Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ЕЩЕ РАЗ О КИНОТЕАТРАХ МЕЧТЫ. ЧАСТЬ 3
Бублевский Михаил 21.11.2018 / 10:31 29

Какие же тренды, какие тенденции развития рынка реально отвечали за ещё недавний рост и сегодняшнее падение? Их не так уж и много, и все они давным-давно известны, по крайней мере, моим читателям. Мы их неоднократно упоминали и анализировали их влияние на развитие рынка кинопоказа в ряде моих статей.

К драйверам развития рынка относятся:

1.  Рост количества кинозалов в стране

Ранее, нам удалось построить график зависимости посещаемости кинотеатров от количества экранов. И даже не один график, а целое семейство кривых, названное автором «семейством загогулин Бублевского цвай» (ЗБЦ) (в специализированной литературе также используются термины «лемминговый цикл кинопоказа» или «цикл феникса»).

1

На рисунке показано, что данный график носит универсальный характер, общий для всех стран на любом этапе развития рынка кинопоказа. Кратко напомню, чем отличаются эти этапы друг от друга.

Первый этап (так и отмеченный цифрой 1 на графике) соответствует начальному этапу развития рынка, когда связь между количеством экранов и посещаемостью соответствует линейной зависимости. Идеальное состояние рынка, когда всё целиком и полностью определяется только количеством экранов. Численность кинотеатров растёт высочайшими темпами, как грибы после дождя, сохраняя при этом и высокий уровень рентабельности бизнеса. Лучшее время для рынка, с наибольшей эффективностью инвестиций и с кратчайшим сроком их возврата. В этот период времени у потенциальных инвесторов и возникает желание вложиться в этот бизнес. К сожалению, в силу ряда причин (инерционность мышления и связанный с этим временной лаг в принятии решений), зачастую строительством кинотеатров начинают и продолжают заниматься на более поздних этапах развития рынка (начиная с его второго этапа), когда это становится не так выгодно или даже совсем не выгодно.

В нашей стране, этот этап развития рынка начался с появлением первого долбированного кинотеатра (Кодак Пола Хета в 1996 г.) и закончился к 2010 году при достижении величины порядка 2300 экранов.

Второй этап (с 2010 по 2011 г.г.)  Нелинейный участок леммингового цикла. Здесь уже не все так хорошо и приятно, пора было начать задумываться о будущем, задаваясь вопросом: «А оно (дальнейшее строительство кинотеатров) тебе надо?» Да, дальнейшее строительство кинотеатров вызывает ответный рост посещаемости кинотеатров, но все в меньшей и меньшей степени. Отдача от нашего труда, от финансовых вложений все меньше.

Как мы уже знаем, никто так и не задумался. Бурное строительство низкорентабельных кинотеатров продолжилось.

Этому этапу в развитии рынка кинопоказа в РФ отвечает участок с количеством экранов от 2300 до примерно 3000.

Третий этап (с 2011 по 2017 гг.) — этап стагнации рынка, когда количество билетов, проданных в течение года, перестало зависеть от количества экранов. На этом этапе никакой зависимости посещаемости от количества залов нет и быть не может.

Этап насыщения рынка соответствует количеству экранов в стране от 3000 до 4800.

Берусь утверждать, что, невзирая на изменение количества экранов в довольно широком диапазоне (более чем в полтора раза), посещаемость практически не зависела от этого фактора. На рынке царил фактор каннибализации, когда вновь открывшиеся кинотеатры просто перераспределяли зрительские потоки в свою пользу, активизируя, тем самым, ценовые войны, вплоть до откровенного демпинга. Отмеченный же нами рост посещаемости объясняется совсем другими причинами, о чём поговорим позже.

Четвёртый этап (2018-…). Современный этап развития нашего рынка. Займусь самоцитированием. Вот как я описывал этот период времени ещё в 2014 г., когда падения рынка у нас никто не ждал:

Количество экранов все еще растет, растет по инерции, растет вследствие запаздывания по времени (временными лагами) в движении информации, влияющими на принятие решений коммерческими фирмами, а посещаемость уже падает.

Наличие этого этапа непосредственно связано с отсутствием научной базы под нашими решениями о строительстве кинотеатров, о путях развития рынка.

Как поступает руководитель компании, не владеющий теоретическими основами знаний о своем бизнесе, не понимающий его и не знающий, что произойдет уже завтра? Он принимает правильное решение о прекращении строительства кинотеатров, о сокращении своей сети, когда увидит резкое падение посещаемости и кассовых сборов в течение достаточно длительного периода времени, а это поздно, слишком поздно, корабль уже идет ко дну. Как говаривал капитан «Титаника»: «Даже правильное решение, но принятое поздно, не спасет жизни Леонардо Вильгельму Ди Каприо!». Все надо делать вовремя, принимать решения не после столкновения с айсбергом, а, предвидя такую опасность, заранее изменить курс своего корабля.

Но и наши капитаны бизнеса повторяют ошибку своего коллеги с «Титаника» — слишком поздно начинают суетиться. Топ-менеджер, собственник или инвестор, видя стагнацию на рынке, даже понимая, что рынок насыщен, продолжает верить в лучшее, еще немного, еще чуть-чуть, и солнце прорвется сквозь тучи, озарив своими лучами нашу мрачную действительность, и денежные потоки опять польются на нас, как и раньше (этап 1 нашей кривой).

Поэтому то и принимается решение оставаться на рынке, продолжая строительство и дальнейшее развитие сети кинотеатров, а потом, неожиданно (все-таки надо учить матчасть, тогда любые проблемы будут ожидаемы!), наступает 4 этап и все — крах бизнеса, убытки, разорение, уход любовницы, продажа дома на Рублевке…

А все из вышеперечисленных ужасов, включая потерю любовницы, можно было бы избежать, читая мой блог на нашем любимом сайте CINEMAPLEX. Вот и непосредственная польза от знаний о рынке.

Этот этап развития рынка связан с ошибками в государственном регулировании отрасли, с ошибками частных инвесторов и, в первую очередь, крупных инвесторов, владельцев крупнейших сетей страны.

При обсуждении перспектив отечественного рынка кинопоказа необходимо правильно спрогнозировать, как именно пойдёт его развитие: либо после 4 этапа последует 5 этап (на этом этапе своего развития находится сейчас рынок Северной Америки), когда при примерно постоянном количестве экранов фиксируется ежегодное падение посещаемости, что компенсируется растущей ценой на билеты или, минуя его, нас ждёт сразу же 6, а в скором времени и 7 этапы цикла феникса, т.е. резкое сокращение числа кинотеатров при катастрофически быстром падении посещаемости и кассовых сборов, когда рынок сокращается на глазах, как шагреневая кожа.

В ТЕМУ:

ЕЩЕ РАЗ О КИНОТЕАТРАХ МЕЧТЫ. ЧАСТЬ 1

ЕЩЕ РАЗ О КИНОТЕАТРАХ МЕЧТЫ. ЧАСТЬ 2

29 комментариев »

  1. Алексей 21 ноября 2018 в 12:58 - Ответить

    Повторюсь. Насыщение кинозалами в стране крайне неравномерно. Поэтому рассматривать рынок надо сегментировано. И если в Перми и Севастополе можно построить еще 10-15 залов, то в Мурманске и Питере давно пора сносить. То есть надо оперировать не общим количеством залов в стране а применительно к каждому городу (а лучше даже к микрорайону в крупных агломерациях). В целом для России при правильном распределении и 6-7 тысяч залов вполне могут приносить небольшую прибыль.

    • М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 14:32 - Ответить

      Алексей, я же не спорю, сегментировать так сегментировать!

      Я даже писал об этом cinemaplex.ru/tag/chetyre-zakona-bublevskogo в своих 4х Законах.

      В данной же работе, мы рассматриваем некую интегральную характеристику, говорящую не о температуре конкретного больного, а о температуре по больнице. И она свидетельствует о том, что температура повышена и значительно, рынок болен

      Так что эта мысль бесспорна и ничуть не противоречит моему главному посылу о том, что сейчас мы вынуждены работать в условиях, когда предложение (в среднем по стране) значительно превышает спрос (опять же средний по стране)

      • М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 14:50 - Ответить

        Как мы видим, рынок (в среднем) давно перенасыщен предложением (уж более 7 лет), поэтому Ваш вывод о возможности строительства ещё 1-2 тысячи залов без вреда для рыночной ситуации является крайне сомнительным (ИМХО).

        Городов, в которых можно продолжать строительство гораздо меньше тех. где надо бы сокращать количество залов

  2. М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 14:39 - Ответить

    Интереснее звучит мысль о том, что кинотеатры « в Мурманске и Питере давно пора сносить».

    Понятно, что это фигура речи и вряд ли детально обдуманная, но всё же:

    1. Каков механизм этого действа? «Невидимая рука рынка», которая никак не начнёт действовать или что-то поинтереснее?

    2. Нуждается ли отрасль в регулировании? Если да, то как? Государственное регулирование или сами внутри отрасли организуемся?

    Как регулировать рынок,например,Мурманска???? Сами же писали пример, когда на вашем и так перенасыщенном рынке кто-то планировал строить новый кинотеатр. А может не только планировал, но и построил.

    И кто может помешать этому?

  3. Алексей 21 ноября 2018 в 15:00 - Ответить

    Для сегментирования легко использовать отчет ФК за 2017 год. Там есть раскладка по городам. Города с количеством залов меньше 5 на 100 000 есть и их достаточно. Думаю их бы с удовольствием рассматривали федеральные сети для развития, если бы деньги были.

  4. Алексей 21 ноября 2018 в 15:08 - Ответить

    По поводу сноса. Формула уже несколько лет пытается закрыть старый 4-зальник в Мурманске. Однако владельцы ТЦ сначала снижали цену аренды, потом довели ее до нуля. И я думаю, если бы Формула поднажала, то они бы еще и приплачивать ей начали. Однако Формула была выставлена на продажу, а при оценке сети рассматривается абстрактное количество экранов и закрывать даже 4 зала им оказалось невыгодно.

    По поводу открытия еще одного мультиплекса. Да. Откроют в следующем году. В километре от двух наших кинотеатров. Хозяевам нового ТРЦ кровь из носа требуется именно кинотеатр и пофиг, что никто из сетевиков не захотел туда заходить и пофиг, что им уже все раскладки дали. Нужен и все тут. Видимо они рассчитывают что 70 миллионов вложенных рублей и пара миллионов ежемесячных убытков это неплохая компенсация за траффик. Мы им предложили по 100 рублей давать каждому посетителю ТРЦ — дешевле обойдется, но нет. Им кино подавай.

    Естественно никакого госрегулирования не нужно — кому суждено умереть — тот умрет. Сначала частные кинотеатры, потом и сетевики начнут переносить свои кинотеатры в более разряженные районы/города. Ну и фондовские (если не подсядут на бюджет) тоже на 80% под закрытие.

    • М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 16:39 - Ответить

      « Сначала частные кинотеатры, потом и сетевики начнут переносить свои кинотеатры в более разряженные районы/города»

      Как у Вас всё легко и просто!

      Закрыл кинотеатр в перенасыщенном районе, перенёс его в ненасыщенный (как интересно? или вместе с ТРЦ?), а потом рядом опять построят ТРЦ с кинотеатром и опять переносить?.

      • Алексей 21 ноября 2018 в 18:19 - Ответить

        Такая практика есть. Оборудование легко переносится.

