Общий объем российской творческой индустрии в 2017 году составил 1,8 трлн рублей, рассказал на IPQuorum 2018 гендиректор агентства InterMedia Евгений Сафронов.
К творческим индустриям он относит те, в которых основным фактором спроса являются результаты творческой интеллектуальной деятельности, в частности концерты, шоу, кино, продажа носителей контента, аудиовизуальные сервисы, СМИ и т.д. По данным InterMedia, объем индустрии в 2017 году увеличился на 2%.
По словам замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина, рынок видео, музыки, игр и электронных книг за шесть лет вырос в девять раз – с 8 млрд до 70 млрд рублей. Одним из наиболее динамично растущих сегментов творческой индустрии стали легальные аудиовизуальные сервисы. Число пользователей онлайн-кинотеатров за последние пять лет выросло с 20 млн до 40 млн человек. Почти половина этой аудитории приходится на сервисы, работающие по рекламной модели. За те же пять лет число людей, предпочитающих платить за видеоконтент, увеличилось более чем в шесть раз, с 4 млн до 25 млн человек. Столь существенный прирост свидетельствует о том, что неготовность россиян платить за пользование контентом — заблуждение, уверен Алексей Волин.
Россияне готовы платить за контент — это подтверждают и результаты исследования “ТМТ Консалтинг”, опубликованного в начале апреля. По данным аналитиков, прошедший год стал первым, когда доходы онлайн-кинотеатров от рекламной модели оказались ниже, чем от платной. На рекламе сервисы заработали 3,21 млрд рублей, что на 31% больше, чем годом ранее, а доходы от платной модели выросли на 91% до 4,47 млрд. Соотношение рекламной выручки и пользовательских платежей по итогам 2017 года составило 42% и 58% соответственно.
С 2010 года в Рунете ведется активная борьба с пиратством, а в 2015-2016 годах началась массовая блокировка пиратских сайтов, напомнил на IPQuorum 2018 гендиректор онлайн-кинотеатра Megogo Виктор Чеканов. Пиратские сервисы сохраняют незначительную лояльную аудиторию, но большинство людей после блокировки уходит, отметил он. Как подчеркнул Алексей Волин, борьба с пиратством, которую ведет Минкомсвязи, направлена не против пользователей, а против пиратов, которые зарабатывают на размещении нелегального контента. Ведомству часто указывают на то, что, несмотря на блокировку, на пиратские сайты все равно можно попасть, однако задача министерства — не закрыть такой ресурс, а лишить его источников монетизации.
Минкультуры также ранее заявлял о планах удалять ссылки на пиратские сайты из выдачи поисковиков. О важности работы с поисковыми системами говорит и продюсер Сергей Сельянов:
Нам необходима помощь государства, в первую очередь в работе с соцсетями и поисковиками.
При поддержке Минкомсвязи продюсеры начали выстраивать отношения с соцсетями и тестировать технологию цифрового отпечатка. После внедрения этой технологии контент можно будет монетизировать, и продюсер надеется, что “ВКонтакте” по объему доходов сможет соперничать с YouTube на территории России.
Бороться с пиратством правообладателям поможет Национальный реестр интеллектуальной собственности (НРИС), об этом рассказала заместитель гендиректора компании Валерия Брусникина. Летом заработает промышленный вариант первой версии платформы с возможностью депонирования объекта интеллектуальной собственности, возможностью демодоступа к объекту и т. д. Осенью НРИС планирует реализовать второй этап проекта, который будет включать автоматизированную антипиратскую защиту объектов. В НРИС можно будет размещать различные объекты интеллектуальной собственности, в том числе музыку, аудиовизуальные произведения, тексты и 3D-модели.
Сегмент | Детализация | Источник | 2016 год (млрд руб.) | 2017 год (млрд руб.) |
---|---|---|---|---|
Афишные мероприятия | Афишные зрелищные мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей — продажа билетов, дотирование, поступления от рекламы, иное) | InterMedia | 84,2 | 91 |
Неафишные мероприятия | Неафишные зрелищные мероприятия — частные, государственные, корпоративные (только расходы на творческую часть) | InterMedia | 23 | 25 |
Кино | Кино (выручка от продажи билетов в кинопрокате и дотирование) | InterMedia и ФК | 55,5 | 61,1 |
Поступления от общепита, | Отчисления в ОКУП за использование музыки от | РАО, ВОИС, | 1,9 | 2,2 |
транспорта, торговли | организаций общественного питания, торговли, транспорта, сферы обслуживания и др. | InterMedia | ||
Физносители (музыка) | Продажи физических носителей (музыка) | IFPI, InterMedia | 0,7 | 0,7 |
Физносители (видео) | Продажи физических носителей (кино, видео) | InterMedia | 0,5 | 0,4 |
Рингбэктоны (RBT) | Продажи услуг рингбэктонов (Ringbacktones) операторами мобильной связи | InterMedia | 6,8 | 6,9 |
Легальные сервисы аудио | Легальные сервисы аудио (скачивание/загрузка, стриминг) | IFPI, InterMedia | 2,4 | 2,6 |
Легальные сервисы видео | Легальные сервисы видео (скачивание/загрузка, стриминг) | Json and Partners | 11,2 | 13,6 |
Нелегальные сервисы аудио | Нелегальные сервисы аудио, включая торренты | InterMedia | 2 | 2,1 |
Нелегальные сервисы видео | Нелегальные сервисы видео, включая торренты | InterMedia | 2,6 | 2,8 |
Лицензирование образов | Лицензирование образов звезд музыки, кино, театра, других творческих индустрий для рекламы | InterMedia | 0,2 | 0,2 |
Лицензирование музыки | Лицензирование музыки для рекламы, телевидения, игр и др. | InterMedia | 0,1 | 0,1 |
Эфирное радио | Доходы от рекламы эфирных радиостанций | АКАР, InterMedia | 15,1 | 16 |
Платное ТВ | IPTV, OTT (все доходы, включая дотирование) | ТМТ, InterMedia | 76,1 | 86 |
Эфирное ТВ | Эфирное ТВ (все доходы, включая дотирование) | АКАР и Роспечать, InterMedia | 182,8 | 201 |
Печатные СМИ | Печатные СМИ: доходы от продаж и рекламы, | Роспечать, АКАР, | 19,7 | 18,9 |
дотирование | ZenithOptimedia | |||
Книги | Доходы от книжной торговли, размещения рекламы, дотирование | Роспечать | 72,2 | 73,5 |
Дата-центры | Доходы дата-центров от предоставления услуг на | “Тадвайзер”, | 16,8 | 20,3 |
территории РФ | InterMedia | |||
Интернет-реклама | Доходы интернет-ресурсов от рекламы, не включая доходы от рекламы легальных и нелегальных аудио- и видеосервисов | РАЭК, InterMedia | 159,1 | 183,9 |
Доступ в интернет | Доходы провайдеров от предоставления доступа в интернет | ТМТ, InterMedia | 360,9 | 371,7 |
Бытовая электроника | Продажи бытового звукового, видео- и телевизионного оборудования, компьютерной техники, мобильных гаджетов и др. | Euromonitor | 611,2 | 575,2 |
Все сегменты | 1716,7 | 1754,3 |
Источник: Ъ
В ТЕМУ:
67% РОССИЯН НЕ ПЛАТЯТ ЗА ВИДЕОКОНТЕНТ В СЕТИ
IPQUORUM-2018: БОРЬБА С ПИРАТСТВОМ, БЛОКЧЕЙН, ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЙ КОДЕКС