ДОКЛАД ФЕДОРА СОСНОВА О РАБОТЕ ОПЕРАТОРА ЕАИС НА СОЧИНСКОМ КИНОРЫНКЕ

  • Post author:
  • Запись опубликована:18 июня 2015

Федор Соснов Фонд кино

“Проблема отчетности в ЕАИС” – это словосочетание редакции CINEMAPLEX  давно хочется исключить из рабочего обихода. Определенно, Фонду кино (ФК) как оператору ЕАИС тоже намного интересней развивать систему и ее аналитический потенциал, а не “ловить за руку” демонстраторов, чьи данные не соответствуют критериям достоверности. Негативное отношение кинотеатров к ЕАИС общеизвестно (“Почему вся административная ответственность и финансовое бремя ложатся на наши плечи?”), но также очевидно, что отдельными репликами демонстраторам каких-либо результатов не добиться.

Это в очередной раз продемонстрировала рабочая встреча, которую ФК провел в рамках 97-го Российского международного кинорынка. По ее итогам мы представим вам две публикации. Первая содержит полное выступление Федора Соснова – руководителя аналитического департамента ФК, а вторая отразит дискуссию, в которой приняли участие руководители кинотеатров, в частности Олег Тофанюк и Борис Собко, и реплики других спикеров, например, Александра Шепелева из компании UCS.

Собравшиеся проявили большой интерес к слайдам презентации: там можно было увидеть, не попал тот или иной кинотеатр в список тех, кто передает недостоверные данные в систему. Правда, в любезно присланной нам ФК по итогам мероприятия презентации эти данные не содержатся  – видимо, это конфиденциальная информация, но за ней можно обратиться непосредственно в Фонд кино.

 

ФЕДОР СОСНОВ: “Сегодняшнее мероприятие будет носить формат рабочей встречи, основной целью которой является разъяснить некоторые моменты проводимых мероприятий, отслеживающих нарушения достоверности передаваемых данных в систему демонстраторами ЕАИС. Мы будем также готовы ответить на любые вопросы, которые касаются действий демонстраторов при возможном получении извещения о совершенном административном правонарушении, общении с операторами системы и так далее.

В целом хотелось бы сразу поблагодарить участников отрасли: за время, прошедшее с марта 2014 года, к системе подключилось 100% демонстраторов, ведущих коммерческий кинопоказ. Сегодня, говоря о цифрах, мы можем подтвердить, что это действительно 100%. Были взяты основные базы росписи всех дистрибьюторов, которые сейчас катают коммерческое кино. Из этих баз росписей был составлен список демонстраторов, которыми была хотя бы раз расписана хотя бы одна DCP-копия в 2014 году и в начале 2015-го.

За проведённый отчётный период Фонду кино как оператору системы ЕАИС удалось зарегистрировать всех демонстраторов, исключить из системы порядка 600 демонстраторов, которые были зарегистрированы, но давно не осуществляют кино показ. В целом, объём работы по общению с отраслью был довольно значительный, мы очень благодарны отрасли за подобный отклик.

Такое количество обращений и писем, и переписки, которая сейчас идёт – это нестандартно для системы. В предыдущие годы подобного объёма не наблюдалось. Было обработано за этот год свыше 6 500 обращений демонстраторов и правообладателей – письменных или по электронной почте. Обработано порядка 15 000 телефонных звонков.

В настоящий момент в системе зарегистрирован 2071 демонстратор, среди них есть 117 приостановленных – это те демонстраторы, которые по той или иной причине сейчас приостановили кинопоказ. Об этом они уведомили нас, а причины могут быть самые разные – это и завершение сезона кинопоказов, перенос оборудования, смена владельца и так далее. Из всех зарегистрированных площадок сведения передают 1312, из  них порядка 970 – автоматизированно с помощью билетных систем .

Отдельным важным моментом по не передающим данные кинотеатрам является тот факт, что демонстраторы, когда закрываются, зачастую не уведомляют оператора системы о том, что они прекратили кинопоказ. А без официального уведомления мы не можем его удалить из системы. Поэтому все представленные здесь данные коррелируются между собой.

Чем вызван интерес, который сейчас есть в отрасли, к достоверности данных?

После того, как было подключено к системе 100% коммерческих демонстраторов, резко возросло количество запросов правообладателей о результатах проката по стране. В 2013 году количество запросов в год от правообладателей составило 330. За первые 5 месяцев 2015 года показатели запросов уже превысили совокупные показатели 2014-го. Предполагается, что в конце года будет достигнута цифра в 6 000-7 000 запросов. В связи с этим от демонстраторов, правообладателей, дистрибьюторов и продюсеров стала поступать информация о некорректной передаче или недостоверной передаче данных. Стали возникать вопросы к достоверности передаваемых данных.

