Финансовые результаты крупных российских киносетей

  • Автор записи:Cinemaplex

Крупнейшие российские киносети понесли в 2022 году миллиардные убытки и пережили падение выручки на фоне массовых отмен голливудских премьер. К сожалению, и в 2023 году они, несмотря на бравурные отчеты государственных ведомств, так и не смогли восстановиться до докризисных показателей, следует из материалов бухгалтерской отчетности участников рынка за прошедший год.

По итогам 2023 года крупнейшие сети кинотеатров — объединенная киносеть «Формула кино» и «Синема Парк», «Каро» и «Синема Стар» — сообщили о росте выручки примерно на 40%. Однако в предыдущем году их выручка падала еще большими темпами и в абсолютном выражении пока не восстановилась до показателей 2021-го и допандемийного 2019 года.

Прибыль, которую зафиксировали некоторые участники рынка, была небольшой или оказалась связана не с реальным ростом рынка, а с переоценкой активов, другие киносети так и остались убыточными.

Основное юридическое лицо крупнейшей в России объединенной киносети «Формула кино» и «Синема Парк» — АО «Синема Парк» управляет примерно 60 кинотеатрами. Отметим, что на сеть приходится больше 10% рынка. По итогам 2023 года руководство компании отчиталось о чистой прибыли в размере 1,9 млрд руб. Выручка АО «Синема Парк» в 2023 году также выросла на 44,7% и достигла 6,6 млрд руб. Но рост финансовых показателей частично носит технический характер и не свидетельствует о восстановлении рынка. Прибыль, отраженная в бухгалтерской отчетности АО «Синема Парк», по словам гендиректора компании Алексея Васясина, преимущественно сформировалась в результате восстановления стоимости активов, которые обесценились в 2020–2022 годах «в связи с ограничениями в деятельности кинотеатров» сначала из-за пандемии, а после — из-за дефицита премьер.

У другого юрлица объединенной киносети «Формула кино» и «Синема Парк» — ООО «РСМ» (управляет 12 кинотеатрами сети) — убытки за прошлый год увеличились. Несмотря на рост выручки почти на 49%, до 1,6 млрд руб., чистый убыток этого юрлица составил 703 млн руб. — на 33% больше, чем годом ранее (527,8 млн руб.).

В целом объединенной киносети «Формула кино» и «Синема Парк», говорит Васясин, удалось пройти 2023 год лучше прогнозов, однако далеко не идеально. Рост стоимости билетов в кинотеатрах, по его словам, на общие финансовые результаты компании не повлиял, так как он оказался пропорционален росту себестоимости.

Вторая крупнейшая в России киносеть — «Каро» (в нее входят 32 кинотеатра, доля рынка — 4,4%) — по итогам 2023 года хоть и сократила убыток на 87,6%, но на прибыль так и не вышла. Чистый убыток основного юрлица сети — ООО «Каро Фильм Менеджмент» — по итогам 2023 года составил 166,8 млн руб. против 1,3 млрд руб. в 2022-м. Выручка увеличилась на 44,1%, до 3,2 млрд руб.

Репертуар 2023 года демонстрировал недостаток качественного контента и сложности с маркетинговым продвижением релизов на стадии большой перестройки рынка, утверждает президент сети «Каро» Ольга Зинякова. О преодолении кризиса на данный момент, по ее словам, «говорить решительно рано».

Мы только-только стали находить решения в новой реальности, — считает она.

О росте выручки на сопоставимые 41,5%, до 695,5 млн руб., по итогам 2023 года отчиталось и основное юрлицо сети «Синема Стар», которая входит в десятку крупнейших киносетей России и компании принадлежат 23 кинотеатра. Сети также удалось вернуться к прибыльности против убытка почти на 40 млн руб. в 2022-м, однако в размере всего 1,4 млн руб. Для сравнения: в 2021 году чистая прибыль «Синема Стар» составляла 9,3 млн руб.

До показателей доковидного 2019 года кинопрокату «еще очень далеко», считает член совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) и руководитель сети «Люмен» Павел Поникаровский. Положительные показатели отдельно взятых участников рынка, по его мнению, обусловлены повышением цен, что он называет «долгосрочным трендом».

Основной проблемой кинотеатров, по мнению Поникаровского, остается контентный голод.

Надо отметить, что отечественные производители нарастили темп и качество производства фильмов, но пока остаются периоды, в которые нет крупных картин, например лето. Мы видим положительную динамику создания контента. Но также считаем необходимым, чтобы на наш рынок заходили крупные зарубежные картины. Пусть не в том объеме, как до спецоперации, но все же, — указывает он.

В пресс-службе Минкультуры на просьбу прокомментировать финансовые результаты киносетей, общую ситуацию в отрасли и возможные меры поддержки проката ответили, что эти вопросы «вне компетенции министерства».

Киносети — коммерческие организации, не подведомственные Минкультуры России, самостоятельно осуществляющие свою хозяйственную деятельность, — заявили в пресс-службе министерства.

Для того чтобы выйти из кризиса в условиях отсутствия официальных премьер западных новинок и господдержки кинопроката, кинотеатры начали повышать цены на билеты. В январе 2024 года стоимость достигла рекордного уровня и превысила 380 руб. за билет в среднем по стране.

На фоне сообщений о восстановлении кинопроката министр культуры Ольга Любимова заявила о перспективе закрытия кинотеатров, которые практикуют предсеансное обслуживание. В Минкультуры также сообщали о планах разработать законопроект, запрещающий показ в кинотеатрах пиратских копий фильмов без прокатных удостоверений. А инициативы отдельно взятых депутатов и сенаторов по принудительному лицензированию контента ушедших мейджоров (то есть без согласия правообладателей) поддержки властей и профильных министерств так и не нашли.

Источник: РБК

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии