НОВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ КОМИТЕТЕ ГОСДУМЫ ПО КУЛЬТУРЕ

общественный совет при комитете госдумы по культуре

В Госдуме состоялось очередное заседание Общественного совета при комитете Госдумы по культуре, сообщает RG. Заявленная тема – проблемы, сопровождающие выдачу прокатных удостоверений. Однако участники встречи обсудили и другие вопросы, волнующие представителей киноотрасли.

Музыкант Сергей Шнуров предложил вовсе отказаться от практики выдачи прокатных удостоверений на фильмы. По мнению лидера группы «Ленинград» в России лицензируется кино, а «остальная деятельность культуры» — нет. Он заявил, что не понимает смысла прокатного удостоверения.

Давайте собирать комиссии по каждому незначительному поводу. Кто-то написал книгу — давайте собираться, читать и решать, выпускать или нет. Давайте обкомиссимся все, — сказал Шнуров.

Шнуров также высказался в пользу идеи разрешить использовать в отечественных фильмах нецензурную лексику. По его словам, язык должен использоваться «в его большем объеме».

Дело не в мате, а в живом языке. Вы представляете шофера, который начинает говорить канцеляритом? Зритель на это не идет, это фальшь. Он видит другую жизнь, — подчеркнул Шнуров.

В качестве иллюстрирующего обе проблемы примера, музыкант обратился к ситуации с лентой «Левиафан» Андрея Звягинцева, у которой были трудности с получением прокатного удостоверения как раз из-за нецензурной лексики. В результате фильм получил Каннскую пальмовую ветвь за Лучший сценарий, а в отечественном прокате его показывали, по выражению Шнурова, «в нормативном кастрированном варианте».

Обсуждая данный прецедент, участники мероприятия начали дискутировать на предмет того, имеет ли смысл «запикивать» мат в фильмах, не предназначенных для детской аудитории. Глава профильного комитета Елена Ямпольская считает, что если картина и так относится к категории «18+», что-либо «запикивать» и «заклеивать» бесполезно.

Гендиректор сети кинотеатров «Пионер» Мэри Назари обратила внимание на другую проблему, связанную с выдачей прокатных удостоверений. Из-за несвоевременной их выдачи дистрибьюторам приходится переносить релизы фильмов, что, в свою очередь, по ее словам, неизбежно ведет к падению выручки кинотеатров. Большие деньги тратятся на продвижение фильма, а потом заявленная дата показа срывается.

У нас, киносетей, очень сильная потеря посещаемости, зрителей, выручки. За прошедший год — процентов на 8-10 гарантированно, а может, и больше: люди перестают ходить, в том числе, из-за этих бесконечных переносов релизов. У нас есть конкретные предложения, я их передам в комитет. Мне кажется, изменения в законодательство назрели, потому что форма, по которой проходит рассмотрение и выдача прокатных удостоверений, совершенно не актуальна, — сказала Назари.

Гендиректор «Пионера» подчеркнула, что понимает интересы российских кинопродюсеров, но заставлять кинотеатры перекраивать репертуар под каждый отечественный фильм — нечестно. Необходима «презумпция товарищеской разумности».

Мы понимаем, что есть 5-6 больших национальных проектов, и мы согласны обсуждать и раздвигать даты под них. Но у нас нет двадцати фильмов, которые могут называться национальными проектами, а сдвижка дат происходит бесконечно. А дата выхода фильма — это важнейший маркетинговый фактор. Мы вкладываем туда много денег, много творческого потенциала, и, когда за месяц узнаем, что будет не эта дата, а другая, это, конечно, плохо, — добавила она.

Кроме того, некоторые игроки рынка киноиндустрии используют схему выдачи прокатных удостоверений в своих целях. Например, в российском прокате каждый третий голливудский фильм получает рейтинг «18+». В то время как на отечественное кино рейтинг занижается.

Метод борьбы с бюрократией и подобным фаворитизмом в отрасли предложил глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. По его мнению, необходимо освободить Министерство культуры от обязанностей выдавать прокатные удостоверения и декларировать фильмы на портале государственных услуг.