  5. Алексей 21 ноября 2018 в 15:10 - Ответить

    Помешать выкинуть деньги на постройку кинотеатра никто не может. Захотят выкинуть — выкинут.

  6. Алексей 21 ноября 2018 в 15:13 - Ответить

    На самом деле «некая интегральная интегральная характеристика» никому в практическом бизнесе не интересна, точно также как интересна средняя по больнице температура (важен каждый отдельно взятый больной). Умные менеджеры по развитию сетей рассмотрят каждый отдельно взятый город и определят его температуру. Именно поэтому сети и отказались заходить в вышеуказанный ТРЦ в Мурманске.

  7. Алексей 21 ноября 2018 в 15:32 - Ответить

    Количество залов на 100 000 населения:

    Пермь — 3,3

    Волгоград — 3,8

    Воронеж — 4,2

    Красноярск — 4,4

    Челябинск — 4,4

    Махачкала — 1,36

    Ульяновск — 4,1

    Томск — 4,1

    Владивосток — 4,1

    Саратов — 4,4

    Вот где бы я хотел работать ))))).

    Думаю этих городов свыше полумиллиона жителей достаточно для успешного открытия и функционирования более 1 000 залов. И кстати средняя по стране насыщенность залами не более 5 (имеется ввиду население городов свыше 250 000 человек). Так что вопрос не в перегретости рынка вообще, а в неправильном распределении залов по городам.

    • жзл 21 ноября 2018 в 16:12 - Ответить

      Если не изменяет память, то Андрей Жирютин не особо радовался показателям своего волгоградского кинотеатра. Наверное, неспроста такое затишье в миллионниках. Видимо есть объективные причины таких низких показателей.

      Вот в Махачкалу никто не хочет идти, тут ничего удивительного как раз))

      • М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 16:32 - Ответить

        Да, количество залов на 100 000 человек-важный показатель, но далеко не единственный.

        Алексей сильно упрощает критерии выбора

        В вышеупомянутой работе (4 закона Бублевского), я предлагал рассматривать и интегральные показатели, учитывающие не только плотность кинозалов, но и уровень жизни населения. Поэтому-то Махачкала и Волгоград, будучи депрессивными городскими образованиями менее интересны для кинобизнеса, чем, например, богатый Сургут, поэтому там допустима более высокая плотность залов для построения прибыльного бизнеса

        • Алексей 21 ноября 2018 в 17:51 - Ответить

          А вот в последнем комменте Вы сами себе противоречите. Помнится не так давно Вы писали о том, что рост или падение реальной покупательной способности населения мало влияет на динамику рынка кинопоказа. Так что депрессивность региона слабый аргумент. Вроде всем известно, что чем беднее население, тем более востребованы дешевые развлечения. 150-250 рублей за два часа в сказке это же недорого )))

          • М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 18:01 -

            Алексей, не помню, чтобы я такое писал...Более того, считаю обратное. чем беднее население, тем менее востребованы развлечения, что понятно,когда людям не хватает на жизнь, им не до развлечений.

            Рост количества проданных билетов был обусловлен ценой на билет и естественно при росте покупательной способности населения был бы только выше.

            У Вас получается, что падение экономики страны нам выгодно, что,простите,глупость!

        • Алексей 21 ноября 2018 в 17:54 - Ответить

          В богатом Сургуте 50% населения в новогодние и майские праздники улетает в тропики. Не будьте слишком линейным, коллега.

        • Алексей 21 ноября 2018 в 18:12 - Ответить

          А Вы попробуйте уйти от стереотипов. Ну например подумайте куда может сводить тинейджер свою подругу имея в кармане 500-700 рублей. И какой выбор у среднего класса располагающим на вечер 5-7 тысячами рублей. Я уже писал про богатый Сургут. Перечитайте, плиз.

        • Алексей 21 ноября 2018 в 18:23 - Ответить

          И вообще это постулировали еще римские императоры — чем беднее плебс тем более востребованы дешевые развлечения.

