Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "https://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "https://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

ДАНИИЛ ДОНДУРЕЙ: «ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ КВОТИРОВАНИЯ В КИНОПОКАЗЕ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТ»


Лещинская Татьяна 21.01.2014 / 18:36 5

 DaniilDondureyВ начале 2014 года Министерство культуры вытащило на свет прошлогоднюю и, казалось бы, уже вышедшую в отставку идею квотирования российского кино.

CINEMAPLEX  много писал на эту тему в течение 2013 года, публикуя новости из госструктур, затрагивая её в различных интервью и обсуждая в авторских обзорах, блогах и комментариях к ним.

Странным образом, несмотря на вполне успешные цифры российского проката в 2013 году, министр культуры Владимир Мединский вновь поднял волну пересудов на тему квотирования, при этом довольно оскорбительно показав, что мнение кинопоказчиков его не волнует. Цитата: «Квотирование российского кино вводить надо … что бы там не балаболили владельцы сетей, принадлежащих иностранному капиталу».

Высказаться на тему квотирования мы попросили Даниила Дондурея, главного редактора журнала «Искусство кино», эксперта-социокультуролога, который занимается  и кино, и телевидением, и культурой в целом: культурной политикой, влиянием культуры на экономику и вообще содержательными процессами в этой сфере.

Даниил Борисович обратил наше внимание, прежде всего, на причинно-следственные связи того, что происходит, а в конце беседы успокоил, заверив, что, по сути, в кинопоказе мало что изменится, разве что с отчетностью кинотеатрам придется поколдовать…

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА МИНКУЛЬТА

Даниил Дондурей: Дело в том, что примерно после мая 2012 года стала формироваться новая идеологическая доктрина нашей страны.  Она во многом связана с тем, чтобы ограничить присутствие зарубежных денег  и зарубежной продукции во всех видах культурных институтов, различных учреждений и т.д. Мы не слышим сейчас  о том, что, предположим, руководители министерства культуры говорили бы, например, о копродукции в кино, производстве, что было очень важно даже в советское время — снимать фильмы совместно с Италией, Францией, Германией, другими странами; участвовать в международных кинопрограммах. Переживаний по этому поводу нет. Нет заботы об интеграции в мировые процессы, кроме демонстрации Западу успеха российских фильмов. Такого успеха, где мы получали бы «Оскары», призы на фестивалях: здесь руководство страны готово к тому, что это признание огромных наших заслуг. Остальное сотрудничество с зарубежной продукцией не приветствуется. Это первая тенденция.

Вторая —  связана с тем, что патриотизм, как один из важных трендов культурного развития последнего времени,  требует: все силы следует тратить не на создание произведений киноискусства, которые войдут в историю российского, мирового кино, а дадут возможность продавать как можно большее количество билетов. Во главу угла ставится создание блокбастеров, увеличение доли сборов в кинотеатрах, количества сеансов, названий в праймтайме телевидения и т.д.  

При этом голливудские фильмы никогда не сравниваются с отечественной телевизионной или кинопродукцией. Видимо потому что они очень часто учат гуманистическим ценностям, в то время как сериалы, скажем, на «НТВ» говорят, что полицейские и бандиты в нашей стране неразличимы. Поэтому еще неизвестно, кто благороднее. Поэтому, наверное, государство столь подозрительно относится к рыночной конкуренции.

СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ  И РОССИЙСКАЯ  СТРУКТУРА КИНОПОКАЗА

Рыночная конкуренция демонстрирует то обстоятельство, что в России происходит то же самое, что в других странах мира. Американское кино как всегда занимает не менее двух третей мирового эфирного времени и сборов. Это происходит примерно в 150 странах мира из 200. Есть, конечно, небольшое количество стран, где американские фильмы запрещены или квотированы. От жёсткой системы в Северной Корее и Кубе до менее жёсткой в Китае. Или в мусульманских странах, которые объявляют Америку исчадием ада. Но и в Китае американское кино с каждым годом показывают всё больше. Пока оно квотируется, но  это всё же коммунистическая страна (в Китае разрешено показывать не более 30 зарубежных фильмов в год, если это не копродукция — прим. ред.)

Как известно, наша страна по Конституции 1993 года не является коммунистической, здесь действуют рыночные отношения. Это  приводит к тому, что в минувшем году американское кино составляет примерно три четверти всех сборов, российское — 17,5%,плюс всё остальное кино доводит цифру неамериканской продукции до 23-25%.

