Успехи российской киноиндустрии можно анализировать долго и беспристрастно, но один “вывод” лежит на поверхности: самым кассовым жанром в национальном прокате является комедия. Комедия – не только антидепрессант для народа, но и гарантия высоких сборов – таким было положений вещей в последние несколько лет.
Естественно, что продюсеры принялись выпускать новые (и недорогие) проекты, в которых сценарии были построены “как западные мастера учили”, с поминутно просчитанными шутками и взрывами. И ведь никак не скажешь, что качество отечественных комедий упало, по сравнению с предыдущими годами, но осень 2014-го, кажется, стало временем тотального разочарования кинотеатров в их коммерческих перспективах.
В “Театре реплик” и рубрике “Кинотеатры говорят!” наши собеседники в большинстве случаев говорят о “пустых залах”, и что более-менее приличные сборы поддерживаются исключительно широкой росписью – дистрибьюторы умеют убеждать, да и прошлые успехи, казалось бы, должны обеспечить внимание целевой аудитории.
Чтобы разобраться в столь негативной оценке текущего положения дел в жанре российской комедии, мы решили обратиться к статистике и выделить по 5 самых кассовых комедий в прокате за 2011-14 годы. При этом мы принципиально не рассматриваем здесь участников “Новогодней битвы”, которые, во-первых, выступают в качестве фильмов-событий, во-вторых, имеют в своем распоряжении 10 выходных дней. Анализ их проката – отдельная тема.
Прокат этого года продолжается, зрителей еще ждут ДЕНЬ ДУРАКА; SEX, КОФЕ И СИГАРЕТЫ и ЛЮБИТ НЕ ЛЮБИТ, но шансы, чтобы повлиять на общую картину, минимальны. Желаем удачи будущим премьерам, и перейдем к сравнениям.
2014 год
№ | НАЗВАНИЕ | ПЕРВЫЙ УИК-ЭНД, млн руб | ПАДЕНИЕ СБОРОВ, % | ИТОГОВЫЕ СБОРЫ, млн руб | КОЛИЧЕСТВО ЗРИТЕЛЕЙ |
1 | ГОРЬКО! 2 | 247 | 55 | 517 (прокат продолжается) | 2,2 млн |
2 | КУХНЯ В ПАРИЖЕ | 236 | 54 | 502 | 2,3 млн |
3 | В СПОРТЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ | 94 | 39 | 251 | 1,2 млн |
4 | КОРПОРАТИВ | 92 | 58 | 197 | 919 тыс |
5 | ЛЕГОК НА ПОМИНЕ | 74 | 28 | 197 | 917 тыс |
Сборы топ-5: 1,664 млрд.
Обращает на себя внимание разрыв в сборах стартового уик-энда, который обнаружился между двумя лидерами, добившимися статуса “фильма-события” и остальными “призерами”, которые открылись в рамках жанрового сегмента. Возможно, именно в этом следует искать причины неудовлетворенности площадок – требования по росписи становятся жестче, но нет пропорциональной отдачи в кассовых сборах.
Ни одной комедии со стартовыми сборами в диапазоне 100-200 млн! В этом топе мы не учли только ДРУЗЬЯ ДРУЗЕЙ (139 млн) и ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 3 (224 млн), которые вышли в прокат в “новогодние праздники”. Дифференциация релизов усиливается? – Определенно, и в будущем году этот тренд найдет подтверждение, если не изменится экономическая ситуация.
Самой кассовой комедией года станет ГОРЬКО! 2, что выглядит совершенно логично, учитывая тот ажиотаж, который сопровождал прокат оригинала год назад (811 млн). Но что интересно – большинство аналитиков еще до старта сходились во мнениях, что “золотое правило сиквела” не сработает, и продолжение заработает меньше первой части. Правда, столь значительного (меньше на 250 млн) падения не предполагалось. Причины называются разные – и неоднозначный “сарафан” оригинала, и тема поминок, и “накопившаяся у зрителей усталость от наших комедий”, и непростая экономическая ситуация в стране. Часть аудитории сократила количество посещений кинотеатра.
Если покупательская способность населения продолжит снижаться, то первым пострадает именно российское кино – родители оставят поход в кино только для детей, а молодежь будет выбирать исключительно фильмы-события.
