В связи с вновь открывшимися обстоятельствами, хочу вернуться к самому началу моего повествования, там, где я вяло пытался пошутить на предмет важности присутствия отдела маркетинга в структуре кинотеатра, сам того не подозревая, что доля правды в этой шутке составляла примерно столько же, сколько составляет доля рынка кинотеатра в городе, где он один.
Так вот, обстоятельства открылись такие:
- Большинство кинотеатров уверены, что маркетинг – это удел крупных сетей;
- Большинство крупных сетей используют маркетинг в основном на уровне планирования открытия кинотеатра, и мало кто ведет активную маркетинговую политику в дальнейшем;
- Большое количество независимых кинотеатров не имеет в своей структуре даже отдела рекламы.
Поэтому, я хотел бы поговорить о той ситуации, в которой находится сегодня кинопрокат не с точки зрения деградации контента, угроз пиратства и глобального наступления услуг заменителей на фоне кино-технологической революционной ситуации. А с точки зрения осмысления все ли сделали и делают кинотеатры для того, чтобы рынок кинопоказа был максимально сбалансирован, чтобы он имел внутренние механизмы саморазвития и расширения и как следствие увеличивался независимо от внешних факторов.
ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗАНИМАЕШЬСЯ МАРКЕТИНГОМ …
А увеличиваться есть куда. Сегодня разрыв между реальным объёмом рынка посещений кинотеатров и потенциальным огромен и соотносится как минимум 1:100. И судя по тому, что количество посещений киносеансов в последние годы кардинально не меняется, смею предположить, что те механизмы привлечения зрителей, которые используют в основном кинотеатры, не оказывают сколь-нибудь существенного влияния на развитие рынка, а только влияют на его перераспределение. Может здесь и зарыт наш собака-маркетинг? Может пора откопать?
Лично я уже давно копаю. И хотя до полной эксгумации еще далеко, о чём мне постоянно напоминают старшие товарищи, тем не менее, за хвост держу уже крепко.
Нужен ли маркетинг вам? Решайте сами. Я бы, да простят меня нелюбители ассоциативных рядов, сравнил маркетинг в бизнесе с политикой в государстве. Отсюда вытекает перефразировка знаменитого изречения: «Если ты не занимаешься маркетингом, то маркетинг займется тобой!»
И поверьте, займётся обязательно! И ладно если это будет действительно маркетинг, а не его деградированные формы. И вы столкнётесь с умным игроком, играющим с вами по шахматным правилам, думая хотя бы на два шага вперёд. Будет еще не поздно выучить правила игры и разобраться, как ходят фигуры (в нашем случае – маркетинговые инструменты), только позиционного преимущества достичь уже будет не просто. Будете ли вы использовать сицилианскую защиту или сводить всё к патовой ситуации? Или захотите иметь конкурентное преимущество, прорвавшись пешкой по флангу до восьмой линии. Время, по крайней мере, будет всё равно упущено.
А кто мешает вам уже сейчас выстраивать композиционную игру? Отсутствие в бюджете средств на содержание специалистов? Отсутствие самих специалистов?
Отвечу сразу на все вопросы. Никто. Сэкономьте хоть на чём, только не на маркетинге. Ни один гроссмейстер гроссмейстером не родился. А теперь поподробнее.
Как-то очень давно вычитал, что в США при образовании новой компании первый отдел, который создаётся на предприятии – это отдел маркетинга. Первая реакция была такая: «Вот буржуи! С жиру бесятся!». Прошло время, и я на собственном опыте убедился, что с жиру бесятся как раз те, кто пренебрёг этим отделом. Конечно, если жиру много – чего бы и не побеситься? А если мало? Вот тогда, точно непростительно.
Естественно, сразу возникает вопрос о том какова рентабельность отдела маркетинга и сколько имеет смысл тратить на его содержание и на реализацию маркетинговых программ? У меня однозначного ответа нет. Могу только дать статистику из своего опыта. Из своего экстремального опыта.
ИСТОРИЯ КИНОТЕАТРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ МАРКЕТИНГА
Кинотеатр мы открыли в конце 2008 года. На этот момент «Синема Парк» в Тюмени работал уже два с половиной года и практически монополизировал рынок, так как доля рынка, которой он владел, была на уровне 80-85%. Первоначальные условия запуска кинотеатра тоже не сулили ничего радужного: ТРЦ площадью 17 000 кв.м., заполненный бутиками на треть с трафиком проходимости, стремительно стремящимся к нулю; изначальный проект ТРЦ, предполагающий размещение только 4 кинозалов; инвестиции на порядок ниже, чем у конкурентов. В общем, к гадалке не ходи – понятно и так, что зовут нас не Александр Пересвет, и вышибить из седла соперника в чистом поле, даже ценой собственной жизни, ну никак не получится. Поэтому мы решили побороться за право носить имя не менее знаменитого нашего земляка Дениса Давыдова. Как вы уже, очевидно, догадались, на вооружение мы взяли партизанскую тактику – одну из наиболее распространенных маркетинговых стратегий в борьбе с конкурентами, значительно вас превосходящими.
