Близится к концу февраль, а вместе с ним завершается импровизированный «сезон боевиков», непреднамеренно устроенный прокатчиками для кинотеатров и зрителей.
Наш опрос
Согласно результатам проведенного нами опроса, лучше всех в кинотеатрах должен был отработать Брюс Уиллис (21 голос или 43%). Второе место наши читатели отдали Джеки Чану (12 голосов, 25%). Вслед за ним к финишу пришел Джейсон Стэйтем — 9 голосов и 18%. И лишь четвертую позицию занял Арнольд Шварценеггер, за которого проголосовало только 4 респондента (8%) — десятилетний перерыв дал о себе знать. Аутсайдерами голосования оказались Сильвестр Сталлоне и Дуйэн «Скала» Джонсон. В итоге фильмы с героями 80-х и 90-х в негласном кинопрокатном соревновании заняли места в полном соответствии с прогнозами наших уважаемых читателей.
Наш герой
Победителем ожидаемо стал Брюс Уиллис. КРЕПКИЙ ОРЕШЕК: ХОРОШИЙ ДЕНЬ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ всего за 11 дней проката освоил 325 млн. Пятый ОРЕШЕК должен максимально приблизиться к франшизе Тома Круза МИССИЯ: НЕВЫПОЛНИМА 4 (394 млн), но подобраться к сборам БОЯ С ТЕНЬЮ 3 (420 млн) никак не получится. Часть вины возлагаем за негативный «сарафан», расцветший в интернете. Кстати, в Америке у Брюса дела идут не столь радужно. На второй неделе проката фильм переместился сразу с первого на пятое место в кассовом рейтинге, потерял 60% от стартового бокс-офиса и имеет к текущему моменту только $52 млн (см. таблицу № 2).
ПОЗИЦИЯ | НЕДЕЛЯ ПРОКАТА | НАЗВАНИЕ / TITLE | ДИСТРИБЬЮТОР В РФ / ДАТА СТАРТА | ЭКРАНЫ | ПЕРВЫЙ УИК-ЭНД / РУБ. | СТАРТОВАЯ НАРАБОТКА / РУБ. | ОБЩАЯ КАССА НА 24.02 / РУБ. | ОБЩАЯ НАРАБОТКА / РУБ. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | КРЕПКИЙ ОРЕШЕК. ХОРОШИЙ ДЕНЬ ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ / A Good Day to Die Hard | Двадцатый Век Фокс СНГ / 14.02 | 1693 | 199 048 438 | 117 571 | 324 513 971 | 191 680 |
2 | 4 | ДОСПЕХИ БОГА 3. МИССИЯ «ЗОДИАК» / Chinese Zodiac | UPI / 31.01 | 820 | 130 012 708 | 161 306 | 281 167 170 | 342 887 |
3 | 4 | ПАРКЕР / Parker | ЦПШ / 31.01 | 800 | 106 149 775 | 132 687 | 227 750 526 | 284 688 |
4 | 1 | ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ / The Last Stand | UPI / 21.02 | 735 | 50 746 512 | 69 043 | 50 746 512 | 69 043 |
5 | 3 | НЕУДЕРЖИМЫЙ / Bullet to the Head | ЦПШ / 07.02 | 800 | 28 929 482 | 36 162 | 48 000 000 | 60 000 |
6 | 1 | СТУКАЧ / The Snitch | Парадиз / 21.02 | 403 | 22 924 609 | 56 885 | 22 924 609 | 56 885 |
Первые три фильма из таблицы являются лидерами по сборам в российском прокате в феврале.
За 4 уик-энда работы в России ДОСПЕХИ БОГА 3 заработали 281 млн руб. Это рекордный показатель для азиатского фильма на российской территории, однако потягаться по сборам с прошлогодним февральским комедийным боевиком ЗНАЧИТ, ВОЙНА (395 млн) Джеки не сможет. Несравним российский успех релиза и с достижениями МИССИИ ЗОДИАК на домашнем рынке. В Китае у блокбастера Джеки Чана только за месяц проката уже насчитывалось около $150 млн кассовых сборов. С другой стороны, в США новый фильм китайской суперзвезды не выходил. Значит, снова российский рынок объединяет в себе Восток и Запад.
