
Генеральный директор «Киновидеопроката» Мингорисполкома Владимир Карачевский вспоминает, что до 2012 года «Киновидеопрокат» был монополистом в Минске. Все кинотеатры, которые входили в его структуру, одновременно могли обслужить около 8 тысяч зрителей. Однако ситуация изменилась с появлением торгово-развлекательных центров, где открылись частные кинозалы. Теперь в Минске их 48, количество мест почти сравнимо с государственной сетью, в которой сейчас 31 кинозал и 6750 мест.
Места повышенной комфортности, другая проходимость. Находятся в торговых центрах. Поэтому они забирают у нас зрителя, — говорит он про частные кинотеатры.
Как объясняет Карачевский, в отличие от частника, который только арендует площади, бизнес-модель государственного кинотеатра значительно дороже.
Если брать по бизнесу, то обслужить одно арендованное помещение, где у тебя только чистая квадратура, где не нужно отвечать ни за крышу, ни за территорию, определенное количество штата. У тебя несколько другие затраты, чем когда у тебя отдельное здание, где сети, коммуникации, коммуналка, обслуживание территории. Это намного дороже все обходится, — рассказал генеральный директор «Киновидеопроката».
По словам Карачевского, как только он возглавил «Киновидеопрокат», начал изучать вопрос организации питания в кинотеатрах.
Мы пересмотрели ряд позиций. У нас появилась и линейка новых коктейлей и линейка напитков. Рассматриваем, где какие напитки на какой территории лучше разместить. Например, в одних местах хорошо идут хот-доги, в других местах хот-доги нельзя ставить. В одних местах нужно ставить пиво, и оно будет хорошо потребляться, в других нужно ставить дорогое вино и коньяки. (…) Появились у нас китайские, индийские и другие азиатские фаст-фуды, и другие закуски, прикуски и тому подобное. В кинотеатре «Победа» у нас начал работать горячий цех, где мы угощаем драниками, где у нас есть и горячие блюда. И линейка попкорна. Мы теперь начали производить свой и наполняем уже своим попкорном кинотеатры, — поделился он.
В «Победе» также по примеру частных кинотеатров заработал гастрозал. Однако для такой услуги, отмечает чиновник, кинозалы должны быть приспособлены. Поэтому ее не везде можно реализовать. В модернизированном кинотеатре «Москва» создали коворкинг-пространство, оборудовали места для зарядки телефонов.
Также теперь открыт большой бар. И кроме того планируется еще организация торговых точек на территории кинотеатра, — отмечает Карачевский.
Существенные изменения произошли и в кинотеатре «Победа».
Кинотеатр стал многофункциональным. В этом кинотеатре показывают не только фильмы, проводят мероприятия, делают презентации, проводят фуршеты, пресс-конференции, организовывают выставки, работают бары. Появились залы на 12, 24, 48 мест, детские залы. Делают детские праздники. Люди приходят, поют караоке, приходят просто в бар выпить чашку кофе или бокал пива, или рюмку коньяка. Организовываются выставки, проводятся фотосессии. Поэтому пространство работает, — рассказывает Карачевский.
Когда частные кинотеатры показывают то, на что есть спрос у зрителей, то в государственных другая политика.
У нас шире репертуар, у нас больше фестивальных фильмов, у нас белорусское кино присутствует. Вы поймите, что у нас же функция не только коммерческая. Мы являемся еще учреждением культуры, которое занимается воспитанием, образованием, идеологией и другими важными вещами. Потому что у нас же проходят и серьезные премьеры фильмов, важных, знаковых для нашей страны. То, чего не будет делать частник, — считает Карачевский.
По словам чиновника, государственные кинотеатры стремятся развивать дополнительные услуги, которые в других странах обеспечивают от 40 до 60% общего дохода кинотеатров. Что касается репертуара, то по словам руководителя «Киновидеопроката», они проводят показы индийских, турецких, южнокорейских фильмов и картин из Юго-Восточной Азии. Помимо этого устраивают показы, приуроченные к определенному событию.