
Финансовые результаты большинства российских киносетей за 2024 год уже опубликованы, сообщает РБК. Крупнейшей с точки зрения выручки осталась объединенная сеть «Формула кино» и «Синема Парк». Ее основное юрлицо — АО «Синема Парк» — за отчетный период заработало 7,5 млрд руб., что на 12,6% больше, чем в 2023-м. При этом чистая прибыль компании сократилась более чем в четыре раза, до 424,3 млн руб. Выручка еще одного юрлица объединенной киносети — ООО «РСМ» — за год выросла на 14%, до 1,8 млрд руб., чистый убыток сократился почти в 3,5 раза, до 199 млн руб.
Выручка АО «Киномакс», которому принадлежит одноименная сеть кинотеатров, выросла за год на 28,1%, до 5,1 млрд руб. И компания по итогам прошлого года получила чистую прибыль в размере 15,4 млн руб. против 751,3 млн руб. чистого убытка в 2023-м.
ООО «КАРО Фильм Менеджмент», управляющее большинством кинотеатров сети КАРО, по итогам 2024 года отчиталось о росте выручки на 24,4%, почти до 4 млрд руб. Чистый убыток компании при этом увеличился на 7,5% и составил 179 млн руб.
Глава объединенной киносети «Синема Парк» и «Формула кино» Алексей Васясин, комментируя результаты первого квартала, связал снижение посещаемости с несбалансированностью расписания по жанрам и нестабильностью графика релизов, в котором «то густо, то пусто». Также, по его мнению, сказываются рост конкуренции за время и внимание аудитории с другими офлайн-развлечениями и падение трафика торговых центров, где располагается большинство кинотеатров. Влияет и низкий уровень бюджетов на маркетинг новинок, рассуждает Васясин.
Если раньше за счет масштабной рекламы все хотели попасть на фильм в первую неделю проката, то сейчас на первый план выходит сарафанное радио, и первая неделя приносит в лучшем случае 30% всех сборов фильма, — считает он.
В предыдущие годы на первую неделю приходилось больше половины сборов.
Снижение посещаемости кинотеатров главным образом связано с недостаточным количеством качественных фильмов, утверждает владелец бренда сети кинотеатров «Люмен» Павел Поникаровский.
Если говорить конкретно о первом квартале 2025 года, то значительно слабее прошлых лет сработали новогодние картины. Фильмы не оправдали ожидания зрителей, что негативно сказалось на посещаемости сеансов. Кроме того, эти премьеры были ориентированы исключительно на детскую аудиторию, взрослая оказалась абсолютно неохваченной, — рассуждает эксперт.
Весна и лето 2025-го будут сильнее аналогичного периода прошлого года, считает Алексей Васясин, так как в 2024 году на посещаемости сказывалось негативное влияние трагедии в концертном зале «Крокус Сити Холл». В сети «Синема Стар» ожидают хорошие результаты от грядущих премьер фильмов «Кракен» и «В списках не значился».
В ближайшие месяцы кинорелизов, способных стабильно собирать в прокате хотя бы 1–2 млрд руб., нет, настаивает Поникаровский.
Есть ряд фильмов, которые могут собрать какие-то деньги, но это не уровень крупнейших блокбастеров вроде «Чебурашки» или «Вызова». Нас радуют результаты «Бати 2», но надо понимать, что это фильм, просто работающий лучше своих относительно невысоких ожиданий, а не спасение индустрии. Кинотеатрам особо нечем компенсировать падение посещаемости, кроме цены билета, — утверждает он.
Похожее мнение высказала и представитель сети «Люксор» Анна Татаренок.
Фильмов много, но потенциал у них слабый. За квартал вышло только три-четыре крупные премьеры. Приблизительно такое же количество ожидается и в следующем квартале. Для прежних результатов столько успешных фильмов должно выходить каждый месяц, — объясняет она.
Сильное снижение посещаемости кинотеатров связано в первую очередь с очень слабым репертуаром, людям просто «нечему радоваться» в прокате, последней успешной картиной стал только фильм «Батя 2. Дед», рассказал Роман Исаев.
Падение посещаемости, прежде всего, вызвано очень слабым репертуаром в этом году. И, собственно, людям просто нечего смотреть в кино, поэтому они туда не идут. За последние недели только фильм «Батя» порадовал. Больше радоваться в кинопрокате нечему. Что касается посещаемости и точки выживания кинотеатров, то мы в прошлом году увидели 120 миллионов зрителей, и если эта цифра не будет достигнута в этом году, а её не будет с вероятностью 99%, то большое количество кинотеатров окажется просто под угрозой закрытия. Потому что себестоимость их обслуживания не покрывается кассовыми сборами и уровнем посещаемости, — рассказал он.
По словам Исаева, улучшить ситуацию могла бы только популяризация походов в кино и, конечно, качественный репертуар.
Прежде всего, это возвращение крупного западного репертуара. Во-вторых, какая-то системная популяризация посещения кинотеатров как таковых на государственном уровне. Ну и, естественно, больше отечественных фильмов, кассовых, зрительских, которые создают зрителям желание идти в кино, — подытожил он.