Киноиндустрия на распутье: за и против возвращения Голливуда

Голливуд
Изображение от freepik

Наш постоянный блогер Евгений Буслейко делится своими размышлениями о том, какие стороны выступают за и против возвращения Голливуда в Россию. Узнайте, какие аргументы стоят за этим сложным вопросом и что он может означать для киноиндустрии страны.

На фоне постоянно идущих разговоров о возвращении в официальный прокат фильмов голливудских мейджоров задумался о раскладе сил «за» и «против» данной инициативы. Очевидно, что с учётом свободной продажи «яблокофонов» и прочих продуктов не работающего с Россией «загнивающего Запада», разрешить официально показывать продукцию иностранных компаний через вновь созданного «государственного» прокатчика не представляется делом очень сложным.

Однако при ближайшем рассмотрении инициатива выглядит не такой однозначной. Итак, кому же текущая ситуация в прокате выгодна? Будем рассматривать среднесрочную перспективу: от шести до двенадцати месяцев. Дальше загадывать не вижу смысла.

«ПРОТИВ»

Министерство культуры

Естественно, выгодоприобретатель номер один — это наше любимое профильное министерство. Какие фантастически красивые отчеты по росту российского кино можно рисовать в текущих условиях! А поскольку данное ведомство напрямую не заинтересовано в росте сборов от кинопоказа, то оно будет активно сопротивляться возврату фильмов идеологического противника и вводить запреты на альтернативный прокат.

Российские продюсеры

Эта группа наших с вами сограждан, активно поддерживающие инициативы министерства по освоению средств съемкам отечественного кино. Тут уже присутствует прямой денежный интерес — основные деньги зарабатываются на этапе съемок за счет безвозвратных субсидий. Однако результаты проката тоже играют некоторую роль, так как идет некое сравнение по сборам.

В текущем раскладе сил «победить» иностранных конкурентов очень легко. Совсем другая ситуация может сложиться, если сравнивать свои успехи со сборами студийного Голливуда. Могут возникнуть ненужные вопросы о том, почему при выделении на съемки фильмов бессчетных миллионов мы не получаем результат, как у иностранного кино.

Онлайн-кинотеатры

Во-первых, онлайн платформы и обычные кинотеатры в той или иной степени являются прямыми конкурентами за внимание зрителей. Следовательно, чем хуже вторым, тем лучше первым.

Во-вторых, модель отечественных платформ весьма непрозрачна и, по большому счету, сходна с ситуацией из пункта выше. Речь идёт о вливании денег налогоплательщиков. А кто в здравом уме откажется от такой халявы?

Судите сами: стоимость одной серии популярного сериала (а какой сериал не считает себя популярным?) может превышать 100 миллионов рублей. С учетом русскоязычной мировой аудитории в 200 млн человек, за какой срок можно отбить расходы на производство общей стоимостью 1 млрд? А если вспомнить, что привычка платить за онлайн контент свойственна далеко не всем российским пользователям, сроки окупаемости вообще представляются бесконечными. 

Работники, причастные к производству фильмов

С ростом вливаний в производство фильмов пошли в гору не только гонорары наших актеров (хотя для меня это достаточно странно, ведь участие в проекте нашей «звезды» никак не страхует фильм от провала), но и заработные платы всех специалистов, участвующих в процессе. Снимать ведь надо много и быстро. А значит, им такая ситуация выгодна, и они будут против ее изменения.

Владельцы рекламных платформ

С ростом объема рекламы онлайн-кинотеатров и размещения крупных государственных заказов пополз вверх и ценник на эту самую рекламу. И если студии могли как-то лавировать в этой ситуации, находя нестандартные каналы продвижения, то сейчас условия диктуют рекламные платформы. А если вспомнить недавнюю историю с объединением одной некрупной «ягодной» компании и рекламного агентства, становится понятно, что люди там весьма серьезные.

Небольшие прокатные компании

С уходом иностранных компаний освободилась часть рынка кинопоказа, которую не смогли занять многочисленные российские картины. И эту долю успешно поделил ряд небольших компаний, нарастив количество выпускаемых фильмов, в первую очередь иностранных.

