Франшиза о приключениях школьника Ивана Семёнова подошла к логическому завершению. Антон Богданов, продюсер и создатель трилогии, рассказал в интервью Cinemaplex о выходе финального фильма «Иван Семёнов. Первый поцелуй». Почему заключительный фильм не смог повторить результаты первой части, в чём были сложности летнего релиза «зимней» истории и какую роль сыграла государственная поддержка. Также поговорили о теплом приёме на фестивале в Альметьевске, почему «вселенную» решено не расширять сериалом и обсудили нехватку детско-юношеского контента.
В прокат вышел заключительный фильм о приключениях школьника Ивана Семёнова. Оправдал ли он ваши ожидания?
К сожалению, не совсем. Но мы и не строили иллюзий. Нашей главной задачей было выпустить героев во взрослую жизнь, красиво завершив историю. Изначально планировали снять именно трилогию, и теперь проект закрыт на достойной ноте.
Конечно, кассовые сборы — показатель важный, однако мы осознавали риск летнего релиза фильма с зимней тематикой. Теперь трилогия завершена, и я уверен, что её ждёт долгая жизнь на телевидении и на детских праздниках.
Вы уступили кресло режиссёра для съёмок «Иван Семёнов. Первый поцелуй» Кириллу Седухину. Получилось ли у него передать атмосферу первых двух фильмов?
Сохранить дух франшизы — это задача не только режиссёра, но и самих героев. Новый режиссёр всегда привносит своё видение. Кирилл сделал фильм более драйвовым, молодежным, показал мир глазами современных подростков. Мы и не просили его повторять «мимимишную» стилистику первых фильмов — ребята повзрослели, и мы должны были идти в ногу со временем. Мы старались не занижать и не завышать их возраст, а передать то, о чем они думают и переживают в настоящий момент. Мне кажется, у него отлично получилось передать их актуальные переживания и мысли.
Чего не хватило второй и третьей части, что так привлекло аудиторию в первом фильме?
Мне кажется, корень проблемы не в творческой, а в прокатной и промо-составляющей. Первая часть была раскручена значительно лучше. К тому же, у неё была литературная основа — оригинальная книга о приключениях Ивана Семёнова, а сценарии сиквелов писались уже с нуля. Когда промо-бюджет скромнее, а условия проката не самые благоприятные, падение сборов, к сожалению, почти неизбежно.
Премьера фильма «Иван Семёнов. Первый поцелуй» состоялась на фестивале «Каракуз фильм» в Альметьевске. С чем связан выбор мероприятия и как аудитория встретила картину?
Аудитория встретила фильм очень тепло.
Что же касается выбора мероприятия, то на самом деле все очень просто. Мне позвонила программный директор фестиваля и пригласила провести премьеру фильма. «Каракуз фильм» идеально подошёл по срокам. Другие фестивали предлагали показать фильм либо слишком рано, в «сыром виде», либо уже после окончания проката. И еще в силу того, что это молодой фестиваль, было приятно оказаться у истоков чего-то нового.
Я очень хотел приехать, но из-за сложной обстановки в небе трижды не смог вылететь ни в Казань, ни в Набережные Челны. К сожалению, хотя я практически полдня просидел в аэропорту, постоянно меняя терминалы, авиакомании, в конце концов, всё же пришлось отменить поездку.
Поэтому общение со зрителем прошло в онлайн-формате. И даже несмотря на это, пришло большое количество желающих, заполнив весь зал. Слава богу, технологии позволяют общаться на расстоянии. Но живое общение, конечно, ничто не заменит. Я очень люблю приезжать в различные регионы на фестивали, на премьерные показы.
Затронем финансовую сторону. Фильм получил государственную поддержку?
Да, третья часть получила поддержку Фонда кино, за что мы бесконечно благодарны. Если честно, мы были готовы отказаться от съёмок финала, если бы не получили помощи. Эта поддержка стала для нас сигналом — Иван Семёнов нужен и зрителю, и Министерству культуры, и Фонду кино. Это придало нам сил закончить трилогию.
Как в Пермском крае поддержали съёмки?
Пермский край всегда нас тепло принимает. Он любит Ивана Семёнова и, видимо, меня тоже (смеётся). За что я благодарен краю. Люди с огромной охотой записываются на массовки и второстепенные роли, всегда готовы помочь. Никто никогда не ставил нам палки в колёса — ни руководство края, ни «Пермская кинокомиссия». И это касается не только нашей кинокомпании, но и всех, кто приезжает снимать в регион.
Планируете ли вы дальше развивать «киновселенную» Ивана Семёнова, например, в формате сериала?
Нет, мы уже занимаемся другими проектами. Для нас было психологически важно поставить точку. Мы могли ограничиться двумя частями, но сценарий третьей практически был готов ещё в самом начале.
Развивать историю дальше — значит показывать уже совсем взрослых героев, их жизнь в институте, и этого на экране и так много. Мне кажется, это не совсем то, что сейчас нужно.
В каком регионе вам хотелось бы снять следующий фильм и почему?
У «Проспекта Мира» сейчас много проектов в разработке. Только что мы закончили работу над фильмом «Красавица» о блокадном Ленинграде, который снимали в Петербурге. Впереди — картина «Команда», её будут снимать частично в Петербурге, частично в Красноярске и Китае. Есть и детский проект, 90% действия которого пройдёт в Крыму.
Новые локации и регионы привлекают своими историями. Если у нас есть сильная история о Красноярске — мы будем снимать в Красноярске. Как и в случае с Иваном Семёновым: его история касается именно Перми — значит, снимать нужно в Перми. Это наполняет картину подлинной атмосферой, духом и правдой.
Семейного кино в России стало значительно больше. Не кажется ли вам, что его слишком много? На какие жанры и направления, по вашему мнению, кинематографистам следует обратить внимание?
Если мы говорим про Ивана Семенова, то это не совсем семейное кино, это скорее кино для детей и подростков. Мы делали его так, чтобы ровесник говорил с ровесником с экрана, чтобы школьники могли смотреть и понимать его без родителей. Как раз качественного детско-юношеского контента сегодня сильно не хватает. А вот семейного кино и правда стало много, возможно, даже с избытком.
Сейчас, на мой взгляд, зрителю нужны не развлекательные, а мотивирующие фильмы — те, что отвечают на важные вопросы. Кино — это не только про развлечение, но и про созидание.
Как вы оцениваете состояние детско-юношеского кино в России? Есть ли прогресс?
Изменения за последние годы произошли, но не такие глобальные, как хотелось бы. Я могу долго перечислять знаковые детские фильмы эпохи советского кинематографа и довольно быстро — российские. В этом и заключается вся разница. Нам есть куда стремиться, и лучший ориентир — это как раз успешный опыт советского кинематографа.

