Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ЕЩЕ РАЗ О КИНОТЕАТРАХ МЕЧТЫ. И В ЗАКЛЮЧЕНИИ...
Бублевский Михаил 03.12.2018 / 10:36 2

В заключительной части моей работы хотелось бы поговорить о том, почему к 2018 году ситуация на рынке характеризовалась гигантским разрывом между постоянно растущим предложением и падающим спросом, что и позволило мне назвать этот рынок «сверхалым».

Для доказательства этого тезиса далеко идти не надо, достаточно обратиться к уже упомянутой выше монографии «Некоторые вопросы соотношения спроса и предложения в кинопоказе РФ и поиска оптимальной цены на билет». В ней были рассмотрены достаточно многочисленные математические модели, от простейших до довольно сложных, построения кривых спроса и предложения и их соотношения между собой. Опыт показал, что даже простейшие из них дают достаточно точные результаты.

Поэтому, в данной работе мы рассмотрим результаты матмодели, построенной на идеях, родственных взглядам родоначальника математического направления в политической экономии Антуана Огюста Курно.

В соответствии с предложенным подходом к решению подобных задач в работах «Recherches sur les principes mathématiques de la théorie des richesses» (Париж, 1838) и «Revue sommaire des doctrines économiques» (Париж, 1877), в качестве оценки спроса на наши услуги возьмём такой показатель, как посещаемость на зал, а в качестве оценки предложения на рынке кинопоказа — произведение количества залов на количество релизов, выпущенных в прокат в течение года.

1

Далее, от исходных величин переходим к нормированным, безразмерным с использованием стандартного статистического аппарата обработки данных (например, Суринов А. и др. Статистика. В 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Глава 4.2.3. Нормирование (стандартизация) данных). Данные для построения кривых спроса и предложения приведены в таблице.

2

По нормированным данным строим интересующие нас графики, где по оси «Х» расположены года, а по оси «Y» — нормированные значения спроса и предложения.

3

При некотором внешнем сходстве с «крестом» или «ножницами» Маршалла, построенный нами график имеет другой смысл (он и строился на других принципах). Если, у Маршалла точка пересечения кривых спроса и предложения — это точка равновесной цены, для нас это точка равновесия между спросом и предложением, то предельное состояние количества экранов и выпущенных в прокат релизов, после которого предложение начнёт превалировать над спросом, и ничего более.

Имеем, что слева (заштриховано зелёным цветом) расположена комфортная зона для бизнеса, когда спрос превышает предложение, соответственно, справа — зона дискомфорта, когда предложение превышает спрос. Точка пересечения кривых — то положение рынка, когда спрос и предложение уравновешены. В соответствии с графиком нетрудно заметить, что данное событие произошло в первой половине 2011 года.

Превышение предложения над спросом, сразу же сказалось на финансовых показателях наших кинотеатров, что и было отмечено незамедлительно уже по результатам 2012 года.

В то, ещё благословленное для кинобизнеса, время, я писал:

Видит ли кто-нибудь так волнующие меня признаки кризиса, гибели кинорынка? Готовы ли сделать правильные выводы?Похоже, что нет! Ощущаю себя собачонкой, которая лает на караван, а караван все идет и идет. Вот только он  все идет и идет к своей гибели! И гибель уже не за горами! Неужели наши вожаки так слепы? Почему лидеры нашего каравана, наши главные верблюды так старательно ведут нас к пропасти? Нет времени и желания проанализировать полученные результаты? Такая безответственная позиция, безудержное желание строить и строить все новые и новые кинотеатры чревато последствиями.

Значительным диссонансом с моими выводами выглядит очередное исследование от «Romir Movie Research», в котором в очередной раз постулируется убийственно вредная и практически ничем не обоснованная мысль о необходимости дальнейшего роста числа кинозалов в стране: «Для нормальной обеспеченности жителей страны количество залов, по прогнозу специалистов компании, должно быть в два раза больше (по сравнению с сегодняшним днем — прим. Бублевского) — на уровне 5- 6 тысяч кинозалов».