          • М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 18:35 -

            Алексей, моя позиция по этому вопросу подробно изложена в статье « О покупке Синема парка или зачем Герасим утопил му-му?» cinemaplex.ru/2014/11/17/...topil-mu-mu.html

            «Издавна существует миф, что когда все плохо, человек идет в кино, чтобы развеяться и в годы экономических депрессий продукция Голливуда, этой «фабрики грез» особенно востребована простыми людьми. Но, это не более, чем сказка для легковерных инвесторов.

            Статистика и опросы социологов говорят об обратном: когда у людей нет денег, в первую очередь, под секвестр домашнего бюджета попадают расходы, связанные с развлечениями, в том числе, и на посещение кинотеатров.

            Да, все в том же 5 классе, на уроках истории Древнего мира, мы узнали, что для плебеев, то есть простых людей из народа, надо только хлеба и зрелищ, приняли это слепо на веру и ждем вечных дивидендов от рынка развлечений, особенно в смутные времена, ведь такова природа человека

            Но, и в древнем Риме это было не совсем так.» и далее по тексту...

            Кстати, в статье приведён график посещаемости в США. Обратите внимание на резкое падение во времена Великой Депрессии.

            Как говорится,что и требуется доказать

        • Алексей 21 ноября 2018 в 19:01 - Ответить

          Михаил, Вы свои предположения настолько уверенно постулируете не приводя реальных аргументов, что с Вами сложно вести диалог. Великая депрессия аргумент? Да ну? Сейчас бутылка водки стоит дороже билета в кмно, да и пачка сигарет не далеко. Вы помните кто наша целевая аудитория и сколько у нее денег? Или Вы реально считаете, что 90% населения живут с хлеба на воду и не могут себе позволить 150-250 рублей на кино?

          • М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 19:07 -

            Чем Вам Великая Депрессия не аргумент? В то время в Никельодеонах цена билета в кино была всего 5 центов и даже при такой цене на билет посещаемость упала в разы при наступлении настоящего кризиса

        • Алексей 21 ноября 2018 в 19:03 - Ответить

          И вообще я Вам искренне рекомендую принцип «сомневайся». Просто предположите — а вдруг Вы не правы.

          • М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 19:10 -

            Алексей, недавно прочитал отличный совет, который хотел бы переадресовать Вам:

            «И вообще я Вам искренне рекомендую принцип „сомневайся“. Просто предположите — а вдруг Вы не правы».

            « Вы свои предположения настолько уверенно постулируете не приводя реальных аргументов, что с Вами сложно вести диалог»

            Лучше и не скажешь!

        • Алексей 21 ноября 2018 в 19:11 - Ответить

          Ну тогда уж и приведите цифры кинопроизводства в эти годы.

        • Алексей 21 ноября 2018 в 19:32 - Ответить

          А вообще то да. Для разминки мозга с Вами пикироваться полезно. Боюсь, что для развития бизнеса вредно )))

      • Алексей 21 ноября 2018 в 17:58 - Ответить

        Или субьективные. Мы этого не знаем. Неправильное расположение, возможно неправильное управление, слабый маркетинг (не в обиду, это просто предположение)

  8. Евгений Буслейко 21 ноября 2018 в 17:48 - Ответить

    Михаил, добрый вечер! Спасибо за очень интересную статью. Мне сложно согласится с постулатом, что спрос в нашей отрасли это количество залов перемноженное на количество релизов.

    • М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 18:04 - Ответить

      Евгений, я специально указывал, что рассматриваемая в статье модель-это простейшая из возможных

      В монографии есть и более сложные

      Очень интересно, а какие Вы видите показатели спроса и предложения в отрасли??????

    • М.Л.Б. 21 ноября 2018 в 18:07 - Ответить

      Евгений, это не спрос, а предложение

КОММЕНТАРИИ »


6 × один =