НЕВАФИЛЬМ RESEARCH: АНАЛИЗ РЕПЕРТУАРА РОССИЙСКОГО ПРОКАТА-2015. ЧАСТЬ 1.

  • Post author:
  • Запись опубликована:5 апреля 2016

Глава аналитического отдела компании “Невафильм” Ксения Леонтьева подготовила масштабную статью, посвященную исследованию кинопроката в 2015 году. В первой части раскрываются подробности соотношения отечественных и зарубежных фильмов, а также соотношение фильмов независимых дистрибьюторов к мейджорам и востребованность киноаттракционов.

Автор: Ксения Леонтьева

Число и формат фильмов

В 2015 году число релизов российского кинопроката (без учета креативного контента и фильмов регионального производства) вновь сократилось – до 378 (ниже уровня 2012 года), при этом также уменьшилось и общее число картин в прокате – до 497 (отметим, что ЕАИС к моменту публикации этого материала так и не обнародовала свой список фильмов в прокате [1], поэтому данные анализируются по журналам «Кинобизнес сегодня», «Бюллетень кинопрокатчика», системе «Rentrak» и по данным Невафильм Research).

nevafilm-prokat-1

Сокращается количество фильмов в прокате за счет независимых дистрибьюторов. Помимо того, что уменьшаются их пакеты, российский рынок еще и захлестнула волна банкротств и закрытий независимых компаний: в 2014-2015 гг.  больше 15 опытных игроков прекратили кинопрокатную деятельность. Пять компаний-мейджоров в то же время только расширяют число своих релизов, в том числе и повторных.

nevafilm-prokat-2

Пленочный прокат в минувшем году окончательно изжил себя: лишь три ленты «Нашего кино» были выпущены на 35-мм в январе–мае 2015-го и оставались на экранах вплоть до конца года.

Впервые сократилось число 3D-релизов: в прокат вышло всего 50 фильмов в этом формате (по сравнению с 66 в 2014-м). При этом число почти всех других аттракционных форматов продолжает расширяться: IMAX-релизы увеличились с 24 до 28, Atmos – с 25 до 29, D-Box и 4DX – с 31 до 37. Только в формате Barco Auro количество релизов не растет (в 2013 году вышло 3 фильма, в 2014-м – 5, в 2015-м – 4). Всего фильмов с аттракционным форматом кинопоказа в 2015 году насчитывалось 74 – это меньше, чем в 2014-м (85), зато все чаще фильмы выходят сразу в нескольких форматах: в 2014 году среднее число форматов на фильм (не считая 2D-релизов) составило 2,1, в 2015-м – уже 2,5.

nevafilm-prokat-3

Следует отметить, что переход на цифровой кинопрокат привел к исчезновению из аналитической практики такого важного показателя как число копий/экранов. Для прокатчиков он утратил значимость ввиду незначительной стоимости цифровых копий, а также сложностей подсчета реально работавших с фильмом залов при распространенной практике изготовления ключей на все залы кинотеатра. Отдельные дистрибьюторы-мейджоры перестали предоставлять информацию по числу экранов проката, заменив их на количество кинотеатров.

В результате к 2016 году отраслевые издания «Кинобизнес сегодня» и «Бюллетень кинопрокатчика» также стали публиковать вместо экранов кинотеатры. Однако именно размер тиража позволял оценить эффективность работы прокатчика – насколько удачно ему удалось расписать фильм по стране; требование по минимальному числу копий в прокате отражалось в договоре с продюсерами, гарантируя им определенный уровень сборов и позволяя прогнозировать будущие сборы еще до того, как картина попадала на суд зрителя.

Сейчас на смену показателю количества экранов/копий имеет все шансы прийти число сеансов, из которого могут быть рассчитаны загрузка залов и среднее количество зрителей на сеансе. Однако эти данные доступны только в ЕАИС – закрытой на сегодня системе. Это является еще одним аргументом в пользу того, чтобы статистика ЕАИС стала доступна в более гибком формате, нежели еженедельные отчеты, публикуемые Фондом кино: они не покрывают весь рынок, а дают данные только по топам и не позволяют производить анализ на макроуровне.