Как видим, никто не прислушался к моим словам, и наши «главные верблюды» так и привели караван к кризису. Мы и количество экранов довели до практически 5 тысяч единиц, довели всеми правдами и неправдами, зачем-то настроив сотни априори убыточных кинозалов по программе ФК. И что, помогло ли это нам?

Может хотя бы сейчас стоило начать прислушиваться к моему экспертному мнению? Не случайно, я всегда, думая о том, что предупреждал о судьбе отрасли заранее, вспоминаю бедную Кассандру, дочь последнего царя Трои — Приама. Все её предсказания сбылись: и Троя была разрушена, и семья погибла, и всё это можно было избежать, если бы к её советам прислушался хоть кто-нибудь….

Нетрудно определить и точную дату наступления равновесия между спросом и предложением на рынке оказания услуг кинопоказа в РФ. Аппроксимировав кривые спроса и предложения полиномами 6-ой степени (см. рисунок ниже) и решив несложное алгебраическое уравнение, получаем дату точки равновесия — 10 апреля 2011 года. Таким образом, имеем, что к моменту начала падения показателей рынка (посещаемости и сборов) в марте 2018 года, рынок уже в течение 7 лет характеризовался превышением предложения над спросом и с каждым годом этот разрыв только увеличивался!

4

Результат определения координат точки равновесия между спросом и предложением (назовём её точкой G кинорынка) носит далеко не академический характер. Нам надо стремиться построить свой бизнес так, чтобы всегда находиться в комфортной зоне, не переступая за красные флажки, границы, определённые её местоположением.

В среднем, проанализировав результаты, приведённые в вышеупомянутом труде, можно с уверенностью сказать, что предельно допустимое количество экранов для кинорынка РФ составляет порядка 3000, а количество релизов не более 350 (сейчас же порядка 5 000 экранов при 600 релизах).

Отметим, что рассчитанное по координатам точки G количество экранов хорошо коррелируется с раннее полученным нами в статье ПОЧЕМУ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЭКРАНОВ ПРИВЕДЕТ К КРИЗИСУ СИСТЕМЫ КИНОПРОКАТА результатом. Напомню, что в данной работе нами было введено понятие «числа полуЗверя» равного 3333 экранам и показано, что данное количество кинозалов является предельно допустимым. Кстати, там же приводится и расчёт оптимального количества экранов равного 1000. А в монографии «Введение в теорию короткого хвоста» убедительно доказано, что оптимальное количество релизов составляет 104 произведения в год.

И эту позицию разделяли и гораздо более известные, чем я, на рынке люди. В частности, Олег Станиславович Березин в интервью «Кинобизнесу сегодня» № 14 (259) сказал:

Не думаю, что мы когда-нибудь преодолеем планку в 3500 экранов. Ведь в небольших городах строить мультиплексы коммерчески невыгодно — при наших ценах поход в кино становится недешевым развлечением, а в глубинке покупательская способность слишком низка, и окупаемость одного зала, рассчитанная на 5-7 лет, может растянуться до 12-15 лет!

Более того, в то время, он искренне считал, что новых кинотеатров и строить более не нужно. Не случайно, на открытии «Киноэкспо»-2011 он заявил:

Если бы у нас не хватало экранов, у нас бы с вечера, как в былые времена, записывались в кинотеатры с номерками на руке. Если бы у нас не хватало кинотеатров, то у нас не было бы средней заполняемости залов 18-19% — наверное, она была бы гораздо выше

Сведём всё это в одну таблицу и определим во сколько раз предложение услуг кинопоказа к 2018 году превышало предельно допустимую и оптимальную, взяв за основу, как определение предложения, произведение количества экранов на количество релизов.

5

Что можно сказать о рынке, на котором предложение превышает предельно допустимое значение в 3 раза, а оптимальное практически в 30? Больной, обречённый на проблемы, рынок!

Можно ли было ограничить предложение? Конечно!

