Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "http://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "http://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

КИНОТЕАТРЫ ГОВОРЯТ ОБ ОТНОШЕНИЯХ С РАО. ВЛАДИМИР ПЕТЕЛИН («ПРЕМЬЕР ЗАЛ»): «ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ — ВСЕГДА ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА»


Никитин Никита 26.08.2019 / 15:39 2

Продолжаем изучать реальные кейсы кинотеатров, которые самым непосредственным образом сталкивались с РАО. Наиболее богатый опыт общения с Российским Авторским Обществом среди участников рынка имеет, пожалуй, сеть «Премьер Зал». История взаимодействий екатеринбургской сети и РАО берет свое начало еще в первой половине нулевых. О том, с чего все начиналось и какие предварительные выводы можно сделать по итогам многолетней работы, нам вслед за кинотеатрами из Самары и Тольятти любезно рассказал Владимир Петелин, генеральный директор сети «Премьер Зал». 

Расскажите, с чего все начиналось. Как и когда сформировалась ваша правовая позиция?

Началось все в 2002 году, когда я узнал о существовании РАО. Наш партнер из города Новоуральск (пригород Екатеринбурга) прислал мне документы, согласно которым они должны платить РАО процент от собственной кассы для вознаграждения композиторам за музыку в фильмах. На тот момент мы уже занимались прокатом, поставляли фильмы в кинотеатры, делали это всегда на легальных основаниях, получая фильмы у правооблаодателей. И у нас даже мысли не возникало о том, что кто-то еще может требовать каких-то дополнительных выплат, ведь мы уже выплачиваем половину заработанных денег в качестве прокатной платы.

Важно понимать, что мы всегда воспринимали отношения с РАО не как борьбу, а как отношения двух хозяйствующих субъектов РФ, действующих в рамках ее юрисдикции. На наш взгляд, и мы, и РАО пытаемся извлекать из своей деятельности прибыль. «Премьер Зал» — как коммерческая структура, РАО — как негосударственная организация, стремящаяся себя содержать. И каждая для достижения своих целей использует те инструменты, которые разрешены законодательством.

Начав с этим разбираться, мы обратили внимание на американскую практику. До сих пор у нас 70-80% зарубежных фильмов приносят основную прибыль, а тогда доминирование иностранного кино было еще более тотальным. Мы изучили американскую практику и выяснили, что авторами там являются не композиторы, а студии, которые заказывают музыку для фильмов. Правообладателем и автором становится студия, процесс проката происходит через дистрибьютора, и возврат денег происходит через прокатную плату. Узнав это, мы вступили в спор с РАО, которое не хотело ничего обсуждать и перевело отношения в суд. И с 2004 года у нас происходят периодические встречи на судебных полях. Наша позиция с того момента не менялась.

Иногда нам удавалось получать от продюсеров их контракты с композиторами. В нормативных актах, которые позволяют РАО взыскивать с кинотеатров проценты за музыку, оговорена определенная ставка в 3%, но есть уточнение — «если иное не оговорено с композитором». Так вот, в тех договорах, которые мы иногда получали от продюсеров, могла быть указана ставка — 0,001%. В таком случае вся история споров с РАО по этому фильму моментально становилась бессмысленной — мы уже ничего не обязаны были платить.

Таким образом, постепенно сложилась устойчиво неблагоприятная для кинотеатров ситуация в отношении российских фильмов. Естественно, РАО взаимодействовало с российскими композиторами на территории РФ, ведь они в доступе, зачастую являются членами РАО и действительно какие-то деньги от РАО получают. Соответственно, они с готовностью поддерживали РАО, подтверждая их полномочия, так как сами были заинтересованы в получении денег.