В результате, в отрасли стали проводиться проверки. Здесь сразу хотелось бы прояснить миф о том, кто является инициатором проверок и каким образом осуществляются проверки, как это происходит. Фонд кино является оператором системы, и мы не наделены контрольными функциями, однако мы должны участвовать в контрольных мероприятиях, проводимых Министерством культуры.

С другой стороны, согласно государственному контракту, заключённому между нами и государственным заказчиком, мы должны информировать о случаях не предоставления или предоставления неполной информации – о любых случаях нарушения соответствующего приказа №56. Таким образом, мы не можем не отвечать на запросы отрасли, которые приходят. Мы должны их обработать, посмотреть, есть ли билеты в системе, и в случае не обнаружения билетов обязаны проинформировать об этом государственного заказчика.

Первая проверка, которая пришла в 2014 году, содержала в себе информацию о нарушениях со стороны 1 000 демонстраторов. Данная информация была отправлена в Министерство культуры, и по итогам 2014 года суммарный объём штрафов составил порядка 5 миллионов рублей.  Отметим, что поправки позволяли суду назначать штрафы “ниже низшего  предела”, то есть по 5 000 и  10 000 рублей. Таким образом, количество вынесенных постановлений было довольно значительно.

Данными поправками нельзя пользоваться при рецидивах. После первого правонарушения демонстратор при последующем штрафе будет вынужден заплатить уже 400 тысяч. Фонд кино менее всего заинтересован в глобальных штрафах демонстраторов. Нам интересней повышение достоверности данных, которые есть в системе, и транспарентность рынка в целом. Поэтому, чтобы таргетировать систему, в систему были введены критерии достоверности данных. Именно по этим критериям те или иные проверяющие определяют, куда они пойдут с проверкой.

Критерии достоверности основаны на той информации, которая передаётся в систему.

1. Корректная передача данных согласно приказу Министерства культуры №56, который определяет формат передачи информации.

2. Регулярность передачи информации. У каждого демонстратора в системе есть такой параметр, который называется “период молчания”. Для коммерческого кинотеатра период молчания может составлять час. Если у демонстратора сеансы проходят каждый час, то в случае превышения этого временного периода срабатывает триггер в системе, который оповещает, что данные не поступают.

3. Процент заполнения залов. Система видит абсолютное количество людей на каждом сеансе. Важной стороной этого критерия является заполняемость зала на крупных релизах. Если система считает, что средняя заполняемость зала на вечерних сеансах, к примеру, фильма ФОРСАЖ 7 достигает 50-55%, то все кинотеатры, которые передают данные ниже 10%, вызывают вопросы. Почему на вечернем сеансе, несмотря на общую динамику по рынку, заполнение столь низкое? При первичном таком случае критерий не ставится. Однако, если на протяжении месяца подобное отклонение повторяется, то возникает вопрос: почему? И критерий ставится.

4. Распределение проданных билетов. Иногда мы можем видеть, какое место в зале сломано, если на него никогда не продаются билеты. Зачастую демонстраторы передают информацию о проданных билетах на 3, 5 и 17 ряд, и только на них. Тогда возникает вопрос почему, это происходит. Ошибка при загрузке данных, или что это?

5. Сравнение данных проката от дистрибьютора и поступивших в систему данных. Этот критерий, наверно, самый интересный.

6. Соответствие динамике продаж. Когда в среднем по рынку мы видим, что объём проданных билетов увеличивается, а у какого-то кинотеатра динамика почему-то не соответствует общей картине. Соответственно, возникает вопрос о достоверности данных. Это хорошо работает на сравнении одинаковых кинотеатров в одном регионе, на соседних улицах, в городах с одинаковым количеством людей. Когда два кинотеатра стоят на соседних улицах, то не может быть, чтобы у одного к вечеру количество купленных билетов увеличивалось, а у другого снижалось.

7. Результат проведённых проверок и история нарушений конкретного демонстратора. Понятно, что если достоверность передачи данных демонстратором подтверждена, то к нему с меньшей вероятностью придет следующая проверка.

Сегодня проверки носят  таргетированный характер, определенный критериями достоверности предоставляемых данных. При контрольных закупках билетов объём проверяемых точек набирается следующим образом: берутся те демонстраторы, по которым шла большая разница в данных. Результативность контрольных мероприятий, которые уже были проведены, представлена на слайде – данные очень примерные и предварительные, поскольку здесь пока учитывается объём конца 2014 года и лишь самого начала 2015-го.

Здесь нет результатов проверочных мероприятий, которые прошли в феврале и в марте. Они сюда не включены *.