Так как я лично знаком со многими из них, то очень рад за профессионализм коллег, которые смогли использовать возникшую возможность. Однако с возможным возвращением большого иностранного кино «свободная» доля рынка вновь сократится, чему они вряд ли обрадуются.

Кинотеатры

Как ни странно, есть на рынке несколько игроков, которых текущая ситуация устраивает. Это крупные кинотеатры, практикующие пиратские показы. Несмотря на падение общих кассовых сборов, себестоимость копии иностранного контента для них упала с 50% до 10%, а иногда даже 5% от сборов. При самостоятельной конвертации старых релизов её можно опустить и во все до нуля.

На руку им играет и то, что далеко не все кинотеатры даже в крупных городах практикуют такой показ. А значит, часть зрителей переходит к ним.

***

Думаю, данный список можно было бы продолжить и дополнить, но сосредоточимся только на основных выгодоприобретателях.


Теперь постараемся ответить на вопрос: Кто выступает «за» возвращение иностранных студий?

«ЗА»

Кинотеатры

Самой пострадавшей стороной являются, безусловно, кинотеатры. Уход иностранных поставщиков контента не только снизил посещаемость почти в 2 раза, но и лишил наш бизнес самого главного – стабильности и предсказуемости. Поэтому ни о каких планах развития сейчас речи иди не может. Полагаю, все прекрасно знают, что происходит с бизнесом, который не развивается.

Зрители

Отсутствие возможности просмотра картин на большом экране, безусловно, отрицательно сказывается на потенциальных вариантах досуга кинозрителей. Многие фильмы дарят огромное количество эмоций именно при просмотре в кинозале на большом экране.

***

Этими двумя пунктами можно ограничить сторонников возвращения студийного кино. Конечно, не исключаю отдельных непредсказуемых факторов, которые могут повлиять на исход событий. Но в целом положение на чаше весов «за» и «против» достаточно очевидно.

Подписаться
Уведомить о
guest
19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр
Александр

Очень информативная статья (нет)

Разбег
Разбег

Выгодно одним, невыгодно другим, а зависит совершенно от третьих. Зарплаты, кстати, заметно не выросли ни в одной из отраслей, которым «выгодно». Даже в кинопроизводстве (потому что теперь больше ценится не умение хорошо сделать, а умение сделать сносно за существенно меньшие деньги, чем раньше).

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Разбег

А то, что «сделано сносно», кинозритель просто динамит — отсюда и 96% провалов росскино в 2024 году.

Разбег
Разбег
Ответить на  лавров сергей

Да. Но ведь и на платформах и некоторые суперхиты сняты на самом деле с существенной, скажем так, производственной экономией (то же «слово пацана»).

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Разбег

Вот поэтому на них НЕТ никакой монетизации россконтента — только траты госденег от ИРИ.

Илья
Илья
Ответить на  лавров сергей

Почему ты постоянно смотришь на бюджеты и сборы, а не на сами фильмы?

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Илья

Потому что на 98% это г смотреть невозможно. Что и видно по их «достижениям» в кинопоказе.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Разбег

На съемочный процесс наблюдается явный спрос. А при спросе, естественна борьба за трудовые ресурсы. Так что рост з/п есть. И кстати, сделать одно хорошее за 100 и 5 плохих за 20 по деньгам одно и то же. Это очень заметно по количеству проектов, в которых фигурирует один и тот же актер.

Джо Байден
Джо Байден

Никакого Голливуда. Патриотические фильмы.. принудительно..1 раз в неделю. А кто не прийдёт, 5 лет тюрьмы.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Джо Байден

А у вас вообще негров угнетают =)

Александр
Александр
Ответить на  Евгений Буслейко

У них уже негры угнетают белых христианских традиционалистов! Кстати на кинопоиске вышел сериал ТНТ про чмошника Бидона!

