В Минюсте посчитали необходимым ввести практику «параллельного проката» не только в офлайн-кинотеатрах, но и на видеосервисах. Стриминги не поддерживали принудительное лицензирование контента, так как не хотели ухудшать отношения с правообладателями. Хотя онлайн-кинотеатры начали терять контент (не только новый, но и старый), предлагаемая мера все еще непопулярна на рынке – против нее выступают также Минэкономики и Минкульт.
Ранее глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов при этом отметил, что прекращение выпуска фильмов западных компаний-мейджоров в России противоречит нормам международного права, а решение о принудительном лицензировании должно приниматься в первую очередь исходя из нужд российского бизнеса. Он считает, что позиция Минэка может измениться, а главное сейчас то, что вопрос рассматривается и обсуждается.
Любой вопрос обсуждается, и он достаточно многогранен. Мнение Минэкономразвития, возможно, будет каким-то образом трансформироваться. Возможно, мы сгладим углы и недопонимание… Главное, чтобы тема развивалась, чтобы предприниматели имели возможность как с одной, так и, с другой стороны, вести легальный бизнес и развиваться. Если мы категорично будем принимать решения о запретах и недопущении чего-либо, ни к чему хорошему мы не придём… Да, вопрос непростой, но я думаю, что мы найдём какое-то решение. Хорошо, что мы его начали обсуждать, пока это ещё не зашло в тупик, — подчеркнул Кутепов.
Поиск решения, по мнению Кутепова, необходим в первую очередь с точки зрения поддержки российского бизнеса.
Мы сейчас находимся не в однозначной ситуации. С одной стороны, мы должны обращать внимание на законы международного права, а с другой — мы в такой ситуации, что нам наши люди, наши предприниматели гораздо ближе, чем все остальные. Поэтому я вам честно скажу, для меня лично граждане Российской Федерации на первом месте, а не международное право, — подчеркнул Кутепов.
Член Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Васясин убеждён, что для стабилизации обстановки на отечественном кинорынке существует лишь два варианта развития событий.
Первым и «более правильным» он называет субсидирование российского производства в пятилетней перспективе и инвестиции в кинотеатры в перспективе двухлетней — чтобы «они дожили до того славного момента, пока российские продюсеры за два года отснимут кино».
Менее правильный — это принудительное лицензирование, которое поможет кинотеатрам выживать. В данном случае, наверное, деньги от государства не понадобятся. Поэтому либо то, либо это, — отметил Васясин.
Васясин убеждён, что даже если бы вторая часть «Аватара» вышла в нормальном правовом поле и с маркетинговой кампанией, то новая работа Дмитрия Дьяченко свой рекорд всё равно бы установила.
Он собрал бы те же деньги, только чуть-чуть длиннее, если бы конкурировал с «Аватаром». А индустрия жила бы долго и счастливо и вышла на новый уровень развития после трёх лет нахождения в кризисе, — считает Васясин.
В текущих реалиях эффект «Чебурашки» продлится недолго: сборы российских кинотеатров за 2023 год могут упасть на 10–15%, поделились участники рынка. Показатели не поможет улучшить даже новый кассовый рекорд российского проката, который установил этот фильм, собравший уже более 5 млрд руб. При этом операционная задолженность кинотеатров уже достигла 10 млрд руб., пояснили в профильной ассоциации.
Не способствуют улучшению ситуации и сложности с планированием. Точного графика выхода новых фильмов на середину года до сих пор нет, рассказал гендиректор объединенной сети «Синема Парк» и «Формула кино» Алексей Васясин.
Отметим, что ранее глава департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры в интервью Парламентской газете заявил о наличии некого репертуарного плана.
График премьер уже сформирован до лета, наши фильмы в нем стоят очень плотно. Так что все с кинотеатрами будет хорошо, – считает отметил департамента.
Член Ассоциации владельцев кинотеатров и гендиректор компании Comscore Роман Исаев также поддержал опасения своих коллег.
Да, беспрецедентные сборы “Чебурашки” — это, конечно, позитивный факт для индустрии. Но, к сожалению, глядя вперед, мы понимаем, что “Чебурашек” в 2023 году больше не предвидится. Впереди на горизонте из крупных релизов — это “Вызов”, и, кроме него, фильмов с миллиардным потенциалом сборов на горизонте до Нового года нет. Тем не менее уровень тревоги за сборы 2023 года достаточно высокий. Огромный уровень операционной задолженности, который накопился в кинотеатрах еще с 2020 года, на одних российских релизах погасить кинотеатрам будет очень сложно. Деньги от “Чебурашки” при всей их беспрецедентности достаточно быстро закончатся, потому что ими придется закрывать долги 2020-го и 2021-го годов. Сейчас если говорить про сборы, то 2022 год был закрыт к 2021-му с падением почти в 60%. Посещаемость тоже сократилась на 64%. В текущем году, несмотря на успех “Чебурашки” и очень такие благостные цифры Нового года, есть все шансы не добрать до уровня года 2022-го. Пока вилка прогнозов варьируется от минус 10–15% год к году, так и в сторону превышения цифр 2022-го. Это также вполне вероятный вариант развития событий. Но, думаю, что, когда феерия “Чебурашки” закончится, падение будет очень сильным. Как известно, чем выше взлетаешь, тем больнее падать, – рассуждает Исаев.
Источник: Коммерсант, Коммерсант
В ТЕМУ:
ДМИТРИЙ ДАВИДЕНКО: “НУЖНО ДАВАТЬ КИНОТЕАТРАМ НЕ ДЕНЬГИ, А КОНТЕНТ”
“ЗАЩИТА” АВТОРСКИХ ПРАВ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ
RED HEAD SOUND ЗАПУСТИЛИ ПРОКАТ ЗАРУБЕЖНЫХ КАРТИН В БЕЛАРУСИ