Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ИТОГИ 2017 ГОДА: ПОСТРОЕН КОНВЕЙЕР БЛОКБАСТЕРОВ. СПАСИБО, ФОНД КИНО?
Никитин Никита 20.01.2018 / 19:32 1

Перед вами обобщающая аналитическая статья об итогах 2017-го для русского кино. Недавно Минкульт и Фонд кино отчитались о рекордных достижениях отечественных фильмов за прошедший год, а ведущие участники индустрии еще на его финише выдвинули несколько интересных предложений по изменению господдержки. Мы поставили себе задачу прокомментировать первое и второе — не с целью подвергнуть сомнению предлагаемые идеи или объявленные итоги (с цифрами не поспоришь!), но чтобы поддержать полезный для отрасли градус дискуссии вокруг важных вопросов.

Статья планировалась к выходу давно, но тут неожиданно для всех грянул скандал вокруг ПАДДИНГТОНА, и изданию CINEMAPLEX пришлось следить за развитием событий в режиме реального времени. Но сейчас давайте представим, что ситуация с вежливым мишкой происходит как бы параллельно (она станет темой для других актуальных и будущих публикаций), и постараемся еще раз собрать воедино общую картину прошедшего киногода, что позволит нам через недавнее прошлое взглянуть и на ближайшее будущее.

НОВЫЕ РУССКИЕ МИЛЛИАРДЫ — ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА?

Вспомним общую статистику 2017 года из недавно опубликованной нами новости:

Кассовые сборы российских фильмов составили 13,0 млрд рублей (в 2016 году — 8,6 млрд рублей).

Рекордные сборы российского кино на 94,8% обеспечены за счет фильмов, получивших поддержку Фонда кино (в 2016 году — 88,4%).

Доля российского кино составила 25,6% совокупной посещаемости кинотеатров и 24,3% совокупных сборов, впервые с 2010 года преодолев планку в 20% (в 2016 году — 18,4% по посещаемости, 17,8% по сборам).

Примечательно, что именно в 2017 году вышли два фильма, которые друг за другом обновили кассовый рекорд для отечественных картин — ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ и ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, пусть все достижения последнего пришлись уже на 2018 год.

Исполнительный директор Фонда Кино Антон Малышев причины последних успехов родного кинопрома находит в целенаправленных действиях ФК по поддержке киноиндустрии:

... во многом результаты 2017 года — результат того, что мы не меняли правила. Та система, которая была внедрена, она сработала. Есть синергетический эффект. Есть ощущение у зрителя, который от одного хорошего российского релиза переходит на другой хороший, накапливая позитивное отношение к российскому кино. И я надеюсь, мы не уроним эту планку.

Антон Малышев настаивает на том, что Фонду Кино удалось выстроить систему бесперебойной поставки на рынок проектов-событий, когда зрители привыкают регулярно ходить на отечественные фильмы. По его мнению, грамотно выстроенная система поддержки позволяет существовать конвейеру по производству российских блокбастеров.

В самом деле, некую преемственность фильмов друг другу на протяжении года можно обнаружить. На волне новогодних достижений ВИКИНГА выходило ПРИТЯЖЕНИЕ, перехватив у него своеобразную эстафету. Но, кажется, в большей степени успех фильма Андрея Кравчука мог повлиять на результаты тематически более близкого исторического фэнтези ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ, выпущенного спустя почти год. Самое очевидное пересечение аудитории наблюдалось у двух очень похожих космических драм — ВРЕМЯ ПЕРВЫХ и САЛЮТ 7, причем вышедший вторым проект «Нашего Кино», с одной стороны, подхватил волну «сарафана» предшественника, а, с другой, не повторял его ошибок в процессе рекламной кампании. Просмотр оливье-блокбастеров ТРИ БОГАТЫРЯ и ЕЛКИ стал уже даже не традицией, но новогодним ритуалом для многих зрителей — в обоих случаях стабильность появления новых фильмов не утомляет аудиторию, а, кажется, только укрепляет ее лояльность к этим франшизам.

Особняком стоит рекордсмен года ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ, но диснеевская сказка по мотивам наших былин воспринимается довольно специфическим кейсом, которому мы посвятили отдельную публикацию (или тоже ВИКИНГ помог?).