Данная стратегия предполагает, в том числе, и поиск уязвимых мест в сильных сторонах конкурентов с последующей точечной атакой в этих местах. Именно так, а не так, как нас учит классический маркетинг: максимально использовать свои сильные стороны в зоне слабых сторон конкурентов. Классическая стратегия работает, когда вы находитесь в одной весовой категории с конкурентом. А в нашем случае это, что на каток с саблей кидаться, при этом каток с горки катится, а вы спереди на него прыгаете, ну или убегаете. Задача состоит в том, чтобы атаковать в тех местах, где противник вас не ждёт, а так как слабые свои стороны он и без вас хорошо знает, атака широким фронтом навряд ли будет успешной.
А точечная атака в неожидаемых местах принесёт вам, по крайней мере, временное локальное преимущество. И если этих атак будет много, и они будут происходить регулярно, то вы и будете иметь постоянное, может быть не сильно большое, но преимущество. Вернёмся к нашей ситуации. Даже после поверхностного анализа нам удалось выявить достаточно много слабых мест в сильных сторонах «Синема Парка». Приведу два примера.
Пример первый: сильная сторона «Синема Парка» – это большое количество залов и как следствие большое количество сеансов. Но в 2009 году в репертуаре кинотеатра (тогда еще восемь залов) стояло, как правило, одновременно не более 6 фильмов. И это было слабое место. Наша реакция на это обстоятельство была такая: расширение репертуара кинотеатра до 12 фильмов, и это при четырёх залах. Конечно, возникает вопрос, как быть с требованиями дистрибьюторов и как обеспечить необходимое количество сеансов для фильмов с большими сборами. Мы выбрали такую тактику: отказались от первого экрана на фильмы с низким ожиданием бокс-офиса и сразу ставили их на второй, естественно с росписью 1-2 сеанса. При этом размещали дополнительную рекламу на то, что эти фильмы будут у нас в прокате, но чуть позже. В результате мы стали (и остаёмся до сих пор) кинотеатром с самым большим в Тюмени ассортиментом фильмов. Но самое главное в этом тактическом ходе, что «Синема Парк» не потерял ни одного рубля выручки, то есть, он дал нам заработать за счёт своего уязвимого места в своей сильной стороне даже не почувствовав этого. Как следствие, кардинальное расширение репертуара «Синема Парка» состоялось только через 4(!) года. Нормальная фора!
Пример второй: сильная сторона «Синема Парка» – это работа в сегменте «премиум». Но в 2009 году из восьми залов кинотеатра, не было ни одного зала повышенной комфортности. И это было слабое место. Реакция была такая: мы открыли зал «Люкс». С учётом того, что сегмент «премиум» не наш целевой сегмент, зал сделали небольшим, на 22 места, но уютным. Результат: кинотеатр получил дополнительный «непрофильный» сегмент аудитории, для которой наличие зала повышенной комфортности, являлось определяющим фактором; получил дополнительный доход от зрителей, для которых цена билета не является определяющим фактором; и в течение целого года(!) в нашем кинотеатре была самая высокая локальная цена на билеты в городе. Что, несомненно, повлияло положительно на имидж кинотеатра.
И таких слабых мест было еще множество. Задача отдела маркетинга состояла в выявлении этих уязвимых мест, подготовке варианта атаки и, соответственно, её реализация.
О РАБОТЕ СО ЗРИТЕЛЕМ
Другая, не менее, а может даже более важная задача, стоявшая перед отделом маркетинга – формирование лояльных групп клиентов кинотеатра. Здесь мы использовали старые испытанные маркетинговые инструменты. И, конечно, главный из них – сегментирование. Как правило, сам процесс первичного сегментирования не представляет большой сложности. В конце концов, каждый бизнесмен, продавая товары или услуги, имеет хотя бы маломальское представление о своих клиентах и том, что это не однородная масса и сможет выделить определённые целевые группы. Главное в этом процессе, методично соблюсти все основные правила применения данного маркетингового инструмента. А правила, в общем-то, просты и понятны:
- целевая группа должна быть достаточно многочисленна с точки зрения целесообразности применения к ней маркетинговых инструментов и обладать похожими потребностями, желаниями и возможностями,
- целевая группа должна быть досягаема через каналы коммуникации,
- целевая группа должна одинаково реагировать на комплекс маркетинга.
Поэтому, необходимо было определить основные целевые группы, предложить для них целевой контент, установить информационные каналы для их оповещения и создать систему мотивации. В течение первых трёх лет нашему отделу маркетинга удалось отработать более чем по сорока сегментам аудитории, хотя на первом этапе делать такое глубокое сегментирование не было необходимости, для того чтобы в первую очередь сконцентрироваться на самых многочисленных или платёжеспособных группах потребителей. Именно так мы и сделали. Благо, что эти целевые группы были уже давно известны всем кинотеатрам, и изобретать велосипед не было никакой необходимости. А вот навести тюнинг и регулярно поддерживать механизмы в рабочем состоянии, было стратегически важно.
