Вы наверняка читали, что на выступлении в USC School of Cinematic Arts по поводу открытия нового корпуса факультета «Интерактивных медиа» Джордж Лукас и Стивен Спилберг спрогнозировали, что принятая система кинопроката в ближайшие годы изменится до неузнаваемости или сказать по-другому — разрушится до основания. Об этом написали, кажется, все издания, не то что профильные, настолько новость показалась сенсационной.
По сути ничего невозможного в предложенном режиссерами сценарии нет, подобные мысли приходили в голову многим, но мало кто настолько авторитетный (Лукас и Спилберг вдвоем причастны к 6 из 20 самых кассовых фильмов в истории) до этого делился ими публично. Так как не существует записи выступления, мы постарались собрать высказывания от первого лица из разных источников, чтобы наиболее полно представить будущее кинопроката по Спилбергу и Лукасу.
Стивен Спилберг предсказывает, что цены на фильмы будут различаться в зависимости от жанра и бюджета, и низкобюджетные картины уйдут на телевидение, в интернет и VOD-платформы:
Нас ждет дифференциация цен. Чтобы посмотреть нового ЖЕЛЕЗНОГО ЧЕЛОВЕКА, вам придется заплатить $25, за фильм вроде ЛИНКОЛЬНА - не больше $7. Я считаю, что в конечном итоге фильмы наподобие ЛИНКОЛЬНА уйдут из кинотеатрального проката и переберутся на телевидение. С ЛИНКОЛЬНОМ почти так и случилось, спросите HBO. Также мы придем к тому, что дата релиза фильма в кинотеатре и в интернете будет одинаковой (прим. CINEMAPLEX — для многих независимых релизов это правило уже действует).
Из-за увеличения числа контента, студиям становится выгоднее выпустить один крупный проект, который гарантировано принесет прибыль, чем несколько менее крупных с туманными перспективами в прокате, но настанет время, когда блокбастеры начнут проваливаться:
Мы не можем расширить неделю, не можем добавить в сутки еще пару часов, поэтому сейчас перед нами стоит столько выборов. Так получается, что студии выгоднее вложить $250 млн в производство одного проекта, который стопроцентно заметят, чем сделать целую кучу действительно интересных, глубоко личных, может, даже исторических картин, которые могут затеряться в общем потоке, потому что в сутках всего 24 часа. В конце концов, дело дойдет до взрыва, масштабного кризиса. Три-четыре, а может, даже полдюжины высокобюджетных проектов с треском провалятся в прокате, и это вновь приведет к смене парадигмы.
Джордж Лукас на собственном примере рассказывает, какой кризис переживает индустрия:
Понимаете, мы сейчас говорим о том, что ЛИНКОЛЬН и КРАСНЫЕ ХВОСТЫ с трудом попали в кинотеатры. О том, что Стивен Спилберг и Джордж Лукас не могут устроить своим фильмам кинотеатральный прокат. Место в кинотеатре становится все менее и менее доступным.
Лукас считает, что индустрия Голливуда будет все больше становится похожей на бродвейскую модель: фильмов будет всё меньше, идти в кинотеатрах они будут на протяжении года, а билеты на них станут дороже.
К чему мы все придем, так это к уменьшению числа кинотеатров. При этом сами площадки станут больше, с множеством разных дополнительных услуг. Поход в кино в будущем может обойтись вам в 50, 100 или даже 150 долларов. Такие кинотеатры и будут заниматься кинобизнесом в современном понимании, все остальное будет больше походить на работу кабельного телевидения через TiVo (прим. CINEMAPLEX — видеорекордер для записи потокового телевидения, подробнее здесь). Настоящее интернет-телевидение, без кабеля или спутника.
Спилберг вспомнил, что раньше долгий прокат успешных картин был нормой:
Раньше так и было, когда я только начал снимать кино, было очень здорово. Мои фильмы шли в кинотеатрах по году. Если это был хит. ИНДИАНА ДЖОНС: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО КОВЧЕГА шел в в кинотеатрах год, ИНОПЛАНЕТЯНИН — год и 4 месяца. Удивительное было время...
Предсказанные Джорджем Лукасом изменения, по его мнению, пойдут на пользу, как зрителям, так и кинематографистам. Зрители получат доступ к контенту...
...как правило, более интересному, чем можно увидеть в кинотеатре. И смогут получать его, когда захотят. Это будет нишевой рынок, в котором легче идти на эксперименты и рисковать, если вы считаете, что где-то есть небольшая группа людей, которая сможет воспринять ваш продукт. Все, что вам нужно — это один миллион человек, что в нашем мире не так уж и много. И с таким числом вы сможете зарабатывать там, где раньше не могли.
Несмотря на общую пессимистичность выступления, закончили его Лукас и Спилберг на веселой ноте:
Это хаос, полный кавардак. Но через весь этот кавардак на свет появляются удивительные произведения. И прямо сейчас для молодых людей открывается удивительная возможность придти работать в индустрию и заявить: «Эй, я собираюсь сделать то-то и то-то, и никто не сможет меня остановить». Потому что всех привратников убили!
Надо сказать, что с USC у обоих режиссеров долгая история взаимоотношений, это не первое их выступление в стенах школы, к тому же, в честь каждого из них названо по корпусу учебного заведения.
Разговоры о смерти традиционного проката ведутся чуть ли не с первого киносеанса, и, действительно, система время от времени переживает новое рождение. Мы живем в один из таких моментов. Вопрос лишь в том, успеем ли мы предугадать грядущие изменения и вовремя подготовиться к ним.
По материалам The Verge и Flavorwire