Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "https://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "https://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

СЭМ КЛЕБАНОВ: «ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ РОССИЙСКОГО КИНО — ЭТО НЕУМЕЛАЯ КАЛЬКА С ИНОСТРАННЫХ ИДЕАЛОВ»


cinemaplex 16.11.2015 / 03:16 0

klebanovsem

Бывший глава компании «Кино без границ», основатель проекта «Артхаус», киновед и продюсер подробно рассказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» о своём взгляде на политику, российское кино и его актуальные проблемы. Специально для наших читателей, мы собрали самые интересные высказывания Сэма Клебанова из интервью.

О кино, идеологии и зрительском восприятии

Знаете, это довольно смешно, особенно когда некоторые говорят про иностранные фильмы (в ответ на слова патриарха Кирилла:который сказал, что массовое кино ведет к деградации личности. «Фильмы, созданные, чтобы привлечь как можно больше зрителей, обрушивают на них поток эмоций, которые навязывают исключительно  материальные ценности. Они вызывают адреналиновое удовольствие и тем самым обездвиживают мысль, блокируют чувства и ведут к деградации личности»- Cinemaplex). Потому что российское кино, подавляющая его часть, это такая неумелая калька с  иностранных идеалов: покупать красивые вещи, жить в красивых картинах, — они для российского кино гораздо более характерны, чем для иностранного. Если вы посмотрите российские фильмы, особенно коммерческие, там всегда будет такая евро-ремонтная реальность: все герои живут в красивых квартирах, ездят на хороших дорогих машинах. И как раз для российского зрителя это гораздо ближе. Хочется тоже жить в такой же квартире, ездить на такой же машине.

Понятно, что кино это некая фабрика мечты и часто в кино действительно образ идеализированный. И нет ничего плохого в том, что у людей появляются какие-то материальные стимулы, — наоборот, это даже хорошо. Я выскажу такую крамольную мысль: чем больше люди будут думать о своем материальном благополучии, тем лучше для общества в целом. Потому что человек, который думает о том, чтобы у него квартира была побольше, чтобы у него была получше машина, побольше диагональ телевизора, чтобы дети учились в хорошем учебном заведении, чтобы родители лечились в хорошей больнице. Он действует рационально. Он как бы понимает, что ему надо, какие у него есть интересы.

Он  стремится к лучшему. И стремится к лучшему и в частной жизни, и когда эти интересы главенствуют, он стремится к лучшему и  в политической жизни. То есть, он  будет голосовать на выборах, например, в условиях развитой демократии за ту партию, которая, как он считает, сможет сделать его жизнь лучше. Что он будет, условно, меньше стоять в очереди на медицинское обслуживание, что школа будет лучше у ребенка и что он будет меньше платить налогов. И, в общем, на этом построена вся западная политическая жизнь — люди думают о том, как им будет лучше.

А вот когда человек готов принести свое материальное благополучие в жертву каким-то странным, непонятным идеалам, он может запросто уйти воевать за  какую-нибудь террористическую организацию или проголосовать, отдать свои предпочтения той политической силе, которая говорит: мы убьем больше наших врагов, внутренних или внешних.

А  возвращаясь к кино — опять же, иностранное кино безумно разное. Спектр огромный. Огромный диапазон — от американских блокбастеров до  шедевров авторского кино. Но даже если мы возьмем американские блокбастеры — они же, в общем, снимаются, — это универсальное кино, которое снимается для мировой аудитории. Американцы давно уже в основном снимают кино не для себя, а для всего мира. Поэтому там такой, общеуниверсальный набор ценностей.

И, в общем, большинство фильмов, которые мы видим, они построены на  принципах драматургического, героического эпоса, где добро должно победить зло. Это может быть зло мистическим, инопланетным, террористическим, но, в общем-то, так как фильм рассчитан на глобальную аудиторию, то, в общем, они и учат таким достаточно простым, прописным моральным истинам. И сказать, что это кино разрушает нас, очень сложно. Я бы не стал так говорить.

Другое дело, что мне очень жалко, что только один сейчас тип кинематографа доминирует. И то кино, которым я занимаюсь, оно в сегодняшней России гораздо меньше востребовано, чем тогда, когда начиналось. Я пришел сюда в самом конце 90-х, когда это была страна, которая стремительно открывалась, открывалась всему миру и  которой было интересно все, что происходит. И  я тогда давал множество интервью, где меня спрашивали: Сэм, зачем вы везёте сюда артхаусное кино, такое странное? Я  говорил: Я считаю, что российские зрители в своих запросах такие же, как зрители американские, европейские. Им  хочется, — по  крайней мере, части этих зрителей, может быть, не большинству, но  все равно значительной части, им хочется чего-то большего, чем просто стандартный набор коммерческого кино. Им хочется познавать мир, хочется познавать себя, им хочется какого-то более глубокого, более серьёзного, более взрослого разговора.