Вот три основных культурных сегмента, которые характеризуют структура показа в кинотеатрах. Эти пропорции почти не меняются, лишь примерно на 2-3% движутся в ту или иную сторону от времени к времени, от года к году.

Доля наших фильмов упала за последние 4 года с 29% до 17%.Естественно, что продюсеры, продавцы услуг, начальники, политическая власть считают, что нужно какими-то средствами давления, запрета, ограничения заставить увеличить эту долю в кинотеатрах. Но дело вот в чём: из пяти произведенных российских фильмов два на практике не выходит в кинотеатрах, их туда просто не берут. Они не конкурентоспособны. Российское кино, вообще, делится на 5-7 названий, которые попадают в топ-двадцатку, ещё примерно 10-15 названий, которые попадают в первую сотню, а остальные 25 названий не попадают даже в сотню. При том, что показывается в кинотеатрах далеко не все фильмы. Из 78, снятых в прошлом году, дай Бог 50 вышли в кинотеатрах страны (по итогам 2013 года — 56, из них 3 — снятых в копродукции–прим. ред.). Более того, из этих пятидесяти, мы с вами знаем, фильмов сорок  имели небольшое количество сеансов. Коммерчески незначимое количество.

Министерство культуры, как и многие управленческие структурыв нашей стране, к сожалению, не занимается аналитикой процесса. У нас знание не модно, не интересно, поскольку уменьшает непрозрачность любой сферы жизни. Российская культура как все другие сферы жизни не жаждет знаний сама о себе. Не хочет. Мы не изучаем структуру и воздействия главного продукта современной культурной жизни — телесериалов. Сколько, про что, жанры, эффективность, сборы денег, типы героев, конфликтов, модели будущего, правила поведения. Этих исследований нет. То же самое — про кино: таких исследований нет.

Нужно было бы проводить исследования по четырем направлениям. Первое — название репертуара. Здесь у нас 50 (или чуть больше) из примерно 400 выходящих в последние годы фильмов в кинотеатрах страны. Это примерно 15% названий «русского кино». Еще меньше сеансов. Вернее, это уже второй момент. Сеансы у разных проектов тоже неравноценны. Мы не можем сопоставлять сеансы ЛЕГЕНДЫ № 17 с сеансами фильма ФАУСТ. Если в одном случае  будут десятки тысяч сеансов , то в другом — всего несколько сотен. По этим параметрам анализ не проводится. Третье направление исследований —  структура кинопоказа. Дело в том, что один фильм выходит двумя копиями, а другой  – тысяча двумястами. И, естественно, чем больше копий, тем больше сеансов. Чем больше копий, тем более монопольным является выпуск в многозальниках, городах, в репертуаре в целом.  И, наконец четвертое — сборы. Мы знаем, что львиную долю, процентов 80%, собирают 5-7 фильмов, и лишь процентов двадцать остальные 45 отечественных фильмов.

Поэтому, вопрос: о чём идёт речь, что предлагает министр? Стоит ли продвигать все эти фильмы? В какое время, по отношению к чему? К примеру, между 9 мая и 1 сентября за четыре месяца в Российской Федерации обычно не выходит ни один российский фильм! Таким образом, мы имеем для проката собственной продукции 2 недели января, 1 неделю мая, 1 неделю декабря и эпизодические выходы до 1 мая и  осенью, в октябре-ноябре. Всё!

Итак, ещё раз напоминаю, наша страна производит 2 российских фильма в неделю в течение года.

РОССИЙСКИЕ ФИЛЬМЫ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

CINEMAPLEX:Обостряется конкуренция между российскими фильмами. Может быть, идея квотирования связана с тем, что увеличилось количество фильмов, которые выпускаются в прокат в этом году?

Даниил Дондурей: — В экономическом смысле оно увеличивается не существенно. Я ещё не сказал о самом главном. Российские фильмы находятся в прокате в условиях свободной конкуренции. Вы можете купить автомашину «Лада Калина», а можете «Мерседес Бенц». Они стоят разные деньги, но вы можете свободно сделать выбор. А кино для зрителей стоит одинаковые деньги. Не будем брать 3D и IMAX. Во всех остальных случаях Российская Федерация в 2014 году догонит такую «бедную» страну как США, где стоимость билета 7,9 доллара, в переводе на рубли — 250 рублей. Это в среднем по стране,  в Москве, они продаются гораздо дороже. Такой ресурс, как  цена билета, выеден полностью.

