Фокус — Латинская Америка. Кажется, что в этом году внимание всего мира обращено к этой части света. Баталии чемпионата мира по футболу не остались без внимания кинематографистов — первым об успехе сборной Колумбии перед презентацией собственного проекта обмолвился режиссер Andi Baiz, его почин тут же поддержали коллеги из Чили. Не важно, снимаешь ли ты мелодраму из жизни 50-летней женщины или философскую фантастику с оглядкой на Терренса Малика — футбол по-прежнему остается едва ли не лучшей «копродукцией», изобретенной человечеством. Или ФИФА, если посмотреть фильм ЛИГА МЕЧТЫ.
Впрочем, в последние годы копродукция в области кино стала явлением не просто заметным, а жизненно важным. Уже практически невозможно определить национальность большинства европейских фильмов — в их создании порой принимают участие Фонды, инвесторы и студии из 5-6 стран. Такая ситуация во многом сложилась не только благодаря активной деятельности Евросоюза, но и экономическому кризису.
Могут ли датчане в одиночестве «потянуть» новый проект своего достояния — «великого и ужасного» Ларса фон Триера? НИМФОМАНКУ снимали усилиями Дании — Германии — Франции — Бельгии. Большинство актуальных режиссеров мирового кино понимают, в каких условиях им приходится заниматься творчеством, и принимают новые правила игры. Помнится, в Москву с проектом о Сергее Эйзенштейне для участия в форуме копродукции приезжал знаменитый Питер Гринуэй. Фильм ЭЙЗЕНШТЕЙН В ГУАНАХУАТО сейчас находится на стадии пост-продакшн, в его производстве принимают участие Мексика — Нидерланды — Франция — Бельгия — Финляндия.
Россия в качестве потенциального партнера по копродукции привлекает многие страны, тем более, Латинскую Америку, чья индустрия и система кинопроката сегодня активно развиваются. Многие эксперты в экономике любят сравнивать Россию и Бразилию — действительно, между нашими странами много общего.
В этом году было представлено 27 проектов, которые ищут сопродюсеров и дополнительное финансирование для реализации.
Так называется одна из параллельных программ ММКФ, в которой представлены зарубежные фильмы, так или иначе связанные с Россией — темой, местом действия, героями и так далее. Вот и и среди участников Форума можно было выделить целый блок картин, которые рассчитывают на объективное внимание с российской стороны.
Пожалуй, самый коммерчески перспективный проект — это исторический триллер THE CHOSEN производства Мексика — Испания, который рассказывает об убийстве Льва Троцкого. Производственный бюджет фильма составил 7 млн евро, из которых 4,2 млн уже подтверждено. Естественно, фильм будет сниматься на английском языке и с привлечением актеров-звезд, чтобы заинтересовать международные рынки. Производство начнется в декабре этого года.
России в проектах разных стран было представлено очень много: КРОВАВЫЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК — об участии китайских «красных орлов» в гражданской войне. РАЗГРОМ — вторжение армии Наполеона в Россию глазами молодого солдата французской армии (кино снимают бразильцы!). ЛУНИК 3 — сатира на гонку космических вооружений между СССР и США, в которой примут участие звезды мексиканских сериалов. ОБЫКНОВЕННОЕ ЗЛО — история о еврее, который туристом прилетает из Германии в СССР в 1937 году, и его принимают за немецкого шпиона. И так далее.
Обращает на себя внимание, что подавляющее большинство таких проектов рассказывают о временах существования СССР. Настоящее России — это большая загадка. Если уж отечественные режиссеры путаются в том, что нужно нашей стране и как ее изображать, то как иностранцам понять «загадочную русскую душу»? С другой стороны, интерес к России со стороны кинематографистов других стран очевиден.
Второй главный блок на Форуме копродукции — это документальные проекты, которых в программе насчитывалось 8. Зарубежных и российских кинематографистов очень привлекают территория Крайнего Севера и Сибири, где живут люди с уникальной культурой и не подверженные влиянию цивилизации.
Высоко оцененный проект ОЗЕРО ВОСТОК — режиссерская работа Екатерины Еременко, в которой ученые ищут следы жизни под метровыми слоями льда в Антарктике. При этом в фильме будут развиваться три параллельные истории. Создатели планируют взять интервью у голливудских знаменитостей, также увлеченных этой темой благодаря ХРЕБТАМ БЕЗУМИЯ Лавкрафта. Все помнят неудавшуюся попытку Гильермо дель Торо?