Расскажу о работе отдела маркетинга на примере реализации комплекса маркетинга для основной целевой аудитории нашего кинотеатра – студентов.
Студенческая аудитория как основная была выбрана нами не только на основании её соответствия свойствам целевой группы, но по причине того, что именно для этого сегмента наш кинотеатр располагал возможностями реализации наиболее эффективных программ лояльности.
Итак, комплекс маркетинга для студенческой аудитории состоял:
- Контент. Репертуар кинотеатра был сориентирован на молодежную аудиторию, с максимальным возможным сроком проката молодежных фильмов, вплоть до конца действия прокатного удостоверения. Таким образом, репертуар отличался не только количеством целевых сеансов, но и их разнообразием.
- Цена. Были установлены специальные цены на билеты для студентов. Отличительной особенностью от конкурентов был тот факт, что специальные цены действовали не только в тот период, когда студенты, в основном, учатся, но и когда они отдыхают, то есть в выходные дни.
- Продвижение. Особое внимание уделили каналам продвижения. Задействовали практически все доступные возможности, начиная с социальных сетей и email-рассылок и заканчивая раздачей листовок на путях миграции студентов, афишами в студенческих общежитиях и участием во всех студенческих массовых мероприятиях. А также, на основе обмена рекламными возможностями, организовали точечную рекламную кампанию в эфире рейтинговых молодёжных радиостанций, нацеленную на студенческую аудиторию.
- Места продаж. Используя потенциал студенческих профкомов и студсоветов, организовали в ВУЗах точки продаж специальных студенческих абонементов с дополнительной скидкой.
МАРКЕТИНГ – ДЕЛО ХЛОПОТНОЕ, НО РЕЗУЛЬТАТ ТОГО СТОИТ
Как вы сами можете себе представить, организовать работу даже только по одному этому примеру силами одного администратора кинотеатра в свободное от основной своей работы время невозможно ни практически, ни теоретически. И, если по первому и второму пункту комплекса нужно, в основном, только принятие стратегических решений, хотя и они должны приниматься на основе маркетингового анализа, с последующим отслеживанием эффективности, то по третьему и четвёртому пункту – работы хватит не только штатным специалистам, но придется привлекать дополнительно ещё и временных работников, или прибегать к услугам аутсорсинговых компаний.
Одним словом, хотя содержание отдела маркетинга с финансовой точки зрения достаточно хлопотное, тем не менее, в необходимости его наличия, лично я уверен на все 100%.
Так вот, первые два года (2009-2010) работы кинотеатра нам удавалось увеличивать выручку до 100% в год. После того, когда основное освоение действующего кинорынка закончилось и были запущены главные программы лояльности, мы переориентировали свою стратегию на его расширение, что дало нам прибавку к бокс-офису до 30% за год. На этом этапе отдел маркетинга занимался поиском целевых аудиторий, не являющихся на тот момент сколь-нибудь лояльными к просмотру кинофильма в кинотеатре в принципе. Такая, так сказать, разработка месторождений сланцевого газа – добывать тяжело, но даёт дополнительную прибыль, хотя, конечно, с меньшей рентабельностью. Эта стратегия оправданна на том этапе, когда дальнейшее перераспределение клиентов между конкурентами носит ещё более затратный характер. Я уже не говорю об увеличении объёма кинорынка в целом, что, несомненно, приводит к ослаблению конкурентной напряжённости.
Но самое большое испытание на прочность маркетинговой политики наступило вследствие одновременного стечения нескольких обстоятельств, а именно: неудачный эксперимент с открытием кинотеатра в малонаселённом районе, смена собственника ТРЦ, повысившего арендную ставку более чем в два раза, а так же ужесточение финансовой политики дистрибьюторов в части сроков расчёта за фильмы. Что привело к большому кассовому разрыву, и как следствие невозможности своевременно выполнять свои финансовые обязательства. Итог: блокировка около 60% премьер. И в этих условиях, когда из десяти премьерных фильмов у нас в прокате было только четыре, мы проработали практически два года.
Финансовый результат удивил даже меня: за первый год + 10%, к концу второго -8%, т.е. по итогам двух лет прирост составил около 2%. Правда, произошло это в результате повышения цен на билеты, так как потери в посещаемости составили 15%. В этот период, естественно, поменялись и тактические задачи, стоящие перед отделом маркетинга. Привлекать новых клиентов в кинотеатр было не только бессмысленно, но и вредно. Как это звучит не парадоксально, но маркетинговые технологии в данный период «пустых полок» абсолютно идентичны технологиям, применяемым в период гипер-спроса на товары и услуги, когда предприятие не в силах обеспечить качественное оказание услуг в связи с ограничениями пропускной способности. Основная задача в оба эти периода состоит в том, чтобы временно остановить приток новых клиентов, именно для того, чтобы не потерять их в будущем.