Итак, конкурентный рынок — примерно 400 названий фильмов в прошлом году. Министр говорит: «Но было же квотирование в советские годы, когда показывалось всего 6-7 американских фильмов». Он забывает одну мелочь, это была другая цивилизация — дефицитная, с закрытыми границами, с запрещёнными иностранными деньгами, с запретной информацией, тотальной цензурой. Где нужно было получать выездные визы, где нельзя было свободно перемещаться. Мы возвращаемся?  Сейчас у нас конкуренция повсюду, нет ограничений почти ни в одном виде товаров и услуг, кроме оборонного значения. Всё остальное вы можете купить и продать. Квас, машину, одежду, еду — можете покупать и продавать.

CINEMAPLEX:- Может, наш министр  ориентируется на китайскую модель, где есть и квотирование, и рынок?

Даниил Дондурей:— Величайший человек ХХ века по фамилии Ден Сяопин сказал: «Одна страна, две системы». У нас по конституции РФ нет одной партии. Вы же можете стать коммунистом. У нас в парламенте 4-5 партий. А в Китае только одна — коммунистическая. У нас  не может быть Китая, тогда всё остальное — должно быть китайское. В Китае сотни миллионов людей не имеют паспортов, права выехать из своей деревушки — должно быть разрешение партии.

Мы сравниваем себя с Китаем, делаем вид, что это возможно, потому что у них там тоже есть рыночные отношения. Но это несвободная страна. За 30 лет они научились, смогли стать второй экономикой мира, а еще через 30 лет будут первой экономикой. Но тогда у них и параллельного социализма не будет.

Но у нас-то другая страна. Вы можете получить визу и немедленно вылететь, куда хотите, не получая разрешения у своей парторганизации. Мы живем совсем не так, как в Северной Корее, где нужно выполнять производственный план, чтобы вам разрешили ездить в метро.

САМАЯ УСПЕШНАЯ ЧАСТЬ КИНОБИЗНЕСА — ЭТО КИНОТЕАТРЫ

Кинотеатры сразу же получают половину от 1,3 млрд долларов сборов за кинобилеты, это примерно, 650 млн долларов, а еще 700 млн — от продажи у себя еды и 50 млн от рекламы: «Пепси-кола», которая продается недалеко от входа в московский кинотеатр «Октябрь» стоит 35 рублей,  а через два десятка метров, когда ты преодолеваешь порог  кинотеатра, в буфетах первого этажа она стоит уже 140 рублей. В буфете покупают «Кино-пепси-колу». То есть молодой человек с девушкой в преддверии просмотра ждут  в фойе (или берут с собой в зал — это разрешается) «киноеду», которая стоит в 4 раза дороже. Кинотеатры давно уже — мощнейший элемент системы питания. Но это еще не всё. Они освобождены от уплаты НДС на показы фильмов — как отечественных, так и иностранных. И это даёт существенный процент дополнительных денег, многие десятки миллионов долларов.

СОЗДАВАТЬ СИСТЕМУ СТИМУЛОВ

Основная проблема заключается в том, что у нас нет того, что есть во всём мире  - системы стимулов для показа отечественного кино. Например, в кинотеатрах Франции ничего не запрещается, но на французском телевидении не разрешают показывать новые фильмы первые 3 месяца или 6 месяцев (это зависит от целого ряда признаков) пока они не проходят по кинотеатрам страны. Там есть множество других льгот. В Европе существует альтернативная система кинопроката, которая позволяет доплачивать за второе кресло, если показывается особо ценное кино. Например, лауреата Каннского фестиваля. Поэтому ты заинтересован как можно больше продать билетов именно на замечательный, отмеченный призами фильм. Вчера выступал премьер-министр, он сказал: «Мы для развития экономики внедрим развёрнутую систему льгот, всевозможных стимулов, добавок, помощи, поддержки…». Почему я не слышу, чтобы наши власти обсуждала систему льгот в кинематографии, а не систему ограничений.

CINEMAPLEX:- На самом деле, Минкульт поддерживает и кинопроизводство, и прокат фильмов.

Даниил Дондурей:  — Производство — да, потому что системная политика не выстроена. А вот прокат поддерживается очень мало. В современной Европе, в современном мире это примерно 30% господдержки. У нас же должно быть больше произведено названий, а не больше показано.Треть денег из своих 6 млрд, Минкульт и Фонд кино должны были бы потратить на прокат, а они тратят 300 млн рублей вместо 2 млрд.