ГОРЬКО! 2 – разочарование для продюсеров и кинотеатров, если они были уверены, что заработают больше. Для реалистов сборы адекватны текущей прокатной ситуации. В любом случае, проект окупился уже только за счет театрального проката, тем более что производственный бюджет комедий невысок.
КУХНЯ В ПАРИЖЕ – однозначный успех дистрибьютора “Централ Партнершип” и компании-производителя Yellow Black&White, так как фильм имел не только сильный бэкграунд в виде популярного сериала, но и получил сильный “сарафан” у зрителей. Режиссер Дмитрий Дьяченко замечательно зарекомендовал себя еще работой над фильмами “Квартета И” и держит планку качества – негативно настроенной, как это бывает с другими комедиями, аудитория из зала не выходит. Логично ожидать съемок продолжения, и в какую страну на этот раз отправятся чудо-повара?
В СПОРТЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ – интересно, многие ли признаются, что безоговорочно видели эту комедию, где в качестве отправной точки сюжета использовалась классическая история с переодеванием В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ, в числе жанровых лидеров? Хочется надеяться, что и Зимние Олимпийские игры не помешали, а помогли прокату. У фильма были противоречивые отзывы от зрителей, разгромные рецензии от критиков, но картина сохранила за собой позицию в топе.
От перестановки слагаемых сумма не изменилась. КОРПОРАТИВ и ЛЕГОК НА ПОМИНЕ, две комедии от Enjoy Movies, вышли в прокат усилиями разных дистрибьюторов с разницей в полгода, но продемонстрировали идентичный результат- 197 млн. Вот и рассуждай после этого о преимуществах маркетинга от компании-мейджора.
2013 год
№ | НАЗВАНИЕ | ПЕРВЫЙ УИК-ЭНД, млн руб | ПАДЕНИЕ СБОРОВ,% | ИТОГОВЫЕ СБОРЫ, млн руб | КОЛИЧЕСТВО ЗРИТЕЛЕЙ |
1 | ГОРЬКО! | 223 | 21 | 811 | 3,7 млн |
2 | ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ | 140 | 46 | 304 | 1,4 млн |
3 | БИЛЕТ НА ВЕГАС | 121 | 63 | 204 | 958 тыс |
4 | ДУБЛЕР | 97 | 55 | 200 | 921 тыс |
5 | КУРЬЕР ИЗ РАЯ | 94 | 58 | 182 | 838 тыс |
Сборы топ-5: 1,701 млрд
Настоящий колосс 2013 года – ГОРЬКО!, который объединил на своих сеансах и маргиналов, и интеллектуалов. Его кассовые сборы составили 47% от общих сборов топ-5. Очевидно, что и прокатчики, и показчики ориентируются при выпуске праздничной комедии (КОРПОРАТИВ, ВЫПУСКНОЙ и так далее) на сборы ГОРЬКО!, но это будет заблуждением, потому что новизна фильма Жоры Крыжовникова сделала его феноменом и – не самым показательным явлением для жанра в целом. Попытки повторить формулу успеха в этом году не принесли ожидаемых цифр.
Даже в хорошо знакомом жанре комедии зрителю хочется видеть новый подход.
Обращает на себя внимание, что сразу две комедии Enjoy Movies (ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ! и ДУБЛЕР) преодолели в этом году планку в 200 млн кассовых сборов.
2012 год
№ | НАЗВАНИЕ | ПЕРВЫЙ УИК-ЭНД, млн руб | ПАДЕНИЕ СБОРОВ % | ИТОГОВЫЕ СБОРЫ, млн руб | КОЛИЧЕСТВО ЗРИТЕЛЕЙ |
1 | ДЖУНГЛИ | 157 | 45 | 371 | 1,5 млн |
2 | ТОТ ЕЩЕ КАРЛОСОН! | 116 | 29 | 308 | 1,7 млн |
3 | РЖЕВСКИЙ ПРОТИВ НАПОЛЕОНА 3D | 122 | 58 | 240 | 919 тыс |
4 | МАМЫ | 78 | 31 | 229 | 1,1 млн |
5 | 8 ПЕРВЫХ СВИДАНИЙ | 125 | 68 | 222 | 1 млн |
топ-5 – 1,370 млрд
2012 год обошелся без фильма-события в комедийном жанре – именно поэтому сборы топ-5 оказались меньше, чем в другие годы.
