Контроль за культурой
Российская сфера культуры была серьезно переориентирована после развала Советского Союза под влиянием Запада, и хотя сейчас она возвращается к старым ориентирам, ей необходимы инструменты общественного контроля, считают эксперты, участвующие в круглом столе «Культурного фронта России» в рамках Международного кинофорума «Золотой витязь».
Мы сейчас в Госдуме [разрабатываем законопроект], скоро будет слушание, о культуре. Это поправка к закону. <…> Я против цензуры, но общественный контроль обязан быть, — сказал президент кинофорума, первый замглавы комитета Госдумы по развитию гражданского общества и вопросам общественных и религиозных объединений, народный артист России Николай Бурляев.
Он отметил, что после распада Советского Союза и либерализации требований к сфере культуры ее границы оказались очень сильно размыты. И шоу-бизнес стал одной из сфер, которая нередко получает финансирование по линии культуры, но при этом практически не контролируется профильными органами власти и не соответствует основным критериям деятельности, которые должны быть обусловлены понятием «культура».
Бурляев также предлагает вывести понятие «шоу-бизнес» из понятия «культура».
Это не культура, это бизнес, это доходный промысел, который понижает духовный уровень народа, — сказал он.
Руководитель центрального исполкома «Культурного фронта России» Вячеслав Леонтьев отметил, что примеры общественного контроля в России уже существуют, подобный опыт в стране есть. Касательно идеи ввести такой инструмент в сфере культуры, он подчеркнул, что одним из главных вопросов, которые предстоит решить, будет создание системы квалификации экспертов.
Иначе люди начнут решать личные вопросы: кого запретить, кого разрешить. А квалифицированные эксперты официально уполномочены, при нарушении они удаляются из государственного реестра, они должны быть законом уполномочены вести общественный контроль в сфере культуры, — пояснил Леонтьев.
Генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов поддержал Бурляева, отметив, что после распада СССР российская культура была переформатирована под западные стандарты, а нормативная база, регулирующая данную область, нередко была просто «калькой» с иностранных документов.
Наш президент отметил, что Конституция РФ — это живой организм и она должна соответствовать запросам общества и интересам страны. Пришла очередь исправить многие другие, в том числе и регулирующий сферу культуры закон, — считает Кондрашов.
Он подчеркнул, что общество должно само участвовать в отторжении явлений, которые подрывают российскую культуру.
Какой-то общественный контроль, конечно, нужен. Потому что государству нужен инструмент реализации той самой культурной политики, о которой заявил президент, — пояснил гендиректор ТАСС.
Защита детей от западных мультфильмов
Также в Госдуме прошел круглый стол, посвященный защите детей от деструктивного влияния. Помимо прочего, депутаты предлагали защищать детей от западных игрушек и западных персонажей мультфильмов наподобие Шрека. Председатель комитета Яна Лантратова в своем выступлении упомянула «деструктивные и русофобские» видеоигры. Что касается Шрека, то он был охарактеризован как персонаж «вроде неплохой, но с внешними и внутренними изъянами». От таких героев депутаты тоже предлагают избавляться.
Выступление Лантратовой поддержал депутат Дмитрий Певцов. Так, он счел ущербным персонажем не только Шрека, но и Чебурашку в его современной версии, а также главного героя фильма «Финист. Первый богатырь».
Главный герой — придурок, самовлюбленный петух или фазан, который не меняется на протяжении всего фильма. Другой герой три раза предает своего друга — и ничего не происходит, они остаются друзьями. Баба Яга сексуально озабочена своей молодостью, других проблем у нее нет, — заявил Певцов.
Минкульт же, по словам господина Певцова, равнодушно выдает прокатные удостоверения, в то время как «цензура в кино необходима».
Председатель комитета по молодежной политике Артем Метелев заявил, что его больше всего волнует проблема жестоких видеоигр и лудомании. Для борьбы с ними комитет планирует внести законопроект об увеличении штрафов за рекламу нелегальных казино. Спикер Мосгордумы Алексей Шапошников (ЕР), выразил мнение, что запрет деструктивных видеоигр проблему не решит и необходимо создавать свои, конструктивные. А глава комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) отметил важность разъяснительной работы
У молодежи складывается впечатление, что можно ничего не делать, стать блогером и собирать «лайки». Этот шаблон нужно разрушать. Такие специалисты нам не нужны, это паразиты на теле общества, — считает он.
Яна Лантратова пообещала передать все прозвучавшие предложения в рабочую группу по законодательной реализации госполитики в сфере сохранения и укрепления традиционных российских духовных ценностей.
Социальная эффективность фильмов
В свою очередь председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев («Единая Россия») считает, что Фонду кино надо ввести оценку социальной эффективности фильмов. Метелев напомнил, что Институт развития интернета (ИРИ) «начал измерять социальную эффективность каждого продукта, который финансируется».
Прям метрика была введена — дополнительные баллы даются. Если те, кто просит деньги, доказывают, какие социальные эффекты получит общество, и потом это измеряют и предъявляют в мир. Я бы предложил в этом контексте просто выйти с инициативой, чтобы то же самое было в Фонде кино, — сказал он.
По его словам, такая инициатива поможет авторам фильмов направить работу на достижение конкретного результата — выпуск социально значимого кино.
Падение интереса к отечественному кино
Тем временем согласно предварительным прогнозам, российские кинотеатры по итогу 2025 года выйдут на тот же уровень сборов и ту же посещаемость, которая фиксировалась в 2024 году, допустил глава крупнейшей объединенной киносети «Синема Парк» и «Формула кино» Алексей Васясин.
По закрытым четырем месяцам в деньгах копейка в копейку повторили результат прошлого года, в людях потеряли 17%. Лето должно быть чуть лучше, но по итогам года, несмотря на наши перспективные домыслы, что будет чуть лучше, мы, наверное, повторим результат 2024 года. Это неплохо и не хорошо, топчемся на месте, — отметил он.
В свою очередь продюсер и владелец кинотеатров Роман Исаев заметил, что российскому кинопрокату не хватает фильмов среднего сегмента, собирающих по 300–500 миллионов рублей.
Мы по итогам четырех месяцев чуть-чуть улучшили динамику первого квартала, потому что она была близкой к катастрофичной. По итогу трех месяцев увидели падение посещаемости на 22%. Сейчас мы имеем пять миллиардников на горизонте пяти месяцев этого года: «Финист», «Волшебник изумрудного города», «Пророк», «Батя 2: Дед» и «Кракен», который подходит к миллиарду. К сожалению, уже третий год подряд повторяется печальная картина со средним сегментом, проекты, которые собирают 300–500 миллионов. Этих проектов должно быть порядка 50 в году, у нас отметку в 500 миллионов за 5 месяцев преодолели четыре релиза, помимо миллиардников. Это реалия длится очередной год подряд и не дает российской индустрии выйти на тот уровень, который позволит ей чувствовать себя вольготно, дышать полной грудью, заниматься реновацией кинотеатров, — пояснил он.