Поэтому, основное внимание отдела маркетинга было переориентировано опять на целевые аудитории кинотеатра, с той разницей, что сейчас нужно было не привлекать новых клиентов в сегменте, а сделать всё, чтобы удержать старых. С учетом того, что все программы по привлечению новых зрителей были свёрнуты на этот период, можно с большой долей вероятности утверждать, что результат маркетинговой активности за предыдущие годы выразился в значении индекса лояльности клиентов NPS на уровне 70. Индекса, определяемого как разницу между так называемыми «промоутерами» и «критиками» из числа клиентов кинотеатра. А, так как 85% наших зрителей без какого-либо анкетирования проголосовали ногами за регулярные посещения, а все нейтральные потребители, очевидно, примкнули к критикам – получаем 85-15=70. Для справки могу сказать, что интервал значений индекса NPS находится от -100 до +100, а по исследованиям, проведённым Рейхельдом (основоположник данного метода) в 2001 году более чем в 400 компаниях Америки, средний показатель NPS по рынку в отраслях составил 16.
И пожалел я только о том, что мало тратил средств на маркетинг.
***
Думаю, на два первых вопроса о том, что «никто не мешает», и «деньги на маркетинг нужно тратить», я ответил. Сколько тратить – можете рассчитать сами, хотя бы на примере моего опыта, даже с применением пессимистического индекса. Вот примерный расчёт: в результате активной деятельности маркетинговой службы наш кинотеатр имеет дополнительно, как минимум, 20% выручки, что выражается в 700-800 тыс. рублей маржинальной прибыли в месяц. Затраты на содержание отдела маркетинга и расходы на реализацию маркетинговых программ ежемесячно составляют от 200 до 300 тыс. рублей. То есть, рентабельность работы отдела маркетинга в нашем кинотеатре равна как минимум 200%. И это самый пессимистический прогноз. Давать оптимистический прогноз не буду, дабы не вводить в заблуждение читателей и не провоцировать себя на чрезмерные дополнительные траты. Потому как для любых вложений есть предел рентабельности. В том числе и в маркетинг.
Остался последний вопрос – где взять специалистов? Тут, конечно, вопрос сложный. К сожалению, основная масса выпускаемых нашими ВУЗами так называемых маркетологов имеет весьма пространное понимание о предмете, которому её пытались научить на протяжении целого (!) учебного семестра. И тем более, не имеет и малейшего представления о происходящей вокруг неё маркетинговой действительности. Ещё ситуация осложняется тем, как я уже говорил ранее, что маркетинг – это 50% креатива и 50% техники. И найти специалиста, который обладал бы одновременно необходимыми способностями, с моей точки зрения, по меньшей мере, выглядит утопически. Поэтому я советую разделять эти функции на разных специалистов. «Креатор», скорее всего, мог бы отвечать за разработку маркетинговой стратегии, а «технарь» за её планомерную реализацию. Сколько еще необходимо специалистов в отдел маркетинга зависит от продуктивности уже имеющихся, от объёма производства, от выбранной маркетинговой стратегии, и, конечно же, от уровня ваших амбиций по завоеванию рынка кинопроката.
Поэтому выбирайте лучших из тех, кто есть, и окунайте быстрей в работу. Уверен, что лучший учитель в маркетинге – это практика. Но сначала пусть всё-таки что-нибудь почитают.
Подпишусь на комментарии. В прошлых публикациях они были не менее интересными и содержательными, чем сами тексты 🙂
Вадим, а сколько специалистов в вашем отделе маркетинга?
Со мной – четверо.
Вадим, что то я не понимаю… Крупные сети у Вас под боком ограничивают свои маркетинговые потуги открытием кинотеатра, то есть с Ваших слов, как таковым маркетингом в целом не занимаются. А у вас с маркетингом полный порядок. Настолько хорош Ваш маркетинг, что даже не хватает денег рассчитаться за фильмы, и Вам не дают премьер. Иными словами, Вы из глубокой задницы пытаетесь “атаковать” Синемапарк, только сам Синемапарк ваш креатив в упор не замечает, даже на запах не чувствует. 🙂
На досуге поинтересуюсь у Синемапарка, а знают ли они вообще о Вашем существовании.
А может быть все как раз наоборот? Крупная сеть действительно скрупулезно относится к маркетингу, привлекая лучших специалистов, разрабатывая правильные стратегии итд. И получают достойный результат. А Вы, извините, воздух пинаете в надежде протянуть хотя бы еще годик. Как говорит один мой знакомый: “Смотрите счет на табло! Там все понятно.”
Не морочьте людям голову. На месте Ваших коллег я бы лучше книжку умную купил, и почитал бы тех, кто в маркетинге разбирается.
