30 мая компания «Русский репортаж» выпустит в российский прокат скандальную картину Фатиха Акина ЗОЛОТАЯ ПЕРЧАТКА. Новый фильм одного из главных немецких режиссеров современности был очень неоднозначно принят на прошедшем в начале года Берлинском кинофестивале. При этом на ленту очень положительно отреагировали российские критики и пробудили у киноманов немалый интерес к этой гротескной и шокирующей ленте. Фильм Акина рассказывает реальную историю Фрица Хонки – жестокого серийного убийцы, наводившего ужас на весь Гамбург в 70-х годах прошлого века.
ТРЕЙЛЕР
Короткий трейлер знакомит зрителя с основным антигероем ЗОЛОТОЙ ПЕРЧАТКОЙ и погружает в его окружение и малоприятную среду обитания. Самые страшные эпизоды фильма остаются за кадром.
ПРОСМОТР
Гамбург 70-х годов. Фриц Хонка (Йонас Дасслер) живет в обшарпанной, зловонной квартире, обвешанной порнографическими снимками и заставленной бутылками с выпивкой. Сам он уродлив под стать своему жилью – сломанный нос, кривые желтые зубы, косые глаза, сгорбленная спина. Основные движущие силы в безрадостной жизни Хонки – секс и алкоголь.
За этими двумя вещами он и приходит в бар «Золотая перчатка», окна которого всегда занавешены. Пристанище для «отбросов» общества: пьяниц, проституток, матросов, бывших нацистов и узников концлагерей. Здесь Хонка, которым движет желание секса и выпивки, находит собутыльников и жертв, останки которых он прячет в стене своей квартиры.
Пожалуй, никто не ожидал от Фатиха Акина столь дерзкой провокации, которой оказалась ЗОЛОТАЯ ПЕРЧАТКА. Гротескный и вызывающий фильм о серийном убийце в контексте фильмографии постановщика кажется своеобразным «грязным пятном» в чистеньком послужном списке любимца кинокритиков и призера многочисленных фестивалей. Абсолютно несвойственная немцу работа, которая, тем не менее, является одной из самых личных в его творчестве. Ведь сам Акин, сын турецких эмигрантов, рос в 70-е годы именно в том квартале, где зверствовал Фриц Хонка – главный кошмар детства режиссера. Кошмар, в который он теперь стремится погрузить зрителя.
Уродливого сорокалетнего антигероя играет двадцатилетний актер Йонас Дасслер, показывающий настоящие чудеса трансформации. В Хонку он превращается не только благодаря впечатляющему гриму, но и с помощью жестов, сгорбленной походки, хриплого голоса и иногда почти нечленораздельной речи. Многие критики сравнивают ПЕРЧАТКУ с недавним ДОМОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК Ларса фон Триера. Но герои этих картин кажутся абсолютными антиподами. Если персонаж Мэтта Диллона являл собой претенциозного душегуба с амбициями «художника смерти», то акиновский Хонка – примитивное и ничтожное существо, которым движут исключительно инстинкты. Неутолимое желание секса и выпивки, трансформирующиеся в импульсивную ярость.
Структурно ПЕРЧАТКА представляет собой круговорот кровавых зарисовок из жалкой жизни убийцы, мечтающего о прекрасном, но не способного совладать с собственной низменной натурой. Как провокационный хоррор-фильм, ЗОЛОТАЯ ПЕРЧАТКА действительно удалась. Всё здесь работает на то, чтобы вызвать у аудитории шок и омерзение. Работа со звуком, цветовая палитра с желтыми и коричневыми оттенками, и воссоздание болезненной, захламленной среды. А сопровождается происходящее старыми немецкими балладами, скорее всего сочиненными во времена Второй мировой войны.
То, что мы видим в кадре, кажется настолько гиперболизировано безобразным, что иногда происходящее даже начинает казаться смешным. Впрочем, показанные на финальных титрах фотографии реального жилища гамбургского маньяка, говорят нам о том, что авторы почти ничего не преувеличили.
Но для Акина всё это является своеобразной попыткой выразить свои эмоции относительно времени и места. Создать выразительный портрет последних уродливых осколков старой послевоенной Германии, которая как будто готовится уйти окончательно вместе с задержанным полицией в финале Фрицем Хонкой. На смену придет новое поколение, которое не было морально и физически изуродовано войной. Оно в картине и выражается сквозной героиней-школьницей – единственным светлым пятном в кошмарном полотне Акина.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Строго 18+. Картина содержит огромное количество шокирующего контента, в том числе множество кровавых сцен убийств и жестких эпизодов изнасилований. Прежде всего, ПЕРЧАТКА заинтересует киноманов, испытывающих интерес к кинематографу «не для слабонервных». Однако зрители, следящие за фестивальными новинками и творчеством Фатиха Акина, наверняка обратят на фильм внимание.
РЕФЕРЕНСЫ
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК (80,5 млн. рублей; «A-One Films»/ «Russian World Vision»; 2018) – эпатажная прошлогодняя картина Ларса фон Триера, также напрямую затрагивающая тему серийных убийц. Именно с этим фильмом ЗОЛОТУЮ ПЕРЧАТКУ наиболее часто сравнивают.
ЧЕЛОВЕК КУСАЕТ СОБАКУ (1993) – знаковое бельгийское мокьюментари о серийным убийце, прочно закрепившаяся в списке самых шокирующих фильмов в истории кинематографа.
КРАСИВЫЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ («Каскад Фильм»; 2019) – недавно вышедшая в прокат лента с Заком Эфроном, также рассказывающая о реальном серийном убийце.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Страшный, провокационный и успешно вызывающий отвращение хоррор Фатиха Акина, который вполне может претендовать на звание одного из самых известных и нестандартных фильмов о серийных убийцах. Правда, человеку с недостаточно крепкими нервами на сеансе ЗОЛОТОЙ ПЕРЧАТКИ делать нечего.