Спустя какое-то время мы сформировали позицию, согласно которой готовы платить вознаграждения, но только по российским фильмам. Как-никак, это соответствует законодательству РФ, тем более в конце нулевых норма закрепилась еще и в 4 части ГК. Все-таки в России именно композиторы являются авторами, нам более-менее понятен путь этих денег, и есть высокая вероятность, что деньги дойдут именно до композиторов. В случае с американскими фильмами, где композитор не является автором, у нас возник большой вопрос — куда уходят деньги, ведь прозрачности никто не предлагал. РАО утверждало, что оно якобы передает их американским ОКУПам, а они уже и распределяют деньги, но это было и остается непрозрачным. Такую позицию нам сложно принять, сами понимаете.

Но дело еще в том, что в большинстве фильмов используется музыка разных композиторов, часто созданная ранее. И это подтверждает представленная РАО эфирная справка. В результате по российским лентам мы даже заплатили в ходе судебных разбирательств, которые проходили у нас в последнее время, но только пропорционально пересчету того времени, сколько занимала в фильме музыка именно того композитора, в пользу которого РАО взыскивало.

Есть ли среди ваших кинотеатров те, у которых заключен договор с РАО? Какие рекомендации вы им даете в свете происходящих изменений?

У нас есть партнеры, у которых заключены договоры с РАО. Мы никогда никого не призывали к каким-либо действиям, каждый должен принимать решение самостоятельно, исходя из своей ситуации. Мы только делились информацией, рассказывали, как мы себя ведем, какие есть варианты у наших партнеров. А они уже сами принимали решение — либо заключить договор с РАО, либо работать без оного. По нашим кинотеатрам мы не заключали договоры. Бывало, что выигрывали суды, бывало и проигрывали, и тогда приходилось платить по искам.

Какой моральный, правовой или экономический аспект во всей этой истории вам представляется наиболее важным?

Здесь несколько моментов. Первый: у нас есть ощущение несправедливости в силу того, что на этапе производства фильма все участники съемок (режиссер, композитор, сценарист, актеры) уже получили свои гонорары. Второй момент: в американском случае композиторы не является авторами, и не понятно, получают ли они деньги от РАО, а даже если и получают, то у них нет юридических оснований на эти деньги. Третий момент заключается в том, что кинотеатр никак не участвует в ранних этапах переговоров между продюсерами и композиторами, но при этом потом выплачивает последним вознаграждения. На наш взгляд, несправедливо, что платит именно кинотеатр. Ни продюсер, ни дистрибьютор… Именно из-за этих трех причин мы отстаиваем свои позиции.

Осознавали ли вы весь объем ответственности, вставая на путь судов с РАО, ведь в случае отсутствия успехов вы сформировали бы негативную судебную практику для всех коллег-кинотеатров на долгие годы вперед? Что вас мотивировало?

Мы об этом помнили, это имело для нас значение, но на этом мы не зацикливались. Мы понимали, что делаем, так как уже наработали многолетний опыт отношений с РАО. Кроме своего опыта, мы изучали практику коллег, где кинотеатры чего-то добивались, а где выигрывало РАО. Это давало более объемное понимание сильных и слабых сторон нашей позиции. Мы работали с командой юристов, которая одна из самых опытных в этом узком вопросе. Наше решение было взвешенным, мы понимали, что у нас есть все основания обосновывать и отстаивать свою позицию.

Какова будет экономия для кинотеатра при переходе на адекватные ставки вознаграждения? Можете привести конкретный пример?

Давайте вспомним, что основной доход кинотеатру приносит бар, а непосредственно у кинопоказа рентабельность невысокая — около 5%, иногда стремящаяся и к 0%. При этом имеется довольно большая расходная часть — на прокатную плату, содержание помещений и оборудования. Поэтому любой процент, который выплачивается (1,5%, 2%, 3%), очень ощутим и иногда составляет до половины от всей чистой прибыли. То есть выплаты РАО — это очень заметные цифры для кинотеатра.

Какой отклик вы получаете от коллег, сетей и независимых кинотеатров? Как часто к вам обращались за консультацией по вопросам отношений с РАО?