* ПРИМЕЧАНИЕ: Редакция CINEMAPLEX располагает документом, в котором  приводятся следующие данные: в феврале было проверено 150 демонстраторов в 42 регионах России. В результате было выявлено 62 случая нарушения демонстраторами статьи 6.1 Федерального закона от 22.08.1996 №126-ФЗ:

 – 37 демонстраторов не предоставили сведения о билете, приобретенном в рамках контрольной закупки;

 – 19 демонстраторов не зарегистрированы в ЕАИС, но осуществляют кинопоказ, о чем свидетельствуют приобретенные билеты;

 – 6 демонстраторов предоставляют билеты, не соответствующие нормам БСО или предоставляют некорректную информацию.

В рамках следующей проверки 28-29 марта ФК планировалось охватить 300 демонстраторов.  

ФК разослал более 4 000 уведомлений, выявленных по данным критериям достоверности. Очень просим вас проверить данные в регистрационных картах, которые у вас указаны в системе. Поскольку на эти контактные данные отправляется информация о нарушении передачи данных, которая позволит подстраховаться и заметить нарушение до того, как его заметит Министерство культуры и придёт с контрольной проверкой. Количество проверенных точек на сегодня – более 500. Протоколов об административном  нарушении составлено более 200.

Сейчас в судах рассматривается более 100 дел об административных правонарушениях. Объём судебной практики постоянно растёт.  С учётом таргетированности проверок их результативность и эффективность, то есть выявление действительных нарушений на каждую проверку, тоже увеличивается. Проверки будут учащаться, в них появятся планомерность и регулярность. Поэтому крайне рекомендуем пользоваться различными контрольными возможностями, которые у вас есть в рамках системы для предотвращения последующих штрафов.

При первичном нарушении штраф составит от 100 000 до 400 000 рублей, а при повторном нарушении – от 400 000 до 800 000 рублей. Однако, есть буква закона, а есть дух закона. Дух закона говорит о том, что штрафы можно назначать ниже низшего предела при первичном нарушении. Любой штраф может нанести серьёзный финансовый удар по состоянию кинотеатров.

Мы пытаемся донести до демонстраторов всю полноту информации, в том числе какими аргументами вы можете пользоваться в рамках судебного разбирательства, что приводить в качестве доводов в суде. Например, первичность нарушения. До этого не нарушали, это был технический сбой, форс-мажорные обстоятельства, у вас отключили интернет и так далее. Материальное состояние кинотеатра: здесь очень пригодится справка, которая показывает, что суммарный объём прибыли кинотеатра значительно меньше налагаемого штрафа. Или налагаемый штраф составляет значительный процент от объёма ваших доходов.

Правовое исключение – ошибка сотрудника. В основном письма, которые поначалу стали приходить от кинотеатров в суды, содержали информацию о том, что произошел технический сбой, отключили электричество, уволился сотрудник. Такие письма приносили в суд. Суд такие письма рассматривает и принимает  к сведению, но решение по ним не меняет, поскольку ответственность за передачу данных несёт именно демонстратор. Не третье лицо, которое осуществляет передачу данных, не сотрудник, который работает у демонстратора, а демонстратор – как юридическое лицо.

Пожалуйста, обо всех форс-мажорных обстоятельствах сообщайте в ФК – это может быть учтено в суде. Вы можете направить письмо оператору системы о том, что какое-то время вам потребуется на корректировку вашего обеспечения для последующей передачи данных, для его возобновления. Наличие такого письма с датой регистрации у Фонда кино важно: вы можете его запросить впоследствии, если в кинотеатр придёт контрольная проверка. Мы вам его предоставим. И это будет доводом для суда, что вы являетесь законопослушным демонстратором, и штраф уйдёт по незначительности правонарушения, либо по отсутствию состава преступления.

Значительная часть обращений кинотеатров в Фонд кино после допущенного правонарушения связана с тем, что кинотеатр просит подтвердить, что он данные передал. Все письма, которыми мы обмениваемся с вами, документированы по форме с Министерством культуры. Мы не можем от этой формы отходить. Если к нам приходит запрос от демонстратора, который включает в себя обращение о получении данных от нас на период проведения контрольных проверок, мы обязаны сообщить обо всех зафиксированных нарушениях в этом письме.

Мы не можем этого письма не написать, это согласовано с государственным заказчиком. Поэтому, когда вы пишете нам письмо о том, что: «Просим вас подтвердить, что данные такого-то сеанса были переданы в систему», – мы не можем написать: «Подтверждаем», – мы можем написать: «Подтверждаем, что данные были загружены такого-то числа в нарушение постановления правительства…». Мы обязаны сообщить о результатах контрольной проверки, что билет был куплен, но в системе не найден. К сожалению, других писем в данном случае отправить не можем.

