Режиссёр, продюсер и сценарист Михаил Шевчук поделился своим опытом работы над драмой «Воплощение», а также рассказал о проблемах российского кинопроката.
Как возникла идея фильма «Воплощение»? Что вдохновило на создание этой истории?
Не уверен, что смогу назвать явную причину или импульс для написания сценария «Воплощения». Скорее всего это был интуитивный порыв, сформированный из общественного сознания или душевного, сердечного запроса о роли женщины в нашей жизни. Не понятной и само собой разумеющейся, а по настоящему глубокой и драматичной. Ведь если серьёзно рассмотреть семейный уклад современной семьи, то очевидно, что все социальные неурядицы, невзгоды и проблемы в массе своей ложатся на хрупкие плечи матерей, сестёр, дочерей.
Роль мужчины, безусловно, никто не отменял, но… Болезнь, неудачи на работе, сложные дети и другие зигзаги судьбы, которые происходят сплошь и рядом и порой создают безвыходные тупики в житейской рутине для мужского сознания. И в итоге именно женщины способны, порой отрекаясь от себя, пытаться вернуть семейную лодку в нормальное русло.
Мой фильм «Воплощение» — это кино прежде всего о любви. О женской любви, той великой, большой любви, на которой держится мир. Мать, жена, сестра, дочь, бабушка — ипостаси женской любви: которым нет определения и понимания. Не поддаётся анализу эта космическая сила. И эта любовь прежде всего оказывается под ударом. Её первую терзают ужасные, трагические события, которыми пронизана история человечества и по сей день.
Если бы главным мерилом нашей жизни сделали это чувство, если бы мужья, сыновья, братья, внуки, взявши в руки оружие, оглянулись бы и увидели глаза смотрящих им в след женщин. Уверен, тогда всё было бы по-другому.
В вашем фильме больше акцент сделан на триллер или драму?
Я думаю, акцент сделан на нашу жизнь. А она — великий драматург, порой беспощадный, и предлагает такие сюжеты, что триллер и драма танцуют свой танец в паре.
Где проходили съёмки картины? С чем связан выбор локации?
Съёмки проходили на Финском заливе, в районе Сестрорецка и окрестностях. Мне нужно было передать ощущение красивого одиночества, отчуждения героев, их личную планету. Стояла задача создать визуально конструкцию нашего подсознания.
С какими трудностями столкнулись на этапе производства и как их преодолели?
Любые трудности, которые происходят в момент съёмок, я в шутку и с любовью называю «приятные хлопоты». Не произошло ничего серьёзного: второй режиссёр сошёл с ума. В прямом смысле — нервы не выдержали. Его отвезли в клинику в Питер. Штормом смыло декорацию и унесло в море пандус с главными героями — Анастасией Шевчук и Ильёй Чернышом. Хорошо, что ребята оказалась не робкого десятка и правильно вели себя в экстренной ситуации. Илья вырос в Севастополе, и штормами, казалось бы, его не удивить. Но и он не на шутку испугался. Ну уж о подъёмах в четыре утра и встречах рассветов на пронизывающем до костей ветру Балтики и говорить не стоит. Рутина.
В процессе съёмок воспользовались ли вы услугами региональной кино комиссии? Предоставила ли Ленинградская кино комиссия рибейт за работу в регионе?
Не удалось воспользоваться. Там, насколько мне известно, достаточно долгая и обстоятельная процедура. И это, разумеется, правильно. А меня в этот раз подвёл мой перфекционизм, и я долго не мог выбрать между Крымом, Ладогой и Финским заливом. Когда решение всё-таки пришло, то времени на участие в комиссии не осталось.
Из чего складывался производственный бюджет? Вы обращались за поддержкой в Министерство культуры или Фонд кино?
Фильм финансировался из средств Компании «Пророк». В Министерство культуры и Фонд Кино не обращались.
Какая дистрибьюторская компания займётся прокатом фильма? С чем связан такой выбор?
В прокат мы выходим сами. Это не «самокат», а открытие на базе производственной компании «Пророк» своего отдела проката с возможной дистрибьюцией интересных, независимых российских кинолент.
Отмечу, что выпускающие компании не работают с кинокартинами индивидуально, встречаются сплошные клишированные схемы. При этом кино, если это кино, а не погремушка, требует к себе штучного, ручного подхода.
Поделитесь своими прогнозами касательно кинотеатрального проката вашей картины.
Когда всей команде создателей фильма не стыдно за свою работу, когда они влюблены в своё детище и им по-настоящему хочется, чтобы картину увидел любимый зритель, то, разумеется, и прогнозы самые обнадёживающие. Нет сомнений, что зритель откликнется и поддержит наше кино, сделает его своим.
Будет ли фильм интересен зрителям? На какую аудиторию он рассчитан?
Конечно, это прежде всего диалог с молодёжью. История про них и для них. Любое хорошее кино — это про сегодня. Даже если оно историческое, оно всё равно про сегодня. А сегодня — это молодёжь, за их души и сердца идёт драка.
Что вы могли бы сказать о процессе проката в России и его особенностях? С какими нюансами приходится сталкиваться в процессе поиска прокатной компании для фильма?
Российский прокат сейчас находиться в состоянии судороги. Он никак не оправится после ухода американских кинолент, погремушек для недоразвитых, как я их называю.
Было сытно и сладко. Прокат существовал сам по себе. Никакое отношение к российскому кино можно было не иметь. Да и российское кино не отвечало ему взаимностью. И качеством, к сожалению, тоже.
Что поделать, такой исторический виток. Выход только один — повернуться друг к другу лицом. И обязательно помочь государству понять, что кино — это важнейшая стратегическая платформа, давно уже не трибуна. Всё гораздо шире, с современными возможностями настигать зрителя в любой момент, время и место, предлагать модель поведения, создавать мировоззренческие конструкции. Сформировать так же вместе с государством действительно жизненно применимую для кино в России гибридную систему создания кинолент и проката, понятную на всех этапах от финансирования до идеологических задач. Уверен, в скором времени это произойдёт.