Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ПРОКАТ РЕГИОНАЛЬНОГО КИНО В 2017 ГОДУ
cinemaplex 17.07.2018 / 17:06 0

В рамках исследования кинорынка России в 2017 году компания Nevafilm Research проанализировала показатели региональных фильмов в прокате — подвела итоги, выделила основные тренды и зафиксировала изменения, произошедшие в кинопроизводстве регионов.

Авторы: Павел Кузьмичев, Ксения Леонтьева, Александр Стоев

Развитие регионального кинопроизводства в 2017 году замедлилось: сократилось как число новых региональных релизов с 41 до 23, так и общее количество фильмов в прокате с 51 до 36, а в общероссийский прокат вышла лишь одна новая картина — ИЗ УФЫ С ЛЮБОВЬЮ!, Башкортостан — по сравнению с шестью в 2016.

Лидеры по выпуску местных фильмов сбавили обороты: в Якутии вышло на 38% картин меньше, в Татарстане — на 66%, в Бурятии — на 25%. С другой стороны, в Башкортостане продюсеры выпустили на экраны 3 картины (республика повторила успех 2014 года), в том числе одну за пределами региона; увеличилось число релизов и в Иркутской области. В целом ряде областей, однако, новых картин в 2017 году выпущено не было.

С точки зрения жанров у региональных фильмов остается своя специфика, которая отличает их от отечественных релизов широкого проката: детского кино в регионах заметно меньше, а попкорн-блокбастеров нет. Но по сравнению с 2016 годом в числе релизов сократилось мужское жанровое и серьезное взрослое кино, а увеличилось документальное, комедийное и молодежное, что в основном соотносится с трендами широкого проката.

Результаты в прокате

По данным, которые удалось получить Невафильм Research непосредственно от представителей кинотеатров[1], продюсеров, из отраслевых журналов и ЕАИС, в 2017 году фильмы регионального производства собрали 141 тыс. зрителей и 28,5 млн руб. К сожалению, ни одной картине не удалось повторить прошлогодний опыт ЭЛАСТИКО, вышедшего в широкий российский прокат почти в 500 кинотеатрах, поэтому посещения и сборы 2017-го оказались ниже на 54–57%.

Первую строчку рейтинга региональных фильмов занимает картина ИЗ УФЫ С ЛЮБОВЬЮ! (реж. Айнур Аскаров); на втором месте — фильм ЧУВАК (реж. Владимир Мункуев), притом, первый выходил в общероссийский прокат[2], а второй — только в якутский. Замыкает тройку, но уже с большим отрывом, картина ЕГО ДОЧЬ (реж. Татьяна Эверстова) — лауреат Гран-при выборгского фестиваля «Окно в Европу» 2017 года; уже в 2018 году фильм также был показан в сети кинотеатров «КАРО».

Максимальное число посещений и кассовых сборов региональных фильмов в 2017 году снова зафиксировано в Якутии: на долю республиканских картин приходится 55% посещений такого кино и 70% кассы (билеты тут стоят даже больше, чем по России в целом — 262 руб против 251 руб.). Четверть зрителей регионального кино посмотрели фильмы производства Башкортостана (21% кассы); татарские же фильмы привнесли в совокупный результат 12% билетов и лишь 3% сборов (цена билета на их показах составила 60 руб.; меньше же всего билеты стоили на показах в Самарской области — 29 руб).

Развитие кинопроизводства в регионах РФ

Развитию регионального кинопроизводства должны способствовать системы фискальных стимулов, запущенные в отдельных регионах в 2017 году. На отчетном собрании Ассоциации продюсеров кино и телевидения данное направление было признано одним из основных. АПКиТ сотрудничает в этом вопросе с Агентством стратегических инициатив; совместными усилиями они разработали проектную документацию, которая предполагает возврат части средств, потраченных на территории региона на производство национальных фильмов, приезжающим продюсерам (прежде всего членам АПКиТ) — так называемые рибейты.

Инициативу поддерживает Фонд кино, который делает акцент на организации кинокомиссий. Основная цель кинокомиссий — помогать съемочным группам в поисках локаций, получать разрешения на съемки, подбирать технику и персонал. Согласно рекомендациям Фонда кино[3], именно кинокомиссия может взять на себя функции по выплате рибейтов и разработке правил для этого. Фактически регионы вольны сами назначать ответственную организацию, выполняющую функции кинокомиссии (к сожалению, чаще всего опыта и экспертизы в сфере кинематографа у этих организаций очень мало) и выдающую рибейты. Причем, даже сотрудничающие с АПКиТ регионы не всегда ограничивают круг имеющих право на возвраты средств только членами этой ассоциации. Тем не менее местные продюсеры часто не имеют возможности получить доступ к этому виду поддержки так же, как и иностранные съемочные группы: этому препятствует федеральное законодательство, устанавливающее в качестве обязательного условия наличие удостоверения национального фильма. А именно эти два направления могут в наибольшей степени повысить уровень подготовки региональных специалистов и дать дополнительное финансирование местным продюсерам.

C начала года три региона объявили о начале выплат возвратов потраченных в регионах средств: Приморский край (до 15% и до 5 млн руб. на проект), Калининградская область (до 20% в общей сумме 20 млн руб. в 2017-м[4] и вдвое больше в 2018-м) и Астраханская область.[5] Позднее о разработке аналогичных программ заявили в Ульяновской и Иркутской областях: в первой в 2017 году выделено 20 млн руб на возврат 20-40% затрат продюсеров[6], во второй создана кинокомиссия на базе областного кинофонда, которая планирует возвращать до 20% затрат.