После успеха ЕЛОК и ДЖУНГЛЕЙ статус самого успешного комедианта на российском рынке закрепил за собой Сергей Светлаков, так что фильмы с его участием возглавляют топы на протяжении уже нескольких лет. Правда, уже в 2014 году последовал относительный провал СКОРЫЙ “МОСКВА – РОССИЯ” (188,6 млн), даже несмотря на изобретательную концепцию. Почивать на лаврах не получается – каждый раз необходимо доказывать свою состоятельность. ЕЛКИ 1914 – безусловный отечественный фаворит предстоящей “Новогодней битвы”, но повторение 1,2 млрд кассовых сборов сейчас кажется невероятным.
Сразу два “мостика” в 2014-15 г. – продолжения МАМЫ 3 и 8 НОВЫХ СВИДАНИЙ. Первый проект отошел от принципа построения альманаха и рассказывает историю, события в которой разворачиваются в одно время и в одном месте, а второй использует фантастические элементы трилогии ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ и завязку “если бы…” Интересно, как отреагирует на такое предложение зритель.
2011 год
№ | НАЗВАНИЕ | ПЕРВЫЙ УИК-ЭНД, млн руб | ПАДЕНИЕ СБОРОВ | ИТОГОВЫЕ СБОРЫ, млн руб | КОЛИЧЕСТВО ЗРИТЕЛЕЙ |
1 | ВЫКРУТАСЫ | 121 | 41 | 364 | 1,9 млн |
2 | СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН | 132 | 57 | 340 | 1,9 млн |
3 | САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ 3-ДЭ | 168 | 66 | 294 | 1,3 млн |
4 | ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ 3 | 71 | 35 | 240 | 1,3 млн |
5 | БЕРЕМЕННЫЙ | 107 | 54 | 224 | 1,1 млн |
топ- 5 – 1,462 млрд.
Пожалуй, именно 2011 год определил тактику действий для многих продюсеров на ближайшие годы. Закончилась история сразу двух популярных франшиз, но зато громко заявила о себе компания Enjoy Movies. С каждым годом производство комедий продолжает увеличиваться.
Очень важный момент – в 2011 году все фильмы из топ-5 привлекли в кинотеатры более 1 млн зрителей. В 2013-м таких фильмов было только 2, а в 2014 году – 3.
2015 год
Если рассматривать тренд дифференциации кассовых сборов, который обозначился в этом году, то тогда 2015-й пройдет для жанра комедии в “эконом-варианте”. Безусловно, участники “Новогодней битвы” – ЕЛКИ 1914, МАМЫ 3, ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ 2, 8 НОВЫХ СВИДАНИЙ и НЕВИДИМКИ – должны заработать больше остальных, но плотность их выхода на экраны такова, что сборы могут оказаться меньше аналогов предыдущих лент.
Спрос зрителей на отечественное кино сейчас меньше предложения, что во многом определяет экономическая ситуация в стране. И продюсеры, и зрители сегодня внимательно следят за своими бюджетами, и психология потребителя такова, что именно отечественную комедию, которая не является гарантией качества, он можно пропустить мимо, в отличие от фильмов-событий.
Российских фильмов, которые будут готовы к выходу в прокат в 2015-м, скорее всего, будет даже больше, чем в 2014-м (ввиду длительности производственного процесса). Вот только победителей будет не так много, а претенденты отчаянно группируются вокруг праздников, сулящих длинные уик-энды.
19 февраля в прокат запланировали выйти 6 российских фильмов, 5 марта – четыре. Очевидно, что расстановка сил еще изменится, но в 2015-м отечественной комедии придется на национальном рынке очень сложно.
В ТЕМУ
НОСТАЛЬГИЯ КАК УГРОЗА КОММЕРЧЕСКИМ ПРЕТЕНЗИЯМ КИНОРЫНКА
Отличный и аргументированный материал. Оставшиеся три комедии 2014 г. провалятся в прокате. В Новый год победят те фильмы, у которых будет больше сеансов. Даже “Выпускной” прошёл плохо, так что и сиквеле в конце мая 2015 г. можно забыть. В отличие от “Кухни” и “В спорте…” – сиквелы уже снимаются. Остальные комедии 2015 г., здесь я полностью согласен с автором, шансы на успешные сборы 15% на 85%… Зритель перекормлен российской “комедией”. Ему нужны другие жанры…