В кинотеатрах Латвии по-прежнему можно смотреть фильмы, дублированные на русском язык, и это анимационные фильмы для детей до семи лет. Но недавно были предложены поправки к закону о фильмах, предусматривающие, что отныне звуковая дорожка будет только на латышском языке, а не более 80% репертуара данного дня будет разрешено показывать на языке оригинала.
Аналогично, публично демонстрируемые фильмы должны иметь субтитры на латышском языке, чтобы они были доступны для людей с нарушениями слуха. Те, кто работает в отрасли, призвали шире смотреть на этот вопрос, поскольку кино занимает наименьшую часть аудиовизуального предложения, а самые большие проблемы с государственным языком у коммерческого телевидения и стриминговых платформ.
Анимационные фильмы дублируются для младшей части аудитории — либо на латышском, либо на русском языке. Если они дублированы на русском языке, то есть субтитры на латышском языке. Министерство культуры поддерживает поправки к закону об озвучке только на латышском языке, но призывает рассматривать этот вопрос более широко и указывает, что языковой вопрос не является задачей закона о фильмах, поскольку его цель — развивать латвийскую киноиндустрию.
Как заявила на заседании комиссии Сейма по образованию, культуре и науке парламентский секретарь Министерства культуры Сигне Грубе, нельзя согласиться с утверждением авторов поправок к закону о том, что в кинотеатрах доминирует русский язык, все как раз наоборот — это латышский язык. Те фильмы, что дублируются на русском языке, — это анимационные фильмы для детей дошкольного возраста. Илзе Индриксоне (Национальное объединение), которая является одним из инициаторов поправок, заявила, что для детей национальных меньшинств, которые ходят в кинотеатр с родителями, лучший способ выучить язык — смотреть фильмы на латышском, а не на русском языке. К сожалению, бывают ситуации, когда родителям латышских детей приходится переводить то, что говорится в анимационном фильме, потому что он показывается на русском языке. Субтитры не являются решением, потому что такие маленькие дети еще не умеют их читать.