На прошедшем «Кинотавре» в программе «Короткий метр» участвовало 5 фильмов из каталога агентства по фестивальному продвижению Festagent. КАЛЕНДАРЬ Игоря Поплаухина стал победителем, а за месяц до этого фильм получил второй приз Cinéfondation на Каннском кинофестивале.
Агентство Festagent уже 7 лет занимается продвижением российских фильмов на международные и российские фестивали: в портфолио компании более 300 полнометражных и короткометражных картин. Festagent собрал в подробный каталог информацию о кинофестивалях мира. Там авторы, воспользовавшись различными фильтрами — страна и даты проведения, жанры фильмов, тематика фестивалей, наличие оплаты участия или призов — могут найти подходящие для себя киносмотры. Агентство сотрудничает с киношколами, читает студентам лекции о стратегиях фестивального продвижения и всеми возможными способами доносит мысль о значимости участия в фестивалях.
CINEMAPLEX поговорил с основателем Festagent Иваном Золотухиным о работе агентства, международном продвижении российских фильмов, почему оно важно и необходимо.
Почему вы решили заняться фестивальным продвижением фильмов?
После окончания ВГИКа мы с друзьями задумались о будущем собственных фильмов. Оказалось, что доступной информации о кинофестивалях мало, и мы решили собрать ее воедино — сделали каталог. А потом ко мне стали обращаться за советами, тогда я понял, как востребовано это направление.
Сегодня в базе нашего каталога порядка 1600 фестивалей. Мы регулярно проверяем и актуализируем информацию. Безусловно, от неточностей никто не застрахован, но, в любом случае, по уровню и объему наш каталог в топе лучших из существующих сегодня в мире. Есть разные сервисы, где собрано множество фестивалей с платными подачами, и когда мы запускали последнюю версию каталога, стало понятно, что фокус надо держать на тех, где участие недорого или бесплатно. Это главный плюс нашей базы.
Расскажите, пожалуйста, в целом о работе вашего агентства?
С каждым проектом работаем индивидуально: нам приносят фильм, мы его смотрим, анализируем, составляем стратегию продвижения, согласуем ее с автором и приступаем непосредственно к продвижению.
Зачастую наши агенты напрямую работают с отборщиками, собирают для них каталоги и пишут сопроводительные письма. Фестивалям это удобно, потому что они сразу получают фильмы с некоей преселекцией. С развитием технологий количество фильмов, желающих участвовать в фестивалях, увеличивается. А Festagent внимательно изучает регламенты и знает, на какие темы и с какими ограничениями фестивалю нужны картины. Получается целевая выборка.
Обычно работаем с фильмом в течение года, оценивая результаты и анализируя, в какую сторону двигаться дальше. Где-то придерживаемся выбранной стратегии, где-то ее меняем. На сайте festagent.com есть открытая статистика: на каждый фильм заведена карточка, где мы отмечаем все его фестивальные победы и участия — можно зайти и посмотреть, что происходит с кино, которым мы занимаемся.
Кроме продвижения, мы предоставляем услуги по оформлению прокатного удостоверения и удостоверения национального фильма, помогаем с подготовкой пакета документов на субсидии в Министерстве культуры или Фонде кино, делаем DCP, переводы и субтитры, постеры и пресс-киты.
Как складывается ваше сотрудничество с киношколами?
Сейчас мы сотрудничаем с девятью ведущими киношколами, в числе которых МШК, МШНК и Высшие курсы. В России постепенно повышается уровень кинообразования. Интересно, что получится из выпускников Высшей школы кино «Арка», «Индустрии». Анонсированные ими программы обучения выглядят очень привлекательно.
Мы стараемся участвовать в образовательном процессе: проводим лекции на базе киношкол-партнеров, рассказываем, как устроено фестивальное продвижение, чтобы у студентов сложилось представление о стратегии и они понимали, во что вкладываться, как себя вести.
У Марины Разбежкиной, например, все отлично налажено, потому что она понимает, как это работает, что ищут и как смотрят отборщики фестивалей. Плюс она занимается системным продвижением. Я ратую за понимание, что с фильмом нужно работать и после окончания его производства, это должно быть заложено и в смету и в голову.
Фестивальные участия формируют лицо учебного заведения — результативность выпускников показывает, как и чему учит школа.
В чем преимущество работы с вами, если с доступностью информации в интернете авторы могут разобраться сами и сами все сделать?
У нас есть опыт и ресурс заниматься продвижением регулярно. Это очень важно. Классическая история: автор заканчивает картину, хочет показать ее всему миру, во все вникает, начинает отправлять заявки на фестивали. Направив на 10–15, с нескольких получает ответ, куда-то даже ездит. А потом появляется новый проект и предыдущий складывается в стол.
Часто в начале пути авторы не понимают, за что взяться в первую очередь. Все начинают с того, что на слуху — отправляют в Канны. У нас в портфолио сейчас более 300 фильмов, и 280 из них собирались начать с Канн. Все хотят попробовать стартовать именно там, а сколько фильмов попадает на фестиваль? Мало.