Юрий, искренне надеюсь, что ваша уверенность в скрупулёзном маркетинге сетей соответствует действительности. Иначе я , вообще, в этой жизни разочаруюсь. Уверен, также, что в крупных сетях работают лучшие специалисты в отрасли. Но вот смотрю на табло, и понять ничего не могу. «Киномакс» в Тюмени работает уже пять месяцев, расположен в самом крупном в Тюмени ТРЦ, самая большая парковка в городе которого, заполнена всегда до отказа, но его посещаемость на сегодняшний день мало отличается от нашего кинотеатра. «СП» знал об открытии «Киномакса» как минимум за год, но, тем не менее, не смог предотвратить отток клиентов. Может, конечно, я опять ошибаюсь, так как on-line табло «СП» отключил и мне трудно взять достоверную информацию, но по тем отрывочным сведениям от дистрибьюторов и линейного персонала «СП», падение бокс-офиса к прошлому году составило не менее 10%. Кстати, у нас по итогам первых четырёх месяцев этого года +15%. Если не секрет, как у Вашего кинотеатра динамика, того, который развивается? Честно интересно.
А вот в том что «СП» не знают о нашем существовании, боюсь Вас разочаровать. Думаю, что линейный персонал уже давно догадывается что мы есть. Иначе тогда кому они постоянно передают хард-диски с фильмами? Лично меня бы сильно насторожила транспортная компания с названием «Дом Кино». Про умную книжку полностью согласен. Если есть такая на примете по маркетингу кинотеатра, дайте наводочку. Сам бы с удовольствием почитал. Может быть тогда и я, наконец, осознал свою никчёмность в познаниях маркетинга и перестал морочить голову людям.
А пока смотрю на табло… И ничего не понимаю!
Вадим, прошу Вас не писать о том, что Вы не знаете. Откуда у Вас экспертиза по крупным сетям? Вы управляете сетью или одним локальным кинотеатриком в глубинке? То, что вы себя именовали “СЕТЬЮ”, еще ни о чем не говорит. Пишите про себя.
Модели раскрутки у крупных сетей работают по разному. Я не сомневаюсь, что в Киномаксе все будет в порядке. Нужно время, и это реальность сегодняшнего дня. У нас один объект два года только входил в тонус. Была ситуация похожая на Киномакс: и крупный ТЦ, и парковка, и полно народу в Ашане, а у нас был голяк. Сейчас в этом кинотеатре по 60 тыс народу в месяц. Все довольны.
У нас тоже 15% прирост в среднем по сети. Из относительно новых кинотеатров динамика лучше: 19%, 27%, 28%, есть даже 74%. У того, о котором мы раньше говорили прирост 29% по зрителям, но всего 14% по боксофису. Почему то цена билетов упала на 11%. Видимо народ не готов платить в регионах.
Как интересно все складывается-то, а.
Значит комментарий Вадима по предыдущей части повествования:
“Надеюсь, что СП и не подозревает о нашем существовании.”
Сегодня:
“А вот в том что «СП» не знают о нашем существовании, боюсь Вас разочаровать. Думаю, что линейный персонал уже давно догадывается что мы есть. ”
Так надеюсь или все же боюсь разочаровать?
Вадим, о конкуренции в городе (любой, даже если это однозальник на 15 мест убитый) знает и центральный офис сети, и линейный персонал, и вообще любой уважающий себя бизнес. Не обольщайтесь.
Вообще немного странный тон избран еще с прошлой части, “подбирать заблудших овец, отбившихся от стада Синема Парка” и вообще как-то все очень приниженно. Странно это. Вы не любите свой кинотеатр?
***, вообще, про стадо и про осведомленность СП это была шутка юмора. И как я сейчас только осознал – не очень удачная. Потому как, я понял, что Вы, реально думаете о том, что в нашем отделе маркетинга есть должности загонщиков и пастухов? И что они ежедневно, вооружившись лассо и прочими причиндалами, выходят на промысел парнокопытных? Кстати, идея сегмента «заблудших овец» исключительно Ваша. И хотя платёжеспособность этой целевой аудитории у меня вызывает большие сомнения, тем не менее, по бартеру, в период шашлычного сезона можно и поработать. К тому же экономия на чёрных повязках, глаза завязывать нет никакой необходимости, обратной же дороги всё рано не будет. Всё, выше написанное, – тоже шутка. Возможно тоже – не очень удачная.
