Голливудские продюсеры совершают немало ошибок в расчетах, особенно когда выплачивают звезде восьмизначный гонорар (и зачастую еще процент от кассовых сборов), а затем пытаются свести с концами свою бухгалтерию. Конечно, блокбастер может “выстрелить”, но количество кассовых неудач в сегменте высокобюджетного кино продолжает расти. На этом фоне процветание жанра хоррора выглядит вызовом всей индустрии. Сегодня это единственный жанр, в котором доходы в подавляющем большинстве случаев превышают расходы.
Снятые “за копейки” фильмы ужасов не только прославляют имена своих создателей (их находки затем с удовольствием повторяют в “большом кино”), но и обеспечивают непрекращающийся поток зрителей, готовых пугаться каждому шороху и скрипу. Регулярно в прокат выходят “ужастики”, которые покоряют бокс-офис, несмотря на то, что их бюджет иногда может не превышать $1 млн. Первое ПАРАНОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ при бюджете в $15 тыс заработало только в Америке $107,9 млн. Естественно, в России, как и во всем мире, ситуация развивалась по восходящей: если оригинал принес прокатчикам 56,4 млн, то части с порядковыми номерами 3 и 4 превышали планку в 200 млн. сборов.
Честно говоря, когда 2,5 года назад продюсеры решили завершить чрезвычайно успешную франшизу ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ (пятая серия при бюджете в $40 млн собрала во всем мире $157,8 млн), это решение вызвало недоумение у очень многих экспертов отрасли. Конечно, можно было согласиться, что на американском рынке ее возможности достигли потолка, но остальной мир смотрел мистический хоррор с неослабевающим удовольствием, а что касается России…
Российские зрители очень любят фильмы ужасов – об этом букеры кинотеатров говорят едва ли не в каждом своем интервью. При этом необходимо заметить, что отечественная аудитория всегда предпочитает “мистический ужас” разнообразным маньякам и душегубам, которые пользуются большим успехом в Америке. Достаточно сказать, что ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ 5 в России на большом экране посмотрели 2,33 млн человек – показатель настоящего блокбастера, а кассовые сборы составили 573 млн. Для сравнения – КРИК 4 принес прокатчикам только 116 млн. Даже огромные акулы откусывали больше – ЧЕЛЮСТИ 3D (158 млн).
МАНЬЯКАМ НЕ СРАВНИТЬСЯ С ПОТУСТОРОННИМ УЖАСОМ
Реалии российской жизни таковы, что зрителю хватает “реальных ужасов” на экранах телевизоров и на улицах. Снятые у нас художественные фильмы о маньяках можно буквально пересчитать по пальцам руки – СТАЛЬНАЯ БАБОЧКА (35,4 млн), ТОТ, КТО ГАСИТ СВЕТ (9,4 млн), ПУТЕВОЙ ОБХОДЧИК (13 млн), С.С.Д. (17,3 млн). Американские маньяки воспринимаются лучше – очередная ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕЗОПИЛОЙ (51,7 млн), но разве могут они хоть как-то сравниться с САЙЛЕНТ-ХИЛЛОМ 2 (411 млн)?
Особняком стоят зомби и вампиры – эти герои приносят великолепную кассу, когда расширяют границы жанрового сегмента и претендуют на внимание широкой аудитории. Франшизы СУМЕРКИ и ОБИТЕЛЬ ЗЛА на российском рынке котируются едва ли не как фильмы с обозначением аудитории general.
Но вернемся к “потустороннему кошмару”: если страсть к ПУНКТУ НАЗНАЧЕНИЯ можно объяснить общепринятым влечением человека к смерти (Зигмунд Фрейд во всем своем блеске), то любовь ко всему, что связано с “-клятиями“, сближает российского зрителя с восточным мистицизмом родом из страны восходящего солнца. Толчком к этому послужили многочисленные ЗВОНКИ. Популярность японских ужастиков угасла, но это объяснимо не столько психологическими, сколько художественными и этническими причинами. Другими словами – российскому зрителю больше нравится смотреть на европейских актеров, которые сталкиваются с мистикой, замешанной на азиатских сюжетах.