Все сбои в системе ЕАИС фиксируются, у нас есть электронный журнал нарушений работы системы. Пока в нём за 3 года операторства зафиксирован 1 сбой, который длился 7 минут. Запросов по данному промежутку у нас от нет. Других сбоев в работе системы не было.

Когда демонстратор не соответствует нескольким критериям достоверности, шансы, что проверка придёт именно к нему, увеличиваются.

Мы рекомендуем и просим каждого демонстратора – осуществлять профилактические мероприятия, которые позволят вам не подпадать под штрафы, которые позволят быстро и оперативно реагировать на нарушение в передаче данных. Что требуется? Актуализация регистрационных карт. Почему? Вся автоматическая рассылка о непередаче данных идёт по тем данным, которые указаны у вас в карте. Зачастую в карте вы указываете номера сотрудников, которые уже уволились, и e-mail, который уже не работает. Фонд кино при всём своём желании сообщить о правонарушении не может, поскольку у вас изменились контактные данные.

В последнее время мы добавили возможность указывать в системе несколько адресов электронной почты. Если вы сомневаетесь, то лучше укажите больше. Зачастую кинотеатр говорит о том, его не предупредили о том, что у него не шла передача данных. Мы видим в системе абсолютно всю рассылку, которая уходит от нас. Мы показываем ему все письма, которые ушли демонстратору. Принимая посетителей, мы видим, что зачастую наши уведомления о передаче данных просто не читаются.

По сути дела, вы каждый день можете проверять, передаёте ли вы данные, загружаете ли протоколы, существуют ли протоколы с ошибками. В рамках своего личного кабинета в системе. Это не сложная операция, и проверку одного дня может совершить один сотрудник, просто зайдя в рабочий кабинет вечером и проверив, все ли протоколы были загружены.

Саркастическая реплика из зала: “Почему раз в день, а не раз в час? Если информация должна поступать раз в час, значит, надо контролировать раз в час”.

Если вы сможете раз в час, то мы будем только за. Я говорю, что в целом, чтобы попасть под критерии достоверности, вам достаточно ежедневной проверки. Это минимальный контроль, который позволяет быть вам уверенным в том, что штраф не будет наложен и ваше финансовое состояние не ухудшится. Своевременное информирование о различных проблемах – это те письма, которые мы ждём от вас, если у вас какие-то проблемы. Последний пункт, который позволит вам занимать сильную позицию и быть уверенным в том, что вы достоверны – это контактные данные поставщиков в регистрационных картах.

В последнее время роль поставщика ПО в системе значительно изменилась. В системе сейчас зарегистрировано порядка 40 поставщиков ПО, при помощи которого демонстратор загружает данные в веб-систему. Если до этого передача данных носила характер гражданской ответственности, если демонстратор считал, что он должен быть законопослушным, порядочным, он добровольно заключал этот контракт, но при этом не прослеживалась ответственность самого поставщика ПО за нарушения в работе системы. Сейчас уже имеют место случаи, когда из-за сбоя в режиме ПО на кинотеатр накладываются штрафы. Кинотеатр не отслеживал, не контролировал передачу данных. В системе программного обеспечения кинотеатра произошёл сбой. Суд назначает штраф не поставщику ПО, а демонстратору, поскольку ответственность за передачу данных несёт он. Демонстратор впоследствии обращается к поставщику ПО за компенсацией нанесённых убытков. И здесь возникли вопросы о договорах, которые у вас заключены с поставщиками. Есть ли там пункт об ущербе, есть ли ответственность у вашего поставщика за передачу данных? Как там это прописано?

Продолжение следует. 

 В ТЕМУ

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ CINEMAPLEX ПО ТЕМЕ “ЕАИС”

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Михаил Бублевский
Михаил Бублевский

Дошел до фразы:“Нам интересней повышение достоверности данных, которые есть в системе, и транспарентность рынка в целом. Поэтому, чтобы таргетировать систему, в систему были введены критерии достоверности данных» и невольно вспомнил Эллочку- людоедку и ее хорошую знакомую Фиму Собак. Та, как известно, слыла культурной девушкой, ее словарный запас составлял не только 180 слов, против 30 у Эллочки, но и включал в себя богатое слово гомосексуализм. Очень похоже на то, что Федор еще более культурен, даже в сравнении с Фимочкой. Он знает богатейшие слова транспарентность и таргетирование. Конечно, можно говорить о прозрачности рынка, но насколько красивее звучит «транспарентность» рынка! Отлично понимаю Федора. Но, вот зачем таргетировать бедную систему ЕАИС абсолютно непонятно. Более того, у ФК даже проверки носят все тот же таргетированный характер. В общем, одно таргетирование в целях повышения степени транспарентности рынка.
А вот юзабилити системы ЕАИС явно страдает. Вот на что надо обратить внимание