Сейчас, что интересно, я наблюдаю — восприятие кино даже не очень изменилось. Потому что восприятие кино связано с эмоциями. И эмоционально люди остались такими же, какими они были — все-таки есть базовый набор эмоций, которые испытывает человек. И, например, некоторые мои фильмы, когда они попадают, например, на кинофестивали, и собирается полный зал — потому что у людей есть повод дополнительно пойти в кино, они идут на фестиваль, смотрят фильмы, или на премьеры их приглашают, собирается полный зал, люди выходят в потрясённых эмоциях, иногда в слезах, заполняют бумажки зрительских эмоций  — на «Приз зрительских симпатий». И многие мои фильмы получают эти призы.

Но изменились потребности. То есть у людей, когда они выбирают, чем им заняться, у  них, мне кажется, гораздо меньше сейчас потребности получить такие сильные, не обязательно супер-позитивные и легкие эмоции. Ну, может быть, потому, что негатива хватает в жизни, в  политике, вообще люди загружены. Сейчас, в такие сложные времена, люди ищут все-таки простых развлечений. Более серьезное кино, к  сожалению, сейчас менее востребовано.

О российском кино

Мне кажется, что культура тупых комедий очень развита в России. Правда, может быть она уже сейчас прошла свой пик. Потому что был какой-то момент, когда их просто штамповали одну за другой, и они собирали большие деньги. Потом, правда, каждый сиквел, попытки еще раз это использовать, собирали все меньше денег.

Мне нравится, что все-таки периодически появляются не тупые комедии — например, то, что делает «Квартет И»  — они все-таки достаточно успешно оказываются коммерческие. Но  чтобы делать не тупые комедии надо все-таки обладать большим умом, талантом и, в общем, была такая традиция хорошо очень развита в советском кино. Осталось очень много лучших образцов советского кино — это просто хорошие и качественные комедии. Была целая плеяда больших режиссеров, которые снимали комедии.

В России, к сожалению, сейчас — такое ощущение, как будто секрет старых мастеров утерян и почти никто не знает, как это сделать. Или, может быть, просто не хотят. Потому что есть некоторые готовые формулы, есть уже компании, которые набили на этом руку, есть публика, которая воспитана на таком, достаточно простом телевизионном юморе. И, в общем, это работает.

Сейчас, мне кажется, безусловный лидер российского кино, — опять же, знаете, я не хочу создавать какую-то «Табель о рангах», но если мы берем некое значение для мирового кинематографа, конечно, это Андрей Звягинцев.

Не тупые комедии? Мне кажется, это коллектив — «Квартет И». Потому что так особо комедий я не видел. Был хороший, очень симпатичный дебют у Романа Каримова НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ, который мне понравился. Но это редкое такое российское «инди-кино», которое было снято практически на коленке, за  мини-бюджет. Но из фильмов, которые выходят в более или менее широкий прокат мне очень нравится коллективное творчество «Квартета И», ну и, конечно, Андрей Звягинцев. Все-таки, мне кажется, он и для России очень важный режиссер.

(...) Он как бы пытается говорить об очень острых, очень наболевших проблемах российского общества, причем, снимая такое глубокое, многоплановое кино. Которое, опять же, предполагает разные интерпретации, предполагает некоторые усилия, который должен приложить зритель.
Сейчас оно [такое кино, прим. Cinemaplex] нужно особенно.

Другое дело, что он может быть не очень востребованным. Зритель имеет некий психологический барьер перед тем, как пойти и это выбрать из того, чем ему заняться в субботний вечер — после того, как он  получил всю рабочую неделю, наполненную проблемами. Но когда все-таки зритель на такое кино попадает по каким-то причинам — видимо, он слышал слишком много хороших отзывов, или просто случайно зашел с друзьями, то, мне кажется, такое кино обладает очень мощным оздоравливающим эффектом.

О пиратстве и блокировке Rutracker.org

Конечно, для нас это проблема. Пиратство это очень серьезная проблема, для всех участников киноиндустрии, для независимых особенно. Потому что студиям проще. Во-первых, их бюджет и  производство фильмов, и на рекламу денег намного больше, у них есть возможности синхронизировать мировые премьеры — например, выходит новый ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК в Америке, он параллельно выходит в  России.

И  часто они могут позволить себе работать на опережение пиратов. Независимым прокатчикам или продюсерам намного сложнее. Потому что фильм вышел сначала в одной стране, потом в другой, потом я  его купил, мне за него нужно заплатить, — ну, я  не всегда могу это себе позволить, выпустить одновременно с другими странами. И к моменту моего релиза фильм может слиться в сеть. Конечно, я  теряю зрителей, я теряю деньги. В итоге теряют деньги те, кто фильмы производит. Это же цепочка: зрители платят прокатчику, прокатчик платит продюсерам, продюсер платит съемочной группе, нанимает новую съемочную группу, снимает новое кино. Должен быть такой круговорот денег.

Пираты  — они же не такие благородные Робин-Гуды, которые отнимают у богатых и дают бедным. Они обмениваются через сайты, на которых другие зарабатывают. Понимаете, это сообщество помогает зарабатывать деньги не киноиндустрии, а некоторым таким полипам, которые к ней присосались и через свои сайты, — там же, если вы  зайдете на любой пиратский сайт, там огромное количество рекламы.