В системах стимулирования есть масса аспектов. В этом надо разбираться, анализировать, экспериментировать. В успешных странах — это, прежде всего, система стимулирования интереса зрителей. При этом я говорю только о кинотеатральном показе. У нас, к сожалению, совершенно не анализируется кинопоказ на телевидении. Там же нет американского кино до 23 часов! Никакого приказа Путина не потребовалось. Телевизор прекрасно с этим справился сам. На больших эфирных метровых каналах и в сетях в праймтайме показываются исключительно фильмы и сериалы, снятые на русском языке. С 18:00 до 23:30 вы не найдёте американского кино нигде, кроме как на кабельных каналах.

КАК КИНОТЕАТРАМ ОБМАНУТЬ ГОСУДАРСТВО

Россия, как известно, страна превосходных отчётов. Как я понимаю, главная задача кинотеатров — сохранить свои деньги, бизнес, больше дать заработать своим акционерам, хорошую зарплату получать.

Первое, что можно сделать для отчетности — увеличить количество сеансов: ставить их до  10 часов  утра, поздно вечером. Никакого запрета здесь не будет. Второе — увеличивать количество помещений для кинопоказа, купить проекторы blu-ray, зарегистрировать в качестве залов буфеты, свободные помещения, поставить там кресла, и крутить российское кино во всех режимах. Таким образом, автоматически увеличится количество сеансов. Речь ведь идёт не о количестве билетов,  пока только о количестве сеансов. Третий совет:  можно увеличить количество сеансов тем нескольким фильмам, которые и так хорошо продаются, кинотеатры от этого ничего не потеряют. Наоборот, они потратят маленькие деньги, но будут владеть главным навыком, которому их учит государство примерно с 1929 года — ловкостью отчётности.

CINEMAPLEX: — Однако, у большого количества кинотеатров стоит вопрос о выживании. Причем, в некоторых городах конкуренция между современными кинотеатрами очень высока.

Даниил Дондурей:  — Это очень хорошо. Я же не предлагаю налоги увеличивать. Конкуренция — это, среди прочего, востребованное искусство букеров. Приглашайте московских букеров, людей, которые прекрасно разбираются в том, как расписать фильмы, какое сделать движение по сеансам, как обыграть конкурента, как поставить ГОРЬКО! против кого-то, показать ночью  какой-нибудь фильм, создать киноклуб и через него работать со зрителем. Это огромная работа, творчество. Сетевой прокат блокбастеров — это своего рода ковровые бомбардировки зрителей, как это было во время первой кампании в Чечне…

CINEMAPLEX: — В итоге эти все министерские инициативы…

Даниил Дондурей:  — … не страшны. Не нужно их бояться. Ничего существенного не произойдёт. Министерство культуры тут ничего изменить не в состоянии, у него нет ни полномочий, ни ресурсов, ни кадров, ни воздействия на рынок. Оно просто кое-что «отсемафорит» и немножко усложнит жизнь директорам кинотеатров. Изменения не  произойдут, пусть все живут спокойно. В. Путин отдал  несколько приказов создать общенациональную систему электронного билета. И где она? Мы над этим всё работаем с 2010 года. Это же не сложнее, чем отправлять корабли на Марс. Сейчас 75 процентов сборов, но всего треть самых коммерческих залов (2 300 из примерно 7 000) учитывается. А если приказ Владимира Владимировича директора кинотеатров обходят, то что им министр культуры?

 В ТЕМУ:

ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ: «ВВОДИТЬ КВОТЫ НАДО, ЧТО БЫ ТАМ НИ БАЛАБОЛИЛИ ВЛАДЕЛЬЦЫ КИНОСЕТЕЙ»

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ВОПРОСАМ КВОТИРОВАНИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ КИНЕМАТОГРАФИИ. ЧАСТЬ 1 (из блога М.Бублевского)

 

5 комментариев »

  1. я 21 января 2014 в 19:50 - Ответить

    «российское — 17,5%»

    Вроде бы побольше будет

    «По итогам 2013 года доля российского кино достигла 18,4% общих сборов, примерно 43,9 млрд руб., уточняют в компании Movie Research.»

    www.kommersant.ru/doc/2382858

  2. Иван 22 января 2014 в 0:37 - Ответить

    Спасибо, отлегло...

    • Дмитрий 22 января 2014 в 11:01 - Ответить

      Иван, а ты и в самом деле насторожился? Я уже вывеску для своей закрытой котельной приготовил, — «Кинозал российского кино»))

  3. Илья 22 января 2014 в 12:45 - Ответить

    «Приглашайте московских букеров, людей, которые прекрасно разбираются в том, как расписать фильмы»

    Даниил Борисович себя имеет в виду? 🙂

КОММЕНТАРИИ »


2 × = четыре