Сразу после завершения новогодних каникул информационные агентства распространили благую весть: по данным авторитетного издания «Бюллетень кинопрокатчика», уик-энд №1 (3-6 января) установил новый российский рекорд — 1,34 млрд рублей кассовых сборов. Уточненные данные зафиксировали колоссальную сумму в 1,4 млрд, которая значительно превышает уик-энд №1 2012 года (1,14 млрд). Оптимисты рассчитывают на продолжение — очередной рекорд ровно через год. В его ожидании подведем окончательные итоги «новогодней битвы 2012-13» и не забудем о ее предшественниках.
Наличие безусловного лидера, правда, не помогло сделать «новогодней битве» значительный кассовый рывок, по сравнению с прошлым годом, когда 13 релизов в формате 100+ заработали 4,349 млрд рублей. В этом году 12 релизов принесли прокатчикам 4,408 млрд рублей, благодаря очень высоким ценам на просмотр ХОББИТА и других трехмерных фильмов. Ожидаемого высокого прироста не произошло, а количество зрителей, посетивших кинотеатры, серьезно уменьшилось.
С 2009 года количество зрителей в «новогоднюю битву» увеличилось с 12,748 млн до 19,917 млн в 2012 году. Предварительные данные 2013-го года (17,427 млн) являются для индустрии проката очень серьезным предупреждением. Здесь не квотирование вводить надо, чтобы «российское кино поддержать», а срочно зрителя искать.
данные — Rentrak
2 — «Бюллетень кинопрокатчика»
релиз |
дистрибьютор |
максимальное количество кинотеатров |
кассовые сборы |
общий зритель |
1.ХОББИТ: НЕЖДАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ | Каро Премьер |
880 |
1 293 923 015 |
4 466 146 |
2. ТРИ БОГАТЫРЯ НА ДАЛЬНИХ БЕРЕГАХ | Наше Кино |
848 |
872 013 834 |
3 789 870 |
3. ЖИЗНЬ ПИ | 20 Век Фокс СНГ |
745 |
765 973 814 |
2 496 777 |
4. С НОВЫМ ГОДОМ, МАМЫ! | Каропрокат |
816 |
353 417 869 |
1 551 425 |
5. ДЖЕНТЛЬМЕНЫ, УДАЧИ! | Bazelevs Distribution |
829 |
279 214 029 |
1 608 792 |
6. МУВИ 43² | Парадиз |
952 (копии) |
232 272 260 |
890 263 |
7. ЦИРК ДЮ СОЛЕЙ: СКАЗОЧНЫЙ МИР | Централ Партнершип |
597 |
221 402 119 |
800 455 |
8. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА | Bazelevs Distribution |
793 |
217 286 684 |
1 106 894 |
9. АННА КАРЕНИНА | UPI |
485 |
145 717 620 |
564 942 |
10. ПРОДАВЕЦ ИГРУШЕК | Наше кино |
258 |
10 205 603 |
63 785 |
11. АГЕНТ ПОД ПРИКРЫТИЕМ² | West |
171 (копии) |
9 106 930 |
44 407 |
12. МАРКО МАКАКО² | Люксор |
100 (копии) |
8 233 459 |
43 975 |
Итого |
|
4 408 767 236 |
17 427 731 |
Первые выводы о результатах «новогодней битвы», которые лежали на поверхности и были очевидны уже неделю назад, мы отметили в нашей рассылке вестника CINEMAPLEX 10 января. Здесь просто упомянем одной строкой:
- столкновение двух российских новогодних релизов на одной дате (ДЖЕНТЛЬМЕНЫ, УДАЧИ! и С НОВЫМ ГОДОМ, МАМЫ!), уменьшило итоговую кассу обоих проектов и показало, что зритель по большей части выбирает что-то одно.
- появление второго российского мультфильма СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА не повлияло на успех ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ НА ДАЛЬНИХ БЕРЕГАХ (что было ожидаемо), однако, похоже, что второй мультфильм в «новогодней битве» тоже не игрок. В прошлом году СМЕШАРИКИ также не блеснули (271,4 млн).
- Сенсация новогоднего проката — ЖИЗНЬ ПИ. Сюжетная комбинация «мальчик и тигр в одной лодке после кораблекрушения» разожгла интерес зрительской аудитории. Фильм превзошел по сборам фантастические ленты ТРОН: НАСЛЕДИЕ (650 млн) и ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ. ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ (644 млн), которые также прокатывались в новогодние праздники.
Пересмотрев стратегию своего участия в новогоднем прокате, значительного успеха добился дистрибьютор «Парадиз». Сборы молодежной комедии МУВИ 43 оказались почти в два раза выше, чем у мультфильма МОНСТР В ПАРИЖЕ (50 млн) и романтической комедии МОЙ ПАРЕНЬ — АНГЕЛ (76 млн), выпущенных в прошлом году. Сейчас «стыковка с целевой аудиторией» прошла прекрасно — никто из дистрибьюторов не предложил аналогичный продукт для молодежи.
Лидеры индустрии очень надеялись компенсировать недостаток зрительского внимания к отечественным проектам в течение года за счет уплотненного проката праздничные дни. Доля кассовых сборов российских картин, по предварительным подсчетам, составила в этом году около 39,2%.
По данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», в 2011—2012 гг. эта доля составила 54,6%, в 2010—2011-м — 30,2%, в 2009—2010-м — 16% (виноват АВАТАР), в 2008—2009-м — 72,9%. Очевидно, что решающее влияние на цифры этого года оказал прокат ХОББИТА. Российские картины заработали за «новогоднюю битву» около 1,73млрд, а в прошлом году — 2,3 млрд.
ЧТО НАС ЖДЕТ ЧЕРЕЗ ГОД?
В наступившем году для Bazelevs «делом чести» станет взять убедительный реванш — 26 декабря в прокат выйдут ЕЛКИ 3. Из других отечественных проектов уже анонсирован продюсерский проект Рената Давлетьярова НЕВИДИМКИ. Что касается анимационного сегмента, то фаворит очевиден — ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 2.
Наверняка, через год у участников рынка возникнет ощущения «дежавю», потому что 19 декабря в прокат выйдет ХОББИТ: ПУСТОШЬ СМОГА. Второй фильм трилогии должен оказаться для «Каро Премьер» не менее успешным, чем НЕЖДАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. Хочется надеяться, что из Новой Зеландии режиссер фильма Питер Джексон и его персонажи заглянут на премьеру в Россию, которая практически никогда не поводит создателей фантастических блокбастеров. Новогодние сборы ХОББИТА составили 31,5% от сборов всех участников «новогодней битвы». Это третий показатель в истории после АВАТАРА (62,5%) и ИРОНИЯ СУДЬБЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ (52,1%)
Судя по производственному графику голливудских студий, шанс выиграть следующую «новогоднюю битву» у отечественных кинематографистов появится в сезоне 2014-15, когда истории про Средиземье закончатся, а продолжение АВАТАРА вряд ли будет готово. Без специальных новогодних фильмов зрительской аудитории, безусловно, не обойтись, но совершенно очевидно, что создателям и продюсерам следует более внимательно присмотреться к проектам жанрового зрелищного кино, где совсем не обязательно в кадре будет присутствовать новогодняя елка.