Авторы не обращают внимание на статус премьерности — показывают фильм на маленьком фестивале, губя возможность премьеры на более крупном. Или отправляют на кучу платных фестивалей, куда не проходят по регламенту. Надо понимать, что даже если заниматься продвижением самостоятельно — это все равно не будет бесплатно. Мы как агентство запрашиваем у некоторых фестивалей скидки на платные подачи, таким образом экономим бюджет клиента.
Также нам редко приносят хорошие кинопереводы. У субтитров есть свои особенности — фильм должен быть понят международной аудиторией, причем так, чтобы его можно было смотреть, а не читать. Принеся фильм в агентство, авторы могут быть уверены, что мы сделаем все необходимое. У нас абсолютно прозрачная система, где видно, что находится в работе, что в планах, когда и куда отправлены заявки, есть ли подтверждения и т. д. Если предусмотрены финансы на платные взносы — это тоже отражается в отчетных таблицах.
А насколько это дорого — платное участие в фестивале?
Вообще платный взнос — это фильтр. Необходимость в нем появилась с популяризацией онлайн-платформ типа FilmFreeway, где, заполнив один раз анкету, можно свободно отправлять фильм на представленные в каталоге фестивали. Кинематографисты стали массово рассылать заявки, не вникая в регламенты. А фестивали стали получать такое количество работ, что отборщики до старости могли бы их отсматривать. Тогда пришлось менять правила.
Сейчас минимальный ценник составляет не менее 5 евро. Есть градация стоимости по близости к дедлайну — чем ближе, тем дороже. А вообще платные подачи — это 20-30 долларов или евро за заявку, так что можно сильно потратиться, если не разбираться в уровне фестивалей и не следовать плану продвижения.
Какое российское кино интересно мировому фестивальному процессу?
Согласно собственной аналитике агентства, которую мы делали, изучая крупные европейские фестивали, в коротком метре по каждому направлению — документальное, анимация и игровое — наблюдается интересная тенденция. С 2012 по 2014 год все было грустно — у нашей страны в сумме было около 30 участий, а с 2015 по 2017 уже около 70-ти. Вскоре мы опубликуем полученные данные.
Я режиссер анимации по образованию, поэтому могу об этом судить: самая сильная сторона российского кино, то, что могло бы сейчас представлять Россию — это авторская анимация. Мультсериалы тоже хорошо идут. Наша статистика пока находится в бета-версии (информация взята из открытых источников, соответственно, там могут быть огрехи), но при этом выявляет тенденции. Из трехсот короткометражных фильмов, которые за последние пять лет побывали на 60 фестивалях старше 15 лет, двести — анимационные. Поэтому могу сказать, что анимация сейчас находится на взлете — и в плане продаж, и в фестивальном сегменте.
Фестивали предполагают открытие новых имен и визуальных возможностей. И короткий метр в плане эксперимента всегда идет в авангарде: практически все технологии, которые используются в полном метре, изначально были протестированы в коротком формате. Поэтому две трети фильмов, которыми мы занимаемся — короткометражные.
В то же время далеко не всегда удается получить прибыль от проката короткого метра.
Как вы думаете, почему короткий метр не так популярен среди зрителей?
Нет внятной площадки для показа и нет желания платить за просмотр. Наверное, кто-то смотрит в рамках подписки на ivi или на «Пилигриме». Там организована система взносов: смотришь бесплатно, а если понравится, платишь какую-нибудь сумму. В среднем фильм зарабатывает около 2 000 рублей. Большинство смотрят бесплатно. Очевидно, что это не та модель, на основе которой можно развивать показ.
Мало-помалу спрос на короткий метр начинает расти. К нам стали обращаться компании, которые хотят купить пакеты фильмов и показывать их в самолетах, на цифровом телевидении и т. д.
Что касается показов короткометражных фильмов в кинотеатрах, то тут другая проблема — короткий метр сложно поставить в репертуар. Этим более или менее успешно занималась Utopia Pictures. Но каждый раз делать из показа кинособытие — тяжело. Это затратно, и нужно работать с аудиторией.
Поймите зрителя — перед ним громкие премьеры, а параллельно — неизвестные короткометражные фильмы. Это не популярные Oscar Shorts, которые хочется посмотреть. Чтобы показать тот же КАЛЕНДАРЬ Игоря Поплаухина широкой аудитории в кинотеатрах, надо постараться. Это не развлекательное кино, здесь нет секса, убийств и детектива. Фильмы нужно качественно упаковывать, а аудиторию подготавливать.
Как такие фильмы в итоге находят своего зрителя? И находят ли?
Через год-два, в зависимости от успешности фестивального проката, картину выкладывают в интернет. И проблема возникает не с поиском короткого метра в Сети, а с тем, чтобы зритель помнил, что этот фильм нужно поискать. Если зритель не приходит в специализированный сервис, где для него собраны призеры определенного года, он должен быть очень сильно заинтересован, должен следить за программами фестивалей и их участниками.
При этом есть хорошие инициативы: была программа Russian Short у фестиваля «Короче». Насколько я помню, они делали сборник «Кинотавра». А в Швейцарии, например, короткий метр показывают перед не очень длинными полнометражными картинами. Суть в том, что зритель, покупая билет, приобретает n часов просмотра — 1,5–2 часа. Если фильм длится 1 час 20 минут, то ему на 10 минут покажут короткометражку.
Каково место России в мировом кинофестивальном движении?
Многие отмечают положительные тенденции. В марте мы ездили на Tampere Film Festival, Юкка-Пекка Лаксо — его директор — в интервью для нас тоже отметил, что российское кино становится сильнее. Да мы и сами это видим, если судить по призам и упоминаниям. Чтобы говорить на современном киноязыке, нужна современная система преподавания. Я очень рад, что стало больше киношкол и больше людей стало снимать — появится больше конкурентоспособных картин.
В этом году на Festival de Cannes прошли два сильных российских короткометражных фильма — уже упомянутый КАЛЕНДАРЬ Поплаухина, который он подал через МШНК, и Я НОРМАЛЬНЫЙ Михаила Бородина, заявку режиссер подал самостоятельно. Они прошли селекцию без каких-либо протеже, потому что сняли сильные работы.
С Бородиным была интересная история: он в прошлом году советовался с нашим агентом Ханной Мироненко, и она предложила, что бывает достаточно редко, отложить фильм до следующего Каннского кинофестиваля. Чуть ли не год его фильм лежал в ожидании возможности попасть в Канны. Старт для фильма очень важен, мы рады, что помогли советом и режиссер не упустил свой шанс.
Судя по тому конкурсу, который вы недавно проводили, у авторов есть идеи? Каков вообще уровень присланных вам короткометражек?
Сначала поступали слабые работы, я даже думал, что придется награждать средний фильм. Но ближе к дедлайну пошли более качественные картины. Мы выделили 15 фильмов, включая призовые, — их действительно хотелось отметить. Чуть больше 10% от общего числа, я доволен результатом.
Российское кино вообще отличается — нарративно, повествовательно. Для этого есть множество предпосылок, в том числе образование, литература, мир вокруг. Все влияет на киноязык. Если оценивать качество идей и степень новаторства, я бы не сказал, что это что-то свежее, взгляд в будущее. Это скорее осмысление того, что с нами происходит сейчас.
Вы говорите про особенности нарратива, расскажите, пожалуйста, что с ним не так?
Если говорить об анимации — на крупнейшем фестивале в Анси и японском фестивале в Хиросиме, который проходит раз в два года, очень любят кино из России, потому что в нем всегда есть история и сюжет. Не то чтобы это недостаток, это особенность. Сейчас авторы начинают искать другие пути и рассказывать по-другому. Например, на Vienna Independent Shorts, наряду с классическими повествовательными формами, есть очень много видеоарта и экспериментальных картин.
В целом не могу сказать, что в фильмах, которые сейчас производят в России, много визуального эксперимента и поиска.
Какие самые частые ошибки при международном продвижении вы можете выделить?
Повторюсь — нарушение премьер и отсутствие системы приводят к неутешительным последствиям. Если бы все это понимали, результативность была бы выше. Во время составления стратегии нужно думать не только про топовые фестивали, потому что на них и так все стараются попасть. Кроме пресловутых Канн, есть множество других площадок, которые помогают продвижению проекта — может быть, не таким серьезным толчком, но благодаря им можно увеличить количество участий на международных фестивалях. Что в свою очередь усилит позицию фильма в индустрии. Фестивали видят талантливых авторов и могут пригласить к участию на следующий год.
Нельзя забывать и про значимость личного присутствия. Часто люди не очень трезво оценивают себя в мировом контексте. Фестиваль — большое индустриальное событие. Для авторов это возможность проявить себя, лично познакомиться с коллегами, получить оценку жюри, выиграть приз, посмотреть картины из других стран и оценить уровень фильмов, которые снимаются в мире.
Кстати, с 10-го июля мы открываем второй конкурс, но уже для документального кино. Будем искать фильмы от 40 минут. Хотим найти сильный полный метр, чтобы продвигать его на 50 фестивалей в течение шести месяцев. Подробности скоро появятся на сайте festagent.com
В ТЕМУ
FESTAGENT ОБЪЯВЛЯЕТ КОНКУРС ДЛЯ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ
НОВОСТИ «КИНОТАВРА»: ИССЛЕДОВАНИЕ «НЕВАФИЛЬМ», ПОБЕДИТЕЛЬ КОРОТКОГО МЕТРА, «ПИЛИГРИМ»
НОВОСТИ КАНН: ПЕРВЫЕ ПРИЗЫ И ПРОДАЖИ, GLOBAL RUSSIANS, ЦЕРЕМОНИЯ ЗАКРЫТИЯ