А если серьёзно, то в компетентности маркетинговых и не только маркетинговых служб СП у меня нет никаких сомнений. Именно эта вера в абсолютную непогрешимость не дает мне осознать природу откровенных маркетинговых «ляпов» СП. Лично у меня здесь несколько вариантов . Вариант первый: эти «ляпы» совсем не «ляпы», а часть тщательно продуманной маркетинговой стратегии. И проблема только в том, что моё глубоко провинциальное мышление, не даёт мне хоть в какой-то мере, осознать глубину маркетинговой мыли законодателей кинопроката. Более того, я готов принять этот вариант как основной и единственный, если мне, пусть даже не в доступной для меня форме (т.е. не опускаясь до моего уровня) даст кто-нибудь, хоть какое-нибудь объяснение этим самым «ляпам». Вариант второй: СП, и не только он, считают, что нет особого смысла заморачиваться на разного рода маркетинговые ухищрения и регулярно корректировать свою маркетинговую стратегию и совершенствовать свою маркетинговую тактику , когда и так всё хорошо. Да и морлоки, нет так часто, вылезают на поверхность. И другие элои ведут себя не агрессивно, можно даже сказать, дружелюбно. А что? Пастбищ всем хватает, можно еще выбирать. Вариант третий: инвесторы СП, в принципе, не ставят задач перед топ-менеджментом сети заниматься маркетинговыми инновациями и прочей самодеятельностью, а следовать только апробированным на западе маркетинговым технологиям кинопроката. Есть еще пара вариантов, но я даже о них думать не хочу, не что писать. И тут, конечно, без раздвоения личности не обойтись. С одной стороны, я понимаю мощь и беспредельный профессионализм маркетинга СП, с другой, не понимаю, как при этом можно совершать такие промахи, которые лично для меня видны с первого взгляда невооруженным глазом, а маркетинг СП их не замечает годами. Тут сделаю поправку – не замечал, так как многие «ляпы» СП уже исправил, что ещё раз доказывает, что они были.
***, ничего удивительного в таком раздвоении личности Вадима я не нахожу. Клинически такие случаи описаны подробно. Парень просто заметался из стороны в сторону. Как это обычно бывает?
Малколм Гладуэлл когда-то изобрел теорию 10,000 часов. Именно столько практики (около 5 лет) человеку нужно, чтобы овладеть профессией. После чего возникает ощущение, что он все знает и всего достиг. Наверняка многие это проходили. Мои 10,000 часов в кино случились где-то в 1993г, и у меня тоже было ощущение крутизны.
Вот у Вадима крутизна вылилась в написание памфлетов по маркетингу. Отсюда и тон его первых публикаций… как бы тактичнее сказать?…. провинциально менторский. Проблема возникла тогда, когда Вадим понял (а он далеко не глупый, чтобы самому догадаться), что уровень его знаний на семь порядков ниже тех, кого он пытался учить. И его личные достижения ничем собственно не замечательны. Вот и заметался парень. То он великий конкурент Синемапарка, то он наоборот “партизан”.
Обычно циклы профессий заканчиваются на восьмом году. Поэтому через пару-тройку лет у Вадима этот недуг пройдет. Потом, либо из него получится настоящий профессионал и он перейдет на другой более высокий уровень. Либо займется чем-то другим в жизни.
Провинциально-менторский – это в точку.
Просто немного обидно, что цикл подобных публикаций в идеале мог бы кому-то помочь. А по итогу, кроме воды и понтов местами ничего более.
Вадим, ну пожалуйста, не пишите о других.
Зачем искать соринки в глазу у кинотеатра, который по результатам является одним из лучших в стране? Зачем указывать на их “ляпы”, когда Ваши собственные достижения раз в сто хуже тюменского СП и в сто тысяч раз хуже их сети в целом?
Однажды девочка из репертуарного отдела начала мне рассказывать, как плохо СП расписывает фильмы, и какие у них ошибки в репертуаре. Видимо хотела себя похвалить. Я ей тогда ответил, мол, может быть, но когда мы обгоним СП по боксофису, тогда и будем их критиковать. Сиди пока и помалкивай.
Вот и Вам надо поджать хвост и не отсвечивать. Мы реально нос в нос конкурируем с СП, а Вы им даже не конкурент. Как Вы себя вообще с ними можете сравнивать? И уж тем более рассуждать об инвесторах СП. Где Вы и где Потанин?