Давайте я объясню ситуацию с «RuTracker.org». Многие возмущаются, потому что там было огромное количество редких фильмов, которых нигде нет, многие фильмы как бы есть в публичном доступе, но  только  у  RuTracker.org они были озвучены и переведены.есть два типа материалов. Есть материалы, которые на территории не достать. Но смотрите — я купил фильм, я  его еще не выпустил в прокат, я собираюсь его выпустить. Он  сейчас появляется на  RuTracker.org, и они говорят: но его же нет в  России, вот мы выпустили, сделали доброе дело.

В принципе, должен сказать в защиту RuTracker.org, что одно время они шли навстречу, реагировали. У нас с ними был некий джентльменский договор, нам даже дали доступ к административной панели. Поэтому мы могли закрывать там наши фильмы и, в общем, я никаких жалоб на RuTracker.org не подавал, потому что, по крайней мере, они с нами взаимодействовали.

Возможно, они не так хорошо взаимодействовали с другими прокатчиками. Возможно,  — понимаете, это не всегда удается. Например, я должен оттуда свои фильмы внимать сам. Это требует моих затрат, моих усилий, моего рабочего времени, моих сотрудников. И хорошо, у  меня мои фильмы не самые популярные. А если, например, какой-то супер-популярный фильм? Вот человек снял его, а пока он его снимает, там еще 10 раз залили. Это такая бесконечная охота, погоня Ахиллеса за черепахой. Потому что пираты всегда выложат больше, чем ты  успеваешь снять. Или ты должен нанимать целую армию снимальщиков.

Они бы, если хотели, могли бы ввести какие-то аппаратные средства отслеживания контента, на который они не имеют права, а концентрироваться на  образовательных вещах, на юзерском, на то, что сами пользователи генерируют и на классике, которая уже попала в публичное пространства, «паблик домен» — то, что можно выкладывать всем, у кого есть материалы.

О будущем кинотеатрального показа и новых форматах просмотра.

Мне кажется, кино в кинотеатрах все больше будет уходить в сторону чистого зрелища. То есть, большие визуальные аттракционы. Когда зритель идет в кино, платит свои деньги и терпит рядом с собой много жующих попкорн людей, он хочет получить что-то такое, чего он не может получить дома, часто он может получить там: такое 3D, которое не даст ни один 3D-телевизор. Мне вообще не нравятся эти 3D-телевизоры — какое-то странное от них ощущение. Понятно, что если он  идет в кино, он получает совсем другой набор переживаний.

На самом деле мне очень нравится традиция просмотра серьезного авторского кино в зале. Никакой домашний телевизор с этим не сравнится. Но должен признать, что эта традиция становится все более маргинальный. Наверное, зритель такого кино все больше будет находиться в онлайне и возможно,  — знаете, многие переживают из-за закрытия пиратских ресурсов, — возможно, это даст дополнительный стимул развитию нормального, легитимной интернет-дистрибьюции.

Сейчас многие мои фильмы появляются на очень многих платформах, очень большая часть каталога сейчас появилась в бесплатном доступе. Ну, там есть реклама. Или это платный доступ, но за достаточно скромные деньги. И думаю, чем дальше, тем больше все это будет развиваться. И, в общем, люди, которые переживают, что пропал RuTracker.org, думаю, что они смогут иметь доступ к большому количеству кино на других платформах. Но понятно, надо немножко все-таки не жалеть чуть-чуть на это потратить денег.

О минкульте и квотировании российского кино

Это называется принудительно-добровольная договоренность. Потому что провести закон о квотировании не получается, вот они пытаются это сделать на базе того, что кинотеатрам не хочется ссориться с начальством, а в качестве начальства они воспринимают Министерство культуры. Но уже кто-то заявил о том, что выходит из договоренности, потому что не хватает российского качественного кино для того, чтобы кинотеатр работал нормально.

Ведь кинотеатрам сейчас очень тяжело приходится. Покупательная способность упала, рубль упал, арендная плата возросла — у многих театров арендная плата в долларах, то есть, они сейчас балансируют на грани выживания, многие закрываются. Поэтому сейчас не надо, мне кажется, добивать кинотеатры.

Такая мера, скорее всего, все-таки убьет кинотеатры.

Источник: Эхо Москвы

В ТЕМУ:

СЭМ КЛЕБАНОВ («АРТХАУС»): «НАША ИДЕЯ — ЭТО СИМБИОЗ ДИСТРИБУЦИИ ОНЛАЙН И ОФЛАЙН»

НОВЫЙ ПРОЕКТ СЭМА КЛЕБАНОВА «АРТХАУС» АНОНСИРОВАЛ ВЫПУСК РЕЛИЗОВ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЧИНОВНИКА ОТ СЭМА КЛЕБАНОВА

СЭМ КЛЕБАНОВ: ПОЧЕМУ ИЗ ВСЕХ РАДОСТЕЙ ЖИЗНИ БЕСПЛАТНЫМ ДОЛЖНО БЫТЬ КИНО?

КОММЕНТАРИИ »


девять × 6 =