Нельзя не отметить, что внушительные кассовые показатели экшн-блокбастеров Брюса Уиллиса и Джеки Чана в определенной степени обусловлены более высокими ценами на билеты. ДОСПЕХИ БОГА 3 выходили в дорогостоящих форматах 3D, IMAX 3D и 4DX. У боевика Fox не было в арсенале 3D, зато он также имел в распоряжении IMAX и 4DX площадки, плюс передовой аудио-формат D-BOX.
«Бронза» негласного соревнования героев боевиков достается Джейсону Стэйтему и его ПАРКЕРУ, пока на счету боевика ЦПШ — 228 млн руб. С ПАРКЕРОМ Джейсон Стэйтем вернулся в обойму актуальных персонажей российского проката, вплотную подобравшись к результатам МЕХАНИКА (245 млн). С фильмами БЕЗ КОМПРОМИССОВ (40 млн), ПРОФЕССИОНАЛ (192 млн) и ЗАЩИТНИК (185 млн) Стэйтем на протяжении 2-х лет не мог преодолеть психологически важную планку в 200 млн рублей валовых сборов.
А как в Америке?
В американском прокате все 3 фильма с героями НЕУДЕРЖИМЫХ с треском провалились. У ПАРКЕРА на счету к настоящему моменту крайне скромная для боевика со звездой касса в $17,4 млн, у ВОЗВРАЩЕНИЯ ГЕРОЯ — $12 млн, у НЕУДЕРЖИМОГО — $9,4 млн. Вывод напрашивается неутешительный.
В США «неудержимые» звезды совершенно не интересны зрителям сами по себе. Какими бы крутыми не были герои боевиков на экране, каждый проходной фильм с мордобоем ждет провал. Судя по сборам последних боевиков, в Америке зима — крайне неудачное время для выпуска остросюжетных картин. В этот период на рынке наблюдается переизбыток релизов для взрослой аудитории с рейтингом R, и публика предпочитает знакомиться с номинантами «Оскара» или получать заряд адреналина на сеансах фильмов ужасов.
ПОЗИЦИЯ | НЕДЕЛЯ ПРОКАТА | НАЗВАНИЕ /TITLE | ДАТА СТАРТА | ОБЩАЯ КАССА НА 24.02 / $ | КИНОТЕАТРЫ | МИРОВАЯ КАССА НА 24.02 / $ |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | КРЕПКИЙ ОРЕШЕК. ХОРОШИЙ ДЕНЬ ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ / A Good Day to Die Hard | 14.02 | 51 967 897 | 3553 | 185 221 538 |
2 | 5 | ПАРКЕР / Parker | 25.01 | 17 365 648 | 2 224 | 17 378 051 |
3 | 1 | СТУКАЧ / The Snitch | 21.02 | 13 167 607 | 2 511 | 13 167 607 |
4 | 6 | ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ / The Last Stand | 18.01 | 12 026 670 | 2 913 | 27 732 580 |
5 | 4 | НЕУДЕРЖИМЫЙ / Bullet to the Head | 01.02 | 9 397 523 | 2 404 | 9 401 085 |
Победители и проигравшие
В России фильмы с участием Чана, Стэйтема и Шварценеггера стали заметными событиями кинопрокатной жизни — приезды самих звезд этому должным образом поспособствовали, в пользу Уиллиса говорила слава его самой успешной франшизы.
НЕУДЕРЖИМЫЙ Сталлоне оказался буквально зажат в тиски конкурентов в графике релизов, что никак не смог бы проявить себя Как и СТУКАЧ с Дуэйном Джонсоном, который скромно дебютировал на прошлой неделе с 23 млн руб на 400 экранах. Экшн-триллер с участием «приемника» Арни и Слая куда уверенней стартовал на родине. Дуэйн Джонсон воспринимается полноценной звездой на международном рынке в составе успешных франшиз (ПУТЕШЕСТВИЕ 2, ФОРСАЖ 5, ждем БРОСОК КОБРЫ 2).