Пишите о себе любимом. Очень интересно читать 🙂
Юрий, это подобно конкуренции крупной торговой розничной сети и магазинчика в подвале квартальной многоэтажки. У одних цель собрать максимум, у вторых – собрать всё, что не собрали первые. И чем больше собирают первые, тем больше креатива надо приложить, чтб подобрать хоть что-то вторым. Вот такой креатив явно будет отличаться от маркетинга торговой сети)
Юрий, меня воодушевило Ваше пристальное внимание к моему «творчеству», а особенно его крайне критическая составляющая. Так как, идея публикаций была в том, чтобы консолидировать усилия по выработке способов и методик для увеличения возможностей независимых кинотеатров не только выживать под давлением крупных сетей, но и развиваться. То есть, всё, что я пишу это не для Вас, а скорее, даже, против Вас. Конечно, не Вас лично, а в Вашем лице – представителя монополистов кинорынка. И, судя по вашей негативной реакции – я иду в правильном направлении. Потому как, Ваша позиция о том, что когда крупная сеть вышла на рынок, все остальные кинотеатры должны «поджать хвост и не отсвечивать», думаю, устроит далеко не всех. И я, на своём опыте показываю, что не нужно никого бояться и, что безмерному потенциалу инвестиций крупных сетей, вполне можно противопоставить безмерный потенциал мозговой активности и маркетинговых технологий. При этом достичь вполне приличных результатов, а не как бы Вам хотелось думать, что «раз в сто хуже». Покажу это Вам на конкретных цифрах. Например, в январе 2012 года наш кинотеатр посетило 40977 зрителей. Для сравнения СП: «На калужской» – 68404, «На Октябрьском поле» – 46415, «Гранд Каньон» – 98594, в Тюмени – 112506, а Челябинске – 89097, в Набережных Челнах – 77372, «на Южной» – 76259, в Новосибирске – 95957, в Перми – 64396, «Галерея Арт(Уфа)» – 46919, «Семья (Уфа)» – 66968, в Волгограде – 60519, в Н. Новгороде – 96231, «на Багратионовской» – 66034, в Екатеринбурге – 65989, в Вологде – 61109, в Белгороде – 48117, в Саратове – 83626, в Новосибирске(Sun City) – 74228, в Воронеже – 69366, «на Тёплом стане» – 89108, в Химках – 95416, Санкт-Петербург(Радуга) – 102124, Санкт-Петербург(Дыбенко) – 61423, Майами Метрополис – 105559. Все данные взяты из открытого источника – с сайта СП. Как видно, редкий кинотеатр сети СП имеет посещаемость выше нашего кинотеатра хотя бы в два раза. И где 100, а где 2? И какой процент посещаемости по-Вашему нужно иметь, чтобы считать себя конкурентом? И про инвесторов я бы и не рассуждал, если бы они не меняли генеральных директоров и не вели переговоры о продаже бизнеса вообще.
Знаете, Вадим, самое интересное в этой ситуации, что Вы сами же приводите цифры Синема Парка Тюмени и мы все тут можем видеть, что СП в 3 больше собрал зрителей только за январь. А уж по году цифры небось еще выше.
Вот честно, вы бы как владелец кинотеатра лучше бы занялись оцифровкой и уволили репертуарный отдел, составляющий расписание.
Ибо если посмотреть расписание с четверга, то мы видим удивительно странное от балды сделанное расписание, где даже не учитывается, что в промежутках должно быть приблизительно равное количество сеансов.
Интересно, с 21 до 22 один сеанс – это в порядке вещей? Понимаю, что с 20 до 21 их четыре, но тем не менее, промежуток с 20-22 все же праймовый. Такие же проколы и в середине дня. Составлять расписание – это не просто выставить время начала сеанса и просчитать хронометражом.
Скажите, а правда есть смысл ставить вот такие сеансы, как 10 с чем-то утра для фильмов: Мамарош, Небо падших? То есть смысл, как я понимаю “уесть” СП, создав видимость широченного репертуара в промежутке с 10 до 11 утра?
P.S. Белка и Стрелка на 22 круто работает? Человека два собирает хотя бы?))
Про праймовые промежутки, конечно, понятно, что Люди Икс стоят хорошо, и новенький Подарок с Характером тоже. Не безнадежно то есть. Но для чего остальная мишура? Как вы работаете с более сложным контентом, нежели Люди Икс или Ной, по которому все сделали дистрибьютор и Первый канал?
Вот бы статью тоже какую полезную написали про роспись грамотную, азы или фишки какие (может про работу с дистрибьютором), а так грубость включили и чего?
Согласен. Есть конкуренция между сетями, и есть конкуренция внутри локальной территории между местными игроками. Тактика у всех своя. Вот сейчас там СП с Киномаксом, наверняка, мочат друг друга. Было бы интересно понаблюдать 🙂
Вот если бы Вадим писал, как он конкурирует с местным ДК за своего зрителя, то это было бы всем понятно и интересно читать. А он замахнулся на Вильяма, нашего, Шекспира… Сунулся не в ту драку 🙂
Юрий, я пропустил в прошлых комментариях какой кинотеатр, хотя тут уже сетями меряются представляете? уж сильно ваша осведомленность глаз колет)
и по предыдущему посту. открываться миллиарднозальный СП в скромном миллионнике нашей страны – логично, что тот же ДК, упомянутый Вами, начнет репу чесать “что делать”. по-моему вопрос в этом. иначе, по Вашей с *** логике, зашел в город СП с 10ю залами значит аналогичное (как минимум) количество залов нужно закрыть в городе. имею ввиду причину потерю смысла борьбы за зрителя (хотя по мне, как зрителю, ясно что СП это если только аймакс, а смотреть в регионе фильм за 300рэ… зайду в кинотеатр через дорогу или реку и за то же качество кинопоказа заплачу в 2 раза меньше).
Филипп, так в любом бизнесе. Вот в той же Америке владельцы мелких магазинов устраивают демонстрации против строительства в их районе супермаркета Wallmart или Costco. Потому что когда такой крупный игрок ступает на поляну, более мелким наступает крантец. Не сразу конечно. Но потихоньку потихоньку народ из их бизнеса перетекает к более сильному игроку. Об этом даже кино сняли с Томом Хэнксом “Вам письмо”.