Когда вопрос становится актуальным, а это происходит отдельными волнами, то периодически, пару раз в неделю или даже чаще, к нам поступают сообщения от наших партнерских кинотеатров и от других независимых игроков. Мы делимся опытом, рассказываем, что делаем. На кинорынках также обязательно происходят у меня встречи на тему РАО, люди просят их консультировать. Коммуникация с рынком идет постоянно.

Для нас вся эта деятельность вокруг РАО, не стану скрывать, больше обременяющая, нас этим заставили заниматься, сами мы не стали бы судиться с РАО, вникать в юридическую практику, заниматься отстаиванием собственных прав... Это отнимает энергию, силы, время. Для нас это, что называется, расходная часть.

Что именно помогло вам переломить ситуацию в начале этого года? Главной причиной успеха можно считать исключительно вашу кропотливую многолетнюю работу или дело еще и в изменении общественных настроений?

Я не думаю, что это изменение общественных настроений... Это всего лишь небольшой этап в многолетней истории отношений, который через какое-то время может маятником качнутся снова в другую сторону. Имела место стабильная, кропотливая работа юристов, в первую очередь Евгения Дедкова, совместно с нами. Приходилось проявлять терпение и выдержку, не терять веру в светлое будущее... ;) Мы изначально понимали, что нас ждет, как это будет сложно, что быстро все не кончится. Это дало результат, который мы сейчас имеем.

С учетом опыта судебных тяжб считаете ли вы правильным решение не заключать с РАО договор?

Я считаю, что свои права нужно всегда отстаивать. Если видишь несправедливость, то о ней нужно заявлять, говорить, пытаться с ней бороться. Если не отстаивать свои права самому, за тебя это никто не сделает. Практика показала, что это правильный путь.

У вас есть предположения, как дальше будут развиваться ваши отношения с РАО? Ждете ли вы от них новых исков?

Учитывая давнюю историю наших отношений с РАО, никаких иллюзий мы не испытываем. Конечно, они продолжат отстаивать свою позицию, искать для себя новые доводы. Например, на сегодняшний день есть серия запросов со стороны РАО в полицию на проверку кинотеатров — насколько последние ведут свою экономическую деятельность в соответствии с законом.

Как вы относитесь к инициативе членов АВК подать ответный иск к РАО?

Да, конечно, мы поддерживаем любую инициативу в пользу защиты прав кинотеатров.

 

В ТЕМУ: 

КИНОТЕАТРЫ ГОВОРЯТ ОБ ОТНОШЕНИЯХ С РАО: «НАША ПОБЕДА ОСНОВАНА НА ОПЫТЕ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА. ТЕПЕРЬ МЫ ПОМОГАЕМ СЛЕДУЮЩИМ»

ЧЛЕНЫ АВК ПОДАЛИ В СУД НА РАО. КОММЕНТАРИЙ ЮЛИИ ДУНАЕВОЙ

ЕВГЕНИЙ ДЕДКОВ О ПОСЛЕДНИХ ПОСТАНОВЛЕНИЯХ СИП: «К ЭТИМ РЕШЕНИЯМ МЫ ШЛИ ПОЧТИ 10 ЛЕТ»

СЕРГЕЙ ПИРОЖКОВ О ПОСЛЕДНИХ ПОСТАНОВЛЕНИЯХ СИП: «СБОР «НАЛОГА НА МУЗЫКУ» ГРАНИЧИТ С ДИВЕРСИЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К НАШЕМУ КИНЕМАТОГРАФУ»

ЮЛИЯ ДУНАЕВА О ПОСЛЕДНИХ ПОСТАНОВЛЕНИЯХ СИП: «НЕКОТОРЫЕ ДОВОДЫ РАО ОПРОВЕРГНУТЫ, НО ТОЧКУ В СПОРАХ СТАВИТЬ РАНО»

2 комментария »

  1. Старец 26 августа 2019 в 17:34 - Ответить

    Согласна с Еленой. Права.

  2. Старец 26 августа 2019 в 17:35 - Ответить

    И с Петелиным, конечно. Права защищать надо всегда.

КОММЕНТАРИИ »


8 + три =