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Александр

Вот я и говорю — без угнетения жить не могут, а нам еще указывать пытаются =)))

Zenit
Zenit

Тут только одна проблемка, сам Голливуд покинул наш рынок, и не скоро вернется, поэтому заголовок надо бы поменять: за и против легализации пиратства. Аргумент с «яблокофоном» звучит слабо, так как яблоко свои бабки получает при любом ввозе продукции в РФ, а у Голливуда откровенно воруют. И кто ворует, однозначно будут наказаны. Вот как только Голливуд решит вернуться, сначала потребует оплатить счета и наказать виновных. А ходы у них все записаны, и статью за пиратство никто не отменял.

Яша
Яша
Ответить на  Zenit

Если кинотеатры не будут воровать сейчас, Голливуду некуда будет возвращаться потом.

Elliot78
Elliot78
Ответить на  Zenit

Вы совершенно забываете о том, что это Голливуд всех кинул, совершенно дико, бессмысленно, нагло и глупо нарушил все писаные и неписаные договора и контракты. Под совершенно надуманым предлогом переживаний за страдания украинского народа. Вон в Израиле от одного авиаудара десятки мирных гибнут, а в целом счёт с первых дней на многие тысячи идёт. Никто оттуда уходить не собирается и попробуй ещё вякнуть что-то о таком, живо работу потеряешь в стране демократии и свободы. Не в той позиции они кого-то однозначно наказывать. И аргумент с яблокофоном слабый потому что там физическиий товар, а здесь дело другое. Ничего в киностудий не убудет со склада, если тут все кинотеатры вдруг станут их кино показывать, ничего они теряют, поскольку сами отказались от любых денег и гордо ушли.

Последний раз редактировалось 6 месяцев назад Elliot78 ем
лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Elliot78

Ни ОДНОГО собщения на «тему ухода» студийного Голливуда из РФ в их СМИ вообще не было. Ни одного! И не надо фантазировать. Ни один студийный босс не выступал в голливудской прессе на эту тему. Независимый Голливуд продолжает же легально попадать в отеч. кинопоказ, правда, за очень большие деньги. А то, что собирает у нас неважно, — все вопросы к местным прокатчикам.

Elliot78
Elliot78
Ответить на  лавров сергей

Чего? Откройте прессу за конец февраля и начале марта 2022 года и освежите память. Задрали уже дурку включать.

“In light of the humanitarian crisis in Ukraine, WarnerMedia is pausing the release of its feature film ‘The Batman’ in Russia,” a spokesperson for the studio said in a statement.
“Given the unprovoked invasion of Ukraine and the tragic humanitarian crisis, we are pausing the release of theatrical films in Russia, including the upcoming ‘Turning Red’ from Pixar,” a Disney spokesperson said in a statement. Никакой студийный босс не должен и не обязан никакие комментарии давать, хватит и анонимного spokesperson.
Могу ещё найти, если надо. Писали именно в таком стиле потому что никто не знал, не думал и не гадал, что это всё два с половиной года продлится. Максимум на пару месяцев рассчитывали. Но сами себя в угол загнали такими заявлениями и поставновкой вопроса. Потому и нельзя вдруг взять и вернуться, хотя некоторые почему-то этого не понимают.
Когда окончательно стало ясно, что всё всерьёз и надолго, тогда по-тихому закрыли офисы и ушли. И никаких объявлений по этой части делать не надо было. Всё уже было сказано до того. Кризис продолжается, даже усугубился. Слово бойкот говорили и много раз, не для публичных заявлений только оно. А независимые дистрибьюторы никуда не вылазили, никаких заявлений не делали и никого не бойкотировали. Их эти игры большого Голливуда вообще не касаются.

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Elliot78

Да здравствуют анонимщики! Как и в чате Синемаплекса. Они — источники ПРАВДЫ и всех бед отеч кинопоказа…

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Zenit

«Яблокофон» я привел как пример иностранной продукции. Получается, покупая такой телефон мы еще и спонсируем недружественные страны. На этом фоне показ иностранного кино без уплаты за авторские права вообще выглядит чуть ли не поступком по укреплению страны…