI сочтет излишним тратить дополнительные средства на релиз некоторых фильмов и мы просто лишимся в прокате ряда отличных релизов.

Проект закона в существующем виде склоняет к заключению, что он не слишком улучшает бизнес-климат даже для компаний-мейджоров и крупных российских компаний, выпускающих большое кино. И уж тем более, никак не защищает интересы малых компаний на российском рынке.

КИНОХЛАМ ИЛИ ОХОТА НА ВЕДЬМ

Еще одна настораживающая особенность проявилась при обсуждении проекта закона. Найден и объявлен враг — это так называемые некачественные фильмы, которые предполагается истребить и этим расчистить пространство проката. В пояснительной записке  к закону читаем:

Законопроектом предлагается установить фиксируемые отчисления 5 млн рублей за вход в кинопрокат полнометражного игрового или анимационного фильма. <…> и направлять данные средства на поддержку национального кинематографа; отсечь более полусотни низкопробных зарубежных фильмов, не имеющих ни художественных достоинств, ни кассового потенциала, но принудительно включаемых прокатчиком в пакет к блокбастерам.

Здесь имеется ввиду давление крупных и мега-дистрибьютеров на кинотеатры, которое действительно присутствует. Под предлогом не дать в прокат самые кассовые блокбастеры, кинотеатрам диктуются условия. В пакете с блокбастерами ставятся второстепенные фильмы и получают хорошую роспись и лучшее время.

Предполагается, что после принятия закона даже крупным компаниям-мейджорам имея в виду 5-ти миллионный сбор, будет не выгодно брать такие фильмы в пакет.

По мнению Антона Малышева, высказанном в недавнем интервью:

У нас в кинотеатрах присутствует откровенное количество мусора. Это фильмы которые в других странах на большой экран не выходят, а идут напрямую через DVD и VOD, а у нас они идут в прокат, ничего не собирая при этом. Мы же статистику посмотрели, если взять 100% всех сборов иностранных фильмов, то первые 40 названий перекрывают 95% этих сборов.

При этом совершенно не учитывается, что на рынке зритель голосует рублем и выбирает без оглядки на контролирующие органы и обмануть его не возможно. Например, компания « Экспонента Фильм», начав в 2011 году с кассовых сборов всего в 76 тыс. рублей, постепенно побила планку в 40 миллионов, а ее фильм ИДЕАЛЬНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ продержался в прокате 16 недель, в итоге собрал 55 млн рублей и серьезно удивил профессионалов киноиндустрии — так как до проката фильм уже был доступен в онлайн показах и пользовался популярностью.

В борьбе за качество фильмов ярче всех высказался продюсер Сергей Сельянов. Рассчитав, что эти фильмы собирают всего лишь 1% от общей суммы кассовых сборов, он назвал их (или обозвал) кинохламом. (для справки: 1% для российской киноиндустрии — это порядка 420 млн рублей, если считать от общих кассовых сборов 42 млрд рублей на 2016 год)

Некачественных фильмов хватает — кто же спорит. Беспокоит то, что борьба с некачественными фильмами постепенно начинает приобретать черты «охоты на ведьм» и превращается в попытку вытеснения огромного количества  фильмов с большого экрана в цифровые сети, тем самым загоняя зрителя в интернет вместо кинозала.

Не секрет, что средний показатель заполняемости зала 12 — 15 зрителей на сеанс, а 20 — 25 уже считается высоким показателем. Малые дистрибьюторы совершают настоящие маленькие чудеса, активно приводя в зал своего зрителя через соцсети, создавая  прецеденты фестивалей и событийных показов. Имея ограниченные возможности в прокате, они дорожат каждым зрителем и часто собирают по 60-100 человек на показах. Так небольшой дистрибьютор компания «ПилотКино» нашла свою нишу в прокате итальянских фильмов. Проводит фестиваль итальянского кино и создает своего зрителя, работая со студентами, изучающими итальянский язык и любителями Италии. Компания недавно побила свой личный рекорд, собрав около 3 млн рублей на 50 копиях фильма ЗАХОЧУ И СОСКОЧУ, продержавшегося в прокате 4 недели. Небольшие и средние дистрибьюторские компании тоже ищут свою нишу, экспериментируя с жанрами, подбирая хоть и малобюджетные, но перспективные фильмы, привозя фильмы с фестивалей. Число их зрителей в зале может явно превышать средние показатели. Крупные же компании идут другим путем -  путем увеличения числа залов и сеансов, росписи сеансов в прайм-тайм при этом 12 — 15 человек могут сидеть в полупустом зале. Так для чего расчищаются кинотеатры от «недостойных» фильмов?