Изменение социального статуса женщины — еще одна волнующая кинематографистов тема. Ей посвящены проекты ХИП-ХОП КАБУЛ из Афганистана и ЖЕНЩИНЫ (THE A WOMEN) из Австралии. Создатели фильмов, впрочем, утверждают, что не планируют снимать феминистские фильмы и декларировать какие-либо установки. Во втором проекте говорится о социальном статусе женщины в современном Китае, где на 100 млн женщин приходится 120 млн мужчин.
74-летний режиссер Андрей Хржановский (ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ, ИЛИ СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ) представил на форуме самый авангардный проект — НОС. Вместе со своим соавтором, сценаристом Юрием Арабовым, они разработали мультимедийный проект – соединение музыки, кинематографа и литературы в одном произведении. Основа — два классических произведения, повесть Николая Гоголя и опера Дмитрия Шостаковича.
Предполагаемый бюджет картины – 100 миллионов, подтвержденное финансирование — только 16 млн. Впервые об этом проекте я узнал, когда присутствовал на питчинге «Кинотавра» в 2011 году. Прошло три года, но, видимо, ситуация так и не изменилась в лучшую сторону, хотя деятельность Министерства культуры должна быть направлена именно на поддержку таких проектов, имеющих большое культурное значение, но при этом не имеющих возможности преуспеть в коммерческом прокате.
Проект РУДОЛЬФ НУРЕЕВ. НАЧАЛО представила Евгения Тирдатова — художественный байопик о жизни великого танцора пока далек от запуска в производство. Проект получил финансирование в $1 млн, а требуется $5 млн. Продюсер Альфия Чеботарева сделала документальную картину РУДОЛЬФ НУРЕЕВ. МЯТЕЖНЫЙ ДЕМОН, чья премьера состоялась в прошлом году на ММКФ. Последует ли художественное развитие темы?
В далекие 20-е годы прошлого века авангард расцветал в советском кинематографе. Новаторский монтаж Александра Довженко оказал глубокое влияние на мировой кинематограф. В год юбилея великого режиссера, родившегося в 1894 году, в работе находятся сразу несколько проектов, посвященных ему. Режиссер Константин Коновалов и продюсер Владимир Филиппов представили на Форуме копродукции игровой проект с бюджетом $2 млн АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО. ОДЕССА — ДЕБЮТ, главные роли в котором исполнят популярный музыкант Сергей Бабкин и Ольга Куриленко.
CINEMAPLEX: Как часто Вы посещаете мероприятия, подобные Moscow Business Square?
Константин Коновалов: Лично я участвую не часто, так как проводить встречи с потенциальными деловыми партнерами — это все-таки задача продюсера. В настоящий момент мы рассчитываем получить финансирование из 3-4 источников, чтобы запуститься с нашим проектом. Это будут не только европейские страны, но и из Латинской Америки тоже. Мы планируем выпустить фильм на экраны в 2016-м году, и у нас есть год, чтобы собрать все средства.
Очень хорошо, что на этом Форуме подтянулись интересные ребята из Латинской Америки — и режиссеры, и продюсеры, с которыми раньше не было возможности общаться. У нас состоялись очень продуктивные встречи, которые помогут нам и при подготовке этого проекта, и в будущем на других картинах.
Наш фильм об Александре Довженко — это не строгая биографическая картина про жизнь великого режиссера. Это прокатная картина для молодежи 20+, и мы не случайно взяли на главную роль Сергея Бабкина, потому что он не только блестящий музыкант-исполнитель, но и прекрасный актер. Мы взяли его на главную роль не просто так, а поработав с фокус-группами, и поняли, что у нас есть попадание в целевую аудиторию. Жанр нашего фильма — это приключенческая мелодрама.
Мы надеемся также получить поддержку от государства, но пока решили проверить проект на нескольких бизнес-форумах, и только потом просить помощь у чиновников. Будем также подавать на гранты и участвовать в конкурсах различных фондов. Уверен, что у нашего проекта сложится очень хорошая история.
__________________
После завершения презентаций участники отправились на двусторонние встречи, чтобы провести работу с потенциальными партнерами или обсудить впечатления от увиденного. Надеемся, что несколько проектов в результате работы Форума копродукции на MBS получат «зеленый свет» для производства. Границы в области кинематографа никому и никогда не пойдут на пользу.
В ТЕМУ
Страница Moscow Business Square на «Виртуальном кинорынке»