 Прокат российских и зарубежных фильмов

Количество отечественных релизов (без учета региональных проектов) в 2015 году выросло – с 84 до 98 (общее число картин в прокате изменилось со 110 до 120).

nevafilm-prokat-4

В то же время число посещений отечественных фильмов упало: с 32,9 в 2014-м до 30,2 тыс. в 2015-м; сократилась и доля российского кино в прокате по числу посещений с 18,7% в 2014 году до 17,3%, а по кассовым сборам – с 17,9% до 16,1%.

nevafilm-prokat-5

Среди фильмов зарубежного производства существенных изменений по доле релизов и фильмов в прокате в 2015 году не произошло – немного лишь укрепилось присутствие на экранах фильмов североамериканских (за счет европейских лент).

nevafilm-prokat-7nevafilm-prokat-6
По посещаемости и кассовым сборам североамериканским картинам удалось удержать позиции 2014 года (серьезно просевшие год назад относительно 2013-го), а европейские ленты еще больше укрепились в России – за счет доли фильмов российских и других регионов производства.

nevafilm-prokat-8

nevafilm-prokat-9

Таким образом, можно говорить об убывающей эффективности возрастающего числа российских картин и фильмов других стран на киноэкране при укреплении результатов продюсеров из Европы.


[1] Закрытость данных ЕАИС для аналитиков вообще стала проблемой на рынке: доступ к базе на сайте ограничен недельной статистикой по сумме кассовых сборов фильмов и итоговыми сборами до текущей даты. Информацию по посещениям система не предоставляет, так же как и не дает возможность выбора произвольного временного промежутка для выгрузки интересующих исследователей календарных данных. При этом оператор системы Фонд кино, в 2014 году активно популяризировавший систему и охотно отвечавший на запросы, в 2015-м внезапно посчитал, что все данные по фильмам, поступающие в ЕАИС, являются коммерческой информацией, и прекратил сотрудничество с исследовательскими компаниями.

Специалистам Невафильм Research не удалось получить разъяснений по этому вопросу в период с января по март 2016 года, как и самих данных, что является крайне удручающим фактом, мешающим всестороннему качественному анализу российского кинорынка специалистами. В то же время факт закрытости данных препятствует и независимой экспертизе достоверности данных в ЕАИС. Напомним, что долгое время статистика системы  была неполной, к началу 2015 года Фонду кино удалось подключить все современные кинотеатры к ежедневной отчетности, однако возросший объем данных стал мешать контролю их качества – были обнаружены многократные случаи задваивания данных; не исключено, что технические проблемы повлекли и другие пока не идентифицированные проблемы достоверности.

Открытие полного списка фильмов с данными по их посещаемости и кассовым сборам за любой интересующий исследователей и других игроков рынка период может помочь их своевременной верификации и позволит ЕАИС стать надежным источником статистики для целей рынка и планирования государственной политики в сфере кино (в частности, для отбора компаний-лидеров рынка и оценки эффективности кинопроизводства в целом и господдержки в частности).

 © 2016, НЕВАФИЛЬМ RESEARCH

Продолжение следует

Запрещено использование материалов данной статьи, статистических данных и /или фрагментов текста данной статьи в коммерческих целях без письменного разрешения ЗАО «Невафильм».

Итоговый отчет о развитии кинорынка России в 2015 году можно заказать в компании «Невафильм».

 

В ТЕМУ:

 НЕВАФИЛЬМ RESEARCH. ПОДДЕРЖКА КИНОТЕАТРОВ: ОПЫТ ФРАНЦИИ

ИНДЕКС НАСТРОЕНИЙ КИНОПОКАЗЧИКОВ ОТ НЕВАФИЛЬМ RESEARCH: ОСЕНЬ 2015 ГОДА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА РЫНКА КИНОПОКАЗА ОТ КОМПАНИИ «НЕВАФИЛЬМ»

Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Антон Погодин
Антон Погодин

В апреле итоги 2015 года – бред какой-то! Другие “киноаналитики” уже всё давно опубликовали в январе.

Дмитрий С.
Дмитрий С.

Что за люди! Разместили интересные данные, есть о чем подумать и поспорить, потому что не все выводы автора бесспорны, а “киноаналитик” Антон Погодин смотрит на календарь, потому что больше сказать ему нечего.

Джон
Джон

Скажите, а в чем разница релиза и фильма?

Валерий
Валерий
Ответить на  Джон

Фильмы в прокате включают все фильмы, чей показ шел в этом году, вкл. докаты прошлых лет, а релизы – только новые фильмы, у которых дата релиза приходится на соответствующий год.

Гость
Гость

Вот мы и увидели наглядно весь вред от квота российских фильмов в росписи. Доля у рос.кино растет, а сборы и аудитория падает. О чем это говорит? В погоне за количество на экраны пропихивают третьесортные картины, которые ничего не собирают и вызывают негативное отношение к рос.кино в целом.
Поэтому ЕАИС и закрыли. Дабы не признавать своих ошибок и не палить тотальный провал.

Гость
Гость

Плюсую коммент выше