Активную работу по развитию кино в российских регионах ведет в течение последних лет Молодежное отделение Союза кинематографистов РФ: при его содействии по всей стране проходят региональные питчинги проектов, возрождается деятельность местных отделений СК и их молодежных подразделений. А, к примеру, в Республике Карелия СК выступает партнером программы приграничного сотрудничества «Карелия», получающей поддержу из бюджетов ЕС, РФ и Финляндии. Союз кинематографистов также инициировал исследование «Кинорейтинг регионов»: в 2017 году первые места в нем заняли Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская область, Башкортостан и Якутия (хотя, на наш взгляд, вопросы применения этого рейтинга и методики его составления не очень ясны).

Обращают внимание на региональных производителей и столичные кинокомпании: так, в 2016 году в прокат вышла бурятская картина ЭЛАСТИКО, поддержанная в производстве компанией Enjoy Movies, а с 2017 года специальное подразделение действует в рамках корпорации Russian Film Group, где департамент региональных проектов занимается поиском талантов, образовательной деятельностью, налаживанием горизонтальных связей между специалистами киноиндустрии и консультациями кинематографистов из регионов, финансовым участием в региональных проектах и их продвижением.

В настоящее время о развитии кинематографии заявили также в Ростовской области (здесь планируется создать образовательный и производственный кинокластеры). В Москве начала работать кинокомиссия, предоставляющая бесплатные услуги российским и зарубежным кинематографистам, хотя при этом все поддерживаемые проекты утверждаются на заседании мэрии, что вовсе не соответствует общемировым принципам функционирования подобных организаций. Санкт-Петербургский бюджет поддержал в 2017 году 22 картины на сумму 64 млн руб; правда, здесь субсидии выдаются только НКО — это прямая поддержка, а не фискальные стимулы коммерческих проектов. Об открытии кинокомиссии объявлено в Новгородской области.[7]

По данным Фонда кино, к концу 2017 года в России насчитывалось 11 кинокомиссий, четыре из которых предлагают продюсерам выплату части средств, потраченных на кинопроизводство в регионе.[8] Однако к середине 2018 года мы насчитали только 6 действующих сайтов кинокомиссий:
• Сибирская (создана Иркутской областью, в настоящее время объединяет 11 регионов): http://filminsiberia.ru/;
• Приморская: http://primoryefilm.ru/;
• Московская: http://filmmoscow.ru/;
• Ульяновская: https://ulkul.ru/news/culture/kinokomissiya-ulyanovskoy-oblasti.html;
• Калининградская: https://www.cinema39.ru/;
• Новгородская: http://kinokomissiya-no.ru/.

 

[1] Информацию за 2017 год предоставили «People`s cinema» (Улан-Удэ), «Азия» (Якутск), «Гигант» (Хабаровск), «Еврозона» (Улан-Уде), Иркутский областной кинофонд, «КГБУК Енисей кино» (Красноярск), «Киномакс», «Космос» (Чернянка), «Лена» (Якутск), «Мегаполис», «Мир» (Невинномысск), «Октябрь» (Ставрополь), «Руслан» (Ульяновск), «Синемацентр» (Якутск), «Сокол» (Оренбург), «Художественный» (Самара), «Чарли» (Братск) и «Эпицентр» (Красноярск).

[2] Фильм был показан в 55 кинотеатрах; у остальных релизов, по имеющимся данным, роспись не превышает пяти площадок.

[3] См.: http://www.fond-kino.ru/projects/kinokomissii/.

[4] В 2017 году в Приморье 5 млн руб. получила компания «Марс Медиа Энтертейнмент», а в Калининграде пять проектов студий «Профит», «Блиц-Фильм», «Синтезфильм», «Приор продакшн» и «Киностудия КИТ» поделили 14,6 млн руб. См.: https://www.kommersant.ru/doc/3651239 и https://gov39.ru/news/101/127172/.

[5] В данном случае об условиях и фактических выплатах не было объявлено.

[6] 10 млн руб. было выплачено в 2017-м кинокомпании «Гамма-продакшн».

[7] 50 кинопроектов в 2018 году будут снимать в регионах на условиях возмещения затрат на съемочный процесс. См.: https://asi.ru/news/86737/.

[8] По данным аналитического исследования Фонда кино и ИА «ИнтерМедиа» «Российская киноиднустрия-2017». М., 2018. С. 216–217.

 

В ТЕМУ

АНАЛИЗ КИНОПРОКАТА 2016 ГОДА (2): РЕГИОНАЛЬНОЕ КИНО

СВЕТЛАНА МАКСИМЧЕНКО («МОСКИНО»): «МЫ ПОЗИЦИОНИРУЕМ И РАЗВИВАЕМ НАШИ КИНОТЕАТРЫ КАК КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУЦИИ ВОКРУГ КИНО»

ФОНД КИНО И АПКиТ НАЗВАЛИ 13 ПРИОРИТЕТНЫХ РЕГИОНОВ ДЛЯ СЪЕМОК

АННА КРУТОВА: «УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ СТАНЕТ ТЕРРИТОРИЕЙ, КУДА БУДУТ УСТРЕМЛЯТЬСЯ КИНОКОМПАНИИ»

КОММЕНТАРИИ »


шесть + 7 =