И кто в выигрыше? В первую очередь в выигрыше госструктуры  — привлекаются внебюждетные средства, один процент из которых, (порядка 22 млн рублей в год) предусмотрен в законе на административно–управленческие расходы. Выиграют также кинокомпании-лидеры,  производители крупнобюджетных национальных фильмов,  получатели самых больших субсидий на производство.

При этом, многие авторские российские фильмы, даже представляющие нашу страну на международных фестивалях (например ТЕСНОТА — кассовые сборы 5,7 млн, ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ — 1,9 млн, 14+  — 11 млн), по новому законопроекту не получают никаких преференций. И перед ними вырастает еще один колоссальный барьер выхода на рынок кинопроката. Какова будет итак непростая судьба авторских российских фильмов теперь?

МОЖЕМ ЛИ МЫ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ?

До 27 ноября 2017 года проект закона находится в стадии официального обсуждения. Предполагаемая дата вступления в силу проекта закона наступит уже 1 января 2018 года.

Кинематографическая общественность давно и активно обсуждает эту тему в СМИ, высказывая мнения, опасения и предположения. Тем не менее, на государственном сайте правовой информации, на сегодня, можно найти только одно единственное предложение от некоего  Шошина Ильи Сергеевича. И то, с инициативой ужесточить контроль и ввести обязательный полный возврат государственной финансовой поддержки. Что, якобы, улучшит качество и окупаемость  российских фильмов в прокате.

Олег Березин озвучил недавно результат официальных исследований — любопытную цифру. В России 87% людей считают, что от них ничего не зависит. Сработает ли этот же стереотип сегодня в российской киноиндустрии?

Уважаемые читатели, пока еще есть время, приглашаем вас к дискуссии по проблематике этого законопроекта.

  •  Считаете ли вы, что последствия принятия этого законопроекта вас коснутся? Если да, то каким образом?
  •  К какой категории «стейкхолдеров» или  «держателей пирога» вы себя относите? (госструктуры, производители, кинотеатры, дистрибьюторы, зрители)
  •  Считаете ли вы свою компанию “кандидатом на выбывание из игры”?
  • Какую защиту вы предложили бы для высокохудожественных фильмов? (количество копий, сеансов?)
  •  Какую защиту вы предложили бы для небольших кинокомпаний и  малых дистрибьюторов?
  •  Что вы собираетесь предпринять? Планируете ли вы объединение с другими компаниями или уход с рынка?

Издание Синемаплекс как профильное СМИ готово донести вашу позицию до госстуктур в меру своих прав и возможностей, обозначенных «Законом  о СМИ».

В ТЕМУ

Проект закона о 5 миллионах

КИНО И ГОСУДАРСТВО: НОВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ И СУДЬБА СУЩЕСТВУЮЩИХ

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ НА CINEMAPLEX с ТЕГОМ «ВОКРУГ ПЯТИ МИЛЛИОНОВ»

 

2 комментария »

  1. Евгений 5 октября 2017 в 12:10 - Ответить

    Ох поздно Вы эту статью опубликовали)

    • Коняева Ольга 5 октября 2017 в 12:26 - Ответить

      Всегда бы так: опубликовал статью и вдруг — раз все изменилось как по мановению волшебной палочки)

КОММЕНТАРИИ »


девять × 9 =