Режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов в интервью ТАСС подробно поговорил о формате screenlife, будущих проектах, сложности локализации и зарождении идеи, а также о зарубежных ремейках своих картин и том самом фильме, который не поддержал Фонд кино – ПОТЕРЯННЫЙ И ВОЗВРАЩЕННЫЙ МИР.
SCREENLIFE
Скоро выходит несколько фильмов в формате screenlife, в том числе и в России. Фильм ПОИСК выходит в США в августе, а в России – либо в августе, либо чуть позже, зависит от прокатчика Sony. Продолжение УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ появится в прокате в сентябре-октябре. ДНЮХА Романа Каримова – комедия про молодого парня, который утром проснулся и не помнил, как сходил на день рождения и стал в интернете выяснять, что же вчера произошло – выйдет 30 ноября. ПРОФАЙЛ стоит ждать или в конце этого года, или сразу после Нового года.
Комедии, трагедии, научная фантастика, все жанры, которые существуют в традиционном кино, могут сниматься в формате screenlife, считает Бекмамбетов. Сейчас компания ищет новые истории и проводит конкурс на своем сайте. Компания не патентовала формат, а только технологии, инструментарии, которые помогают делать проекты, рекордеры, которые изобрели, и приветствует появление фильмов в новом формате, с их участием или нет.
Мы придумали некий язык, который хотим распространять. Хотим, чтобы все больше и больше людей производили такие фильмы. А где они показываются — на YouTube, где-то еще, — неважно. Никакого денежного отчисления нет, это невозможно. Два патента мы получили, но на технологии […] Cам язык нереально патентовать. Это будет нечестно. Как можно запатентовать язык? Мы же не можем людям запретить, это неправильно. Деньгами не все измеряется. Это вопрос гордости. Если мы был и первые, кто это сделал, соответственно, чем больше людей подключится, тем больше чести нам. А деньги — это другая история, другая ценность, не менее важная, но другая.
О том, как формат был придуман.
В 2013 году разговаривал со своей коллегой по скайпу, она нажала на кнопку share screen (“демонстрация экрана”), чтобы я мог увидеть ее экран, на котором был постер ЁЛОК. И потом забыла выключить кнопку, я на протяжении нескольких минут был свидетелем ее поступков, ее реакций, ее выбора. Она звонила кому-то, писала. Грубо говоря, я оказался внутри человека. И понял: экран компьютера — это и есть рентген души. И решил, что это и есть самое интересное для сегодняшних кинематографистов. Если мы хотим рассказывать про современного человека, нам нужно заглянуть в его телефон или компьютер. Камеры тут не нужны.
Если мы, кинематографисты, занимаемся судьбами людей, характерами, душами, нам надо изучать и рассказывать о том, как они ведут себя на экране. Без этого раскрыть современного человека просто невозможно.
О сложностях выпуска фильмов жанра на разных территориях.
Технология у нас налажена, мы же выпускали фильм УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ в том же формате screenlife, он тоже был произведен на английском языке, а потом выходил в разных странах мира, в том числе и в России. Это занимает несколько месяцев. Но сложность в том, что фильм нельзя просто перевести или дублировать, как это обычно делается. Нельзя и выпустить с субтитрами.
Дело в том, что наш новый киноязык, который мы называем screenlife, особое внимание уделяет не только тому, что происходит на экране. Важно и то, как человек ведет себя, сидя перед экраном, как движется его мысль и вслед за ней курсор мыши. Это говорит о персонаже очень многое. Получается, что выпустить фильм на новой территории — это фактически сделать ремейк, найти не только слова, но и особенности характера героев в конкретной стране. Если говорить про Россию, то у нас люди по-другому мыслят, чем на Западе.
На вопрос о том, как быть с международной террористической организаций ИГИЛ, которая запрещена в России и про вербовку в которую и снят ПРОФАЙЛ, Бекмамбетов ответил, что «это очень деликатная тема, мы прошли юридическую экспертизу, нам сказали, что сделать, дабы не нарушать закон. Будем действовать в рамках этих рекомендаций. Удостоверение национального фильма уже получено».
О кино как подглядывании.
А вам не кажется, что кинематограф вообще занимается подглядыванием? Документальное кино — это одно сплошное подглядывание. Нет, конечно, подглядывание — это отклонение, вуайеризм, но кино все равно удовлетворяет один человеческий порок, желание подсматривать за другими, чужой опыт перенять, стать мысленно бандитом, смотреть на героя и переживать вместе с ним его жизнь. Для обывателя это возможность, не переступая границу дозволенного, расслабиться, совершить кучу всего, но за это не отвечать.
ПОТЕРЯННЫЙ И ВОЗВРАЩЕННЫЙ МИР
ПОТЕРЯННЫЙ И ВОЗВРАЩЕННЫЙ МИР – фильм про великого ученого ХХ века Александра Лурию, основателя отечественной нейропсихологии. В основе сюжета – книга самого Лурии, основанная, в свою очередь, на дневниках его пациента. Молодой лейтенант советской армии, который после ранения не мог говорить, не помнил, что было минуту назад, не отличал право от лево, но у него осталась та часть мозга, которая отвечает за личность и за целеполагание. Лурия взялся его восстановить.
Я уже много лет занимаюсь этой историей. Эта наука бесконечно современна в нашу эпоху, когда мы все работаем с машинами. Нам нужно понимать, как устроен наш мозг, чтобы знать, как с этими машинами договариваться. В кинематографе возникло целое направление, рассказывающее об играх разума. И все началось именно с Александра Лурии, который написал свою маленькую книжку. Уверен, что подвиги бывают не только на полях сражений, не только на футбольном поле, но и подвиги интеллектуальные.
Бекмамбетов уже получил права от наследников Александра Лурии. Режиссером выступит сам Тимур Бекмамбетов, сниматься фильм будет предположительно осенью-зимой, а к весне должен быть закончен.
ЗАРУБЕЖНЫЕ РЕМЕЙКИ
Недавно в Мексике вышел ремейк ГОРЬКО. По словам продюсера дела у фильма идут очень хорошо, и скоро нас ждет волна международных хитов по мотивам оригинального фильма.
Сейчас он [мексиканский ремейк ГОРЬКО] номер один в прокате среди мексиканских фильмов. Там вышел еще Спилберга фильм, он собрал больше. Надеюсь, будет долго жить и станет событием. Они хотят снимать продолжение, ГОРЬКО-2, как и у нас было. Я получил e-mail от продюсера, который занимается этим проектом в Америке, она прислала список других стран, которые тоже хотят срочно делать ремейки. Написала, что это Бразилия, Южная Корея, так что думаю, что ремейки ГОРЬКО станут скоро международными хитами.
Компания не продает идею, а находит партнеров и делает фильмы вместе с ними. В мексиканском ГОРЬКО Bazelevs стали сопродюсерами. Также в Китае снимается ремейк фильма ОН – ДРАКОН. Не за горами и зарубежный вариант ЁЛОК. По словам Бекмамбетова, у проекта уже есть партнеры в разных странах. В каждой стране будет сниматься один эпизод, из них получится один новогодний фильм.
Источник: ТАСС
В ТЕМУ:
НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ: «СМЕШАРИКИ», «ЛЕД», ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ
ФОНД КИНО ОБЪЯВИЛ ПОДДЕРЖАННЫЕ ПРОЕКТЫ КОМПАНИЙ-ЛИДЕРОВ