А за камерой пусть стоит азиатский режиссер – индустрия уже взрастила культ Джеймса Вана (ПИЛА, АСТРАЛ, ЗАКЛЯТИЕ) и даже доверила постановщику работу на седьмым ФОРСАЖЕМ, пока в дело не вмешалась трагедия (гибель Пола Уокера). Именно постановщик из Малайзии снял два самых кассовых хоррора в 2013-м году:
1. ЗАКЛЯТИЕ (“Каро Премьер”) – 326 млн на 604 копиях
2. АСТРАЛ. ГЛАВА ВТОРАЯ (WDSSPR) – 320 млн на 650 копиях
В борьбе за 3-место МАМА (UPI, 189 млн) совсем ненамного опередила проект ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ: ЧЕРНАЯ КНИГА (WDSSPR, 186 млн).
В 2012 году неофициальное соперничество за звание самого кассового хоррора – мы рассматриваем “чистый”, без примесей, жанр и именно поэтому не включаем сюда ПРОМЕТЕЯ и очередную ОБИТЕЛЬ ЗЛА – как раз выиграл сиквел САЙЛЕНТ-ХИЛЛА. На втором месте расположилась четвертая серия ПАРАНОРМАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ.
НАСКОЛЬКО “УЖАСНЫМ” БУДЕТ 2014-Й ГОД?
В этом году прекрасный старт для жанра в целом выдала новая серия франшизы ПАРАНОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: МЕТКА ДЬЯВОЛА (“Централ Партнершип”, 203 млн). Словно следуя мистической традиции, фильм уверенно преодолел планку в 200 млн по итогам проката.
С другой стороны, беглый взгляд на график релизов до конца года не обещает кинотеатрам ворох хитов в этом жанровом сегменте. Тем весомей становится роль проектов, которые смогут по-хорошему испугать зрителя и обеспечить хорошую кассу.
Рассмотрим несколько ключевых релизов, заявленных отечественными прокатчиками.
ОКУЛУС (10 апреля, “Люксор”)
Сходством с художественным решением постера ШКАТУЛКИ ПРОКЛЯТИЯ (West, 99,3 млн на 415 копиях) дело, кажется, и ограничивается. В остальных аспектах ОКУЛУС впечатляет даже больше – запланированная прокатчиком роспись на 700+ копий, выход на дате мирового старта, а также безоговорочная поддержка проекта критиками, которые к настоящему моменту не написали на фильм Майка Флэнегана ни одной (!) отрицательной рецензии.
На постере к тому же стоят “магические письмена” – от создателей ПАРАНОРМАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ и АСТРАЛА. Для поклонников жанра это лучшая рекомендация, а потенциальную аудиторию фильм сможет получить, если окажется так хорош, как пишут о нем. Незнакомое слово в названии скорее содержит дополнительную интригу, чем отталкивает, потому что это мистика, и таковы законы жанра. По своей конфигурации ОКУЛУС в значительной степени близок СИНИСТЕРУ (65 млн на старте) – вероятность кассового сюрприза велика.
ЭКСПЕРИМЕНТ: ЗЛО (8 мая, A Company)
Известные актеры не очень часто играют в хоррорах – прежде всего, потому что в этом жанре очень много вторичных ремесленных поделок. Кастинг ЭКСПЕРИМЕНТА: ЗЛО возглавил харизматичный британец Джаред Харрис (ШЕРЛОК ХОЛМС: ИГРА ТЕНЕЙ), а помогает ему Сэм Клафдин (ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ: И ВСПЫХНЕТ ПЛАМЯ). Профессор приглашает своих студентов принять участие в паранормальном эксперименте – завязка банальная, но трейлер сделан на совесть:
Как и в случае с ОКУЛУСОМ, важную роль в сюжете играет видеокамера, главная примета фильмов ужасов последних лет. “Страшно – это когда не можешь объяснить то, что увидел”, – говорит главный герой, и в этом, пожалуй, заключается успех всех кассовых фильмов ужасов. Реалистичные маньяки не пугают, а ужасают, и между этими понятиями очень большая разница.
Наконец, осенью зрителей ждут еще два интересных проекта, к которым приложили руку мастера жанра. Даррен Линн Боусман – ДОМ ПРИЗРАКОВ – снял сразу три серии ПИЛЫ, а Эдуардо Санчес –СУЩЕСТВА – режиссер той самой ВЕДЬМЫ ИЗ БЛЭР. Удивительно, но оба проекта сошлись на одной дате старта – 30 октября. Мистика, одним словом…
В ТЕМУ
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРЕССА ПРЕВОЗНОСИТ “ОКУЛУС”