Нет, конечно, ситуация с разными городами разная, и может такое случится, что маленький игрок найдет свою нишу в рамках какого нибудь отдаленного района, и будет спокойно окучивать свою аудиторию. Но с Тюменью, откуда пишет наш уважаемый Вадим, все более менее предсказуемо. Там был СП и куча мелких площадок. Потом пришел Киномакс, и между двумя мамонтами будет нехилая драка, в том числе и по ценам билетов. Город ведь небольшой. У двух этих перцев достаточно ресурсов, чтобы выдержать долгую битву. А вот хватит ли патронов Вадиму – это большой вопрос.
Он и в более спокойной обстановке не сильно хорошо выживал, когда студии лишали его премьер за неуплату. А сейчас и подавно. У Вадима средняя аудитория не более 20тыс зрителей в месяц. Это просто мизер для 10 залов. Ресурс практически исчерпан, и любой, даже малейший, отток зрителя окажется для Вадима фатальным. Сначала он придет к владельцу ТЦ и попросит скидку по аренде. Если получит, то протянет еще не много. Но на среднесрочную перспективу участь его скорее всего решена.
Я всячески желаю ему удачи в бизнесе, которым он займется после кино.
Вадим, открою Вам один секрет. На сегодняшний день все крупнейшие киносети стоят так или иначе на продаже. Открыто, как СП или ФК… Или втихую, как Люксор или Каро. Бизнес для того и строится, чтобы в какой то момент зафиксировать прибыль.
Генеральных директоров акционеры подбирают в соответствии с поставленными задачами. Одни директора хорошо развивают сеть. Другие хорошо продают. Поэтому смена Сережи Китина вопросов не вызывает. Он классный специалист, который на 150% выполнил свою задачу. Но сейчас задачи поменялись.
У нас с Вами разный подход в оценке компаний. Вы себя считаете по зрителям, а я считаю по капитализации компании, которая высчитывается по настоящей и прогнозируемой прибыли. Сегодня рыночная стоимость СП наверное близка к $500 млн включая долг. А сколько стоит Ваш бизнес? На мой взгляд, учитывая Ваши перспективы, ничего не стоит, так как скоро Вы скорее всего будете вынуждены прикрыть лавочку. Так что ищите на будущее, чем заняться помимо кино. Английский (в смысле маркетинг) Вы уже знаете 🙂
Я действительно пристально слежу за Вашими опусами. Но не потому, что вижу в Вас конкурента. Вы мне как личность интересны. Вспоминаю себя в 90х и ностальгирую. Какой же я глупый был в то время! И тоже давал всем “дельные” (идиотские) советы, как обустроить мир. Хорошее было время…
Продолжайте писать.
Вадим, Вам однозначно нужно продолжать писать свои статьи. Они очень ярко демонстрируют нехватку площадок для общения и обмена опытом специалистов кинобизнеса в интернет пространстве.
Cinemaplex, может стоит организовать в каком-то виде дискуссионную площадку для обсуждения актуальных вопросов тревожащих читателей? К сожалению опытных коллег можно вывести на обмен опытом только в комментариях 🙂
Приветствую Вадим! Наткнулся на заметку про маркетинг и с удовольствием прочитал! Поддерживаю на 100% актуальность темы и ее способы реализации .
Прочитал и коменты разных менеджеров, которые считают себя умнее всех. Слава богу, что такие есть и пусть дальше разрушают свои сети!) Особенно Юрий! Друзья мои, пост Вадима совсем о другом, если вы внимательно читали. Не о сеансах и не о том кто когда умрет. Вадиму респект!!!
Почти уверен, что в Тюмене Синемапарк и Киномакс платят аренду в своих ТЦ гораздо больше чем кинотеатр Вадима за кв. метр в год благодаря Китину & KO. А если еще учесть площадь перемноженную на $$ то тут спорный вопрос кто умрет первый Синемапарк или Киномакс)) Им Люксора еще не хватает для полного счастья! А сентябрь не за холмами.
Даже автоматическое исправление ошибок при наборе текста не спасает Вадима77, и выдает в нем двоечника. Купите себе учебник русской грамматики для 3 класса. И прежде, чем смешить людей своими глупостями, хорошо бы для начала знать, что в ТюменЕ у СП помещение кинотеатра в собственности.
Отличная компания умных парней собралась – “Два Вадима” 🙂
Юрий, Вы критикуете Вадима, а есть кинотеатры, для которых его статьи очень полезны, которые даже еще и на такой уровень не вышли. Мне его статьи очень интересны, для меня и здесь много нового. Каждое мнение имеет право на существование. И действительно было бы здОрово, если бы здесь появился форум.
Вадим, спасибо за замечательную статью! Взяла несколько идей на вооружение))
Спасибо за то чно написали статью, в 2016 году по программе фонда кино открыли кинотеатр в городе с населением 40 тыс. Сейчас еще небыло не одного сеанса, но думать о прокате, маркетинге, превлечен ии и удержании уже пора. Очень хочу узнать много нового и научиться. Новичек в кино бизнесе!