Функцию по выдаче прокатного удостоверения нужно отобрать у Министерства культуры. Оно находится в ужасном положении: все научились пользоваться дубинкой выдачи удостоверения, каждый режиссёр, каждый продюсер знает, кому позвонить. Не обязательно в министерство, можно даже депутатам. Давайте министерство освободим от этой ответственности, — сказал Березин.

Глава АВК также предложил «кардинальную, но правильную» альтернативу прокатным удостоверениям — декларацию правообладателя.

Не чиновник должен определять, когда кому куда идти. Так же, как мы подаем декларацию налогоплательщиков, через сайт госуслуг, можно начать подавать декларацию правообладателя. Я, как правообладатель, декларирую права на конкретный фильм, на конкретное время, на конкретные виды пользования. Я декларирую возрастные рекомендации, возрастные ограничения в соответствии с действующим законодательством. И все. И автоматически получаю какой-то номерок этой регистрации в системе, — сказал Березин.

Он добавил, что такая услуга есть в Казахстане, и она там бесплатна. А киносообщество и государство вместе с ней получат и реестр прав на аудиовизуальные произведения, который можно будет использовать для борьбы с нелегальным контентом. Контроль за соблюдением порядка, по мнению Березина, может быть возложен на Роскомнадзор. При такой системе недобросовестные игроки рынка киноиндустрии не смогут использовать схему выдачи прокатных удостоверений в корыстных целях.

Системный подход к выдаче либо невыдаче прокатных удостоверений отсутствует, признала проблему Елена Ямпольская. Она призвала подумать, нужны ли изменения в законодательстве на эту тему, а также предложила присутствующим собраться еще раз для более детальной проработки вопроса.

Тем, кто имеет отношение к кино, я предлагаю собраться еще раз, расширенным, но уже узкоспециальным кругом, и выработать какую-то стратегию [по этому вопросу – прим.]. Если не надо законодательно регулировать и об этом скажет сообщество, то не будем. Но мы бы хотели поучаствовать в создании системности на этом рынке, — сказала Ямпольская.

Глава департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова, в свою очередь, выразила мнение, согласно которому избежать проблемных ситуаций при выдаче удостоверений не удастся, поскольку всегда будут появляться продюсеры, которые будут настаивать на статусе «главного фильма» для своих проектов, аргументируя это значимостью темы или знаменательностью той или иной датой. По ее мнению, проблемы можно решать путем саморегулирования.

Рынок регулируется за порогами ведомств. Мы хотим, чтобы нам приносили прокатки с датами, чтобы продюсеры договаривались, для нас это главное, — сказала Любимова.

Она также рассказала, что в ведомстве ждут нового закона, который отрегулирует появление фашистской символики в кадре.

Мы хотим, чтобы в фильмах о войне была фашистская символика, — заявила чиновница.

Минкульт также поддерживает идею реформировать систему возрастных ограничений в кино для детей.

Чудовищная нравственная грань между «6+» и «12+» — это смешно. Мы хотим, чтобы семьи самостоятельно принимали решения. Существующая система возрастных ограничений противоречит всей нашей деятельности. Мы строим 900 залов для небольших российских населенных пунктов, скоро каникулы, и дети не могут самостоятельно сходить в кинотеатры. Весь смысл этих кинотеатров — чтобы дети ходили в кино, пока родители на работе и в огороде. Билет стоит пока примерно столько же, сколько клей. Сейчас мы у детей отбираем возможность пойти в кинотеатр и оставляем лицом к лицу с улицей, — отметила Любимова.

Источники: RG, РБК, «Россия К»«Фонтанка.ру», «Фонтанка.ру»

В ТЕМУ:

В ГОСДУМУ ВНЕСЕН ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОТМЕНЕ ВОЗРАСТНОЙ МАРКИРОВКИ ДЛЯ КНИГ И КИНО

ПРИ КОМИТЕТЕ ГОСДУМЫ ПО КУЛЬТУРЕ ПОЯВИТСЯ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОБСУДИЛИ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНООТРАСЛИ

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анонимно
Анонимно

где тема РАО?

Виталий.
Виталий.

Шнур опять красавчик!