С другой стороны, можно ли установить прямую связь между помощью Фонда и успехами фильма в прокате? Система государственной поддержки — это некий макрофактор всей системы киноиндустрии, который до определенной степени оказывает влияние на общий ход развития отрасли. Вместе с тем прокатная судьба и художественное качество конкретных проектов остается в руках их создателей. Если авторы не предлагают аудитории талантливое кино, не попадают с ним в зрительские ожидания, вызывают смешанную реакцию публики — субсидии от ФК как своеобразная страховка не станут панацеей от низких кассовых результатов.

Кроме того, ориентированность Фонда Кино на фильмы-события несет в себе множество потенциальных рисков в дальнейшем. Почти 95% фильмов, вышедших в прокат в прошлом году, содержат в той или иной степени в своих бюджетах госсубсидии — самостоятельных проектов почти не осталось (исключение в топ 10 — ГОГОЛЬ. НАЧАЛО, который изначально снимался как сериал). Киноотрасль не существует без финансовых костылей Минкульта и Фонда кино, а ставки на дорогие проекты продолжают расти — не получится ли так, что продюсеры начнут искусственно раздувать бюджеты, чтобы повысить шансы на получение госденег?

ОСТАВЛЯТЬ (КАК ЕСТЬ) НЕЛЬЗЯ РЕФОРМИРОВАТЬ

Малышев делает акцент на том, что механизм перераспределения средств стабилен, и именно благодаря этому виден результат. Однако сами кинематографисты исповедуют принцип «нет предела совершенству» и предлагают дальше развивать, реформировать систему.

Идея №1

Председатель экспертного совета Фонда кино и продюсер ЛЕГЕНДЫ №17 и ЭКИПАЖА Леонид Верещагин накануне старта своего последнего суперхита ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ высказывал интересный тезис:

<...> по инициативе Министерства культуры РФ всё финансирование производства фильмов в 2016 году было безвозвратным. Это и дало возможность продюсерам крупных проектов смелее идти на риск. Поэтому я бы подумал о том, чтобы перераспределить возвратное и невозвратное финансирование таким образом, чтобы возвратные деньги шли успешным фильмам-франшизам, успешным комедиям, а невозвратные в основном уходили на большие, а следовательно, более рискованные проекты.

Идеи, созвучные мыслям Верещагина, что необходимо поддерживать именно дорогие проекты-события, которые из-за высоких бюджетов несут для продюсеров более серьезные риски, в разное время озвучивали и другие успешные продюсеры — Рубен Дишдишян (АРИТМИЯ, Т-34), Петр Ануров (дилогия ДУХLESS, СЕЛФИ), Дмитрий Рудовский (ПРИТЯЖЕНИЕ).

Однако впервые прозвучало мнение о том, что масштабные фильмы, претендующие на событийность, но при этом оригинальные или содержащие особенные риски, как, например, то же ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, должны получать безвозмездную поддержку государства. На возвратной основе должны финансироваться «гарантированно прибыльные» (по определению Антона Малышева) фильмы. Водораздел между рискованными потенциальными блокбастерами и менее рискованными будет определять, надо полагать, экспертный совет ФК.

ТОП-10 фильмов проката 2017 года по кассовым сборам

НАЗВАНИЕ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
/ ДИСТРИБЬЮТОР

КАССА /
БЮДЖЕТ, млн

ГОСПОДДЕРЖКА

ВОЗВРАТ / НЕВОЗВРАТ

 1. ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ

 АО «ВБД Груп» / WDSSPR

1 672 / 370

+ / +

 2. ВИКИНГ

 ООО "Дирекция Кино" / «Централ Партнершип»

1 511 / 1 250

+ / +

 3. ПРИТЯЖЕНИЕ

 Арт Пикчерс Студия / WDSSPR

1 039,8 / 380

— / +

 4. ТРИ БОГАТЫРЯ И МОРСКОЙ ЦАРЬ

 СТВ / Наше Кино

772,5 / 175

+ / —

 5. САЛЮТ-7

 СТВ / Наше Кино

756,1 / 480

— / +

 6. ЕЛКИ 5

 ТаББаК / Bazelevs, Fox

732,5 / 200

— / +

 7. ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ

 ООО "Централ Партнершип" / «Централ Партнершип»

