За последнее десятилетие кино в России, как и сама страна, претерпело значительные изменения. И дело тут не столько в самой индустрии, сколько в тенденциях, действующих на неё изнутри и снаружи. Если в начале нулевых был актуален жанр криминального боевика (БРАТ 2, БРИГАДА, БУМЕР), то ближе к концу десятилетия зритель явно устал от бандитских разборок (по крайней мере, в кино, а не на телевидении) и захотел чего-то другого. Этим другим стали американские блокбастеры, внешнюю форму которых российские кинематографисты так настойчиво стремились перенять.
Создатели ВОСЬМЕРКИ решили в каком-то смысле реанимировать жанр – специально для тех, кто соскучился по героям лихих 90-х. За это ответственны трое весьма именитых людей: режиссер Алексей Учитель, сценарист Александр Миндадзе, писатель и автор одноименной повести Захар Прилепин.
Трейлер
[youtube id=”pNbhnopVMN8″ width=”600″ height=”350″]
Трейлер в довольно суматошной, но лаконичной манере сообщает зрителю вкратце фабулу фильма: разборки «за любовь» между бойцами ОМОНа и главарем местной преступной группировки. Всё это – через призму реализма – живо и натуралистично, в рамках серой и суровой реальности провинциального городка в канун 2000-го года.
Возрастное ограничение 12+, которое указывается в начале ролика, не вполне соответствует тому, что последует в самом фильме. Из-за обилия насилия и постельных сцен (которых чуть меньше) картину трудно рекомендовать публике младше 16 лет. ВОСЬМЕРКА – это кино для взрослых людей.
Просмотр
Главным двигателем сюжета являются четверо друзей-омоновцев, которые колесят «без тормозов» на своей «восьмерке» по городу и ввязываются во всякие неприятности. Завязка наступает в момент, когда боец ОМОНа Гера “западает” на девушку местного криминального авторитета. Далее начинается нечто вроде игры в перекидывание горячей картошки по нарастающей: клинок возмездия падает то на одних, то на других. В итоге достается всем.
ВОСЬМЕРКА Алексея Учителя – один из тех фильмов, который трудно классифицировать и оценивать как потенциальный коммерческий проект. С одной стороны, это простая мелодраматичная история о любви (но больше, конечно, о страсти), которой не случилось. С другой, картина представляет собой некий социальный срез общества в конце 90-х годов: забастовки на фабрике, которая обеспечивает рабочими местами весь город, столкновения с бойцами ОМОНа, уход Ельцина с поста президента. И всё вместе это подкрепляет «авторский» реализм, с которым Учитель подходит к фильму.
Движения камеры, серо-коричневый тон, который передает общее неблагополучие, акцентирование внимания объектива на бытовых событиях (сцена обеда, растянутая на несколько минут, когда четверо друзей сидят в «восьмерке» и едят свой нехитрый обед: картошку и консервы) – всё говорит об авторском стиле, отличной операторской работе и особенном решении фильма.
Говоря о достоинствах фильма, в первую очередь хочется отметить работу четырех актеров, сыгравших бойцов ОМОНа. Органичность, фактура и харизма их персонажей – главный источник обаяния в фильме. Их искренность и простота подкупают. Возникает непроизвольная аналогия с героем Сергея Бодрова младшего в фильме БРАТ – Данилой Багровым. В том жестоком мире, в котором они живут, они остаются честны перед собой и в ответе друг за друга. Подобно героям Дюма, но в реальности, а не на страницах книг.
Однако если касаться «романтической» составляющей этой жизненной мелодрамы, то получается, что высокие чувства двух главных героев – Геры и Аглаи – по сути не выходят за пределы постели. Увлекшись разборками бойцов ОМОНа с криминалом, Алексей Учитель пожертвовал любовной линией и уделил совсем немного времени раскрытию образа героини. Поэтому за то экранное время, которое предоставили литовской актрисе Вильме Кутавичюте, она успела продемонстрировать лишь умение изящно курить на камеру.
Буддистская мудрость гласит: желание – залог страданий, и если Алексей Учитель при разработке фильма отталкивался от этой философской мысли, то он в полной мере достиг поставленной задачи. Страсть в ВОСЬМЕРКЕ – корень всех зол. Подобно Елене Троянской, Аглая становится причиной раздора омоновцев и преступной группировки, и сама же падает жертвой своей красоты.
На пользу ВОСЬМЕРКИ работает хронометраж фильма – всего 85 минут. История не затянута и рассказана вполне лаконичным языком. А финал картины очень подходит для притчи: Гера бежит по заснеженной степи вдаль, к горизонту, пока его не догоняют друзья на старой разбитой «восьмерке». Таким образом, ВОСЬМЕРКА не столько о любви, сколько о дружбе, если не сказать братстве. Отсюда слоган к фильму уместнее выглядел бы так: «Держись своих». Только вместо БМВ – подержанная “Восьмерка”.
Прокатные аналоги
Новый фильм Алексея Учителя представляет собой смесь авторского стиля и криминального жанра. По содержанию к ВОСЬМЕРКЕ ближе всего картины Алексея Балабанова БРАТ, БРАТ 2. Прокатные аналоги следующие:
ЧУЖАЯ (2010) – 53 млн. руб на 615 копиях
МАЙОР (2013) – 4 млн на 175 копиях
Аудитория и прокатное окружение
ВОСЬМЕРКА явно рассчитана на мужскую аудиторию 18+. Но фильм также будет интерес и подготовленному зрителю, кто уже знаком с творчеством режиссера.
У картины на дате старта довольно затруднительное положение: с одной стороны, отечественный фильм о героическом спецназе 22 МИНУТЫ, выходящий в прокат на праздничной дате вполне оправданно, с другой – американский ремейк проекта Люка Бессона 13-Й РАЙОН: КИРПИЧНЫЕ ОСОБНЯКИ, который в большей степени привлечет молодежь.
От драматического проекта всегда трудно ожидать исключительно положительный «сарафан», к том у же на второй неделе вступит в свои права игрок, выступающий в супер-тяжелом весе, – ГОДЗИЛЛА. Если ваши зрители соскучились по 90-м, то смогут высоко оценить картину, равно как и поклонники максимально реалистичного авторского кинематографа.
В ТЕМУ
ПРОГНОЗ И РОСПИСЬ 8-11 МАЯ: КОТЫ В МЕШКЕ, ИЛИ КТО ПОСЛЕДНИЙ В ОЧЕРЕДИ?