Боевики в феврале: кто и как зарабатывал
Если взглянуть на прокатные достижения боевиков февраля за последние 4 года, можно заметить, что в каждом сезоне были свои кассовые «аутсайдеры» и «середнячки». В каждом из 4 последних февралей выходил остросюжетный фильм, который довольствовался скромным стартом в районе 30 млн руб., а по итогу проката не набирал и 60 млн руб. «Экшн-аутсайдеры» становились жертвами грозного внешнего окружения и / или недоработок собственных дистрибьюторов:
Февральские «экшн-середнячки» начинали уверенней «аутсайдеров», однако в итоге недобирали по причине слабого «сарафана» или серьезной конкуренции. Характер сумел проявить разве что исторический экшн ОРЕЛ ДЕВЯТОГО ЛЕГИОНА («Парадиз»), к концу проката добравшийся до 119 млн руб.
«Царь горы»
«Двацатому Веку Фокс СНГ» не привыкать выпускать в феврале проекты с высокими кассовыми ставками. КРЕПКИЙ ОРЕШЕК 5 — пожалуй, самый амбициозный релиз мейджора в рассматриваемый нами период. Однако принципиально важную победу он одержал еще в прошлом году с комедийным боевиком ЗНАЧИТ, ВОЙНА. В 2011 Fox успешно выпустил «оскаровского» фаворита ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ, который превратился в арт-хит, а в 2010 — первую часть сказочной франшизы ПЕРСИ ДЖЕКСОН И ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЛНИЙ.
Валовые сборы топ 10 февральских уик-эндов 2013 года составили 1 679 млн рублей, что несколько меньше рекордных показателей аналогичного периода 2012 года — 1 810 млн (-7,2%). Зато февраль 2013 оказался на 4,8% сильнее февраля 2010, топовая десятка которого за 4 уик-энда месяца собрала в совокупности 1 602 млн руб. Самый провальный февраль за последнее время выдался в 2011 году — 1 320 млн.
Рассмотрим лидеров февральского проката.
В феврале 2010 пьедестал почета целиком заняли отечественные релизы. К остросюжетным КАНДАГАРУ и МЫ ИЗ БУДУЩЕГО 2 добавился романтический сиквел ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 2:
ПОЗИЦИЯ | НАЗВАНИЕ /TITLE | ДИСТРИБЬЮТОР | ДАТА СТАРТА | КОПИИ | СТАРТ / РУБ | ОБЩАЯ КАССА / РУБ. | ОБЩАЯ НАРАБОТКА / РУБ. | ПОЗИЦИЯ В ИТОГОВОМ ТОПЕ ГОДА |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | КАНДАГАР | ЦПШ | 04.02 | 735 | 181 087 490 | 450 000 000 | 610 000 | 18 |
2 | ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 2 | Леополис | 25.02 | 868 | 123 157 665 | 306 000 000 | 353 000 | 28 |
3 | МЫ ИЗ БУДУЩЕГО 2 | ЦПШ | 18.02 | 716 | 97 695 678 | 247 000 000 | 343 000 | 33 |
В 2011 году февральским лидером также стала отечественная комедия ВЫКРУТАСЫ, однако две другие строчки заняли трехмерный САНКТУМ и молодежный Я — ЧЕТВЕРТЫЙ:
ПОЗИЦИЯ | НАЗВАНИЕ /TITLE | ДИСТРИБЬЮТОР | ДАТА СТАРТА | КОПИИ | СТАРТ / РУБ | ОБЩАЯ КАССА / РУБ. | ОБЩАЯ НАРАБОТКА / РУБ. | ПОЗИЦИЯ В ИТОГОВОМ ТОПЕ ГОДА |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ВЫКРУТАСЫ | WDSSPR | 17.02 | 797 | 131 549 899 | 364 000 000 | 456 000 | 29 |
2 | САНКТУМ / Sanctum | Top Film Distribution | 03.02 | 1002 | 96 000 000 | 255 000 000 | 255 000 | 40 |
3 | Я — ЧЕТВЕРТЫЙ/ I’m Number Four | WDSSPR | 24.02 | 643 | 96 128 551 | 207 000 000 | 322 000 | 54 |
Красноречива тройка февральских лидеров 2012: семейное 3D-приключение ПУТЕШЕСТВИЕ 2, комедийный боевик ЗНАЧИТ, ВОЙНА, удачно стартовавший в День Всех Влюбленных, и 3D-экшн ПРИЗРАЧНЫЙ ГОНЩИК 2, обогнавший российский АВГУСТ. ВОСЬМОГО:
ПОЗИЦИЯ | НАЗВАНИЕ /TITLE | ДИСТРИБЬЮТОР | ДАТА СТАРТА | КОПИИ | СТАРТ / РУБ | ОБЩАЯ КАССА / РУБ. | ОБЩАЯ НАРАБОТКА / РУБ. | ПОЗИЦИЯ В ИТОГОВОМ ТОПЕ ГОДА |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ПУТЕШЕСТВИЕ 2. ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ / Journey 2: The Mysterious Island | Каро Премьер | 09.02 | 1021 | 207 409 189 | 527 000 000 | 516 000 | 18 |
2 | ЗНАЧИТ ВОЙНА/ This Means War | Двадцатый Век Фокс СНГ | 16.02 | 1049 | 136 395 040 | 395 000 000 | 376 000 | 30 |
3 | ПРИЗРАЧНЫЙ ГОНЩИК 2 / Ghost Rider: Spirit of Vengeance | ЦПШ | 23.02 | 913 | 241 311 290 | 392 000 000 | 429 000 | 33 |
Российские герои жанра «экшн» в феврале
На примере февральских лидеров прекрасно заметно, как из года в год снижался интерес зрителей к российскому кино. Однако уик-энд 23 февраля остается удачным временем для отечественного блокбастера. В 2010 году в уик-энд Дня Защитника Отечества уверенно стартовал военный сиквел МЫ ИЗ БУДУЩЕГО 2. В феврале 2011 хитом стали комедийные ВЫКРУТАСЫ. Проявили зрители интерес и к АВГУСТУ, ВОСЬМОГО в 2012 году, однако фильм Джаника Файзиева не выдержал конкуренции со стороны ПРИЗРАЧНОГО ГОНЩИКА 2. В этом году лидерство на главном мужском уик-энде захватил отечественный фильм-катастрофа МЕТРО, уверенно обогнавший ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОЯ и КРЕПКИЙ ОРЕШЕК 5.
Подводим итоги февраля 2012 в других жанровых сегментах
1. Из актуальных итогов февраля стоит отметить успех анимационного релиза компании «Люксор». ГЛАДИАТОРЫ РИМА стали вторым самым кассовым фильмом прокатчика в истории (первый — ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ), собрав 109 млн на 750 копиях. Достойного конкурента у итальянского мультфильма не было ни на старте, ни на втором и третьем уик-энде. Еще больший успех может ждать мультик ПОБЕГ С ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ, достойно вышедший в Штатах ($35 млн за 10 дней) и выпускаемый «Люксором» на этой неделе.
2. Возможно, в итогом обзоре месяца мы незаслуженно мало уделили внимания т.н. «женским» релизам. Однако по результатам последнего февраля напрашивается вывод, что День Святого Валентина — далеко не самый эффективный катализатор женской аудитории. Дистрибьютор West с перерывом в неделю выпустил два занятных проекта. При этом ПРЕКРАСНЫЕ СОЗДАНИЯ (113 млн на 825 экранах за 11 дней) в уик-энд Святого Валентина смотрелись скорее контрпрограммным релизом, чем хозяевами положения. Если на уик-энде есть блокбастер-фаворит (КРЕПКИЙ ОРЕШЕК 5) для широкой аудитории, то он и станет лидером. Скромная романтическая премьера (ТИХАЯ ГАВАНЬ — 17 млн на старте) не прыгнет выше головы даже в уик-энд Дня Всех Влюбленных.
3. Также вдогонку прошедшему «Оскару» хочется отметить следующее. «Оскаровские» фильмы интересны по отдельности, но не вместе. ОТВЕРЖЕННЫЕ, НЕВОЗМОЖНОЕ, ХИЧКОК в преддверии февральской церемонии снискали сдержанный интерес аудитории, но скорее вопреки «Оскару», чем благодаря ему. В массе своей зрители не следят за перипетиями «оскаровской» гонки, и фильмы из наградного пула их интересуют сами по себе, в отрыве от премий. ОТВЕРЖЕННЫЕ привлекли публику звездным актерским составом и неординарной трактовкой жанра мюзикла, НЕВОЗМОЖНОЕ — необычным сочетанием жанров мелодрамы и фильма-катастрофы. Когда жанр фильма сложно считать, как в случае, например, с МАСТЕРОМ, публика упускает фильм из виду. Уделять отдельное внимание конкретному фильму с целью ознакомиться с тремя его превосходными актерскими работами, номинированными на «Оскар», массовая аудитория не станет.