595,5 / 360

+ / +

 8. ВРЕМЯ ПЕРВЫХ

 ТаББаК / Bazelevs, Fox

544 / 400

+ / +

 9. МАТИЛЬДА

 ТПО Рок / "Каропрокат"

514,7 / ~814

+ / +

 10. ГОГОЛЬ: НАЧАЛО

 ООО "Среда и Ко" / Каропрокат

444,5 / -

 

Как можно заметить из приведенного выше таблицы ТОП-10 фильмов прошлого года, большинство проектов финансируется по смешанной схеме — часть денег выдается на безвозвратной основе, часть — на условиях 100%-ой возвратности. Участвовавшие в питчинге в Год Кино фильмы ПРИТЯЖЕНИЕ, САЛЮТ 7 и ЕЛКИ 5 получили средства безвозвратно, и только очередная часть сверхпопулярного анимационного цикла ТРИ БОГАТЫРЯ И МОРСКОЙ ЦАРЬ получила деньги с условием их возврата.

Из таблицы видно, что половине проектов деньги государства и не понадобились бы — их сборы от проката в кинотеатрах вдвое превышают бюджет, что уже дает возможность делать выводы об их прибыльности. Впрочем, если не забывать про затраты на продвижение и выпуск, то и эти выводы можно подвергнуть сомнению.

Из-за смешанности схемы и ее непрозрачности (сколько именно дали и сколько из этого требовалось вернуть) затруднительно ответить, насколько тяжело было рассчитаться с Фондом кино создателям второй половины фильмов, вошедших в десятку лучших по сборам. Однако, нет сомнений, что прибыльными эти картины назвать нельзя.

Фонд кино призван стимулировать зрительское кино, способное приносить кассу. Но не все фильмы финансировались сугубо с коммерческими целями — часто к ним примешивается фактор общественной значимости картины (как его понимают члены экспертного совета) или какие-либо другие задачи. Какова была вероятность, что МАТИЛЬДА при заявленном бюджетом в $25 млн принесет прибыль? Тем более, что скандал с Поклонской, поднявший осведомленность о фильме до заоблачных высот, не входил в планы создателей?

Или, например, не попавшие в топ 10 КРЫМ (бюджет, как и в таблице, из открытых источников — 400 млн), оказавшийся неспособным пробудить интерес молодежной аудитории, и БОЛЬШОЙ (372 млн за производство) на специфическую тему балета — именно такое вот кино, не вписывающееся в конъюнктуру рынка по тем или иным причинам, выглядит главным претендентом на получение безвозвратной поддержки. В сравнении с ним картины, собирающие плюс-минус миллиард, могут, на первый взгляд, классифицироваться как «гарантированно прибыльные». Вместе с тем сложно представить, что создатели будущих ПРИТЯЖЕНИЙ и ДВИЖЕНИЙ ВВЕРХ отказались бы от безвозмездных денег.

Одним словом, становится очевидным, что в практику финансирования через механизм Фонда кино госпродюсеры пытаются внедрить идею того, что «рискованные» проекты вполне могут быть приравнены к "социально-значимым" и претендовать на безвозвратную помощь, ну а уж сделать их крупнобюджетными создателям не помешает ничто.

Вполне возможно, что прозвучавшая из уст Леонида Верещагина идея о том, что необходимо некоторые проекты финансировать на безвозмездной основе в будущем приведет к тому, что защита в Фонде кино будет происходить, разделяясь на две части не по принципу «лидеры / нелидеры», а по принципу «возвратности/ невозвратности» выделяемых средств.

Идея №2

Член попечительского совета Фонда кино режиссер Алексей Попогребский предложил перестать безвозвратно финансировать франшизы после первого сиквела:

«Было бы странно Фонду кино финансировать безвозвратными средствами производство франшиз [начиная с] третьей части. Если выпускается третья серия, она должна быть либо коммерчески успешна, либо ее необходимо закрывать».