Но сами игроки рынка не видели до сегодняшнего дня никаких проблем. Типичный пример, Юрий Кириллов, который будучи членом совета директоров сети «Формула кино», а потом и её гендиректором, писал мне в комментариях, что рынок всё рассудит, рынок всё отрегулирует сам и беспокоиться нечего. Детская, слепая вера в «невидимую руку рынка», во взгляды экономистов конца 18-начала 19 веков и занятая из-за этого «страусиная» политика одного из лидеров рынка, не могла не привести к плачевным результатам.

Напомню, что при всём при том, что кризис в отрасли наступил при количестве экранов менее 5 000, ряд уважаемых специалистов ратовали за строительство гораздо большего их количества. Например, Киноальянс, в своём письме в Правительство РФ, требовал довести численность экранов до 9 тыс., а господин Рязанцев и примкнувший к нему Русинов, аж до 30 000.

Это до какой степени надо не понимать экономику, не ощущать свою страну, не любить и не знать своего зрителя, чтобы искренне верить в подобную чушь!

Нежелание думать и учиться новому может дорого обойтись твоему бизнесу!

Могло, если и не выручить, то смягчить последствия кризиса в кинопоказе, государство. И надо отдать должное господину Мединскому, он, как мне кажется, искренне хотел сделать что-то полезное для рынка. Но подвело, опять же, отсутствие знаний.

Все разумные предложения (типа Закона о 5 млн, что могло отсечь значительное число не кассовых релизов, сократив, таким образом, предложение), встретив категорическое неприятие нашего сообщества, не проводились в жизнь, зато вредные для отрасли решения, например, о строительстве кинотеатров в малых городах (а реально даже в деревнях и сёлах) или такое страшное для всех нас предложение об ограничении количества сеансов на фильм (Закон о 35%), встретив понимание лидеров, ведущих экспертов отрасли, проводится в жизнь (читай «Введение в теорию короткого хвоста»).

Вот только несколько примеров такой глупой, вредоносной деятельности.

Цитата с сайта CINEMAPLEX (раздел «Театр реплик»): «2018 : Ну если многих устраивает закон о 35%, значит государство нужно подтолкнуть к этому шагу. Синемаплекс, напишите в АВК об этом. Пусть отправят письмо в правительство». Вот уж, не дай Бог!

Или уже упомянутый Андрей Русанов, пишет у себя на страничке в ФБ о принятии закона о 35%: «О чём я и говорил, дав комментарий Москве FM, но всем хотелось очередного срача, а ведь это первая реально здравая рыночная инициатива Минкульта!»

Ну, ничего ты не понимаешь в экономике кинопоказа, да, и никогда ты реально и не занимался этим делом, так сиди на попе ровно, нет, надо дать ещё кому-то интервью, способствуя формированию ошибочного общественного мнения.

Как я неоднократно советовал г-ну Мединскому:

Не хватает экономических знаний, смотрите на реакцию отрасли. Чем сильнее вас критикуют, тем лучше Ваше предложение, тем скорее его надо внедрять в жизнь. И, наоборот, если хвалят, забудьте об этой идее навсегда.

Но, к сожалению, он не только не читает мои работы, но и не прислушивается к моим советам, так что, и со стороны государства рынку ничего полезного ждать не приходится. И сами тупим и другим не даём сделать хоть что-то!

Как видим, к вышесказанным причинам появления кризиса 2018 года, добавились ещё две:

— рынок, на котором предложение значительно превышает спрос («алый рынок» конкуренции);

— низкий уровень профессионализма и экономических знаний как у игроков рынка, так и у соответствующих чиновников госструктур.

С последним пунктом, лично у меня, больше всего вопросов. Почему это так, даже в сравнении с коллегами из других стран?