В самом деле, предложение кажется логичным. В этом году поддержку от государства получили новые части ЁЛОК — шестая и седьмая по счету. Только что ЁЛКИ НОВЫЕ показали второй самый кассовый результат во всем киноцикле, при этом даже в период некоторой «коммерческой стагнации» франшизы ЁЛКИ не опускались ниже планки в 700 млн общих сборов по рынку СНГ при сравнительно скромных бюджетах на производство. ЁЛКИ — на удивление стабильная в коммерческом плане франшиза, которую зрители уже привыкли смотреть на Новый Год. Несмотря на то, что проектов, сравнимых по силе с ЁЛКАМИ, у нас почти нет,  добиться окупаемости игровой франшизе всё-таки можно, шансы высокие.

В сегменте анимации ситуация кардинально отличается. В ближайшие годы к выходу планируются УРФИН ДЖЮС 2, ВОЛКИ И ОВЦЫ 2, ФИКСИКИ 2, БЕЛКА И СТРЕЛКА 3, СМЕШАРИКИ 3, СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА 4 — предыдущие мультфильмы этих серий пока не достигли в прокате «богатырских» показателей, продолжая находиться на той стадии своего развития, что и упомянутый анимационный проект «Мельницы» времен «сольников». Эти франшизы еще только наращивают свои аудиторию и качественный кассовый скачок у них может произойти на любом из следующих фильмов. Или не произойти. А до этого их создателям остается ничего другого как снижать свои сверхриски за счет государственных средств, или международных продаж, как это делает Wizart со своей СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВОЙ.

Так что, если предложению Попогребского и суждено реализоваться, то вряд ли оно коснется сегмента анимационного кино, тем более, что анимация — это детская аудитория, это перспективы развития рынка, что понимают и продюсеры, и чиновники.

ЧТО ГОД 2018-Й НАМ ГОТОВИТ?

Совокупные сборы российских фильмов в 2017 году достигли внушительной суммы в 13 млрд. Больше половины этой кассы (58%) обеспечили десять самых кассовых лент 2017 года, начиная от ВИКИНГА, вышедшего еще в 2016-м. Достижения российского кино за календарный год складываются из отдельных успехов единичных, по-своему уникальных проектов. Стоит одному-двум из этих амбициозных релизов «не сработать», не дотянутся до собственных эстимейтов, как это было, например, с ДУЭЛЯНТОМ, как доля отечественного кино в валовом бокс-офисе резко пойдет вниз. Мы не готовы согласиться с Малышевым в том, что у нашего зрителя уже выработалась привычка смотреть российское кино как таковое, само по себе. Градус интереса к отечественному контенту зависит от привлекательности каждого конкретного релиза.

Антон Малышев гордится отлаженным механизмом бесперебойной (как ему представляется) поставки на рынок амбициозных фильмов-событий. Так сложилось, что в 2017 году сконцентрировались сразу несколько долгожданных проектов, которые оправдали свои высокие ставки. Можно ли найти среди премьер наступившего года проекты, которые заменят в соответствующих слотах чемпионов проката 2017?

Уже 1 февраля выходит СЕЛФИ по книге Сергея Минаева с Константином Хабенским. Снятый режиссером ЛЕДОКОЛА Николаем Хомерики мистический триллер больше всего напоминает дилогию ДУХLESS, референсы среди премьер прошлого года здесь найти сложно.

Следующим после ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ суперхитом проката призван стать ЛЕД, который на поднятой сейчас волне патриотизма и любви к спорту вполне может достичь высот ЛЕГЕНДЫ №17 и ПРИТЯЖЕНИЯ. Фигурное катание у нас любят, танцевальный элемент непременно привлечет женскую аудиторию, особенно учитывая выход на 14 февраля.

На лавры все той же ЛЕГЕНДЫ №17 и ВИКИНГА претендует и ТРЕНЕР Данилы Козловского. В его активе — Козловский как главная звезда современности, счастливые для российского кино апрельские даты, потенциально мощное промо (трейлер впечатляет). Сомнения вызывает сам футбол, но то же самое говорили про баскетбол в ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ.