Понятно, что в той же Северной Америке букеры и владельцы кинотеатров не гении экономической мысли. Но, если мы вернёмся к таблице, характеризующей результаты тамошнего кинопроката, то узнаем, что в 2017 году у них в прокате было всего 740 релизов при 5 398 кинотеатрах и 39 651 экране (в среднем, 7 экранов на кинотеатр).  Для сравнения напомню, что у нас при 4 794 экранах и 3-х экранах на кинотеатр, наши букеры ухитрились прокатать в 2017 г, 608 релизов. И при этом, уверяли, что предложение фильмов для проката было недостаточно большим. В ответ на моё встречное предложение ограничить количество фильмов в прокате только блокбастерами, г-н Лупилин уверял, что он знает людей, кому в Мурманске не хватает и этих 600 фильмов в год. Так что, если бы его забросила судьба работать букером в кинотеатрах США, он бы требовал для росписи 2-3 тысячи фильмов ежегодно, а меньше и нельзя, у него же есть зрители требующие это.  Почему американским специалистам достаточно всего 700 наименований — для меня загадка.

Резюмируя

К  2018 году на кинорынке РФ сложилась ситуация «идеального шторма», когда все факторы были против нас, против дальнейшего повышения показателей рынка, поэтому его падение было неизбежным.

Из пяти возможных драйверов роста рынка, три (рост числа кинотеатров, игра ценой на кинобилет и внедрение ЕАИС) исчерпали весь свой потенциал, а ещё два не были нами использованы как в силу объективных (рост покупательной способности населения в конце падающей ветви экономического цикла Кузнеца-Бублевского практически невозможен), так и субъективных причин (внедрение инноваций ценностей).

Кроме того, отличительными особенностями нашего рынка являются:

— предложение значительно превышающее спрос («алый рынок» конкуренции);

— низкий уровень профессионализма и экономических знаний, как у игроков рынка, так и у соответствующих чиновников госструктур.

Во второй главе, мы рассмотрим перспективы, будущее нашего рынка (глава так и называется «Что день грядущий нам готовит?»). В третьей главе, поговорим более подробно о концепции кинотеатров мечты, как реальной возможности выйти за пределы «алых океанов» конкуренции, открыв новый «голубой океан» возможностей.

В ТЕМУ:

ОЛЕГ БЕРЕЗИН: «ПРЕДЕЛЬНОЕ ЧИСЛО КИНОЗАЛОВ ДЛЯ РОССИИ — 3500»

ЕЩЕ РАЗ О КИНОТЕАТРАХ МЕЧТЫ. ЧАСТЬ 6

2 комментария »

  1. Самара 4 декабря 2018 в 15:00 - Ответить

    Когда демагоги и дилетанты начинают строить мат.модели и давать советы профессионалам и даже самому министру, то дела в отрасли действительно плохи.

    Если бы Михаил имел хоть малейшее представление о современном кинопрокате, то он бы наверное догадался, что это локальный рынок, и количество кинотеатров в Москве или Краснодаре не имеет никакого отношения к Новосибирску или Рязани. Что количество релизов, 300 или 600, никак не влияет на репертуар кинотеатров, так как они все равно выбирают то, что им подходит. И что тысяча залов, построенных в деревнях по программе ФК, в общей кассе занимает менее 2% боксофиса, и опять же не влияют на работу Екатеринбурга или Самары.

    А вот что действительно влияет, то я бы назвал следующие причины: падающие доходы населения (это 80% проблем), протекционизм минкульта в расчистке дат под отечественное кино, запретительные возрастные рейтинги на зарубежное кино, и наконец крайне низкое качество наших фильмов, что в конечном счете подрывает доверие зрителей и отбивает охоту ходить в кинотеатр.

    Отсюда мы получаем обратно пропорциональный эффект. Чем выше доля российского кино, тем ниже общий боксофис в стране. Чем сильнее прачечная будет заботится о нашем кинематографе, тем меньше будет зрителей. Чем больше денег будет выделяться на производство фильмов, тем хуже будет их качество. Как то так.

    • Алексей 4 декабря 2018 в 18:48 - Ответить

      Все верно. Но я бы не стал падающие доходы населения ставить во главу угла. Есть конечно этот фактор, но он точно не определяющий (падение уровня жизни не в апреле 2018 года началось таки). Все таки поход в кино относительно дешевое развлечение и влияние на него уровня жизни (измеряемое в единицах %) минимально. А Минкульт, слабость репертуара, смещения дат и завышение рейтингов — это действительно значимые факторы.

КОММЕНТАРИИ »


один + 4 =