Повторить путь ПОСЛЕДНЕГО БОГАТЫРЯ на следующих осенних каникулах постарается семейный сиквел СУПЕРБОБРОВЫ. ПОРА ДОМОЙ. Впрочем, прямую параллель между современной сказкой и супергеройской пародией проводить не станем — фильмы находятся в разных «весовых» категориях. СУПЕРБОБРОВЫ 2 — пока не миллиард плюс, но 300+ млн, что есть шаг вперед в сравнении с первой частью.

В десятку лидеров 2017 затесалась лишь одна комедия — ЕЛКИ 5. В наступившем году сегмент комедийного кино обещает заметно больше откровений — триквел О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ и ЕЛКИ 7, плюс оригинальные, но многообещающие Я ХУДЕЮ и НУ, ЗДРАВСТВУЙ, ОКСАНА СОКОЛОВА! призваны порадовать многочисленных фанатов родного юмора. При этом комедии редко выходят за пределы 500 млн общих сборов — для этого представителю жанра желательно иметь в постановщиках Жору Крыжовникова.

Самым перспективным релизом наступившего года смотрится вторая часть франшизы ВИЙ, которая уже давно носит название ТАЙНА ПЕЧАТИ ДРАКОНА: ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ. Пока картина стоит на 16 августа. Первый ВИЙ заработал на рынке России более 1,144 млрд — его концептуальный сиквел является главным потенциальным миллиардером наступившего года.

Вспомним, что в 2018 году Фонду кино, по словам Малышева, на недавнем заседании попечительского совета утвердили новый KPI, по которому Фонд будет отчитываться не только по показателям посещаемости внутри страны, но и по количеству зрителей на российских картинах за рубежом. С учетом этого проекты, подобные ПУТЕШЕСТВИЮ В КИТАЙ, будут в приоритете. Возможно, фильмы, заведомо сделанные с ориентацией на международный рынок, станут первыми в очереди за безвозмездной поддержкой, чтобы Фонд кино мог обеспечить показатели по международному продвижению российского кино.

В общем, на первый взгляд, набор блокбастеров в наступившем году вполне себе достойный. Вместе с тем, все эти проекты будут заметно отличаться по художественному качеству как между собой, так и в сравнении с прошлогодними чемпионами, поэтому даже с учетом креативных и масштабных рекламных кампаний нет гарантий, что грядущие премьеры обеспечат рынку повторение цифр 2017-го. Плюс еще в начале прошлого года сами производители утверждали, что в 2018 году индустрию может ждать «запланированный спад» ввиду сокращения объемов производства и затягивания сроков выхода в прокат — всему виной сокращение инвестиций и существенное падение курса национальной валюты. При этом спустя год мы можем наблюдать, что Минкульт не остановится ни перед чем, чтобы не уронить достигнутый уровень «русской доли» в валовом бокс-офисе. Воистину, интересные наступают времена.

 

В ТЕМУ:

ФОНД КИНО ПОДВЕЛ ИТОГИ КИНОПРОКАТА 2017 ГОДА 

ИНТЕРВЬЮ АНТОНА МАЛЫШЕВА ТЕЛЕПРОГРАММЕ «ИНДУСТРИЯ КИНО»

ИДЕИ ДЛЯ ФОНДА КИНО. АНТОН МАЛЫШЕВ И ЛЕОНИД ВЕРЕЩАГИН — О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ

ФОНД КИНО ПЕРЕСМОТРИТ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ ФРАНШИЗ

КАК СЛОЖИТСЯ СУДЬБА ПРОЕКТОВ, ПОДДЕРЖАННЫХ ФОНДОМ КИНО? ЧАСТЬ 4 — 2016

ИТОГИ РАЗДАЧИ СУБСИДИЙ В ФОНДЕ КИНО ДЛЯ КОМПАНИЙ-ЛИДЕРОВ

ОЧНАЯ ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ КИНОКОМПАНИЙ-ЛИДЕРОВ В ФОНДЕ КИНО

ОЧНАЯ ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ НЕЗАВИСИМЫХ КОМПАНИЙ В ФОНДЕ КИНО

 

1 комментарий »

  1. А. Л. 22 января 2018 в 12:24 - Ответить

    Не построен конвейер. Несколько успешных проектов и не более того.

КОММЕНТАРИИ »


4 − = один